Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работай, и удача будет на твоей стороне




Для профессионала не существует мелочей

- Если ты стремишься к высоким результатам, для тебя не может быть мелочей. При той конкуренции, которая существует в большом спорте, никаких мелочей ни в жизни, ни в работе не бывает. Если к чему-то относиться как к мелочи, то эта мелочь, в конце концов, может выйти для тебя боком – любое слово, любой жест, любое действие. Когда мы тренировались в составе сборной перед первой Олимпиадой, мы с Сашей находились в таких условиях, что опоздай он утром на зарядку, и это могло бы стать поводом для того, чтобы меня вообще выгнать со сборов. А если бы меня выгнали, им было бы проще решать с Сашей все свои вопросы: «Или делай так, как говорят, или до свидания!» Так что - какие тут мелочи!? За всем надо следить, с каждым уметь разговаривать. Есть ведь всякие люди. Одно слово не так сказал – передадут наверх, а там сделают соответствующие выводы.

А если говорить о тренировочном процессе, то ведь сам прием состоит из мелочей – как поставил ногу, как повернул голову, как захватил и пр. Это техническая сторона. То же самое можно сказать и о тактике. И у каждого спортсмена это все по-разному. Индивидуальные качества – это очень сложная штука. Все они суммируются, и получается ни на кого не похожая индивидуальность спортсмена. И развивать эти качества - это огромная и очень интересная работа. И сколько бы ты ни трудился в этом направлении, работы все время непочатый край. Все эти качества в мальчишке нужно увидеть, нужно на ковре самому попытаться понять и прочувствовать те движения, которые должен освоить твой ученик. И если ты их не прочувствовал сам, то тебе трудно будет объяснить ему то или иное движение, тот или иной технический прием. Техника, тактика – это очень тонкие вещи. И строить поединок так, как Саша, то есть непрерывно атаковать, делать свои приемы и при этом не пропускать приемы соперника – это огромная редкость. Это говорит о большой тактической грамотности и зрелости спортсмена. Каким бы ты ни был классным борцом, но только за одно какое-нибудь соревнование ты обычно все равно пропускаешь 1-2 приема соперника. А Саша за всю свою зрелую карьеру, начиная с 1987 года, где он в финале чемпионата СССР проиграл один балл двукратному чемпиону мира Игорю Растороцкому, не пропустил практически ни одного приема. В истории борьбы таких примеров просто нет.

- Конечно, глупо спорить с тем, что в спорте большую роль играет удача. Может же быть и так, что ты случайно споткнулся, сломал палец, не поехал на чемпионат мира или на Олимпиаду. Но этого не случается, эти неприятности обходят тебя стороной, тебе как будто что-то помогает свыше, и в итоге ты выигрываешь чемпионат мира, Олимпиаду. Верить в Бога или не верить - до поры до времени не задумываешься о таких вещах. Но у меня в жизни не раз были ситуации, когда казалось, что никакого выхода уже нет – никто не помогает, невозможно ничего доказать, ничего не добиться. Но потом одно начинает цепляться за другое, и ты вдруг встречаешь человека, который тебе помогает, и непонятно как вылезаешь из этой безвыходной ситуации. Само собой, ты этого хотел. Но обстоятельства складываются порой таким удивительным образом, что даже трудно объяснить, как так все могло получиться.

Из своего опыта могу сказать одно: везет тому, кто пашет, кто трудится. Просто так ничего не бывает. Только когда ты очень хочешь чего-то добиться и упорно ищешь пути выхода из сложной ситуации, только в этом случае тебе словно приходит помощь свыше – ты встречаешь нужных людей и т.д. Сколько раз я слышал: «Вот везучий! Попался ему Саша Карелин! Попался бы он мне – у меня стал бы трехкратным олимпийским чемпионом!» И люди так рассуждают на полном серьезе! И таких ведь немало! А сколько здесь за мою бытность было талантливых ребят! Но чтобы пробиться, надо было пахать. А они попадали в совсем другое окружение, и кто-то не работал так, как надо было работать, кто-то нарушал режим. И если бы у такого парня была какая-то постоянная опека, то, глядишь, он выиграл бы чемпионат Советского Союза, попал бы на чемпионат Европы, и у него появился бы интерес. Его «засосало» бы уже другое, борцовское окружение, и ему уже некогда было бы отвлекаться на другие, ненужные дела.

Свою правоту доказывай результатом

- Тренеры сборной часто мне говорили: «Наблюдаем за вами и ничего понять не можем. Да, Саша сбивает, бросает, падает, а что вы делаете – так и не поймем». Работа «на руках» - она немного неконкретная. Где-то соперника захватываешь, где-то раскрываешь, где-то загоняешь, затем сбиваешь. Не было той яркости, как хотелось бы тренерам сборной – броски с прогибом через спину и пр. Когда я сам боролся, то бросал через спину из любого положения, а Сашу не смог этому научить. Просто потому, что ему этого не дано. Но в сборной мне говорили, что Карелин никогда в жизни не будет бороться «на руках». Потому что так никто никогда не боролся. Мне говорили, что это только юноши так борются. Но у других ничего не получалось, а у Саши получалось. Другие здорово бросали, но когда он начинал с ними бороться «на руках», он их «загружал», и они падали, забывая о бросках. Но все это надо было доказывать. Не критиковать, не говорить о том, что тебе мешают, а добиваться своего. И опять же здесь решающим фактором становится взаимопонимание ученика с тренером. Кто бы и что бы там со стороны не навязывал, ученик должен слушать тренера. Саше ведь тоже что только не советовали. Он им отвечал: «Не мешайте, у меня есть тренер». Тогда они бежали жаловаться к главному тренеру… Вот так и приходилось работать. Надо просто иметь свое мнение, отстаивать свою позицию, и свою правоту доказывать результатом. Прав ведь всегда тот, у кого есть результат. Если у тебя есть результат, то все поймут, что ты умеешь работать, и от тебя отстанут. Если тебя засуживают, значит, ты даешь повод для этого. Когда ты выходишь на ковер и проводишь результативные действия, набираешь баллы, то никто ничего не сможет сделать. Тебя не засудят, как бы им этого не хотелось.

Когда один из тренеров сборной, олимпийский чемпион, сам боролся на ковре, он здорово бросал с прогибом. И он говорил мне: «Саша должен бросать с прогибом!» Я отвечал ему: «А ты возьми и научи его этому! Возьми и научи! Я ведь не против того, чтобы он так бросал. Говорить-то можно что угодно. Но ты за всю свою жизнь научил кого-нибудь бросать так, как ты сам бросал?» Он отвечает мне: «Нет». Тогда я ему: «Вот видишь, ты в сборной СССР не можешь найти человека и научить его, чтобы он бросал так же, как и ты. А здесь ты считаешь, что Саша должен бросать с прогибом!» Как я только с ними не беседовал! Перед третьей Олимпиадой они решили, что Саше надо добавить в технический арсенал броски, потому что он борется «на руках» и себя изматывает. А так бросил – и отдыхай! И вот опять начинались дискуссии: «А ты чем боролся? У тебя вообще никаких бросков не было, а ты стал двукратным олимпийским чемпионом! Ты не бросал ни прогибом, ни через спину! Ты делал какой-то незаметный перевод в партер, где-то сбивал соперника. А ты? Кого ты научил так бросать, как бросал сам?» И вот когда начинаешь с ними так разговаривать, они начинают вспоминать, как боролись сами. И тут они понимают, что у них в арсенале не было каких-то слишком уж эффектных бросков, но, тем не менее, они стали чемпионами мира и олимпийских игр. И тогда они согласились: «Ну ладно, пускай борется так, как боролся».

Иногда начинаешь вспоминать все эти годы – как я только выжил? Помню, когда нас в зал не пускали, неделю спать не мог. Я думал тогда лишь о том, чтобы где-нибудь сердце не схватило. А так – переживу. Спасали только тренировочные схватки, в которых я выкладывался, и после мощной физической работы нервная система успокаивалась, восстанавливалась, и проблемы уходили на второй план. Но любые трудности – это твои проблемы. Никому ничего не объяснишь. Все нужно доказывать результатом.

 

Беседовал Александр Скляренко

http://karelin.ru/lskk.php




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.