Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения. Був для дзвіночків домом ліс

Ромашка

Росичка

Дзвіночки

КВІТИ

(Цикл)

 

Був для дзвіночків домом ліс.

Та вітер раптом переніс

Насіннячко дрібненьке, голе

На це неоранеє поле.

Посіяв, у дощу благав,

Щоб той частіше поливав.

 

Дзвіночки очі-цвіт відкрили –

Сусідів по галявині уздріли:

Ромашка – зліва, а росичка – справа,

Чебрець – до ніг, а кашка золотава

Розбризкала медові аромати

І кличе бджіл, аби почастувати.

 

Гуляє вітер, часто для порядку

Провідує свою квітучу грядку.

Як хто росте, як хто цвіте простежить,

На чебрецевім килимку полежить.

 

Шепне дзвіночкам: «Ви дзвоніть, як треба,

Бо я лечу далеко, в синє небо.

Зжену хмарини я в одну ватагу –

Вам буде дощ, собі знайду розвагу…»

 

 

Із ранку, наче вітру навздогін,

Й до вечора – ліловий передзвін…

У кожному дзвіночку, що довкіль,

Вовтузиться необережний джміль.

Видзвонює про щось пухнастий гість.

Прислухайся: а раптом добра вість?

 

Як серед тиші ночі «дзінь!» з трави –

То джмелик там заночував, диви…

Перевертавсь – намуляло боки –

Теленькнув дзвін і… тиша навкруги.

 

 

 

Цвіте чебрець… Пахучий діл!

Медова кашка – зваба бджіл;

Трава – незрілі колоски;

Ромашка – білі пелюстки…

 

Собі під колір сонце в звичку

Посіяло між трав росичку.

І дивляться медові очі

На сонце з ранку і до ночі.

 

Вечірній вітер як повіє –

Зімкне росичка жовті вії.

Розтулить вранці. Диво мить!

Між вій – краплиночка тремтить:

Сім кольорів у ній вмістилось.

Росичка всім отим умилась.

 

 

 

Лиш звечоріло, рання пташка,

Стулила пелюстки ромашка.

У білосніжному відерці

Сховалось сонечко на денці.

 

В його теплі, у тиші ночі

Якась комашка склепить очі.

Їй тут – вечеря і постеля

Й над головою біла стеля…

 

Хитає вітер відеречки

Торкається стебла-вервечки.

Ой гойда-гойда, спи, ромашко;

Ой гойда-гойда, спи, комашко…

 

 

А18 (5.2.) Порядок избрания Президента РФ и его функции определяет

1) административное право, 2) гражданско-процессуальное право, 3) гражданское право

4) конституционное право.

 

Алгоритм выполнения задания:

1. Прочитать условие задания и определить, какое оно содержит требование. В данном случае это — требование определить отрасль российского права, которая устанавливает порядок избрания Прези­дента РФ и его функции.

2. Выделить в условии задания ключевые слова, на основании ко­торых следует искать ответ. В нашем случае такими словами являются «порядок избрания Президента РФ» и «функции Президента РФ».

3. Проанализировать каждый из четырёх предложенных вариан­тов ответа в контексте требования задания и выделенных ключевых слов. Для этого необходимо вспомнить сущность представленных в качестве вариантов ответа отраслей российского права.

Напоминаем:

Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организаци­онной и исполнительно-распорядительной деятельности долж­ностных лиц и органов государственного управления.

Гражданско-процессуальное право — отрасль права, состо­ящая из норм, регулирующих порядок судопроизводства по граж­данским делам.

Гражданское право — отрасль права, регулирующая имуще­ственные отношения в обществе, а также связанные с ними лич­ные неимущественные отношения.

Конституционное право — отрасль права, закрепляющая форму правления, государственно-территориального устрой­ства, права и обязанности граждан, избирательное право и из­бирательную систему, порядок формирования, функции и взаимо­отношения высших органов государственной власти

Соответственно, позиции 1 (административное право), 2 (граж­данско-процессуальное право), 3 (гражданское право) не связаны с порядком избрания Президента РФ и его функциями. Позиция 4 (конституционное право) определяет порядок избрания Президен­та РФ и его функции, поскольку конституционное право, как выте­кает из его определения, закрепляет порядок формирования, функ­ции и взаимоотношения высших органов государственной власти.

4. Установить единственный правильный ответ — 4) конститу­ционное право.

5. Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав предложенные варианты, сопоставляя с требованием задания невыбранные альтернативы.

6. Поставить в бланке ответов № 1 под номером задания А18 знак «х» («крестик») в клеточке под номером 4.

 

А19 (5.6.) Укажите, какое действие с точки зрения граждан­ского права считается недействительным

1) пятнадцатилетний Аркадий на деньги, заработанные во время летних каникул, купил DVD-плеер. 2) девятнадцатилетний Николай без разрешения родителей по­дарил свою куртку другу.

3) пятнадцатилетний Константин, не поставив в известность ро­дителей, обменял свой фотоаппарат на джинсы. 4) шестнадцатилетняя Нина по просьбе родителей купила теле­визор.

 

Алгоритм выполнения задания:

1. Прочитать условие и определить разновидность задания на об­ращение к социальным реалиям. В данном случае речь идёт о зада­нии, содержащем примеры социальных явлений и фактов.

2. Определить, какое требование содержит задание. В нашем случае это — требование определить действие, которое с точки зре­ния гражданского права считается недействительным.

3. Выявить в условии задания ключевые слова, на основании ко­торых следует искать ответ. В данном случае ключевым словосочета­нием является «действие, которое считается недействительным, с точки зрения гражданского права».

4. Проанализировать каждый из четырёх предложенных вариан­тов ответа в контексте требования задания и выделенного ключевого словосочетания. Для этого необходимо вспомнить сущность понятия «гражданское право».

Напоминаем:

Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущест­венные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения.

Способность быть субъектом гражданского права определяется правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность – это способность субъекта иметь гражданские права и нести обязанности. Возника­ет с рождения.

Дееспособность — это способность субъекта своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности и ис­полнять их. Возникает с 18 лет.

 

Соответственно, позиция 1 (15-летний Аркадий на де­ньги, заработанные во время летних каникул, купил DVD-плеер) не является верной, поскольку она с точки зрения гражданского права отражает действие, считающееся действительным: граждане от 14 до 18 лет признаются частично дееспособными, поэтому они могут распоряжаться заработком, стипендией и иными доходами. Позиция 2 (19-летний Николай без разрешения родителей подарил свою куртку другу) также отражает действие, которое в соответ­ствии с гражданским правом является действительным. Так, Нико­лай достиг возраста 19 лет. Следовательно, он — полностью дееспо­собен и самостоятельно несёт гражданско-правовую ответствен­ность за свои деяния. Позиция 3 (15-летний Константин, не поставив в известность родителей, обменял свой фотоаппарат на джинсы) фиксирует действие, которое, следуя нормам гражданского права, не может считаться действительным, так как граждане от 14 до 18 лет являются частично дееспособными и могут заключать гражданские сделки с согласия своих родителей либо лиц, их заме­няющих. Позиция 4 (16-летний Нина по просьбе родителей купила телевизор) отражает действие, которое может быть признано действительным с точки зрения гражданского права, поскольку, не­смотря на то, что Нина — частично дееспособна, она осуществила покупку телевизора по просьбе своих родителей, а не самостоятель­но, вопреки их воле.

3. Установить единственный правильный ответ — 3) 15-летний Константин, не поставив в известность родителей, обме­нял свой фотоаппарат на джинсы.

4. Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав предложенные варианты, сопоставляя с требованием задания невыбранные альтернативы.

5. Поставить в бланке ответов № 1 под номером задания А19 знак «х» («крестик») в клеточке под номером 3.

 

А19 (5.7.) Граждане Андрей М. и Виктор Д. решили организо­вать туристическое агентство. Они подали документы для регистра­ции своего товарищества, в которой им было отказано. Что могло стать причиной отказа?

1) граждане представили учредительный договор, а не устав то­варищества. 2) деятельность граждан, по прогнозам, не будет востребована. 3) граждане не являются индивидуальными предпринимателями. 4) граждане не имеют высшего образования.

 

Алгоритм выполнения задания:

1. Прочитать условие задания-задачи и отделить условие от воп­роса.

2. Определить разновидность задания на обращение к социаль­ным реалиям. В данном случае представлено задание-задача, содер­жащее описание конкретной ситуации — регистрации хозяйствен­ного товарищества.

3. Проанализировать условие и выявить в нём ключевые слова для ответа на вопрос. В нашем задании таким ключевым словосоче­танием является «туристическое агентство» (т. е. хозяйственное то­варищество).

4. Проанализировать каждый из четырёх предложенных вариан­тов ответа в контексте требования задания и выделенного ключевого словосочетания. Соответственно, необходимо вспомнить сущность хозяйственного товарищества и его основные признаки.

Напоминаем:

Товарищество — общее название нескольких форм хозяй­ственных организаций, предполагающих объединение собствен­ных средств нескольких участников ради совместного ведения дел.

• Учредители: индивидуальные предприниматели и (или) коммер­ческие организации. • Источники образования уставного капитала: вклады участников. • Учредительные документы: учредительный договор.

Следовательно, позиции 1 (граждане представили учредитель­ный договор, а не устав товарищества), 2 (деятельность граждан, по прогнозам, не будет востребована), 4 (граждане не имеют высшего образования) не могли стать причиной отказа в регистрации турис­тического агентства. Позиция 3 (граждане не являются индивиду­альными предпринимателями) фиксирует причину отказа в регист­рации, так как учредителями товарищества могут выступать индиви­дуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

5. Определить неверные варианты ответа. Таковыми являются позиции 1, 2, 4, поскольку они никак не связаны с описанной в усло­вии задания конкретной ситуацией.

6. Установить единственный правильный ответ — 3) граждане не являются индивидуальными предпринимателями.

7. Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав предложенные варианты, сопоставляя с требованием задания невыбранные альтернативы.

8. Поставить в бланке ответов № 1 под номером задания А19 знак «х» («крестик») в клеточке под номером 3.

 

А19 (*) В одном из регионов социологической службой был проведён опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Какой способ защиты своих экологических прав Вы считаете наиболее эффектив­ным?». Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) пред­ставлены в диаграмме.

 

— создание общественных объединений, фондов по охране окружающей среды

— участие в собраниях, митингах, демонстрациях по вопро­сам охраны окружающей среды

— обращение в государственные органы власти по вопросам охраны окружающей среды

— выдвижение предложения о проведении общественных экологических экспертиз

 

Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверж­дение.

1) Меньшинство опрошенных наиболее эффективным способом защиты своих экологических прав считает выдвижение предложения о проведении общественных экологических экспертиз.

2) Более трети опрошенных высказалось за обращение в госу­дарственные органы власти по вопросам охраны окружающей среды в качестве наиболее эффективного способа защиты своих экологи­ческих прав.

3) Среди опрошенных выдвижение предложения о проведении общественных экологических экспертиз в качестве наиболее эффек­тивного способа защиты своих экологических прав оказалось менее популярным, чем участие в собраниях, митингах, демонстрациях по вопросам охраны окружающей среды.

4) На третье место по популярности среди наиболее эффектив­ных способов защиты своих экологических прав опрошенные поста­вили выдвижение предложения о проведении общественных эколо­гических экспертиз.

 

Алгоритм выполнения задания:

1. Прочитать условие и определить разновидность задания на об­ращение к социальным реалиям. В нашем случае речь идёт о зада­нии, основанном на статистических данных, предъявляемых в виде диаграммы.

2. Определить тематическую принадлежность задания, которая должна найти отражение в искомом выводе. В данном случае иско­мый вывод касается наиболее эффективного способа защиты эколо­гических прав граждан одного из регионов, информация о котором содержится в диаграмме.

3. Проанализировать диаграмму с целью определения данных ус­ловия задания, мысленно переводя отдельные аспекты условно-гра­фической информации в словесно-описательную форму. Следует проанализировать сам вопрос социологической службы, на который респондентам одного из регионов предлагалось ответить, — «Какой способ защиты своих экологических прав Вы считаете наиболее эф­фективным?». Далее необходимо прочитать легенду диаграммы, со­относя её с соответствующими сегментами, установить количество опрошенных, выбравших каждый вариант ответа на вопрос социоло­гической службы. Записать при необходимости соответствующие числа рядом с каждой позицией легенды.

В данном случае следует выявить четыре наиболее эффектив­ных способа защиты экологических прав (создание общественных объединений, фондов по охране окружающей среды (37% опро­шенных), участие в собраниях, митингах, демонстрациях по вопро­сам охраны окружающей среды (17%), обращение в государ­ственные органы власти по вопросам охраны окружающей среды (25%), выдвижение предложения о проведении общественных экологических экспертиз (21%)) и доминирующие варианты спо­собов защиты — создание общественных объединений, фондов по охране окружающей среды (37%), за ним — обращение в госу­дарственные органы власти по вопросам охраны окружающей сре­ды (25%).

4. Проанализировать каждый из четырёх предложенных вариан­тов ответа, последовательно соотнося их с обобщёнными данными опроса.

5. Определить неверные варианты ответа, т. е. выявить те три варианта, которые никак не вытекают из данных диаграммы или противоречат им.

Позиция 1 (Меньшинство опрошенных наиболее эффективным способом защиты своих экологических прав считает выдвижение предложения о проведении общественных экологических экспертиз) не может считаться верной, поскольку данные опроса показывают, что меньшинство респондентов (17%) в качестве наиболее эффек­тивного способа защиты своих экологических прав выбрало участие в собраниях, митингах, демонстрациях по вопросам охраны окружа­ющей среды, а не выдвижение предложения о проведении обще­ственных экспертиз. Позиция 2 (Более трети опрошенных высказа­лось за обращение в государственные органы власти по вопросам охраны окружающей среды в качестве наиболее эффективного спо­соба защиты своих экологических прав) также не является правиль­ной, так как за данный способ защиты экологических прав высказа­лась четверть, а не более трети респондентов. Позицию 3 (Среди оп­рошенных выдвижение предложения о проведении общественных экологических экспертиз в качестве наиболее эффективного спосо­ба защиты своих экологических прав оказалось менее популярным, чем участие в собраниях, митингах, демонстрациях по вопросам ох­раны окружающей среды) нельзя отнести к верным, поскольку ре­зультаты опроса свидетельствуют об обратном: меньше респонден­тов (17%) высказалось за участие в собраниях, митингах, де­монстрациях по вопросам охраны окружающей среды, чем за выдвижение предложения о проведении общественных экологичес­ких экспертиз (21%). Таким образом, позиции 1, 2, 3 являются не­верными.

6. Установить единственный правильный ответ — 4) На третье место по популярности среди наиболее эффективных способов за­щиты своих экологических прав опрошенные поставили выдвижение предложения о проведении общественных экологических экспертиз. Это подтверждается данными опроса: 37% респондентов высказа­лись за создание общественных объединений, фондов по охране ок­ружающей среды (I место по популярности), 25% — за обращение в государственные органы власти по вопросам охраны окружающей среды (II место), 21% — за выдвижение предложения о проведении общественных экологических экспертиз (III место).

7. Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав предложение варианты, сопоставляя с требованием задания невыб-ранные альтернативы.

8. Поставить в бланке ответов № 1 под номером задания А19 знак «х» («крестик») под номером 4.

 

А20 (5.17.) Верны ли следующие суждения о гражданине РФ?

А) Гражданин РФ может быть лишён гражданства Российской Федерации.

Б) Гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения. 4) оба суждения неверны

 

Алгоритм выполнения задания:

1. Прочитать условие задания и вычленить тот социальный объ­ект, о котором сформулированы суждения, обозначенные буквами А и Б. В данном случае им является гражданин РФ.

2. Уяснить требование: необходимо определить истинность суж­дений о гражданине РФ.

3. Вспомнить сущность понятия гражданства РФ и его принципов.

Напоминаем:

Гражданство РФ — это устойчивая правовая связь лица с Российским государством, выражающаяся в совокупности их вза­имных прав, обязанностей и ответственности.

А) Принципы недопустимости лишения гражданства или права из­менить его односторонним решением государства.

Б) Принцип защиты и покровительства граждан со стороны Россий­ского государства: гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству

4. Провести смысловой анализ каждого из приведённых сужде­ний и определить аспекты, которых они касаются. В суждении А — возможность лишения гражданства РФ. В суждении Б — невозмож­ность высылки гражданина РФ за пределы Российской Федерации.

5. Соотнести выявленные аспекты с социальным объектом (т. е. с гражданином РФ). Суждение А не является истинным, поскольку противоречит принципам гражданства РФ: недопустимо лишать гражданства односторонним решением государства.

Суждение Б является верным, так как соответствует принципам гражданства РФ: гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации.

6. Установить единственный правильный ответ — 2) верно толь­ко Б.

7. Проверить правильность своего ответа, ещё раз прочитав каждое суждение и оценив его истинность.

8. Поставить в бланке ответов № 1 под номером задания А20 знак «х» («крестик») под номером 2.

 

B1 (5.16.) Запишите слово, пропущенное в схеме.

... производство
возбуждение уголовного дела предварительное расследование

 

Алгоритм выполнения задания:

1. Проанализировать условие задания.

2. Определить тематическую принадлежность схемы. В данном случае речь идёт об уголовном процессе (производстве) (раздел кур­са обществознания «Право»). Подсказкой для такого вывода явля­ется содержащееся в левом элементе схемы слово «уголовное дело».

3. Соотнести элементы схемы с основным понятием, отражаю­щим всю область рассматриваемых объектов. В данном случае это понятие требуется указать.

Напоминаем: возбуждение уголовного дела и предварительное расследование составляют такую стадию уголовного процесса, как до­судебное производство

4. Установить искомый элемент схемы — Досудебное.

5. Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализи­ровав заполненную схему.

6. Записать ответ — Досудебное — разборчиво, без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланке ответов № 1 справа от номера задания В1, начиная с первой клеточки.

 

B2 (5.8.) Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «имущественные отноше­ния».

1) Право распоряжения; 2) сделка; 3) право на имя; 4) цен­ные бумаги; 5) право на жизнь;

6) ответственность.

Найдите два термина, относящихся к другому понятию, и запи­шите цифры, под которыми они указаны.

 

Алгоритм выполнения задания:

1. Проанализировать условие задания. В данном случае необхо­димо найти и указать два термина, не относящихся к понятию «иму­щественные отношения».

2. Определить тематическую принадлежность приведённого пе­речня терминов по родовому понятию задания. В нашем случае ро­довое понятие — «имущественные отношения» (раздел курса обществознания «Право»).

Напоминаем:

Имущественные отношения — это отношения, возникаю­щие по поводу различного рода материальных благ — услуг, вы­полнения определённых видов работ, вещей и др.

3. Проанализировать предложенный перечень терминов, каждый из которых соотнести с родовым понятием с целью нахождения лиш­них элементов. Соответственно, применительно к данному заданию термины 1) «право распоряжения», 2) «сделка», 4) «ценные бума­ги», 6) «ответственность» связаны с понятием «имущественные от­ношения». Термины 3) «право на имя» и 5) «право на жизнь» не от­носятся к имущественным отношениям, а принадлежат к личным не­имущественным правам.

Напоминаем:

Личные неимущественные права — это особая категория гражданских прав, которые с рождения принадлежат граждани­ну, неотделимы от него

4. Установить лишние элементы в перечне терминов — термины 3) «право на имя» и 5) «право на жизнь».

5. Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализи­ровав предложенный перечень терминов.

6. Записать ответ — 35 — разборчиво, без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланке ответов № 1 справа от номера задания В2, начиная с первой клеточки.

 

B6 (5.1.) Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Под правом понимаются притязания людей на ___ (А), труд, равенство, самоопределение и удовлетворение других естест­венных ___ (Б), заложенных в них от ____ (В). Это так называемое «естественное право». Право рассматривается как система юридических ___ (Г). Это так называемое ___ (Д). В этом смысле понятие права употребляется, как правило, для обозначения самостоятельных ___ (Е) права».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно за­полняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) отрасль, 2) конституционное право, 3) жизнь, 4) закон, 5) потребность, 6) юридическая реальность, 7) позитивное право, 8) норма, 9) рождение.

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропу­щенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер вы­бранного вами слова.

 

Алгоритм выполнения задания

1. Прочитать условие задания.

2. Бегло просмотреть приведённый текст, определить его тема­тическую принадлежность. В данном случае речь идёт о подходах к пониманию права (раздел курса обществознания «Право»).

3. Последовательно подставить термины из предлагаемого спис­ка на место пропусков. «Подошедший» термин отметить как исполь­зованный. Пропуск А связан с перечнем претензий людей на труд, равенство, самоопределение, при этом он стоит на первом месте, что говорит о его значимости. В списке терминов таковым словом явля­ется «жизнь» (цифра 3), которое следует поставить на место про­пуска А. Пропуск Б необходимо заполнить термином «потребности» (5), поскольку он, как правило, увязывается со словами «естествен­ные» и «удовлетворение». Чтобы заполнить пропуск В, целесооб­разно прочитать получившееся предложение, обращая внимание на такие ключевые слова, как «притязание людей на жизнь, труд, ра­венство, самоопределение и удовлетворение других естественных потребностей». Данные притязания заложены в человеке от рожде­ния. Соответственно, вместо пропуска В должен появиться термин «рождение» (9). Из раздела курса обществознания «Право» следует вспомнить, что право состоит из юридических (правовых) норм. Сле­довательно, вместо пропуска Г необходимо поставить термин «нор­мы» (8). Далее целесообразно прочитать предложение, которое яв­ляется определением пропущенного понятия: «Право рассматрива­ется как система юридических норм». Это определение позитивного права, т. е. положительного, существующего как документальная реальность. Соответственно вместо пропуска Д вставляем термин «позитивное право» (7). Следует вспомнить, что понятие «право» обозначает самостоятельные отрасли права. Поэтому вместо про­пуска Е ставим термин «отрасли» (1).

4. Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав текст с заполненными пропусками.

5. Записать ответ — 359871 — разборчиво, без пробелов, запя­тых и других дополнительных символов в бланке ответов № 1 справа от номера задания В6, начиная с первой клеточки.

 

B7 (5.3) Гражданин Б., находясь в нетрезвом состоянии, при­ставал к гулявшим в парке прохожим. Полицейскому, пытавшемуся его утихомирить, гражданин Б. не подчинился, оттолкнул его и по­пытался убежать. Выберите в приведённом ниже списке позиции, связанные с правовой оценкой данной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) административный проступок, 2) преступление, 3) гражданское право, 4) уголовная ответственность, 5) дисциплинарная ответственность, 6) судимость.

 

Алгоритм выполнения задания:

1. Проанализировать условие задания.

2. Вычленить ключевое понятие, которое представлено в зада­нии. В данном случае речь идёт о правовой оценке предложенной си­туации.

3. Рассмотреть приведённый список черт, свойств, признаков, характеристик, примеров и соотнести их с ключевым понятием. В нашем случае речь идёт о позициях, связанных с правовой оценкой предложенной ситуации.

Напоминаем: поведение гражданина Б. можно рассматривать как злостное хулиганство — умышленные действия, грубо наруша­ющие общественный порядок, выражающие явное неуважение к обществу и связанные с сопротивлением представителю право­охранительных органов. Соответственно, такие действия являются преступлением — одним из основных понятий уголовного права. Со­вершивший преступление несёт уголовную ответственность, которая связана с наличием особого состояния — судимости

Исходя из этого, позиции 1 (административный проступок), 3 (гражданское право), 5 (дисциплинарная ответственность) не свя­заны с правовой оценкой предложенной ситуации. Соответственно, позиции 2 (преступление), 4 (уголовная ответственность), 6 (суди­мость) имеют прямое отношение к правовой оценке данной ситуа­ции.

4. Установить верную последовательность позиций, связанных с правовой оценкой данной ситуации, в виде комбинации цифр — 246.

5. Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализи­ровав позиции приведённого списка.

6. Записать ответ — 246 — разборчиво, без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланке ответов № 1 справа от номера задания В7, начиная с первой клеточки.

 

C6 ( 5.20.) Назовите функцию адвокатуры и проиллюстрируй­те её тремя примерами.

 

Алгоритм выполнения задания:

1. Прочитать условие задания и определить его тематическую принадлежность. В данном случае речь идёт об адвокатуре (раздел курса обществознания «Право»).

2. Сформулировать функцию социального объекта, указанного в задании. Соответственно, имеется в виду понятие «функция адвока­туры».

Напоминаем:

Функция адвокатуры (от лат. advocatus — призывать на помощь) — оказание юридической помощи гражданам и организа­циям.

3. Определить оптимальный тип фактического материала, кото­рый можно использовать в качестве примеров. В нашем случае це­лесообразно использовать сконструированные экзаменуемым моде­ли социальной ситуации.

4. Привести три примера, иллюстрирующие функцию адвокату­ры: адвокат М. составил жалобу по просьбе гражданки Л. в район­ную прокуратуру; адвокат Н. представлял интересы предприятия «А.» в гражданском судопроизводстве; адвокат Д. дал консультацию гражданину Т. по поводу условий и порядка призыва на военную службу.

Могут быть приведены другие примеры.

5. Проверить правильность своего ответа, сверив количество примеров с требованием задания, проанализировав сформулирован­ную функцию адвокатуры.

6. Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер — С6, а за­тем ответ на него.

 

C7 (5.18.) Гражданин К.— буддист по своему вероисповеда­нию и убеждениям. Однако он не принадлежит ни к какой религиоз­ной организации. Имеет ли гражданин К. право на альтернативную гражданскую службу вместо военной службы по призыву? Свой от­вет обоснуйте. Используя обществоведческие знания, назовите три условия, позволяющие заменить военную службу альтернативной гражданской.

 

Алгоритм выполнения задания:

1. Прочитать условие задания-задачи.

2. Запомнить требования (в нашем случае: Имеет ли гражданин К. право на альтернативную гражданскую службу вместо военной службы по призыву? Свой ответ обоснуйте. Используя общество­ведческие знания, назовите условия, позволяющие заменить воен­ную службу альтернативной гражданской.), записать их в черновике.

3. Соотнести требования, сформулированные в задании-задаче, с её условием:

А) определить полезную информацию, содержащуюся в явном или неявном («зашифрованном») виде в условии. В данном случае говорится о признании права каждого свободно действовать в соот­ветствии со своими убеждениями;

Б) определить тематическую принадлежность задания. В нашем случае речь идёт об альтернативной гражданской службе (раздел курса обществознания «Право»);

В) сократить сведения об альтернативной гражданской службе до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить, т. е. об условиях замены военной службы по призыву альтернативной гражданской.

Г) соотнести информацию об условиях замены военной службы по призыву с условием задания-задачи.

4. Наметить предполагаемый ответ в соответствии с требовани­ем, например: гражданин К. имеет право на альтернативную граж­данскую службу вместо военной службы по призыву.

5. Продумать аргументы, подкрепляющие ответ на вопрос, на­пример: право на замену военной службы по призыву альтернатив­ной гражданской службой Законом не связывается с обязательной принадлежностью к какому-либо религиозному или иному объеди­нению граждан, т. е. право действовать в соответствии со своими ре­лигиозными убеждениями может быть реализовано как в рамках ре­лигиозной организации, так и индивидуально.

6. Сформулировать предполагаемый ответ на первое задание «Имеет ли гражданин К. право на альтернативную гражданскую службу вместо военной службы по призыву? Свой ответ обоснуйте».

7. Сформулировать предполагаемый ответ на второе задание «Используя обществоведческие знания, назовите три условия, поз­воляющие заменить военную службу альтернативной гражданской».

Напоминаем: право гражданина на замену военной службы по при­зыву альтернативной гражданской может быть реализовано при соблю­дении следующих условий:

А) несение военной службы противоречит его убеждениям; Б) несение военной службы противоречит его вероисповеданию; В) он относится к коренному малочисленному народу РФ, ведёт тра­диционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование, занимается традиционными промыслами.

8. Проверить правильность своего ответа, ещё раз определив: а) соответствует ли ответ существу требований задания-задачи; б) дан ли ответ на каждый вопрос задания-задачи; в) нет ли противоречий между приведёнными аргументами; г) нет ли в условии задания-задачи данных, противоречащих предлагаемому решению; д) можно ли считать предложенный путь решения задания-зада­чи единственно возможным; е) не следуют ли из условия задания-задачи какие-либо другие выводы, помимо тех, которые намечены.

9. Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С7, а затем ответ на него, пронумеровав или подписав все элементы ответа (ответ на первое задание и необходимое обоснование, ответ на второе задание, включающее три условия, позволяющие заме­нить военную службу альтернативной гражданской) в соответствии с требованием задания-задачи.

 

C8 (5.3.) Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по те­ме «Юридическая ответственность». Составьте план, в соответ­ствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содер­жать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализирова­ны в подпунктах.

 

Алгоритм выполнения задания:

1. Прочитать условие задания и определить его тематическую принадлежность. В данном случае речь идёт о юридической ответ­ственности (раздел курса обществознания «Право»).

2. Мысленно представить весь изученный материал, раскрываю­щий содержание предложенной темы. Соответственно, «Юридичес­кая ответственность». Наметить основные части развёрнутого от­вета.

3. Озаглавить каждую часть по ведущей, главной мысли, напри­мер: 1) Понятие юридической ответственности; 2) Признаки юриди­ческой ответственности; 3) Принципы юридической ответственнос­ти; 4) Функции юридической ответственности; 5) Виды юридической ответственности; 6) Юридическая ответственность — одно из средств борьбы с правонарушениями.

4. Расставить основные пункты плана в логической последова­тельности.

5. Ввести подпункты, раскрывающие содержание основных пунктов плана, например:

1) Понятие юридической ответственности. 2) Признаки юридической ответственности:

а) наличие правонарушения как основания для её наступления; б) официальный характер государственного осуждения пове­дения правонарушителя; в) наличие неблагоприятных последствий для правонаруши­теля; г) использование механизмов государственного принуждения.

3) Принципы юридической ответственности: а) законность; б) справедливость; в) неотвратимость наступления; г) целесообразность; д) индивидуализация наказания; е) ответственность за вину; ж) недопустимость её удвоения.

4) Функции юридической ответственности: а) предупредительная (превентивная); б) воспитательная; в) правовосстановительная (компенсационная); г) регулятивная.

5) Виды юридической ответственности: а) материальная; б) дисциплинарная; в) гражданско-правовая; г) административная; д) уголовная.

6) Юридическая ответственность — одно из средств борьбы с правонарушениями.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формули­ровки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

 

6. Проверить правильность своего ответа, установив, содержит ли план не менее трёх пунктов, два из которых детализированы в подпунктах.

7. Мысленно обосновать для себя логическую последователь­ность изложения материала по теме «Юридическая ответствен­ность».

8. Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С8, а затем ответ на него.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Акварель для вересня | Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 2030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.153 сек.