КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дифференциальной диагностики депрессивных состояний зунге
МЕТОДИКА АДАПТАЦИЯ Т. И. БАЛАШОВОЙ Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики. Полное тестирование с обработкой занимает 20-30 мин. Испытуемый отмечает ответы на бланке. Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле: УД = Sпр. + Sобр. где Sпр. - сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям № 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19; Sобр. - сумма цифр «обратных», зачеркнутым, высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20. Например: у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 - ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 - ставим в сумму один балл и т. д. В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов. Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более чем 70 баллов. БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
МЕТОДИКА ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ В. А. ЖМУРОВА Читайте каждую группу показаний и выбирайте подходящий вариант ответа - 0, 1, 2 или 3. 1 0 Мое настроение сейчас не более подавлено (печально), чем обычно. 1 Пожалуй, оно более подавлено (печально), чем обычно. 2 Да, оно более подавлено (печально), чем обычно. 3 Мое настроение намного более подавлено (печально), чем обычно. 2 0 Я чувствую, что у меня нет тоскливого (траурного) настроения. 1 У меня иногда бывает такое настроение. 2 У меня часто бывает такое настроение. 3 Такое настроение бывает у меня постоянно. 3 0 Я не чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня. 1 У меня иногда бывает такое чувство. 2 У меня часто бывает такое чувство. 3 Я постоянно чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня. 4 0 У меня не бывает чувства, будто моя жизнь зашла в тупик. 1 У меня иногда бывает такое чувство. 2 У меня часто бывает такое чувство. 3 Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь зашла в тупик. 5 0 У меня не бывает чувства, будто я состарился(лась). 1 У меня иногда бывает такое чувство. 2 У меня часто бывает такое чувство. 3 Я постоянно чувствую, будто я состарился(лась). 6. 0 У меня не бывает состояний, когда на душе очень тяжело. 1 У меня иногда бывает такое состояние. 2 У меня часто бывает такое состояние. 3 Я постоянно нахожусь в таком состоянии. 7 0 Я чувствую себя спокойно за свое будущее, как обычно. 1 Пожалуй, будущее беспокоит меня несколько больше, чем обычно. 2 Будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно. 3 Будущее беспокоит меня намного больше, чем обычно. 8 0В своем прошлом я вижу плохого не больше, чем обычно. 1В своем прошлом я вижу плохого несколько больше, чем обычно. 2 В своем прошлом я вижу плохого значительно больше, чем обычно. 3 В своем прошлом я вижу намного больше плохого, чем обычно. 9 0 Надежд на лучшее у меня не меньше, чем обычно. 1 Таких надежд у меня несколько меньше, чем обычно. 2 Таких надежд у меня значительно меньше, чем обычно. 3 Надежд на лучшее у меня намного меньше, чем обычно. 10 0 Я боязлив(а) не более обычного. 1 Я боязлив(а) несколько более обычного. 2 Я боязлив(а) значительно более обычного. 3 Я боязлив(а) намного более обычного. 11 0 Хорошее меня радует, как и прежде. 1 Я чувствую, что оно радует меня несколько меньше прежнего.
2 Оно радует меня значительно меньше прежнего. 3 Я чувствую, что оно радует меня намного меньше прежнего. 12 0 У меня нет чувства, что моя жизнь бессмысленна. 1 У меня иногда бывает такое чувство. 2 У меня часто бывает такое чувство. 3 Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь бессмысленна. 13 0 Я обидчив(а) не больше, чем обычно. 1 Пожалуй, я несколько более обидчив(а), чем обычно. 2 Я обидчив(а) значительно больше, чем обычно. 3 Я обидчив(а) намного больше, чем обычно. 14 0 Я получаю удовольствие от приятного, как и раньше. 1 Я получаю такого удовольствия несколько меньше, чем раньше. 2 Я получаю такого удовольствия значительно меньше, чем раньше. 3 Я не получаю теперь удовольствие от приятного. 1.5 0 Обычно я не чувствую вины, если нет на это причины. 1 Иногда я чувствую себя так, будто в чем-то я виновата). 2 Я часто чувствую себя так, будто в чем-то я виновата). 3 Я постоянно чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а). 16 0 Если что-то у меня не так, я виню себя не больше обычного. 1 Я виню себя за это несколько больше обычного. 2 Я виню себя за это значительно больше обычного. 3 Если что-то у меня не так, я виню себя намного больше обычного. 17 0 Обычно у меня не бывает ненависти к себе. 1 Иногда бывает, что я ненавижу себя. 2 Часто бывает так, что я себя ненавижу. 3 Я постоянно чувствую, что ненавижу себя. 18 0 У меня не бывает чувства, будто я погряз(ла) в грехах. 1 У меня иногда теперь бывает это чувство. 2 У меня часто бывает теперь это чувство. 3 Это чувство у меня теперь не проходит. 19 0 Я виню себя за проступки других не больше обычного. 1 Я виню себя за них несколько больше обычного. 2 Я виню себя за них значительно больше обычного. 3 За проступки других я виню себя намного больше обычного. 20 0 Состояние, когда все кажется бессмысленным, у меня обычно не бывает. 1 Иногда у меня бывает такое состояние. 2 У меня часто бывает теперь такое состояние. 3 Это состояние у меня теперь не проходит. 21 0 Чувства, что я заслужил(а) кару, у меня не бывает. 1 Теперь иногда бывает. 2 Оно часто бывает у меня. 3 Это чувство у меня теперь практически не проходит. 22 0 Я вижу в себе не меньше хорошего, чем прежде. 1 Я вижу в себе несколько меньше хорошего, чем прежде. 2 Я вижу в себе значительно меньше хорошего, чем прежде. 3 Я вижу в себе намного меньше хорошего, чем прежде. 23 0 Обычно я думаю, что во мне плохого не больше, чем у других.. 1 Иногда я думаю, что во мне плохого больше, чем у других. 2. Я часто так думаю. 3. Я постоянно думаю, что плохого во мне больше, чем у других. 24 0 Желания умереть у меня не бывает. 1 Это желание у меня иногда бывает. 2 Это желание у меня бывает теперь часто. 3 Это теперь постоянное мое желание. 25 0 Я не плачу. 1 Я иногда плачу. 2 Я плачу часто. 3 Я хочу плакать, но слез у меня уже нет. 26 0 Я не чувствую, что я раздражителен(на). 1 Я раздражителен(на) несколько больше обычного. 2 Я раздражителен(на) значительно больше обычного. 3 Я раздражителен(на) намного больше обычного. 27 0 У меня не бывает состояний, когда я не чувствую своих эмоций. 1 Иногда у меня бывает такое состояние. 2 У меня часто бывает такое состояние. 3 Это состояние у меня теперь не проходит. 28 0 Моя умственная активность никак не изменилась. 1 Я чувствую теперь какую-то «неясность» в своих мыслях. 2 Я чувствую теперь, что я сильно «отупел(а)», («в голове мало мыслей»), 3 Я совсем ни о чем теперь не думаю («голова пустая»). 29 0 Я не потерял(а) интерес к другим людям. 1 Я чувствую, что прежний интерес к людям несколько уменьшился. 2 Я чувствую, что мой интерес к людям намного уменьшился. 3 У меня совсем пропал интерес к людям («я никого не хочу видеть»), 30 0 Я принимаю решения, как и обычно. 1 Мне труднее принимать решения, чем обычно. 2 Мне намного труднее принимать решения, чем обычно. 3 Я уже не могу сам(а) принять никаких решений. 31 0 Я не менее привлекателен(а), чем обычно. 1 Пожалуй, я несколько менее привлекателен(на), чем обычно. 2 Я значительно менее привлекателен(на), чем обычно. 3 Я чувствую, что я выгляжу теперь просто безобразно. 32 0 Я могу работать, как обычно. 1 Мне несколько труднее работать, чем обычно. 2 Мне значительно труднее работать, чем обычно. 3 Я совсем не могу теперь работать («все валится из рук»). 33 0 Я сплю не хуже, чем обычно. 1 Я сплю несколько хуже, чем обычно. 2 Я сплю значительно хуже, чем обычно. 3 Теперь я почти совсем не сплю. 34 0 Я устаю не больше, чем обычно. 1 Я устаю несколько больше, чем обычно. 2 Я устаю значительно больше, чем обычно. 3 У меня уже нет никаких сил что-то делать. 34 0 Мой аппетит не хуже обычного. 1 Мой аппетит несколько хуже обычного. 2 Мой аппетит значительно хуже обычного. 3 Аппетита у меня теперь совсем нет. 36 0 Мой вес остается неизменным. 1 Я немного похудел(а) в последнее время. 2 Я заметно похудел(а) в последнее время. 3 В последнее время я очень похудел(а). 37 0 Я дорожу своим здоровьем, как и обычно. 1 Я дорожу своим здоровьем меньше, чем обычно. 2 Я дорожу своим здоровьем значительно меньше, чем обычно. 3 Я совсем не дорожу теперь своим здоровьем. 38 0 Я интересуюсь сексом, как и прежде. 1 Я несколько меньше интересуюсь сексом, чем прежде. 2 Я интересуюсь сексом значительно меньше, чем прежде. 3 Я полностью потерял(а) интерес к сексу. 39 0 Я не чувствую, что мое «Я» как-то изменилось. 1 Теперь я чувствую, что мое «Я» несколько изменилось. 2 Теперь я чувствую, что мое «Я» значительно изменилось. 3 Мое «Я» так изменилось, что теперь я не узнаю себя сам(а). 40 0 Я чувствую боль, как и обычно. 1 Я чувствую боль сильнее, чем обычно. 2 Я чувствую боль слабее, чем обычно. 3 Я почти не чувствую теперь боли. 41 0 Некоторые расстройства (сухость во рту, сердцебиение, запоры, удушье) у меня бывают не чаще, чем обычно. 1 Эти расстройства бывают у меня несколько чаще обычного. 2 Некоторые из этих расстройств бывают у меня значительно чаще обычного. 3 Эти расстройства бывают у меня намного чаще обычного. 42 0 Утром мое настроение обычно не хуже, чем к ночи. 1 Утром оно у меня несколько хуже, чем к ночи. 2 Утром оно у меня значительно хуже, чем к ночи. 3 Утром мое настроение намного хуже, чем к ночи. 43 0 У меня не бывает спадов настроения весной (осенью). 1 Такое однажды со мной было. 2 Со мной такое было два или три раза. 3 Со мной было такое много раз. 44 0 Плохое настроение у меня бывает, но это длится недолго. 1 Подавленное настроение у меня может длиться по неделе, до месяца. 2 Подавленное настроение у меня может длиться месяцами. 3 Подавленное настроение у меня может длиться до года и больше. ОБРАБОТКА ДАННЫХ. Определяется сумма отмеченных номеров ответов (они одновременно являются баллами). ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ:
Апатия. Состояние безучастности, равнодушия, полной индифферентности к происходящему, окружающим, своему положению, прошлой жизни, перспективам на будущее. Это стойкое или преходящее тотальное выпадение как высших и социальных чувств, так и врожденных эмоциональных программ. Гипотимия (сниженное настроение). Аффективная подавленность в виде опечаленности, тоскливости с переживанием потери, безысходности, разочарования, обреченности, ослабления привязанности к жизни. Положительные эмоции при этом поверхностны, истощаемы, могут полностью отсутствовать. Дисфория(" плохо переношу», «несу плохое, дурное»). Мрачность, озлобленность, враждебность, угрюмое настроение с ворчливостью, брюзжанием, недовольством, неприязненным отношением к окружающим, вспышками раздражения, гнева, ярости с агрессией и разрушительными действиями. Растерянность. Острое чувство неумения, беспомощности, непонимания самых простых ситуаций и изменений своего психического состояния. Типичны сверхизменчивость, неустойчивость внимания, вопрошающее выражение лица, позы и жесты озадаченного и крайне неуверенного человека. Тревога. Неясное, непонятное самому человеку чувство растущей опасности, предчувствия катастрофы, напряженное ожидание трагического исхода. Эмоциональная энергия действует столь мощно, что возникают своеобразные физические ощущения: «внутри все сжалось в комок, напряглось, натянулось как струна, вот-вот порвется, лопнет...». Тревога сопровождается двигательным возбуждением, тревожными возгласами, оттенками интонаций, утрированными выразительными актами. Страх. Разлитое состояние, переносимое на все обстоятельства и проецирующееся на все в окружающем. Страх также может быть связан с определенными ситуациями, объектами, лицами и выражается переживанием опасности, непосредственной угрозы жизни, здоровью, благополучию, престижу. Может сопровождаться своеобразными физическими ощущениями, свидетельствующими о внутренней концентрации энергий: «внутри похолодело, оборвалось», «шевелятся волосы», «сковало грудь» и т. п. ТЕСТ ЛЮШЕРА Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Зарубежные психологи применяют иногда тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психо- логической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых. Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета. Основные цвета: 1) синий - символизирует спокойствие, удовлетворенность; 2) сине-зеленый - чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство; 3) оранжево-красный - символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение; 4) светло-желтый - активность, стремление к общению, экспансивность, веселость. При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций. Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый; 7) черный; 8) нулевой (0). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже. Инструкция (для психолога): «Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т. п. Испытуемый должен выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера карточек в разложенном порядке. Через 2-3 мин опять положите карточки цветовой стороной кверху и проделайте то же самое. При этом поясните, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто впервые. Первый выбор характеризует желаемое состояние, второй - действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования». В результате тестирования получаем восемь позиций: первая и вторая- явное предпочтение (обозначаются ++); третья и четвертая- предпочтение (обозначаются х х); пятая и шестая - безразличие к цвету (обозначаются седьмая и восьмая - антипатия к цвету (обозначаются --). На основании анализа более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций: 1-я позиция отражает средства достижения-цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения); 2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый; 3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация; 5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, на- строение, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации; 7-я та. 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.
Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке предпочтения с указанием позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов записывается: Зоны (++; х х; = =;- -) образуют 4 функциональные группы.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |