Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий. 2 страница




Глава 4 комментируемого Закона устанавливает нормативы расчета средств стипендиальных фондов, выделяемых образовательным организациям, причем размеры стипендий устанавливаются в зависимости от минимального размера оплаты труда. Так, для студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования, стипендии определены в размере не менее половины минимального размера оплаты труда. С 1 июня 2011 г. минимальный размер оплаты труда составляет 4611 рублей,[75] значит, минимальный размер стипендии для студентов-очников составит чуть больше 2-х тысяч рублей. В то же время величина прожиточного минимума в несколько раз выше. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2012 г. N 921 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2012 г.",[76] в целом по Российской Федерации за II квартал 2012 г. на душу населения прожиточный минимум составляет 6385 рублей, для трудоспособного населения - 6913 рублей, пенсионеров - 5020 рублей, детей - 6146 рублей. Если учесть тот факт, что реальность, как всегда, далека от официальных цифр и не в лучшую сторону, то можно предположить, что в действительности прожиточный минимум еще выше. Мы полагаем, что столь малые минимальные размеры стипендий, установленные комментируемой статьей, не способны должным образом простимулировать и поддержать освоение обучающимися соответствующих образовательных программ, в чем и состоит главное назначение стипендиального обеспечения.

Президентские и правительственные стипендии устанавливаются в отношении тех обучающихся, которые достигли выдающихся успехов в учебной, научной (творческой, спортивной, иной) деятельности. Именные стипендии могут устанавливаться как органами публичной власти, так и физическими и юридическими лицами в порядке, ими же устанавливаемом. Мы полагаем, что данный порядок должен носить максимально понятный и прозрачный характер и подлежать контролю.

Обучающиеся – иностранцы и лица без гражданства имеют право на академические стипендии из средств тех бюджетов, за счет которых они обучаются, если это предусмотрено международными договорами РФ, в соответствии с которыми эти лица приняты на обучение. Таких договоров уже заключено немало. Например, в соответствии с Соглашением между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством по вопросам знаний Королевства Норвегия о сотрудничестве в области образования" (заключено в г. Осло 27.04.2010 г.), Стороны осуществляют выплату государственных стипендий в соответствии с законодательством государства принимающей Стороны. В соответствии с Соглашением между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области образования (заключено в г. Пекине 09.11.2006 г.), Российская Сторона ежегодно обеспечивает китайским студентам и аспирантам бесплатное обучение, пользование библиотеками и, в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством, предоставляет им стипендию и жилье. Если обучающийся был направлен на обучение физическим или юридическим лицом, то он вправе получать назначенную этим лицом стипендию. Минимальный размер стипендии может быть увеличен по решению образовательной организации за счет средств от приносящей доход деятельности этой организации путем выплаты обучающимся дополнительных видов стипендий и материальной поддержки.

Профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования, осуществляющим оказание государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут выделяться, во-первых, средства на дополнительную материальную поддержку нуждающихся студентов. Необходимо принятие документа, в котором был бы закреплен порядок отнесения студентов в категорию нуждающихся лиц. Во-вторых, указанным организациям выделяются дополнительные средства для организации культурно-массовой, физкультурной и спортивной, а также оздоровительной работы со студентами. Конечно, необходим контроль за расходованием указанных средств, к которому необходимо, по нашему мнению, привлекать студенческие общественные организации.

Законом предусмотрен порядок определения размера, условий и т.д. денежных выплат обучающимся федеральных государственных образовательных организаций по образовательным программам в интересах обороны и безопасности государства, законности и правопорядка, который пока не принят. Законом предусмотрены обязанности образовательных организаций в области организации питания обучающихся. В частности, организация питания, возлагающаяся на образовательные организации, предполагает выделение ими помещений для питания обучающихся, а также для работы организаций (подразделений) общественного питания, обслуживающих ее обучающихся и работников, и кроме того, образовательная организация обязана предусмотреть в расписании занятий необходимый перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся (то, чего не делается в настоящее время, например, в некоторых столичных вузах). Подлежат обеспечению питанием лишь отдельные категории обучающихся, перечисленные в п. 4 комментируемой статьи. Субъекты РФ и муниципальные образования самостоятельно обеспечивают питанием обучающихся за счет ассигнований из средств их бюджетов.

Закон предусматривает обеспечение одеждой, обувью и т.д., т.е. вещевым имуществом (обмундированием), включая форменную одежду, отдельных категорий обучающихся, в частности, обучающихся федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы по направлениям подготовки (специальностям) в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в области таможенного дела и т.д. Обеспечение вещевым имуществом обучающихся за счет бюджетных ассигнований субъектов РФ и муниципальных образований осуществляется в порядке, устанавливаемом органами власти субъектов РФ и муниципальных образований.

Доступное образование, декларируемое международными документами, невозможно без обеспечения права на жилье студентов, нуждающихся в жилой площади. Обязанность обеспечить таких студентов жилыми помещениями лежит на образовательных организациях при наличии у них соответствующего специализированного жилищного фонда, отвечающего всем необходимым нормам. Согласно действующему жилищному законодательству РФ,[77] жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения и должны быть укомплектованы мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. Подобные специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма. Так, с каждым обучающимся, проживающим в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в общежитии. Местами в студенческих общежитиях должны быть обеспечены не только студенты-очники, но также и студенты, обучающиеся по заочной форме, на период прохождения ими промежуточной и итоговой аттестации. В целях социальной защиты студентов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в федеральных государственных образовательных организациях, установлен минимальный размер платы за пользование жилыми помещениями в общежитии – не более пяти процентов размера государственной академической стипендии. Конкретный размер платы определяется Правительством РФ, в отношении государственных образовательных организаций субъектов РФ – органами государственной власти субъектов РФ, в отношении муниципальных образовательных организаций – органами местного самоуправления.

Закон устанавливает обязательства по организации транспортного обеспечения обучающихся, которое включает в себя, во-первых, организацию бесплатного подвоза обучающихся к образовательным организациям и обратно, а также предоставление обучающимся в соответствии с законодательством Российской Федерации льгот при проезде на транспорте общего пользования. Организация бесплатного подвоза между поселениями обучающихся государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Бесплатное или льготное транспортное обслуживание, безусловно, способствует повышению доступности и качества оказываемых образовательных услуг.

Право на охрану здоровья – ведущее конституционное (основное) право каждого человека, защищаемое также на международно-правовом уровне. Комментируемая статья определяет, что включается в понятие охраны здоровья обучающихся. Это, во-первых, оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном недавно принятым Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (ст. 33). Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях (п.п. 1 и 2 ст. 33 Федерального закона № 323).

В охрану здоровья обучающихся входит также определение оптимальной учебной, в том числе внеучебной нагрузки, режима учебных занятий (занятий), продолжительности каникул. Охрана здоровья невозможна без организации пропаганды и обучение навыкам здорового образа жизни, тем более, что согласно новому Федеральному закону об основах охраны здоровья, граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья (п. 1 ст. 27). Здоровый образ жизни обучающихся обеспечивается путем оздоровления обучающихся, в том числе созданием условий для занятий физической культурой и спортом, а также профилактикой и запретом курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ. Организация охраны здоровья обучающихся предполагает обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, профилактику несчастных случаев с обучающимися, а также проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с санитарным законодательством РФ.

В качестве гарантий (условий) охраны здоровья обучающихся выступают: текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий; обучение и воспитание в области охраны здоровья; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и т.д. Предусмотрено создание оздоровительных образовательных организаций для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении. В настоящее время действует Типовое положение об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.[78] Образовательный процесс для таких детей, а также для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организован на дому или в лечебных учреждениях. Определение порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в лечебно-профилактических учреждениях отнесено к ведению органов власти субъектов Российской Федерации.

В комментируемом Законе определяются категории обучающихся, которым требуется особая психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь – это дети, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетние обучающиеся, признанные в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу, или являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. Указанные виды помощи оказываются в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи предоставлено также органам местного самоуправления, однако, необходимо внести соответствующие изменения в законодательство РФ о местном самоуправлении.

В комментируемом Законе установлены виды психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, которая оказывается обучающимся на основании заявления или письменного согласия их родителей (законных представителей). В частях 3-5 статьи 43 комментируемого Закона установлены основные обязанности Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи: оказывать помощь образовательным организациям по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, оказывать методическую помощь образовательным организациям и т.д. На центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии. В настоящее время деятельность указанных Центров регулируется Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,[79] которое нужно привести в соответствие с Законом об образовании.

Закон устанавливает открытый перечень обязанностей обучающихся, который может быть расширен другими статьями Федерального закона об образовании, иными законами и подзаконными нормативными правовыми актами, а также локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Часть 2 ст. 44 комментируемого Закона устанавливает основания применения к обучающимся дисциплинарной ответственности – то, чего прежний Закон об образовании был лишен. Меры дисциплинарной ответственности могут быть применены к обучающимся за: 1) не освоение или неполное освоение в установленные сроки образовательной программы, невыполнение учебного плана; 2) нарушение правил внутреннего распорядка и устава образовательной организации или положения о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение; 3) за вред, причиненный по их вине имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность. Определены также категории обучающихся, к которым указанные меры не применяются или применяется с ограничениями.

Закон устанавливает конкретные меры дисциплинарной ответственности, которые могут быть применены к обучающимся: замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. В качестве гарантии получения всеми обучающимися обязательного общего образования такая мера, как отчисление из образовательной организации может применяться лишь за неоднократное совершение дисциплинарных проступков и лишь по отношению к обучающимся, достигшим возраста пятнадцати лет. Кроме того, наиболее суровое дисциплинарное взыскание может применяться только в тех случаях, если меры воспитательного характера, примененные к обучающемуся-нарушителю дисциплины, не дали результата и его дальнейшее пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность. На защиту прав обучающихся направлен запрет на их отчисление во время болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком. Наиболее сложный порядок предусмотрен для принятия решения об исключении несовершеннолетних обучающихся, не получивших основного общего образования, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В любом случае об отчислении несовершеннолетнего обучающегося образовательная организация обязана уведомить как его родителей или законных представителей, так и орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Последние обязаны, в свою очередь, в месячный срок принять меры обеспечивающие получение несовершеннолетним основного общего образования. Выбор конкретных мер дисциплинарного взыскания должен быть произведен с учетом различных факторов, при этом запрещено применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся. Привлечение к дисциплинарной ответственности может быть обжаловано в соответствующем порядке. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности должен быть определен Министерством образования и науки РФ.

В соответствии с международными правовыми документами, в частности, ч. 4 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ч. 3 ст. 26 Всемирной декларации прав человека и др., родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей, необходимо уважать свободу родителей и законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Согласно российской Конституции (п. 2 ст. 38) забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. В соответствии с Семейным кодексом РФ (п. 2 ст. 63). родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования, а также с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми. Новый Закон об образовании также предоставляет родителям преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

В комментируемой главе Закона установлены права и обязанности родителей и законных представителей обучающихся в области образования. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, уставом и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность. Также предусмотрена юридическая ответственность родителей (законных представителей) обучающихся за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей, возложенных на них федеральным законодательством. В частности, согласно Семейному кодексу РФ (ст. 69), родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций; злоупотребляют своими родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга. Родители (законные представители) детей также могут быть ограничены в родительских правах в соответствии со ст.ст. 73-76 Семейного кодекса РФ.

Законом установлено, что в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся вправе самостоятельно или через своих представителей:

1) ходатайствовать перед органами управления организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о проведении с участием представителей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся дисциплинарного расследования деятельности работников указанных организаций, нарушающих и (или) ущемляющих их права. Дисциплинарные расследования в соответствующих случаях предусмотрены также Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".[80] Нуждается в правовом обеспечении процедура проведения указанных дисциплинарных расследований;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по рассмотрению вопросов о наличии или отсутствии конфликта интересов педагогического работника. Подобные комиссии являются новшеством. Порядок создания и функционирования указанных комиссий установлен п. 2 комментируемой статьи. Комиссии создаются из равного числа представителей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Решения указанных комиссий являются обязательными для всех участников образовательных отношений в данной образовательной организации, но их можно обжаловать в установленном законами порядке;

3) использовать иные способы защиты прав и законных интересов, не запрещенные законодательством Российской Федерации, в частности, обращения в суд с исковыми заявлениями.

Глава 5.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.