КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Педагогические способности и стиль педагогической деятельности 1 страница
Тема: Общая характеристика педагогической деятельности Тема. Закономерности и формы воспитания Тема. Закономерности и формы воспитания План: 1. Понятие и сущность методов воспитания 2. Принципы и закономерности воспитания 3. Основные теории и подходы к воспитанию
Список литературы
1. Ольшанский Д.В. Новая педагогическая психология. М., 2002. 2. Педагогическая психология. Хрестоматия. СПб «Питер», 2006. 3. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2001. 4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996 Практическое занятие 1. Подготовьте библиографический список по теме 2. Письменно ответьте на следующие вопросы: - условия и факторы формирования волевых качеств личности; - условия и факторы формирования нравственных установок личности; 3. Что такое "воспитывающее обучение"? 4. В чем особенности формирования нравственной основы учащихся?
Список литературы: 1. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: «Феникс», 2006. 2. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М: Академия, 2006. 3. Якунин В.Я. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 2001.
Программа Сущность педагогической деятельности и её полифункциональность. Структура педагогической деятельности: Мотивация. Педагогические цели и задачи. Предмет педагогической деятельности. Педагогические средства и способы решения поставленных задач. Продукт и результат педагогической деятельности. Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций.
Способности, как индивидуально-психологические особенности человека. Сущность педагогических способностей. Ведущие свойства в педагогических способностях: педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний. Структура педагогических способностей (Н.Д. Левитов, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина и др.). Профессионально важные качества учителя. Стиль педагогической деятельности. Диагностика педагогической направленности (Методика экспересс-диагностики МЭДПНАУ. Диагностика стиля педагогического общения (Методика И.М. Юсупова). Тема 1. Общая характеристика педагогической деятельности ТЕМА 12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой - подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры (Мюнстерберг Г., 1997; см. аннотацию). o организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность); o коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность); o перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний); o экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора); o профессиональная работоспособность; o физическое и психическое здоровье. · В изучении психологии педагогической деятельности можно выделить ряд проблем (рис. 3). Среди важнейших из них можно выделить следующие: 1. Проблема творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов. 2. Проблема профессионализма учителя. 3. Проблема психологической подготовки учителя. 4. Проблема подготовки учителей к системам развивающего обучения. 5. Проблема повышения квалификации учителей и др. (http://elite.far.ru/; см. сайт кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС), Структура педагогической деятельности
· Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру (Зимняя И.А., 1997, см. аннотацию; Митина Л.М., 1998; см. аннотацию). Она такова: 1. Мотивация. 2. Педагогические цели и задачи. 3. Предмет педагогической деятельности. 4. Педагогические средства и способы решения поставленных задач. 5. Продукт и результат педагогической деятельности. Каждый вид деятельности имеет свой предмет, точно также и педагогическая деятельность имеет свой. Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития. · Средствами педагогической деятельности являются: o научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся; o "носители" знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности; o вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др. · Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются: o объяснение; o показ (иллюстрация); o совместная работа; o непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая); o тренинги и др. · Продукт педагогической деятельности - формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий. Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося: o его личностное совершенствование; o интеллектуальное совершенствование; o становление его как личности, как субъекта учебной деятельности. Функции и противоречия педагогической деятельности · В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные. o 1. В целеполагающую группу входят следующие функции: § ориентационная; § развивающая; § мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся); § информационная. · Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека. o 2. В организационно-структурную группу входят следующие функции: § конструктивная; § организаторская; § коммуникативная; § гностическая. · Так, конструктивная функция обеспечивает: o а) отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися; o б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена; o в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися. · Организаторская функция реализуется через организацию: o а) информации в процессе сообщения ее учащимся; o б) различных видов деятельности учащихся; o в) собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися. · Коммуникативная функция предполагает: o а) установление правильных взаимоотношений с учащимися; o б) нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы. · Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение: o а) содержания и способов воздействия на других людей; o б) возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей; o в) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков. · Сфера профессионального труда учителя - это арена преодоления множества противоречий (рис. 4). Это противоречия между следующими факторами: o динамикой профессиональных задач и внутренней готовностью учителя к их осуществлению; o динамикой образовательной политики и стремлением учителя занимать чёткую и последовательную позицию; o личностной потребностью учителя в творческой самореализации и возможностью её удовлетворения; o растущим объёмом актуальной информации и рутинными способами её переработки, хранения и передачи; o потребностью общества в образовательных услугах и сокращением резервов рабочего времени учителя; o уменьшением их численности и низким материальным уровнем учительских кадров; o возрастанием величины свободного времени у подавляющего большинства социально-профессиональных групп - и противоположной тенденцией сокращения бюджета времени у представителей педагогических профессий и др. Уровни продуктивности педагогической деятельности · Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это, прежде всего: o целенаправленность; o мотивированность; o предметность. Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина (Кузьмина Н.В., 1990. С.13; см. аннотацию) выделяет пять уровней продуктивности педагогической деятельности: Профессиональная Я-концепция учителя Понятие Я-концепции Я-концепция - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. · В первом случае исследователя интересуют динамические аспекты самосознания: o появление и формирование самосознания, o его развитие на протяжении жизни человека, o появление и развитие самосознания человека и истории человечества и т.д. · Во втором случае рассматриваются в большей степени: o форма этого опыта, o его структура и организация, o его функции в жизнедеятельности человека. · В вопросе классификации различных сторон самосознания, или "Я"-феномена, важными являются два критерия: 1. Самосознание личности отражает позиции человека в различных социальных группах: § "Я" как представитель определенной профессиональной группы; § "Я" как член семьи; § "Я" как член определенных общественных организаций и т.д. 2. Существенным критерием классификации "Я"-феномена является точка зрения, с которой осуществляется анализ и оценка себя. § Временная точка зрения на себя: § "прошлое Я" - каким я был раньше; § "настоящее Я" - какой я сейчас; § "будущее Я" - каким я вижу себя в будущем. § С точки зрения различных ценностей: § каким я хотел бы быть сам - личные ценности; § каким меня хотели бы видеть друзья - ценности рефферентной группы. § Принятие точки зрения других из своего социального окружения - мое представление, например, о том, как меня оценивают мои коллеги по работе ("рефлексивное Я") и т.д. Все эти различные аспекты "Я"-феномена интегрированы в личности в единое целое, в некоторую систему, состоящую из различных, иногда даже противоречивых элементов. · Самосознание личности представляет собой сложное психическое образование. Эта сложность обусловлена: o многообразием тех ситуаций, в которые попадает человек и в которых формируется его самосознание (профессиональные, бытовые ситуации и т.п.); o многогранностью самого объекта самосознания, т.е. тех сторон, уровней и граней личности, которые становятся опытом самосознания (внешность, характер, профессиональные способности, манера поведения и т.п.). Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Профессиональная Я-концепция личности может быть реальной и идеальной. Профессиональное самосознание учителя Профессиональная деятельность является одной из основных форм жизнедеятельности человека. От того, как человек воспринимает и оценивает свою работу, свои достижения в определенной деятельности и себя в профессиональной ситуации, зависит и его общее самочувствие, и эффективность его деятельности. Профессиональное самосознание личности является и основным источником и механизмом профессионального развития и усовершенствования (Орлов Ю.М., 1991; см. аннотацию). Для педагогической деятельности проблема профессионального самосознания приобретает особую актуальность потому, что результаты деятельности учителя выражаются, прежде всего, в результате учебной деятельности учащихся, и способность учителя анализировать и оценивать свою деятельность и ее результаты, свои профессионально значимые качества непосредственно связана с эффективностью педагогического воздействия. Кроме того, профессиональное самосознание является личностным регулятором профессионального саморазвития и самовоспитания учителя. · Структура профессионального самосознания учителя: o "актуальное Я" - то, каким себя видит и оценивает учитель в настоящее время; o "ретроспективное Я" - то, каким себя видит и оценивает учитель по отношению к начальным этапам работы; o "идеальное Я" - то, каким хотел бы быть или стать учитель; o "рефлексивное Я" - то, как, с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают другие в его профессиональной сфере. "Актуальное Я" является центральным элементом профессионального самосознания учителя, который основывается на трех других, где "Я-ретроспективное" в отношении к "Я-актуальному" дает учителю шкалу собственных достижений или критериев оценки собственного профессионального опыта; "Я-идеальное" является целостной перспективой личности на себя, которая обуславливает саморазвитие личности в профессиональной сфере; "Я-рефлексивное" - социальная перспектива в самосознании учителя или школьной профессиональной среды в личности учителя. Самооценка в структуре профессиональной Я-концепции учителя Наиболее часто экспериментально изучаемым элементом самосознания является самооценка. Обычно испытуемым предлагается перечень качеств, способностей, черт характера, которыми надо охарактеризовать себя. Затем этих же испытуемых по тем же качествам оценивают компетентные судьи. Соотношение самооценки и судейской оценки называется адекватностью самооценки, которая показывает, насколько личность обоснованно и точно воспринимает и оценивает себя. а)операционально-деятельностный; Операционально-деятельностный аспект самооценки учителя связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессионально-педагогического уровня (сформированность умений и навыков) и уровня компетентности (системы знаний). Личностный аспект профессиональной самооценки учителя выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа "Я-профессионального". Самооценка по этим двум аспектам не обязательно согласованна. Дискордантность (рассогласование) самооценки по операционально-деятельностному и личностному аспектам влияет на профессиональную адаптацию, профессиональную успешность и профессиональное развитие. Исследования А. Реан (Реан А.А. и др., 2000; см. аннотацию) показали, что образ "Я" у педагогов наиболее отдален от идеала по таким качествам, как уступчивость, лидерство и доверчивость (методика Лири). Причем по лидерству отклонение отрицательное, а по двум другим качествам - положительное. Это означает, что лидерство, по самооценке педагогов, выражено у них недостаточно; имеется желание развивать в себе это качество, приближаясь к "идеальному" образу педагога-профессионала. Но фактически исследование сформированности "лидерства" у педагогов показало, что оно у них достаточно выражено и соответствует адаптивному уровню развития. Дальнейшее усиление этой тенденции свидетельствует о формировании дезадаптивного варианта развития по нарастанию авторитарности и связанности с такими качествами личности, как властность и деспотичность. Таким образом, данное стремление приблизиться к "идеалу", скорее, уводит от действительно продуктивных моделей педагогического общения. Думается, что в этом искаженном представлении об идеале педагога как властной, доминантной личности отразились укорененные в сознании идеи авторитарной педагогики. Педагогическая направленность: понятие и структура Проблема направленности в общепсихологических теориях личности · В общепсихологических теориях личности направленность выступает как качество, определяющее ее психологический склад. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному:
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |