КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обновление самооценки
Счастливый человек
Еще один важный признак способности создавать прочную привязанность к другим людям — это благоприятное представление о себе самом. В отличие от самообмана хорошая самооценка оставляет место для скромности и в то- [373] же время способствует глубокой убежденности в своей адекватности. Такой человек привязан к другим людям не из-за отчаянной потребности, а ради удовольствия, которое приносят такие привязанности. Таких людей можно узнать по многим признакам. Они искренне интересуются вами, искренни и реалистичны относительно своих амбиций и планов. Они не считают, что обязаны развлекать окружающих. С ними интересно, потому что они позволяют вам быть самим собой.
Быть самим собой иногда нелегко. Многие достигают зрелости с сомнениями в собственной адекватности. Даже если мы миновали подростковый возраст, не получив серьезных травм и ушибов, став молодыми взрослыми мы сталкиваемся с сильным давлением, которое побуждает вернуться к инфантильным формам любви к самому себе. В мире, который предъявляет много требований, мы все время от времени испытываем ощущение беспомощности и зависимости; всем хочется по-детски винить жестокую бесчувственную судьбу. Когда со всех сторон навязывают необходимость достижений и обретения богатства, наши усилия сохранить хорошую самооценку часто бывают подорваны. Слишком часто мы впадаем в ту или иную форму нарциссизма; это может быть стремление к более жестокой конкуренции или потребность находить оправдания, жаловаться, требовать заботы о себе. И по мере того как страдает любовь к себе, страдает и способность давать и принимать любовь. Неудовлетворенность собой отравляет отношение к окружающим, заставляет быть неудовлетворенными и ими. Не получая удовлетворения от себя, мы извращенно все больше и больше уходим в себя. Формой такого ухода может быть самовозвеличение или жалость к себе, но все это одно и то же — сосредоточенность на себе. Бедность в любви лишает нас возможности давать любовь. [374] Что же в таком случае делать? Как защитить хорошую самооценку, как укрепить и усилить представление о себе? Как обновить любовь к себе, преодолевая давление жизни? Люди часто внушают себе, что новые достижения привлекут к ним благожелательное внимание. А если их уважают другие, то, конечно, они сами тоже будут уважать себя. Это возможно, но маловероятно. Беспощадное подстегивание себя лишь усиливает давление жизни. Успех не гарантирован, а публичное признание бывает ненадежным и изменчивым. В конечном счете ни одно достижение не бывает вечным. Как сказал один знаменитый полководец: «Не бывает безопасности, бывают только возможности». У нас есть возможность лучше обращаться с собой, вести себя так, словно у нас прочная и основательная любовь к себе, — иными словами, постараться больше нравиться себе. При нашем образе жизни мы не слишком хорошо к себе относимся. Мы хвастаем высокими стандартами жизни, но что мы имеем от всего этого изобилия, от многочисленных и прочных товаров, от сверкающих автомобилей, машин для мытья посуды, стиральных машин, музыкальных центров и телевизоров? Мы полируем свои машины, балуем их, но не балуем себя. Со времени предков мы смотрим на развлечения как на субботний вечер после недели напряженной работы; мы полагаем, что развлечения нужно еще заслужить, что они сами по себе не имеют ценности. Можно развить привычку к радости, как многие невольно вырабатывают привычку к боли, к тревоге, к постоянным мыслям о счетах, налогах, несварении или боли в спине. Можно радоваться ежедневно, а не только по субботам, праздникам и во время двух-трех недель ежегодного отпуска. Каждый обычный день обладает множеством возможностей для радости, если мы позаботимся эти возможности увидеть. Даже самая прозаическая повседневная деятельность может быть озарена маленькими удовольствиями. Несколько лишних центов за кусок мыла добавят к прозаической задаче умывания наслаждение приятным ароматом. [375] В нашей культуре мы редко обращаем внимание на то, что умывание способно принести физическое удовольствие. В наших городах трудно культивировать простые чувственные удовольствия — зрения и слуха, осязания и обоняния, но это возможно. Среди гигантских зданий мегаполиса время от времени дует свежий западный ветер. Солнце по-прежнему заходит, а молодая луна все еще висит узким серпом в западной части неба. Возможно даже на городских улицах радоваться погоде, насладиться короткой прогулкой ранним прохладным утром или теплым весенним днем. Многие так поступают; всякий, кто ищет несложных недорогих развлечений, найдет общество. Неко- торым нравится даже дождь и снег. Культивирование мелких ежедневных радостей и наслаждений может показаться слишком ненадежным способом улучшения самооценки. Каждое такое мгновенное наслаждение лишь ненамного улучшает наше представление о себе. Но это немногое возникает ежедневно и довольно скоро станет заметным. Нашему организму нужно незначительное количество витаминов и минералов, но без них мы теряем силу и даже можем заболеть. Мгновения небольших удовольствий, если они возникают через короткие интервалы, действуют точно так же: это психологические витамины для здоровой и нормальной самооценки. Достижения приносят удовлетворение, но самостоятельно не могут подцерживать любовь к себе; преуспевающие мужчины и женщины часто живут в страхе, они боятся потерять свой успех; а многие буквально распадаются на части от страха падения со сверкающих высот. Ничто иное не обладает такой силой обновления и освежения самооценки, как радость и наслаждение самим собой. Пожелание, которое мы произносим при расставании «Наслаждайся!» — именно так провожают друзья уезжающего в отпуск — содержит в себе буквальную правду: только наслаждаясь собой, мы можем любить себя так, как хотели бы, чтобы нас любили другие. По мере того как радость становится привычной, такой же становится и любовь. Так мы начинаем любить с большим наслаждением, глубиной и постоянством. Лучшие [376] любящие не просто радуются друг другу. Они радуются себе, вместе наслаждаясь миром. Любовь для них — это роскошь. Им не нужна взаимная привязанность так, как необходим для жизни воздух. Они, конечно, находят утешение друг в друге, но не в этом главная функция их отношений. Желание, которое они испытывают по отношению друг к другу, каким бы вначале романтически напряженным ни было, становится частью более общего желания жизни и любви к ней. Они совсем не обязательно считают этот мир лучшим из всех возможных и не проявляют самоуверенной убежденности в том, что мир выполнит любое их желание. Они понимают, что жизнь, в общем, хороша и становится еще лучше, когда они наслаждаются ею вместе. Такие люди, провозглашая свою любовь, в сущности, приглашают нас в свой счастливый мир. Это реальный мир радости и печали. В нем бывают мрачные эпизоды, но в целом жизнь остается достойной. Когда люди чувствуют свободу от себя и возможность так вместе пользоваться жизнью, они медленно, но уверенно становятся самой важной частью жизни друг для друга. Их любовь обновляется и усиливается не только желаниями и обещаниями, но и самой жизнью. Она становится сильной и приносит все большее взаимное удовлетворение. Способность любить не легко распознавалась и не считалась в нашей истории большим достижением. Она не получала общественного признания, нет никакой Нобелевской премии за такую выдающуюся способность; даже золотые часы не получишь в награду за пятьдесят лет преданности. Романтическая литература считала ее вымышленной, воображаемой, сладкой ложью. Кого же в истории, а не в литературе можно назвать великими любящими? Мы находим их только, если вдобавок к способности любить они демонстрировали еще какие-то выдающиеся достижения. Если они создали империю или написали замечательные стихи, мы можем признать и то, что они умели любить. Но на памятниках нет слов о любви. Кто же великие любящие сегодня? Люди часто ошибочно считают такими звезд сцены и экрана. Конечно, все они [377] хорошо выглядят, они привлекательны и часто играют любовные роли. Но их частная жизнь — обычно совсем другое дело. Или великими любовниками называют тех, кто постоянно фигурирует в светских хрониках. Их частые скандалы и разводы свидетельствуют о фундаментальной нестабильности жизни, а это пагубно для любви. Мы не знаем великих любящих нашего времени, потому что не умеем узнавать и измерять способность к любви. Однако, сами того не сознавая, лучшие любящие могут оказаться поблизости. Способность любить — не какой-то особый талант, это часть более общей способности жить. Жить и любить — настолько части одного и того же, что то, как мы проявляем себя в одном, показывает и наши способности к другому. Способность любить опирается не столько на лихорадочные обещания, сколько на повторяющиеся поступки. Может, лучше думать не о способности любить, а о способности сохранить любовь. Это подчеркивает значение истории любви в прошлом и сохранения ее в настоящем, подчеркивает реальность повседневной радости, которую дают человеческие взаимоотношения, усиливает нашу способность любить, все больше освобождая наше «я». Жизнь течет спокойней и не причиняет ущерба силе нашей любви, той любви, которую избрали мы сами.
Оглавление ПРЕДИСЛОВИЕ. 1 1. ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?. 1 Специалисты е любви. 2 Каждый из нас специалист. 2 Хладнокровный взгляд на любовь. 2 Любовь и любящий. 3 Разумное ли существо человек?. 4 Модная болезнь. 4 «Я должен был это сделать!». 5 Фрейд продолжает поиск. 5 Пациенты, снедаемые любовью.. 6 Определение любви. 6 2. ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ ЛЮБОВЬ. 7 Назад к источнику. 8 Любовь родилась. 8 Мир ощущений младенца. 9 Рисунок закрепляется. 9 Где здесь место любви?. 10 Спасительное непостоянство. 11 Биография в терминах любви. 11 Стадии любви. 12 3. НАШЕ МНОЖЕСТВО «ЛЮБОВЕЙ». 12 Любовь под любым другим названием. 13 Дерево со многими ветвями. 13 Наши разновидности любви имеют семейное сходство. 14 Пирамида любви. 15 Любящий, сформированный культурой. 15 Любовь хорошая и плохая. 16 Любовь как сражение. 16 4. СЕКС С ЛЮБОВЬЮ И БЕЗ НЕЕ. 18 Обычаи островов. 18 Что такое секс?. 19 Любовь без секса. 20 Некоторые социальные искажения. 21 Неправильные вопросы, неверные ответы. 21 Сексуальное наслаждение и вина. 22 Секс ради статуса. 22 История жены. 23 5. СЕКСУАЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛЮБВИ. 24 Тело как оружие. 25 Секс как аспирин. 25 Сексуально счастливый индивид. 26 Чувства против поведения. 26 Сексуальные способы любви. 28 Когда сексуальное выражение подводит. 28 Честность и сексуальная осуществленность. 29 6. НАША ГЛАВНАЯ ЛЮБОВЬ - ЛЮБОВЬ К САМОМУ СЕБЕ. 29 Интеллектуальная ловкость рук. 30 Нелюбимое «я». 30 Грамматика любви. 31 Отношение к самому себе. 32 Солнечный климат. 32 Богатства, которыми можно делиться. 33 Никакой постели из роз. 33 У каждого своя ноша. 34 Польза трудностей. 34 Спасительные вымыслы. 35 Полезная и вредная любовь к себе. 36 7. ЛЮБОВЬ И СТАТУС. 36 Вернемся к любящему. 37 Венный конфликт. 37 Деньги: витрина для «я». 38 Беда с людьми. 39 Любящие предсказуемы. 40 Уязвимый мужчина. 40 Заговор против любви. 41 Вещей недостаточно. 42 8. НЕСПОСОБНОСТЬ ЛЮБИТЬ. 42 Любовь без радости. 42 Любовь и нелюбовь. 43 Трудный подъем. 44 Победители драконов. 44 Иди и сражайся! 45 Недоверие к сексу. 46 Недостойные любви. 46 Признаки нелюбви. 47 Любовь, связанная с условиями. 48 Любовь ненадежна. 48 Счастливые новобрачные. 49 Любовь по обязательству. 49 Дорога с препятствиями. 50 9. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ, ЕЕ ИСТОЧНИКИ. 50 Неуловимое «нормальный». 50 Проверка реальностью.. 51 Самый распространенный признак — тревога. 52 Самооценка и культивирование неудач. 53 Сохранение детских способов. 54 Скоростное шоссе подсознания. 55 10. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ: ЕЕ ПОВСЕДНЕВНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ. 55 Невротические потребности отрицательно сказываются на браке. 57 Некоторые образцы нелюбви. 58 Затянувшаяся незрелость. 58 Запинаясь за себя самого. 59 Подкрепляя структуру. 60 Разорвать невротическую цепь. 61 11. ЛЮБОВЬ И ОДИНОЧЕСТВО.. 61 Один не значит одинок. 62 Отсутствие любви. 62 Прогресс индивида. 63 Важность вступления в брак. 64 Строить мосты к людям. 64 За и против одиночества. 65 Тупиковый индивидуализм. 66 Полностью развитый индивид. 66 Внутреннее одиночество. 66 Привычка к людям. 67 Одиночество хуже. 68 12. ЛЮБОВЬ И ДРУЖБА. 68 Платоническая любовь. 68 Любовь без секса. 69 Использование дружбы. 72 Некоторые более глубинные возможности использования дружбы. 73 Как вскормить дружбу. 73 Защищая дружбу. 74 13. РОМАНТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ. 75 Мятежная романтика. 75 Появляется Мефистофель. 76 Романтизм подобен любви. 76 Кто может описать ее?. 76 Реальность угнетает. 77 Страдать и умереть ради любви. 78 Философия любви. 79 Быстрей, быстрей. 79 «Сделай сам» как форма искусства. 80 Любовь украшает, любовь усиливает. 81 Ради освобождения чувств. 81 Чувства становятся респектабельными. 82 Нелепости любви. 82 Бегство от разума. 83 Механизм. 83 Любовь как гарантия. 84 Любовь и брак. 84 14. ЛЮБОВЬ И БРАК: ИХ ПРОТИВОРЕЧИЯ. 85 Что происходит с любовью?. 85 Злоупотребление любовью.. 86 Тюрьма для «я». 87 Ради чего женятся многие мужчины. 88 Ради него выходят замуж многие женщины. 88 Все люди разные. 88 Но люди и одинаковы. 89 Старая одежда в новом шкафу. 89 Мне кажется, все же леди. 90 15. ЛЮБОВЬ И БРАК: УДОВЛЕТВОРЕНИЕ, КОТОРОЕ ОНИ ПРИНОСЯТ. 91 Брачная травма. 91 Воскресный вечер и утро понедельника. 92 Забота о любви. 92 Любовь — это все?. 93 Романтика в браке. 94 Использование любви в браке. 95 Прочная любовь. 96 16. РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ. 96 Любовь без выбора. 97 Романтическое начало. 97 Первые шаги родительской любви. 98 Еда равна любви. 98 Полный поворот — это честная игра. 99 Любовь на чьих условиях?. 99 Их становится труднее любить. 99 Меньше — это больше. 100 Трудные времена. 101 Большие ожидания. 101 Легкое прикосновение. 102 Проявляя свидетельства любви. 102 Самоликвидирующаяся любовь. 103 17. СВОБОДА ЛЮБИТЬ. 104 Ограничения свободы. 104 Наше несвободное прошлое. 105 Социальные перемены и свобода. 105 Психологические перемены и свобода. 105 Дурная привычка к работе. 106 Некоторые своенравные суждения. 106 Обходя наши невротические порывы. 107 Любовь с первого взгляда. 107 Привязанности тоже взрослеют. 108 Молодежная любовь. 109 Испытательная площадка для любви. 109 18. ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ. 109 Некоторые развеянные мифы. 110 Взгляд назад. 110 Познай себя. 111 Зрелость в освобождении. 112 «Нет» как ответ. 112 Зрелый рецепт хорошей жизни. 113 Все внимание ни работе, ни игре. 114 Главная сила. 114 Когда любовь зрелая. 115 Зрелые проявления любви. 115 У зрелой любви много ролей. 116 Реалистичная любовь. 117 Любовь против желания любить. 117 19. СПОСОБНОСТЬ ЛЮБИТЬ. 117 Три факта относительно любви. 118 Иллюзии любящего. 118 Распознавая способность любить. 119 Радость дружбы. 119 Радость семьи. 120 Спонтанное принятие. 120 История любви. 120 Счастливый любящий. 120 Счастливый человек. 120 Обновление самооценки. 120
[1] Один из самых популярных мюзиклов Ф. Лоу, поставленный впервые в 1956 году. Любопытно, что А. Фромм ссылается на мюзикл, а не на его основу — пьесу Бернарда Шоу «Пигмалион». — Прим. перев. [2] Дэвид Герберт Лоуренс (1885-1930) — известный английский писатель. Роман «Сыновья и любовники», написанный в 1913 году, носит автобиографический характер. — Прим. перев. [3] Маргарет Мид (1901—1978) — антрополог и этнолог. Занималась исследованием поведения детей, взаимосвязей между культурой общества и психологией личности. Особенной известностью пользовались ее исследования первобытной культуры. Указанная Фроммом книга впервые была опубликована в 1928 году. — Прим. перев.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |