КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комментарий. 1 страница
Комментируемая глава подробно регулирует виды лиц, которые относятся к категории обучающихся в Российской Федерации в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации, в отличие от ныне действующего Закона РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании» (в ред. от 1 апреля 2012 г.), который столь подробной классификации не содержит. Воспитанниками признаются лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования; лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием (нахождением) в образовательной организации, а также иные лица в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. К иным лицам могут быть отнесены, например, воспитанники воинских частей,[61] воспитанники штатных военных оркестров внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.[62] Следует отметить, что комментируемая статья рассматривает воспитанника как вид обучающегося, в то время как действующее образовательное законодательство предусматривает двух равноценных субъектов – обучающегося и воспитанника. Новый подход следует признать более правильным. Учащимися признаются лица, осваивающие основные образовательные программы общего образования, дополнительные общеобразовательные программы. Общее образование, согласно п. 2 ст. 11 комментируемого Закона, включает в себя три уровня – начальное общее, основное общее и среднее общее образование. Студентами (курсантами) являются лица, осваивающиеобразовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата (академического, прикладного), программы специалитета или программы магистратуры. Следует отметить, что Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в ред. от 3 декабря 2011 г.) под студентом вуза понимает лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение для обучения (ст. 16). Курсантами признаются лица обучающиеся в военных образовательных учреждениях. Например, в соответствии с Типовым положением о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования,[63] курсантами являются военнослужащие, обучающиеся в высшем военно-учебном заведении и не имеющие воинских званий офицеров. Аспирантами являются лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров (прежнее определение, данное в Законе «О высшем и послевузовском образовании», предусматривало, что аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук). Адъюнктами считаются лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров. Прежние определения конфликтовали между собой. Так, Закон «О высшем и послевузовском образовании» под адъюнктом понимал военнослужащего, имеющего высшее профессиональное образование, обучающегося в адъюнктуре и подготавливающего диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. В подзаконных актах встречается уточнение на предмет того, что адъюнктом может являться только офицер.[64] Ординаторами признаются лица, обучающиеся по программам ординатуры. Клиническая ординатура является частью многоуровневой структуры высшего медицинского образования в Российской Федерации, формой непрерывного профессионального образования врачей в медицинских высших учебных заведениях и научно - исследовательских учреждениях, на медицинских факультетах университетов, в институтах усовершенствования врачей, проводимого с целью подготовки или переподготовки специалистов отрасли, а также повышения квалификации. Основной задачей обучения врачей в клинической ординатуре является подготовка высококвалифицированных специалистов для самостоятельной работы в органах и учреждениях здравоохранения или в порядке частной практики.[65] Ассистентами-стажерами признаются лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» под ассистентом-стажером первоначально понимал лицо, имеющее высшее профессиональное образование, обучающееся в форме ассистентуры-стажировки по очной форме и осуществляющее подготовку выпускной работы по творческо-исполнительским специальностям (ст. 19.1). Положение о получении послевузовского профессионального образования в форме ассистентуры-стажировки должно быть утверждено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (та же статья). Комментируемая статья содержит также определение слушателя, экстерна, соискателя. Специальные названия обучающихся общеобразовательных организаций, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, предусматриваются уставами В комментируемой главе закреплены основные права обучающихся в сфере образования. Большим юридико-техническим недостатком является отсутствие какой-либо логики в систематизации указанных прав, они просто перечислены единым списком, в котором конституционные права смешаны с отраслевыми правами и социально-экономическими гарантиями. Мы полагаем, что указанный список можно разбить на следующие группы: 1) Конституционные основные права, к числу которых относится, во-первых, право обучающихся на получение образования по основной образовательной программе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и образовательными стандартами и (или) по дополнительной образовательной программе, программе профессионального обучения. В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый человек имеет право на образование. Содержание права на образование составляют более конкретные права на общедоступное и бесплатное образование (дошкольное, основное общее и среднее профессиональное), а также бесплатное (на конкурсной основе) высшее образование, которое можно получить в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (часть 3 статьи 43 Конституции). Реализация конституционного права на образование гарантируется федеральными государственными образовательными стандартами, которые обязано устанавливать государство, поддерживающее также различные формы образования и самообразования (часть 5 статьи 43 Конституции). Право на образование гарантируется также международно-правовыми актами, в частности, ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейской социальной хартией (пересмотренной в 1996 г.), Всемирной декларацией о высшем образовании для XXI века (1998 г.) и множеством других аналогичных документов. Во-вторых, комментируемый закон предусмотрел право обучающихся на уважение их человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности. Право на достоинство относится к числу ведущих конституционных прав граждан в демократических государствах. Российская Конституция гласит, что достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности (ч. 1 ст. 21). Запрещено подвергать личность любому насилию, пыткам, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия подвергать медицинским, научным и иным опытам. Во Всемирной декларации прав человека достоинство, присущее всем членам человеческой семьи, и их равные и неотъемлемые права признаются основой свободы, справедливости и всеобщего мира. В-третьих, обучающиеся имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса. Право на жизнь, предполагающее ее всемерную охрану, и право на здоровье также являются правами, защищаемыми на самом высоком международно-правовом и конституционном уровнях. В-четвертых, комментируемая статья гарантирует право на свободу совести и свободное выражение собственных взглядов и убеждений. Свобода совести, включающая в себя также право свободно выбирать, иметь и распространять собственные убеждения и действовать в соответствии с ними, декларируется ст. 28 российской федеральной Конституции. Необходимо иметь в виду, что свобода совести включает в себя и свободу вероисповедания. Комментируемое положение Закона не содержит никаких указаний насчет рамок соблюдения свободы вероисповедания обучающихся, другими словами, возможны ли какие-либо ограничения в этом плане. Не следует ли ограничить отдельные проявления свободы вероисповедания обучающихся в образовательных учреждениях: ношение, скажем, православных крестиков «напоказ» поверх одежды, особых женских покрывал обучающимися-мусульманками и т.д. Здесь следует учитывать, по нашему мнению, международный опыт демократии и российские особенности межнациональных отношений. В-пятых, комментируемая глава Закона предусматривает право обучающихся на информацию в целом, а также информацию от образовательной организации о положении в сфере занятости населения Российской Федерации по осваиваемым ими профессиям, специальностям и направлениям подготовки. В Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации). Действует Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»,[66] который устанавливает виды информации (свободно или ограниченно распространяемая, запрещенная к распространению и т.д.), порядок ее распространения и предоставления и т.д. Следует отметить важность своевременного доступа к актуальной научной и иной информации, необходимой как обучающимся, так и преподавателям в целях обеспечения нормального процесса обучения на уровне развитых государств. Необходимо помнить, что информация является самым динамично меняющимся явлением в современном мире, а процесс обучения на любой ступени предполагает непрерывный поиск, анализ, распространение актуальных сведений и различного рода данных. Другими словами, обучение немыслимо без свободного доступа к свежей и наиболее полной информации, обеспечить который, согласно комментируемому Закону, обязаны образовательные организации. В-шестых, обучающиеся имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях. Также гарантируется право на участие в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, ведущейся образовательной организацией, наравне с научно-педагогическими работниками образовательных организаций высшего образования и научными работниками научных организаций; опубликование своих работ в изданиях образовательной организации. Эти положения развивают и детализируют норму ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждому человеку гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2) Личные права в области образования. Во-первых, обучающиеся имеют право на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, и формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также провозглашает обязанность государств уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством (часть 13 статьи 13). Возможность выбора образовательного учреждения и приемлемой формы обучения должно сформировать здоровую конкуренцию среди образовательных учреждений, и многообразие предложений на рынке образовательных программ, что в будущем, несомненно, положительно отразится на качестве образования в нашей стране. Во-вторых, обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии. Этим положением, фактически, декларируется индивидуальный, а не усредненный подход к каждому обучающемуся. Эта норма в целом соответствует Международной конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., подписанной, но, к сожалению, еще не ратифицированной Российской Федерацией. В соответствии с указанной Конвенцией, признается право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники Конвенции обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом: a) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия; b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме; c) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества (часть 1 статьи 24). Конвенцией также предусмотрено, что при реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы: a) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды - из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования; b) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания; c) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности; d) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения; e) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки (часть 2 статьи 24). В-третьих, обучающиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренный курс обучения, в пределах осваиваемой образовательной программы. Введение профильного обучения в старшей школе, обеспечивающего возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана рассматривается как одно из основных направлений, способствующих реализации стратегической задачи совершенствования содержания и технологий образования.[67] В-четвертых, в подп. 5-7 п. 1 комментируемой статьи закреплены такие взаимосвязанные права обучающихся, как право на участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов, устанавливаемых университетами; право на выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования); право на освоение помимо учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по осваиваемой образовательной программе любых других, преподаваемых в данной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Подобный гибкий подход учитывает своеобразие личностных качеств и индивидуальных способностей каждого обучающегося, позволит обучающимся более свободно их реализовывать. В-пятых, обучающиеся имеют право на перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании. В-шестых, предусмотрено право обучающихся на переход с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В-седьмых, обучающиеся имеют право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этой организации и успешном прохождении аттестации в порядке, установленном законодательством об образовании (после получения основного общего образования). В-восьмых, обучающиеся имеют право на восстановление для получения образования в образовательной организации, реализующей основные профессиональные образовательные программы, в порядке, устанавливаемом законодательством об образовании. В-девятых, важность представляет право обучающихся участвовать в управлении образовательной организацией в порядке, определенном ее уставом, а также быть ознакомленными со свидетельством о государственной регистрации, уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, учебно-программной документацией, другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в образовательной организации. 3) Социально-экономические гарантии, к которым, следует, во-первых, отнести право на отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Основания отсрочки от призыва граждан на военную службу предусмотрены ст. 24 указанного Федерального закона, и в настоящее время право на отсрочку имеют отдельные категории граждан, обучающиеся по очной форме обучения, а также получившие удовлетворительные результаты на обязательной государственной (итоговой) аттестации по завершении освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, но только на период до 1 октября года прохождения указанной аттестации.[68] Обучающиеся также имеют право на каникулы – плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей, и академический отпуск, а также отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Большое значение имеет право обучающихся на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной, лечебной базой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации. Обучающиеся имеют также право на направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, в том числе в образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств. Наконец, обучающиеся имеют возможность получать поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, правда, в чем они конкретно заключаются, Закон не уточняет. 4) Обучающиеся имеют право на защиту своих прав, а конкретнее, право на обжалование актов органов управления образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В комментируемом Законе перечисляется ряд мер социальной поддержки и стимулирования обучающихся, в частности, полное государственное обеспечение, обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, питанием, местами в общежитиях, интернатах, транспортными услугами, стипендиями, материальной помощью и т.д. в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации. Также обучающиеся имеют право на предоставление в установленном порядке образовательного кредита. Последнее открывает значительные перспективы перед большинством обычных студентов, как правило, стесненных в средствах, но желающих получить как можно больше от системы образования. Другое дело, что сама система образования, его качество должны соответствовать желанию платить за них с процентами. В настоящее институт образовательного кредитования проходит стадию становления.[69] Комментируемая глава Закона устанавливает право лиц, осваивающих основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, либо обучавшиеся в не имеющей государственной аккредитации образовательной организации, пройти экстерном (в качестве соискателя) промежуточную и итоговую аттестацию в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации, пользуясь при этом всеми академическими правами обучающихся. В настоящее время получение образования в форме экстерната регулируется такими разнородными документами, как Приказ Минобразования РФ от 23.06.2000 г. N 1884 "Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната",[70] Приказом Минобразования РФ от 01.11.1995 г. N 563 "Об утверждении Положения об итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования и Положения о получении начального профессионального образования в форме экстерната",[71] Постановлением Госкомвуза РФ от 31.05.1995 г. N 2 "Об утверждении Положения об экстернате в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования Российской Федерации"[72] и многими другими. На наш взгляд, взамен необходим единый документ, принятый в форме постановления Правительства РФ, регулирующий получение образования и прохождение аттестации в форме экстерната. Обучающиеся имеют право на свободное посещение проводимых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, мероприятий, которые не предусмотрены учебным планом. Данная норма перешла в новый Закон из прежнего Закона «Об образовании» (п. 16 ст. 50). Также запрещается привлечение обучающихся без их согласия и согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой. Право на вступление в общественные объединения, пребывание в них и свободный выход, как и свобода деятельности общественных организаций, гарантируются Конституцией РФ (ч. 1 ст. 30). Обучающиеся имеют право на участие в общественных объединениях, в том числе в профсоюзах, и создание любых общественных организаций в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».[73] В соответствии с Конституцией РФ никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30). Закон об образовании специально запрещает принуждение обучающихся и воспитанников к вступлению в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях. Установлено право обучающихся на создание студенческих советов и студенческих отрядов. Предусмотрено заключение договоров (соглашений) между общественными организациями студентов и образовательными организациями, регулирующих их взаимоотношения. В Законе предусмотрена обязанность образовательных организаций всех форм собственности, которым предоставляются субсидии из бюджетов различных уровней власти, обеспечивать обучающихся за счет бюджетных ассигнований стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, а также иными мерами их социальной поддержки, предусмотренными комментируемым Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Установлено право обучающихся на перевод с их согласия в иные образовательные организации в случае прекращения деятельности образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию, в которой они обучались, или же в случае аннулирования у нее лицензии на ведение образовательной деятельности. При этом перевод возможен только в те образовательные организации, которые реализуют основные образовательные программы соответствующих уровня и направленности. Закон содержит не полный перечень прав обучающихся и мер их социальной поддержки. Дополнительно этот вопрос может регулироваться и другими нормативными правовыми актами вплоть до локальных актов образовательных организаций. Помимо этого, субъекты РФ могут повышать уровень обеспеченности прав обучающихся за счет региональных бюджетов. Закон гарантирует право обучающихся по основным образовательным программам за счет бюджетных ассигнований бюджетов различных уровней в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов на бесплатное пользование во время обучения учебниками и учебными пособиями, необходимыми в учебном процессе. Обеспечение учебниками осуществляется за счет соответствующих бюджетов. Следует отметить, что затраты на приобретение учебной литературы весьма высоки и данная мера будет способствовать их снижению для рядовых студентов. Что же касается обеспечения учебниками и учебными пособиями обучающихся, осваивающих учебные курсы, предметы, дисциплины и т.д. за пределами федеральных образовательных стандартов или университетских образовательных стандартов, либо получающих дополнительные образовательные услуги, то оно осуществляется в порядке, установленном самой образовательной организацией. Следует отметить, что доступность и полнота образования в немалой степени зависят от доступности учебных материалов. Недостаточная обеспеченность учебными материалами непременно сказывается на качестве образования. В комментируемой главе приводится определение стипендии как денежной выплаты, назначаемой обучающимся по основным профессиональным образовательным программам в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ. Определение стипендии приводится в нашем законодательстве впервые. Право на образование является основным правом человека и в целях его полноценной реализации государства в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах должны предпринимать ряд мер, в числе которых установление удовлетворительной системы стипендий (подп. «е» п. 2 ст. 13). Закон содержит регулирование различных видов стипендий. Стипендии подразделяются на государственные, стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации, а также именные стипендии. Прежнее деление было более дробным и предусматривало такие виды стипендий, как стипендии Президента Российской Федерации и специальные государственные стипендии Правительства Российской Федерации; государственные стипендии для аспирантов и докторантов; государственные академические стипендии; государственные социальные стипендии; именные стипендии; государственные стипендии для учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования; государственные стипендии для слушателей и студентов из числа граждан, проходивших военную службу, федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.[74] Государственная стипендия может быть академической и социальной. Государственные стипендии назначаются только тем студентам, которые обучаются по очной форме обучения за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях. Также на государственную стипендию имеют право аспиранты, ординаторы и ассистенты-стажеры, обучающиеся по очной форме за счет средств бюджетов различных уровней в образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию. Немаловажное значение для качества и доступности образования имеет размер стипендий. Новый Закон устанавливает, что государственные стипендии выплачиваются в размерах, устанавливаемых самими образовательными организациями в пределах средств стипендиального фонда, правда, с учетом мнения совета обучающихся данной организации. Социальная государственная стипендия выплачивается определенным категориям студентов, а именно: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным в установленном порядке детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также являющимся инвалидами и ветеранами боевых действий или имеющим право на получение государственной социальной помощи и др. При этом размер государственной социальной стипендии не может быть менее полуторакратного минимального размера государственной стипендии для студентов, обучающихся по соответствующим образовательным программам. Законом установлено, что порядок назначения государственной стипендии, выплачиваемой студентам, аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, устанавливается Министерством образования и науки РФ. Данный документ пока не принят. Установление нормативов для формирования стипендиального фонда и порядок назначения государственной стипендии, выплачиваемой за счет бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации; выплачиваемых за счет бюджетных ассигнований местного бюджета, – органами местного самоуправления.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |