Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обертоны и гармоники




Объемный резонатор

Как работает источник звука

 

Для того чтобы энергия механических колебаний источника звука преобразовалась в энергию акустических колебаний, требуется обеспечить оптимальное сопряжение сред. Предметы небольших размеров или же тонкие, узкие предметы (все это — по сравнению с длиной волны, соответствующей частоте их колебаний) почти не возбуждают слышимых акустических колебаний. Например, вилка камертона или струна скрипки, колеблясь, «разрезают» воздух и не отдают ему в достаточной степени энергии своих ко­лебаний: воздух просто обтекает струну или камертон с обеих сторон и остается на своем месте. Поэтому в подобных случаях источник колебаний присоединяют к деревянной поверхности или ящику.

Свободно подвешенная мембрана (поверхность) будет колебать­ся на собственных частотах, если, например, постучать по ней. Когда одна из собственных частот совпадает с частотой колебаний камертона или струны, мембрана будет быстро поглощать энер­гию источника колебаний и таким образом передаст ее воздушным частицам. Говорят, что мембрана резонирует.

У скрипки несколько поверхностей-мембран, которые должны отзываться на колебания струн (или резонировать) на многих час­тотах. Чтобы добиться этого, скрипку делают очень сложной фор­мы. Токая мембрана не будет резонировать всего на нескольких частотах: если стукнуть по ней, звук будет глухой, немузыкальный. Однако если через подставку, или кобылку, с ней связаны струны, мембрана-резонатор начнет совершать вынужденные колебания. Энергия при этом передается от струны к мембране, а уже от нее — к частицам воздуха.

 

 

Резонанс другого типа мы будет наблюдать в случае резонансной полости, или резонатора Гельмгольца. Если мембрана — часть ящика со сравнительно небольшим отверстием, воздух внутри него резо­нирует на одной, определенной частоте (совсем так, как возникает звук, если подуть поперек отверстия горлышка бутылки). Это явление полезно для резонаторского ящика камертона, однако в скрипке оно вызывает так называемый «визг», которого скрипач любой меной стремится избежать.

 

 

 

Основной тон музыкальной ноты — почти всегда самый низкий тон из составляющих ноту колебаний; все остальные тона называют обертонами. Частоты обертонов / многих музыкальных инструмен­тов кратны частоте основного тона. В таком случае основной тон и обертоны называют гармониками. Струнные инструменты, деревянные духовые, голос человека издают звуки, состоящие из гармонических последовательностей связанных между собой тонов.

Высота тона — субъективно оцениваемое качество частоты или комбинации частот, которое определяет положение соответствующей ноты в музыкальном звукоряде. В гармонической после­довательности высота тона определяется самым низким тоном, т. е. основной гармоникой. Это справедливо, даже если основная гармоника мала по амплитуде или ее вовсе нет: изменится лишь тембр, но никак не высота тона.

Высота тона и ударные инструменты

Многие ударные инструменты дают звук, высота тона которого неопределенна: здесь дело в том, что большинство обертонов не кратны основному тону. Вместе с тем у некоторых ударных — таких, как литавры, — основной тон столь велик по амплитуде, что можно говорить об определенной высоте тона, хоти обертоны здесь и не являются гармоническими составляющими. Многие ударные инструменты представляют собой несколько одинаковых по форме, но уменьшающихся по размеру предметов, причем таких, что при ударе они издают звуки, образующие музыкальную про­грессию. Однако у таких ударных, как, например, тарелки или треугольник, спектр излучаемых при ударе частот столь велик, что звучание этих инструментов воспринимается как гармоничное практически при любом музыкальном фоне.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.