Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О братолюбии 2 страница




Двое подошедших к дому, где находился Лазарь, видели его склонившимся над листом бумаги в глубокой задумчивости, в комнате на четвёртом этаже. И хотя они стояли по разные стороны кирпичного здания, видели и друг друга.
— Пора поговорить, — беззвучно обратился один из них к другому. — Мы слишком часто встречаемся в последнее время.
— Согласен, — так же мысленно ответил другой, — до того как мы столкнулись с тобой год назад, я не видел тебя, думается, полторы тысячи лет.
— Больше. Мы встречались последний раз в 399 году у смертного одра Евагрия.
— Да, авва Евагрий. Трудное дело…
— Ты был уверен, что победил тогда! — зло улыбнулся первый. — И верно, сколько я сил приложил, пока не увлек константинопольской красавицей этого ученика трех ваших каппадокийцев. Но ты предупредил его в видении, что ему угрожает опасность от мужа той женщины, и толкнул на иноческий путь. Этот презренный трус послушался и бежал в Иерусалим к святоше Мелании Римлянке. Но там я возбудил в новоиспеченном иноке жар ораторского тщеславия, и он чуть было не скинул черные одежды. Однако ты прикоснулся к нему, и он смертельно заболел. Этим воспользовалась Римлянка и побудила Евагрия на откровенность и покаяние, а Галилеянин даровал ему выздоровление и жизнь. Опять лицемерный Евагрий сбежал, на этот раз в пустыню. Хотел укрыться за мантию вашего якобы великого Макария. И укрылся-таки. Строгие подвиги, переписывание книг, постничество, и вот уже сам Евагрий на склоне жизни — учитель, великий богослов, старец и чуть ли не святой. К нему приходило по несколько паломников в день, преодолевая зной пустыни. Что могло быть лучше для вас: мирная кончина Евагрия в кругу учеников? Но ты видел именно меня в день его смерти. Я стоял в отдалении и клялся, что отомщу и ему, и тебе, и Галилеянину. По смерти Евагрия ваши же Соборы осудили его за нечистоту мысли! Он вычеркнут, вычеркнут, вычеркнут из ваших книг и вписан в наши.
— Неправда твоя, — последовал ответ. — Авва Евагрий не был лицемером и трусом. Выросший у ног святителя Василия Великого, разделивший с двумя святыми Григориями горечь борьбы за Христа, он искренне верил в то, что делал и чем жил. Да, в Константинополе он горячо полюбил упомянутую тобой женщину. Любовь стала взаимной, женщина беззаветно полюбила Евагрия, хотя такая любовь не сулила ей ровным счетом ничего доброго. В свое время бедные родители по расчету выдали ее за состоятельного, но бессердечного вельможу, и она полностью зависела от него. А Евагрий должен был сделать окончательный выбор, чтобы помочь и себе, и своей возлюбленной. Он страдал, и ты прекрасно знаешь, сколь многое тогда зависело от его выбора, как сейчас очень многое решит выбор Лазаря. Да, я помог Евагрию… Наверное, преждевременно. Следовало все предоставить его свободной воле, и тогда, быть может, он сначала очень низко бы пал, зато потом взлетел бы. Хотя как знать? А получилось, что он не переплавился до конца в горниле страданий и где-то в тайниках души осталась крупица нечистоты мысли. Всего одна крупица, приведшая к его посмертному Соборному осуждению. Но кто познал глубины Промысла Божия?.. Не потому ли Бог иногда судит быть обесчещену праведнику, чтобы он до конца искусился и очистился в горниле человеческого поругания. Соборы Церкви — это суд, но их приговор действителен лишь до времени Страшного Суда. Там и только там Всемилостивый и Справедливый Судия скажет Свое окончательное слово на всю вечность. Так что не торопись ликовать. Только Бог знает о грядущей участи Евагрия.
— Оправдывай, оправдывай своего неудачного подопечного! Хорошо ты ему помог! Помоги теперь также Лазарю! — говоривший перешел на беззвучный крик.
— Нет, на этот раз я не повторю подобного. Пославший меня хочет, чтобы Лазарь и Синильга решили все сами. А я здесь лишь для того, чтобы молитвой помогать им. Молюсь, чтобы Вечная Любовь помогла любящим и страдающим найти искомый ответ. И еще, как ты, вероятно, догадываешься, я здесь для того, чтобы ты не посмел вмешаться в ход дела. Все должно быть честно.
— Но ведь дело сделано, все ясно! Ты слышал, что девушка говорила Лазарю вчера в машине? Ты видишь, что он сегодня утром написал на листке? Все решено — он оставляет иночество.
— Мне пока ясно только одно — они любят друг друга, об остальном судить рано. Они договорились встретиться вечером, так что время есть. Подождем.
— Хорошо, подождем… Но какой бы выбор они ни сделали, они проиграют. Это называется «двойной капкан». Ладно, не будем спорить. Что же нам, так и стоять здесь соляными столбами? Раз уж мы оба посланы сюда и должны ждать, а ты вдобавок приставлен следить за мной, то давай поговорим лицом к лицу. Встретимся, так сказать, по-людски. Разумеется, никакого перемирия. Обнажим шпаги остроумия и острословия ради пославших нас и посмотрим, кто искуснее.
— Пусть будет так, — немного подумав, согласился собеседник. — На каком человеческом языке предпочитаешь общаться?
— Забавно поболтать на праязыке первых людей. Вообще люблю говорить на мертвых языках. Можно на латыни, например. Красиво, хотя немного банально. Или на языке ацтеков. Весьма оригинально. Собственно, мне все равно. Выбирай ты.
— Я в таких случаях предпочитаю говорить на языке страны, в которой нахожусь, или народа, с которым имею дело. Но здесь получается непросто: имеем дело с русскими, а находимся в Америке.
— Современные языки… Скучно. Впрочем, мне все равно. Давай по-русски. Если надоест, перейдем на английский.
— Договорились.
Почти одновременно собеседники материализовались и двинулись огибать дом по направлению друг ко другу. Они сошлись на углу.
Один из них выглядел похожим на персонажа гангстерского кино: длинный темный плащ, элегантный костюм, черные лаковые ботинки, рубашка с золотыми запонками, галстук с дорогой заколкой в виде змеи, шляпа, охваченная по кругу черной бархатной лентой, короткая модная стрижка, хищный и одновременно притягивающий прищур глаз, дымящаяся сигарета в длинных неровных пальцах. Он казался значительно взрослее и утомленнее своего собеседника.
Другой был одет в светлый легкий полуплащ, белую, тонко расшитую бисером свободную рубашку, белесые джинсы и светлые, не по сезону, летние туфли. Вокруг шеи с изящной небрежностью был накинут почти прозрачный шарф, красиво развивавшийся от малейшего дуновения ветра. Длинные волнистые волосы золотистого оттенка, были перехвачены широкой лентой, на манер древних тороков, непременного атрибута ангельского головного убранства на иконах. В правой руке он непринужденно держал что-то наподобие маленького брелока в виде старинных весов. Выглядел он молодо. Лицо его было открытым и добрым, но с оттенком той мудрой печали, что украшает прежде времени повзрослевших юношей. Он заговорил первым:
— Меня зовут Возвышение Божие или просто Высота. Ты назовешь свое имя? Только не лги. Если не хочешь открываться, лучше промолчи.
— Высота-а-а… — присвистнул собеседник, выпуская тонкую струйку сигаретного дыма. — Это серьезно! Значит, и в самом деле многое зависит от того, какой выбор сделает эта парочка, раз послан сам Высота. Естественно, и эти весы в твоей руке, Иеремиил. Как же я не приметил их тогда, у смертного одра Евагрия? Ты ведь, насколько я знаю, с ними не расстаешься с того дня, как тебя стали посылать к людям. Значит, в деле с Евагрием я победил самого Иеремиила! Что ж, я не буду тебе врать относительно моего имени, потому что мне есть, чем гордиться. Я — Руф.
— Руф, Руф… — на мгновение задумался юноша и потом, словно что-то вспомнив, торжествующе воскликнул: — Чем же тебе гордиться!? Тем, что тебя победила пятнадцатилетняя Марина?!
— Гордиться мне есть чем, помимо этой девчонки. А, собственно, что Марина? — не подал вида Руф. — Не так уж она и победила. Это трус Феотим, отважный подглядыватель через окно темницы, все потом разукрасил и расписал, как в сказке: «Зловонный дракон, с множеством змей на шее… Рванулся и упал, чрево его расселось и он лежал мертвым…» Знаю, читал эти фантазии. Хорошо хоть потом кое-где в «Житиях» подчистили этот бред. Правда, приписали мою неудачу моему господину, который и правда там был, но только позже. Зато вконец запутали дело, потому что про ночной визит Феотима вычеркнули, и стало непонятно, откуда вообще известно про эти геройства Марины против нас, да еще в таких подробностях, если в темнице никого из людей больше не было, а Марину вскоре казнили. Вот и хорошо, что запутали… — Руф жадно затянулся и обильно выпустил дым. — Ладно, ты скажи, где этот ваш сказочник Феотим видел, чтобы духа можно было убить? Где он видел мертвого духа?!
— Не оправдывайся, — ответил Высота. — Феотим описал то, что увидел своими глазами. И если уж ты валялся, как мертвый, то не цепляйся за слова, а признай свое поражение. Ты знаешь не хуже меня, что кроме временной смерти есть смерть вечная. В этом смысле ты, к сожалению, уже мертв. А разночтения в «Житиях» — это, увы, человеческое. Но они не так уж серьезны, суть-то одна: ваше зло побеждено пятнадцатилетним подростком. И это несомненная правда! Уж ты-то знаешь.
— Послушай, Высота, — Руф перевел разговор на другую тему, — предлагаю прогуляться по земле. Все же не каждый день мы выступаем в роли людей. Тем не менее работаем-то с человеческим материалом. Пойдем к людям, посидим по-человечески в каком-нибудь уютном заведении, послушаем музыку, что-нибудь закажем, — он игриво улыбнулся. — А то, как у них говорят: «В ногах правды нет».
Спутники покинули двор и вышли на немноголюдную улицу. С обеих ее сторон тесно прижимались друг к дружке припаркованные автомашины. Чахлые деревца усугубляли унылость городского пейзажа.
Руф цокнул языком:
— И этот город они называют столицей мира. Так. Нам отсюда, как я вижу, еще минут двадцать идти до ближайшего ресторана. Ага, вот там, на площади что-то виднеется… — подытожил он, неопределенно указывая рукой на плотную стену домов. — Все-таки зря человек пал, — Руф хитро прищурился, — имел бы сейчас невесомое тело, а не такой грубый мешок с костями и мясом, и передвигался бы, глядишь, побыстрее. А Бог-то какой добрый! Взял и выгнал из рая Адама и Еву. Сразу так…
— Так называемое изгнание Адама и Евы из рая было милостью Божией! — ответил Высота.
— Это еще почему?
— Потому что если бы Адам и Ева не ушли после своего падения, то сам рай стал бы для них адом. Они ведь не каялись. А жить без покаяния — это ад. Человечеству нужно было пройти долгий путь на земле, среди страданий, чтобы прийти к покаянию. Каждый человек проходит в своей жизни такой путь.
— Но какой ценой проходит? — Руф смерил собеседника надменным, насмешливым взглядом и закурил новую сигарету. — Сам знаешь, что в мире творится. Я на днях смотрел интернет. А что? Удобно! Не нужно облетать землю и лазить по ее закоулкам, чтобы быть в курсе событий. Полазил по интернету, и все как на ладони. Так вот, полазил я, и если бы был человеком, то у меня волосы на голове не просто бы дыбом встали, а вообще повыпадали. Тринадцатилетняя мать и пятнадцатилетний отец выкинули своего новорожденного младенца из окна. Потом подобрали умирающего младенчика, положили в пакет с надписью «С днем рождения, мама» и подкинули его к церкви. Любовники занимались сексом в лесу, недалеко от своего поселка, причем она изменяла мужу. Два пацана их заметили. Так он говорит: «Мальчики, идите сюда». И задушил обоих, чтобы не проболтались в поселке. Как ты догадываешься, все это происходит не без участия воинов Люцифера. Я спрашиваю, если столько зла вокруг, кто правит — Бог или Люцифер?
— Правит Бог, — спокойно и уверенно ответил Высота.
— Бог?! — Руф засмеялся. — А если Бог, то зачем Он дал людям, да и нам тоже, возможность делать зло?! Лучше бы мы все были его роботами. Я вот согласен быть его роботом, потому что у меня вся эта гадость, в том числе и моя, уже из ушей лезет.
Высота грустно посмотрел на собеседника:
— Причем тут роботы? Ты играешь со мной, Руф. Я бы с радостью поверил в твою искренность, но уже столько раз слышал подобные речи от вашего брата. Каждый раз эти речи скрывали ловушку и оказывались ложью. И потом, что касается человека, то ему, дабы понять, что рабом Божиим быть лучше, чем мнимым господином, нужно много натерпеться от самого себя. Нужен опыт. А если спросить человека в начале жизни, пока он еще не отведал скорбей, хочет ли он быть рабом Божиим, то он, скорее всего, ответит: «Я? Рабом? Да я сам все могу!» И еще. Предположим, люди говорят Богу: «Хотим быть Твоими рабами». Но Он-то не принимает их в рабство! Он хочет, чтобы они стали Его друзьями. Вот оно что. А какие же друзья без свободной воли? Вот и остается выбор: зло делать или добро.
В этот момент спутников бесцеремонно обогнал чернокожий велосипедист. Он так близко проскочил перед ними по узкому тротуару, что чуть не чиркнул колесами по ботинкам.
Руф взметнул руку вслед удаляющемуся велосипедисту. У того вывернуло руль на сто восемьдесят градусов, и он громоздко рухнул набок. Виском чернокожий должен был удариться точно об острый поребрик, но за мгновение до этого Высота взмахнул рукой. Голова неудачливого велогонщика буквально зависла в сантиметре от холодного камня. Чернокожий оторопело озирался, поднимаясь с асфальта и приводя в порядок себя и велосипед.
Спутники как раз поравнялись с ним. Руф на хорошем английском с американским акцентом поинтересовался, едва скрывая едкую улыбку:
— Парень, ты окей? Надо же, эти сволочи автомобилей понаставили, ни пройти, ни проехать нормальным людям!
Чернокожий обругал «сволочей», а заодно свой велосипед, но как-то без особого энтузиазма.
Высота ободряюще похлопал парня по плечу и дружественно, как бы между делом, заметил (тоже по-английски):
— А я с той поры, как верую в Бога, никогда не падал… Держись, дружище. Удачи тебе!
Чернокожий озадаченно выкатил белые яблоки больших глаз вслед удаляющейся двоице, поправил большой четырехконечный крест, висящий на массивной цепи поверх одежды, и подумал о чем-то своем.

Глава сороковая. ПОЕДИНОК В РЕСТОРАНЕ

Если есть стадо, есть пастух.
Если есть тело, должен быть дух.
Если есть шаг, должен быть след.
Если есть тьма, должен быть свет.
(Виктор Цой)

В ресторане, куда пришли Высота и Руф, в этот полуденный час царило оживление. Здесь обедали служащие, а также пожилые семейные пары, которым хотелось показаться на людях. Место славилось американской домашней кухней. Простая добротная мебель, скатерти в крупную бело-синюю клетку, накрахмаленные салфетки, столовые приборы с деревянными ручками, кружевные занавески на окнах, фонари под потолком, макеты парусных кораблей на полках, от которых веяло теплом детских мечтаний, — все это создавало доброжелательную атмосферу.
Спутники выбрали столик у окна, где в ожидании заказа продолжали разговор. Их обслуживала дородная улыбчивая официантка, одетая в передник и чепчик времен первых американских поселенцев. Она уже принесла гостям по большому стакану воды с лимоном и льдом. С официанткой Высота и Руф общались на английском. Между собой они говорили по-русски, что защищало их беседу от любопытных ушей. И весьма кстати, ибо экстравагантная пара сразу привлекла к себе внимание соседей.
Верхнюю одежду они повесили на спинки стульев. Руф остался в шляпе. Он непрерывно мусолил незажженную сигарету (курить в ресторане запрещалось), то вертя ее в руках, то вставляя в рот и перекидывая из одного угла губ в другой, то засовывая за ухо и извлекая обратно. Высота положил перед собой на скатерть брелок «весы» и время от времени слегка поглаживал его рукой.
Руф достал соломинку из стакана, прищурился и посмотрел через нее, как через подзорную трубу, на собеседника:
— Признайся, Высота, неужто тебе не надоело твое служение? Ходишь, бродишь, наблюдаешь, бесконечно ждешь. Весы за собой все время таскаешь, — он указал на брелок. — Все число добрых семян считаешь. Как же? Помню, помню, что ты Ездре вещал: «Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы — и не подвигнет и не ускорит до тех пор, доколе не исполнится определенная мера». А меряешь-то ты людей нашим числом — числом восставших духов. Дескать, мир сей не прекратит своего существования, пока число праведников не восполнит числа отпавших от Бога ангелов. Так, по-вашему? Между тем, публика, которую тебе поручают, сложная, а подчас и вовсе безнадежная. Число праведников что-то не сильно увеличивается. И какая тебе радость считать свои неудачи?
— Бог меня для того и посылает, чтобы я помогал возвышению и преображению людей, в том числе и, как ты говоришь, безнадежных. В этом умирающем мире не все так безнадежно, как вам хотелось бы. Есть живые семена, прорастающие в вечную жизнь.
Пока Высота отвечал, Руф отложил соломинку и начал развлекаться со льдом. Не заботясь о том, как это будет выглядеть в глазах окружающих, он извлек из стакана несколько кусочков льда и зажал их между ладонями.
— Тогда поясни мне другое, — не унимался Руф. — Неужто предстоящее решение какого-то там Лазаря и впрямь так судьбоносно для мироздания? — с иронией спросил он. — Даже тебя на помощь послали! Неужели его ангел-хранитель не справился бы?
— Послушай, Руф, не пытайся ослабить мою заботу о Лазаре. Ты прекрасно знаешь, что и намного менее значительные люди, чем он, занимают порой в мировой истории ключевые роли, даже если и не догадываются об этом. Незначительных людей и судеб вообще нет. Все значимо и все весомо. Иногда от простого решения и поступка ребенка зависит исход грандиозного сражения на другом конце земли или то, как события развернутся столетия спустя. Тем более нет мелочей в невидимой брани света и тьмы. Вот две чаши весов, — Высота чуть подвинул брелок вперед. — Скажем, силы добра и силы зла уже долго возлагают груз на свои чаши. Борьба идет на самой грани, но равновесие никак не нарушается, ни одна из чаш не перевешивает. И в самый последний момент, кто-то кладет пушинку в одну из чаш… И вот для кого-то победа, а для кого-то поражение! Казалось бы, одна-единственная, ничего не значащая пушинка, но именно она решает исход долгой и изнурительной битвы. Только не делай вид, Руф, что я сообщил тебе новость. Ты не кружился бы вокруг этого инока уже столько времени, если бы не понимал того, о чем я говорю.
— Да, но мы-то всерьез интересовались этим человеком до вас. Мы усердно помогали ему еще задолго до иночества, как раз тогда, когда вы от него отворачивались. Поживем — увидим, чем кончится дело, на чью чашу весов он сегодня положит пушинку, — с этими словами Руф разжал ладони и ликующе засмеялся: — Лед не тает! Смотри, не тает!
Лед в его руках не только не начал таять, но, наоборот, покрылся изморозью, словно его только что вынули из холодильника. Руф быстро и воровато рассовал ледышки по карманам, будто некое сокровище. Затем извлек из-за уха сигарету и, как ни в чем не бывало, принялся с ней играть.
— Если мы от кого-то и отворачиваемся, — ответил Высота, — то не потому, что не хотим больше помогать, а потому, что становится невыносимо больно смотреть, как красота творения Божия разлагается и чернеет от греха. И все же мы и тогда надеемся, ждем и помогаем, но издалека.
Официантка принесла на подносе еду. Для Руфа омлет с грибами, помидорами и беконом, а для Высоты горячие вафли со взбитыми сливками и черникой. Затем она принесла большой железный кофейник, две крупные, на американский манер, чашки для кофе, молочник и на сладкое — оладьи с кленовым сиропом.
Заказ делал Руф, поэтому, когда официантка удалилась, пожелав приятного аппетита, Высота пошутил:
— Вас там что, не кормят? Куда мы все это денем? Столько съесть мне никогда не приходилось…
— Тренируйся, — невозмутимо парировал Руф, жадно подвигая к себе тарелку.
Дрожащими ноздрями он втянул испарения, поднимавшиеся от еды, смачно чмокнул и сказал:
— Люблю эти продукты распада! Мертвая органика! Мертвечинка. А-ах. Только подумать, несколько миллиардов человек денно и нощно трудятся в поте лица своего, потом получают зарплату, потом долго ходят по магазинам и рынкам, потом тратят массу времени на приготовление блюд, потом тщательно накрывают на стол, потом поглощают яства, переваривают их в своих желудках, и, наконец, все это — весь плод тяжких трудов — уходит в нечистое отхожее место. Вот и все. Замечательно! — он подмигнул и облизнулся.
— Ты думаешь вдохновить меня на еду такими разговорами? — попытался отшутиться Высота. — А все же и в произведениях кулинарного искусства есть своя краса, — Высота внимательно рассматривал круглые румяные вафли, поверх которых возвышалась воздушная горка белоснежных сливок, а сверху все было обсыпано свежей крупной черникой. — Все-таки это маленькое произведение искусства, хотя бы и кулинарного, маленькое творение. Критиковать всегда легче, чем созидать. Вы, к сожалению, не способны созидать, отсюда ваша озлобленность, вечная неудовлетворенность и страсть к разрушению.
Руф пробормотал какую-то средневековую магическую формулу по-латыни и впился вилкой в омлет, словно в бок закалываемой жертвы. С жестокостью изрубив омлет на части, он сказал:
— Да, мы будем разрушать во имя отца нашего! Он бог страсти, а страсть неукротима. Она смывает скрижали, презирает обычаи, совершает революции, растлевает устои, переворачивает жизни людей, разрушает планету, взрывает мироздание, устанавливает свою власть — диктатуру страсти. Люцифер учит чувствовать и понимать, что ты и только ты есть центр всего, что только ты сам являешься предметом наивысшего собственного удовлетворения. Мы честно учим человека любить только себя и ненавидеть остальных людей. А среди ваших христианских наставников слишком много таких, которые учат любить других, а сами ненавидят их в повседневной жизни…
— Это не христианские наставники, — прервал говорившего Высота. — Истинные учителя Христианства лишь те, которые любят людей и учат любви к людям. Как тебе не совестно называть при мне сатану богом, когда тебе известно, что он был таким же ангелом, как и мы с тобой.
— Не читай здесь моралей, — отрезал Руф. Его глаза налились ненавистью. — Лучше суди по плодам. Среди людей неизмеримо больше тех, кто сознательно или бессознательно живет по заветам великого Люцифера. По-евангельски живут единицы, да и тех никто не принимает всерьез, их гонят из цивилизованного общества и презирают, а в лучшем случае не замечают. Я уж не говорю о том, что главные враги вашего Христианства — сами христиане. Христиане уже настолько набили оскомину своей назойливостью, напыщенностью и тупостью, что нормальные люди поняли: если тебе хотят оказать христианское милосердие — откажись; если ты нуждаешься в чем-то — не проси у тех, кто дает ради Христа; если алчешь и жаждешь — не принимай подачек от дающих во славу Божию; если унываешь — не обращайся к тем, кто помощь страждущим возвел в ранг профессии; если подыхаешь — оборви жизнь сам, но не показывай своей слабости попам… А так называемая Церковь? Это вообще-то неплохая организация! Она разочаровывает сотни приходящих в нее и отталкивает их от Христа. Она во все века популяризировала Сатану, как некий желанный запретный плод. В свою очередь и сам Люцифер всегда способствовал и покровительствовал бизнесу, карьеризму, человекоугодничеству, ханжеству, жестокости, интригам, мошенничеству, лицемерию и высокомерию церковных служителей.
— Несчастный мой Руф, — заговорил Высота, грустно покачивая головой. — Я не читаю моралей, мне просто искренне тебя жаль. Мне кажется, вы все, во главе с сатаной, глубоко несчастны… Вам никак не удается познать тайну Церкви и тайну Христианства, тайну Христа и Его святых. Тайна сия в том, что распятый при Понтии Пилате, но потом воскресший Спаситель Иисус Христос сегодня жив и реально действует в мире и в Церкви. Он и есть истинная Церковь. Вы же смотрите лишь на покров, лишь на церковную организацию. А вы загляните глубже. Все, кто своим внутренним устроением расходится со Христом, — расходится и с Церковью, будь то мирянин, монах, священник, архиерей или патриарх. Такие люди, пока не покаются, будут оставаться лишь шелухой на церковном теле. А вы, духи злобы, и сами судите, и людей учите судить о Церкви Христовой исключительно по этой шелухе. Но поймите, что Бог жив! И тайна встречи Бога, ангелов и людей совершается в Церкви. Ты сам признаешь, что хотя истинных христиан мало, но все-таки они есть. Откуда они, спрашивается, взялись бы, если бы в Церкви все было ложью? Тому, кто в поисках спасения, с доверием и простотой прибегнет ко Господу, открывается таинство Церкви, и он видит живого Христа, действующего на земле. Он слышит слово правды из уст достойных архиереев и священников. Он видит свет на лицах кротких подвижников и презираемых праведников. С теплым словом духовника к сердцу верующего прикоснется Любовь. Он почувствует присутствие невидимой ангельской силы, защищающей его от всего злого в каждое мгновенье. Он увидит много чудесного в своей жизни и жизни мира, чего раньше не замечал. И он поверит и поймет, что таинство Церкви реально. Что же касается, как ты выразился, «популяризации» сатаны со стороны Церкви, то скорее все наоборот — дьявол ходит по миру, доказывая этим существование Бога.
Руф взял себя в руки и, стараясь говорить как можно убедительнее, возвестил:
— Чтобы ты ни говорил, все равно спасающихся в Люцифере намного больше, чем гибнущих во Христе. К нам идут лучшие, к нам тянется молодежь, к нам стремятся таланты и гении. Вот так, уважаемый Высота.
— Не спорю. И этот феномен достоин пристального рассмотрения. Искренние и лучшие люди действительно легко втягиваются в бесчисленные модные движения, яркие религиозные секты, радикальные политические партии. У таких людей есть верное побуждение, но вы используете его в своих целях. Вы даете им суррогат вместо истины, и они, доверившись, погибают. Человек идет к вам, потому что он тоскует по общности, но истинная и живая общность только в Церкви. Он тянется к вам, потому что хочет служить великой идее, но единственная вечная великая идея — это Евангелие. Человек хочет видеть пример сильных личностей, но по-настоящему сильные личности — это святые. К вам приходят, потому что мечтают о свободе, но только познание богооткровенной истины дарит свободу. Наконец, бегут к вам, потому что желают вырваться из трясины окружающего мещанского мира, но вместо этого попадают в гибельную топь скрытого или явного сатанизма. Так что лучшие люди на самом деле не ваши, а наши, даже если еще не поняли, чьи они. Если такие люди будут честны перед собой до конца, если будут стараться поступать по совести, если не остановятся в поиске, то блуждание среди ваших топей станет лишь зигзагом их пути, который в конце концов приведет к искомой и желанной Христовой истине.
— Ладно, Высота, сам не ешь и мне испортил обед, — брезгливо поморщился Руф, отодвигая тарелку. Вдруг он просиял: — Давай расплачивайся, проповедник покаяния, а я посмотрю, как ты это сделаешь. Или предложишь мне платить? С удовольствием. Но ты ведь понимаешь, что я расплачусь не настоящими деньгами, а хотя бы вот этим льдом, — он достал из карманов, в которые до того бросил лед, несколько смятых в комочки купюр и принялся разглаживать их на столе. — Денежки прямо в кассе вновь превратятся в лед и растают. Фокус-покус! — он засмеялся. — Любопытно посмотреть, откуда ты возьмешь деньги? У кого-нибудь быстренько украдешь или состряпаешь фальшивые? Вот и докажи, что твои красивые слова не расходятся с делом, что, проповедуя честность, ты не поступаешь, как аферист.
— Мне следовало ожидать подвоха, когда ты делал предложение зайти куда-нибудь посидеть… Раз ты предлагаешь расплачиваться мне, я попробую, а ты, пожалуйста, не мешай. Я держусь правила: если не знаешь, что говорить, говори все, как есть, — пояснил Высота, подзывая жестом официантку.
— Что же вы почти ничего не едите, — сконфуженно развела руками женщина, пытаясь приветливо улыбаться.
— Еда ужасная, — буркнул Руф.
— Нет, нет, не огорчайтесь, пожалуйста, — поспешил объясниться Высота, кинув укоряющий взгляд на Руфа. — Еда у вас хорошая, по крайней мере, на мой взгляд. Но… Дело в том, что мы не люди, мы — духи. Я — из числа Божиих ангелов, а мой сосед — из приближенных сатаны. Простите, что мы не сказали об этом сразу, и вас невольно ввело в заблуждение принятое нами человеческое обличие. Сейчас у нас принципиальный вопрос. Отнеситесь, пожалуйста, к моим словам с пониманием, дело может показаться не таким серьезным, но для нас оно очень важное… Руф хочет заплатить вам, используя иллюзию денег, они потом исчезнут. Я же не желаю обманывать вас, но настоящих денег у меня с собой нет. Вопрос сводится к тому, окажется ли прав Руф, не верящий в вашу доброту и потому предлагающий вас обмануть, или окажусь прав я, верящий, что вы можете нас простить.
Улыбка окончательно спала с лица официантки.
— Извините, я спрошу у хозяина, — сказала она и чуть ли не бегом удалилась.
— В американской полиции никогда не был? — поинтересовался Руф, торжествуя победу. — Готовься, сейчас побываешь.
Высота молчал, пристально глядя на дверь, за которой скрылась официантка. Через минуту оттуда появился пожилой американец, за которым семенила официантка.
— Извините, джентльмены, — обходительно обратился хозяин заведения к Высоте и Руфу, — какие-нибудь проблемы?
Руф продолжал саркастически ухмыляться, а Высота спокойно и обстоятельно объяснил хозяину все сначала. Реакция оказалась неожиданной. Хозяин зажигательно и неподдельно расхохотался, похлопывая Высоту по плечу:
— А-ха-ха-ха, ну, умора! Вот молодцы! Завидное остроумие. О-хо-хо-хо! Бесподобно. Придумать такой ход! Признайтесь, вы ведете юмористическую передачу на телевидении? Ваши лица мне знакомы. Вы репетируете? — он, наконец, успокоился. — Спасибо, что зашли к нам. Жаль, что вы ничего толком не поели. Но понимаю, репетиция. Надо же, ангел и демон. Молодцы! И приоделись соответственно — один в белом, другой в черном. Бьюсь об заклад, готовите рождественскую передачу или что-нибудь в этом роде. Однако здорово мы вас раскусили! А?! Конечно, не нужно никакой платы. Приходите еще. И, пожалуйста, снимайте вашу передачу в моем ресторане. Ради этого я готов бесплатно накормить целую ватагу ваших коллег.
Сколько Высота ни пытался переубедить хозяина, что они не актеры, а духи, приводя разные доводы, тот только еще больше укреплялся в своем мнении.
— Выкрутился! Так не честно, — зашипел Руф, когда хозяин и официантка отошли от столика, тепло распрощавшись с необычными посетителями.
— Уж честнее некуда, — добродушно улыбнулся в ответ Высота. — Хотя мне хотелось услышать от них несколько другое. А все же наивные эти американцы. Верно говорят, что они как дети.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.