Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы развития российских Конституций




Соотношение Конституции РФ и конституций республик, уставов других субъектов РФ.

В системе нормативных правовых актов каждого субъекта Федерации есть акты, которые имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем законам и иным актам данного субъекта.

В республиках такими актами являются их конституции, в других субъектах Федерации (краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах) – их уставы. Конституции и уставы представляют собой акты учредительного характера.

В ст. 66 Конституции РФ закрепляется, что статус респ-ки определяется федеральной Конституцией и конституцией респ-ки, а статус других субъектов Федерации – федеральной Конституцией и уставом соответствующего субъекта.

Наличие у респ-ки конституции напрямую вытекает из ее статуса как государства в составе Федерации, обязательным атрибутом которого является наличие высшего на своем уровне основного закона – конституции.

Другие субъекты Федерации, являющиеся не государствами, а государственно-территориальными или национально-территориальными образованиями, принимают свои уставы.

Конституция и устав как учредительные акты, определяющие на основе федеральной конституции статус данного субъекта Федерации, равнозначны. Уставы некоторых областей и других субъектов, как и ряд конституций республик, именуются (в скобках) основными законами. Эти акты закрепляют статус данного субъекта в составе РФ: основы взаимоотношений с Федерацией, полномочиясубъекта, систему его органов гос-ой власти, избирательную систему, организацию местного самоуправления и другие аспекты устройства данного субъекта.

Все иные нормативные акты субъекта Федерации не могут противоречить конституции или уставу.

В некоторых республиках и областях имеются соответственно конституционные и уставные суды. Они разрешают дела о соответствии всех нормативных правовых актов субъектов Федерации их конституциям и уставам.

Установлен и особый порядок принятия конституций и уставов субъектов, их пересмотра, изменения, внесения поправок.

1. Принятие конституции и устава отнесено к предметам ведения законодательного (представительного) органа субъекта, причем по решению, принятому не менее чем 2/3 от общего числа депутатов, т.е. квалифицированным большинством. Конституции многих республик приняты, как отмечается в их преамбулах, народом данной респ-ки. В Конституции Респ-ки Ингушетия прямо предусмотрено, что новая Конституция принимается на основе всенародного референдума.

В некоторых уставах записано, что они принимаются представительным органом, действующим от имени граждан России, проживающих на территории данного субъекта.

В ряде уставов закреплено, что принятию нового устава обязательно должно предшествовать вынесение его проекта на консультативный референдум (Приморский край) или что проект может быть внесен на народное обсуждение либо на консультативный референдум (Волгоградская область).

2. Как в конституциях, так и в уставах определен круг субъектов, которые могут вносить предложения об их пересмотре, поправках, изменениях. В республиках это, как правило, Президент, депутаты (1/3, 1/5 или определенное число) законодательного (представительного) органа, в некоторых – Правительство, Конст-ый суд, Арбитражный суд и иные органы, обладающие правом законодательной инициативы. В Республике Ингушетия с данной инициативой могут выступить и граждане, собравшие 10 тыс. подписей избирателей.

Предложения о пересмотре, изменении уставов могут вносить: часть депутатов законодательного (представительного) органа (1/3, 1/5, определенное число); глава исполнительной власти, губернатор; в некоторых субъектах – граждане (2% – в Приморском крае, 40 тыс. – в Воронежской области, 25 тыс. – в Саратовской области); постоянные комиссии законодательного (представительного) органа (Курская область) судебные органы и прокурор области (Волгоградская, Воронежская области); выборные органы районного и городского самоуправления (Вологодская, Воронежская, Калининградская области).

3. Как для конституций, так и для уставов субъектов Федерации характерны нормы о недопустимости изменений, пересмотра определенных глав или статей представительным (законодательным) органом.

В конституциях это относится, как правило, к главам об основах Конст-ного строя респ-ки, правах и свободах граждан и порядку пересмотра и изменения конституции.

Предложения об изменении этих разделов или глав принимаются в усложненном порядке. Например, в Республике Башкортостан – при условии поддержки их подписями 50 тыс. избирателей, в Республике Бурятия – если поддержано 3/4 депутатов Народного Хурала, и затем созывается Конст-ное Собрание. В Республике Тыва изменение гл. 1 («Гос-ое устройство Респ-ки Тыва») производится Великим Хуралом на основе референдума. В республике Северная Осетия – Алания Президент вправе распустить Парламент в случае пересмотра им основ Конст-ного строя, закрепленных гл. 1 Конституции, и представить закон о поправках к этой главе на рассмотрение вновь избранного Парламента. Положительное решение последнего о необходимости пересмотра гл. 1 не может служить основанием роспуска Парламента, а закон остается в силе.

В уставах некоторых субъектов тоже имеются нормы об особом порядке изменения тех или иных положений.

Так, в Уставе Смоленской области установлено, что изменение ст. 5 12, 15, определяющих основы устройства области, означает пересмотр Устава в целом и влечет принятие нового Устава. В Уставе Московской области закреплена норма о том, что положения 2 и 9 разделов (о правах и свободах человека и гражданина и об изменениях Устава) не могут быть пересмотрены областной Думой, а также о том, что положения 1, 2, 3, 4 и 9 разделов Устава не могут быть пересмотрены в течение двух лет после вступления в силу Устава, за исключением случаев, связанных с необходимостью приведения его в соответствие с Конституцией России и федеральными законами. В Саратовской области закон о внесении изменений и дополнений в Устав принимается Думой после одобрения поправок и предложений к Уставу не менее чем 2/3 выборных органов местного самоуправления.

Конституции и уставы должны соответствовать Конституции РФ. Обеспечение такого соответствия отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72).

Норма об обеспечении соответствия конституций и уставов Конституции РФ, о верховенстве Конституции России закреплена в различных формулировках и в конституциях ряда республик и во многих уставах.

Так, в Конституции Респ-ки Тыва указано, что в случае противоречия Конституции респ-ки Конституции РФ действуют нормы последней по полномочиям, отнесенным к ведению РФ и к совместному ведению Федерации и Респ-ки.

Уставы некоторых областей устанавливают, что при внесении изменений в Конституцию РФ, принятии новых федеральных законов по предметам ведения РФ и совместного ведения положения уставов применяются в части, не противоречащей Конституции РФ и федеральным законам, и указывается, что в течение определенного срока (три месяца, один месяц) необходимо внести поправки в уставы (Приморский край, Воронежская область, Самарская область).

Соответствие конституций и уставов федеральной Конституции и уровень этого соответствия обусловливаются объективными факторами. Соответствие устанавливается только в той мере, в какой это необходимо, чтобы создать условия для функционирования РФ как целостного единого государства, обеспечить единое экономическое пространство, единые основы статуса личности, прямое действие Конституции РФ и федеральных законов ва всей ее территории, претворение в жизнь основ Конст-ного строя России.

Вне этих рамок за субъектами Федерации обеспечивается широкая самостоятельность в определении содержания своих конституционных уставных норм.

Действующая Конституция РФ значительно расширила пределы учредительной власти субъектов Федерации в области правового регулирования. Они самостоятельно решают вопросы о системе своих органов гос-ой власти – представительных и исполнительных, их наименованиях, структуре, компетенции, о целесобразности института Президента, его правовом статусе, определяют систему органов местного самоуправления, конкретные взаимоотношения своих властных структур.

Все это свидетельствует о том, что Конституция Российской Феде-ации исходит из стержневого направления осуществляемого в стране реформирования Федерации на новых началах – расширения прав субъектов Федерации.

Важными гарантиями соответствия конституций и уставов субъектов РФ федеральной Конституции являются:

верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4);

высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории России федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15);

формирование субъектами Федерации системы органов гос-ой власти в соответствии с основами Конст-ного строя РоссийскойФедерации и общими принципами орг-ии представительных и исполнительных органов гос-ой власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77);

взаимное согласие РФ и ее субъекта для изменения статуса последнего в соответствии с федеральным Конст-ым законом (ч. 5 ст. 66);

возможность проверки соответствия конституций и уставов субъектов Федерации посредством Конст-ного судопроизводства, осуществляемого Конст-ым Судом РФ. При этом положения конституций и уставов, признанные не соответствующими Конституции РФ, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125). Конст-ый Суд рассмотрел ряд дел о Конст-ности отдельных положений уставов некоторых областей.

Однако на практике в обеспечении соответствия конституций и уставов субъектов РФ федеральной Конституции еще много проблем. Некоторые положения названных актов в настоящем их виде противоречат Конституции России. Причиной этого явилось то, что Конст-ное законодательство в республиках и других субъектах опережало Конст-ное строительство в самой Федерации. Имели значение и длительный перерыв в работе Конст-ного Суда РФ, отсутствие механизма, обеспечивающего реализацию постановлений Конст-ного Суда.

Играют свою роль и наблюдающиеся в некоторых республиках и других субъектах тенденции чрезмерной суверенизации, а подчас и сепаратистские устремления.

 

Зачатки Конст-ности находят еще со времен Петра I, даже раньше, попытки предпринимались многими, но если подойти глобально к этой проблеме, то Конст-ное развитие РФ можно разделить на два этапа:

Период неписаной конституции - хронологические данного периода, октябрь 1917 года - июль 1918 года. В это время российская конституция состояла из: а) декретов и постановлений съездов советов; б) декретов совета народных комиссаров; в) составной частью были прежние законы, которые не были отменены советской властью и не противоречили актам советской власти.

Период писаной конституции - с 6 июля 1918 года, и по наши дни. Начало этого периода ознаменовано левоэсеровским мятежом. Этот большой период делится на более мелкие:

В истории Советской России насчитывается четыре Конституции: 1918, 1925, 1937, 1978 годов — советские социалистические конституции, развивались в соответствии с принципом преемственности. Им был присущ фиктивный характер.

Конституция РСФСР 1918 года была принята вскоре после октябрьской революции, она носила классовый характер и опиралась на лозунги большевиков и опиралась на первые декреты советской власти; основой этой Конституции была «Декларация трудящегося и эксплуатируемого народа». Полностью отрицала народный суверенитет, власть утверждала за Советами, устанавливала диктатуру пролетариата. Она включала положения, ориентированные на все мировое сообщество: победа социализма во всем мире, уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, беспощадное уничтожение эксплуататоров. Открыто признавала насилие в целях утверждения нового строя. «Ведению Всероссийского Съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежат все вопросы общегосударственного значения».

Закрепила следующие положения: политическое устройство — провозглашение гос-ой диктатуры пролетариата, форма правления — корпоративная республика, республика советов рабочих и крестьянских депутатов. Органы гос-ой власти представлял всероссийский съезд советов и высший центральный исполнительный комитет, который избирался на съезде. По форме государственного единства, формально была провозглашена федерация, фактически — это было смешанное унитарное гос-во.

Конституция 1925 года — причина ее принятия — образование СССР...

Первоначальная редакция Конституции СССР была утверждена резолюцией II-го Съезда Советов СССР от 31 января 1924 года, и состояла из Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР 1922 года. А Конституция РСФСР 1925 года была принята, соответственно, после создания СССР и принятия Конституции СССР; отразила факт вхождения РСФСР в СССР; нет прямого указания на суверенитет РСФСР. В связи с появлением в РСФСР субъектов, появились положения, определяющие их статус она опиралась на Конституцию СССР, вместе с тем она воспроизводила многие положения Конституции 1918 года. Всероссийский Съезд Советов (установление, дополнение и изменение основных начал Конституции; окончательное утверждение конституций автономных советских социалистических республик, а также дополнений и изменений этих конституций). Совместному ведению Всероссийского Съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежали все вопросы общегосударственного значения.

Последующие конституции РСФСР принимались вскоре после принятия конституций СССР и практически полностью воспроизводили их положения. Конституция 1937 года — вступление страны в новый этап ее развития — социализм победил окончательно. Сохранила классовую сущность, отменила лишения политических прав граждан по социальному признаку, ввела всеобщее тайное избирательное право, включила принцип равноправия граждан. Впервые появились главы об основных правах и обязанностях граждан. Они были классово ориентированы и делали упор на коллективные права. Закрепляла руководящую роль ВКПБ. Впервые норма о праве РСФСР выхода из СССР. Вопрос о внесении изменений в Основной Закон страны «производится лишь по решению Верховного Совета РСФСР, принятому большинством не менее двух третей голосов Верховного Совета».

Теперь открыто в государстве диктатуры не существовало. По политической основе РСФСР осталась гос-вом трудящихся, но лозунг диктатуры пролетариата был снят. По форме правления осталась советской республикой. Однако теперь съезд советов упразднен, вместо него создан однопалатный верховный совет. В 1937 году значительно усилилась централизация полномочий в руках центральной федеральной власти.

Конституция РСФСР 1978 года была принята в соответствии с Конституцией СССР 1977 года, что должно было отразить «вступление в этап развитого социализма». Понятие трудящиеся заменено на народ, который являлся субъектом гос-ой власти. Появляется отдельная статья о партии, КПСС объявлялась руководящей и направляющей силой. Закреплялось равенство граждан независимо от происхождения и социального положения. Дан полный перечень прав и свобод граждан. Появилась норма о суверенитете РСФСР.С 1989 года в Конституцию вносились существенные изменения, обусловленные демократизацией общества: признание приоритета прав человека, принципа разделения властей, многопартийности, частной собственности.

Конституция 1977 года была противоречивой; статья 7 свидетельствовало о грядущей фашизации общества. Отличительным признаком фашистского государства является слияние партии с государственным аппаратом, а в статье 7 определили партию как ядро государства. Не полностью в конституции указаны основные права и свободы, например, не было закреплено право на жизнь. Имелся и ряд положительных моментов: статья 9 закрепляла основные направления развития политической системы СССР, и среди этих направлений обозначены демократизация внутриполитической системы, повышение роли населения в решении вопросов гос-ой жизни, укрепление законности и правопорядка. Права и свободы человека и гражданина имели, помимо процессуальных, политические и экономические гарантии.

С распадом СССР в 1991 году Конституция РСФСР переименована в Конституцию РФ — России, в 1992 году в Конституцию включён Федеративный договор. В период с 1989 по 1992 год внесение поправок в Конституцию страны было несложным, будничным делом. В 1989 году в Конституцию РСФСР было внесено сразу 25 поправок. С мая 1990 года по декабрь 1992 года Съезд народных депутатов РСФСР принял 8 законов, внеся более трехсот поправок: в 1990 году — 53, в 1991 году — 29, в апреле 1992 года — 177, а в декабре того же года — около 90. После многочисленных изменений Конституция приобрела запутанный и противоречивый характер, что, в конечном счете, породило Конст-ый кризис 1992 — 1993 годов. С 1990 года действовала Конституционная комиссия Верховного Совета, а в июне 1993 года Президент РФ созвал Конст-ное Совещание, которое на основе президентского проекта и с учётом многих положений проекта Конст-ной комиссии за несколько месяцев выработало проект Конституции РФ, который был вынесен Президентом РФ на всенародное голосование. 12 декабря 1993 года Конституция РФ была принята всенародным голосованием, а 25 декабря официально опубликована и вступила в силу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.