КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обертоны и гармоники
Объемный резонатор Как работает источник звука
Для того чтобы энергия механических колебаний источника звука преобразовалась в энергию акустических колебаний, требуется обеспечить оптимальное сопряжение сред. Предметы небольших размеров или же тонкие, узкие предметы (все это — по сравнению с длиной волны, соответствующей частоте их колебаний) почти не возбуждают слышимых акустических колебаний. Например, вилка камертона или струна скрипки, колеблясь, «разрезают» воздух и не отдают ему в достаточной степени энергии своих колебаний: воздух просто обтекает струну или камертон с обеих сторон и остается на своем месте. Поэтому в подобных случаях источник колебаний присоединяют к деревянной поверхности или ящику. Свободно подвешенная мембрана (поверхность) будет колебаться на собственных частотах, если, например, постучать по ней. Когда одна из собственных частот совпадает с частотой колебаний камертона или струны, мембрана будет быстро поглощать энергию источника колебаний и таким образом передаст ее воздушным частицам. Говорят, что мембрана резонирует. У скрипки несколько поверхностей-мембран, которые должны отзываться на колебания струн (или резонировать) на многих частотах. Чтобы добиться этого, скрипку делают очень сложной формы. Токая мембрана не будет резонировать всего на нескольких частотах: если стукнуть по ней, звук будет глухой, немузыкальный. Однако если через подставку, или кобылку, с ней связаны струны, мембрана-резонатор начнет совершать вынужденные колебания. Энергия при этом передается от струны к мембране, а уже от нее — к частицам воздуха.
Резонанс другого типа мы будет наблюдать в случае резонансной полости, или резонатора Гельмгольца. Если мембрана — часть ящика со сравнительно небольшим отверстием, воздух внутри него резонирует на одной, определенной частоте (совсем так, как возникает звук, если подуть поперек отверстия горлышка бутылки). Это явление полезно для резонаторского ящика камертона, однако в скрипке оно вызывает так называемый «визг», которого скрипач любой меной стремится избежать.
Основной тон музыкальной ноты — почти всегда самый низкий тон из составляющих ноту колебаний; все остальные тона называют обертонами. Частоты обертонов / многих музыкальных инструментов кратны частоте основного тона. В таком случае основной тон и обертоны называют гармониками. Струнные инструменты, деревянные духовые, голос человека издают звуки, состоящие из гармонических последовательностей связанных между собой тонов. Высота тона — субъективно оцениваемое качество частоты или комбинации частот, которое определяет положение соответствующей ноты в музыкальном звукоряде. В гармонической последовательности высота тона определяется самым низким тоном, т. е. основной гармоникой. Это справедливо, даже если основная гармоника мала по амплитуде или ее вовсе нет: изменится лишь тембр, но никак не высота тона. Высота тона и ударные инструменты Многие ударные инструменты дают звук, высота тона которого неопределенна: здесь дело в том, что большинство обертонов не кратны основному тону. Вместе с тем у некоторых ударных — таких, как литавры, — основной тон столь велик по амплитуде, что можно говорить об определенной высоте тона, хоти обертоны здесь и не являются гармоническими составляющими. Многие ударные инструменты представляют собой несколько одинаковых по форме, но уменьшающихся по размеру предметов, причем таких, что при ударе они издают звуки, образующие музыкальную прогрессию. Однако у таких ударных, как, например, тарелки или треугольник, спектр излучаемых при ударе частот столь велик, что звучание этих инструментов воспринимается как гармоничное практически при любом музыкальном фоне.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |