Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к экзамену по курсу «Педагогика»




Допуск к экзамену осуществляется при соблюдении следующих требований:

1. Рейтинговый балл, соответствующий допуску к экзамену.

2. Зачет по основным определениям курса.

 

Критерии оценки ответа студента на экзамене.

- знание основных педагогических понятий и умение разъяснить их сущность;

- умение выделять главное, логично выстроить свой ответ;

- умение устанавливать причинно-следственные связи и сравнивать различные точки зрения;

- умение иллюстрировать теоретические положения своими примерами и фактами;

- умение отвечать на прямые и косвенные вопросы;

- умения применять знания на практике (анализировать педагогические явления, выполнять практические задания и др.).

 

«5» - ответ студента в полной мере отвечает всем указанным критериям.

«4» - студент владеет основными педагогическими понятиями и умеет разъяснить их сущность; в целом логично выстраивает свой ответ, объясняет причины возникновения педагогических явлений; умеет подтвердить теоретические положения примерами из практики; правильно отвечает на вопросы преподавателя; правильно выполняет практическое задание.

«3» - студент владеет основными педагогическими понятиями и умеет разъяснить их сущность; объясняет причины педагогических явлений; приводит примеры из педагогической практики; отвечает на вопросы преподавателя, направленные на уточнение и дополнение ответа; в целом верно выполняет практическое задание.

 

Вопросы к экзамену по педагогике (2013/2014 учебный год)

 

1. Педагогическая профессия в мире профессий: сущность, функции, специфика. Требования к учителю современной школы.

2. Педагогика как наука. Структура науки. Связь педагогики с другими науками.

3. Характеристика основных педагогических категорий, их взаимосвязь.

4. Системный подход в педагогике. Педагогические системы и их виды.

5. Система образования в России. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.).

6. Педагогический процесс как система: структура, характеристика основных этапов. Закономерности и принципы педагогического процесса.

7. Школа как педагогическая система. Нормативные документы, определяющие деятельность школы.

8. Педагогическое исследование: сущность, основные этапы. Характеристика методов педагогического исследования.

9. Сущность, функции, движущие силы, логика процесса обучения.

10. Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения. Характеристика закономерностей и принципов обучения.

11. Понятие о содержании образования. Документы, определяющие содержание образования. ФГОС 2-го поколения о совершенствовании содержания образования в школе.

12. Понятие о методах, приемах, средствах обучения. Проблема классификации методов обучения. Выбор методов обучения. Характеристика общих методов обучения.

13. Понятие о форме организации обучения. Урок как основная форма учебного процесса. Дополнительные формы организации обучения.

14. Дидактические основы контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся. Функции, виды, методы контроля. Оценка и отметка в учебном процессе.

15. Пути активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.

 

16. Сущность и особенности воспитания. Воспитание как компонент социализации человека и средство трансляции культуры. Национальное своеобразие воспитания. Подходы к организации процесса воспитания в ФГОС второго поколения.

17. Закономерности и принципы воспитания, их взаимосвязь.

18. Анализ современных отечественных концепций воспитания. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

19. Детский коллектив: понятие, структура, признаки, этапы развития. Пути создания детского коллектива как субъекта воспитания. Методика КТД. Развитие самоуправления в детском коллективе.

20. Взаимосвязь методов и приемов воспитания, условия их выбора и реализации в работе педагога.

 

Практические задания

1. Изучите материал одного из параграфов учебника (конспекта урока), предложенный преподавателем. Проанализируйте, как в нем реализуются принципы обучения.

2. Изучите материал одной из тем учебника. Предложите, при помощи каких методов и приемов этот материал может быть изучен на уроке. Выбор обоснуйте.

3. Проанализируйте конспект урока, предложенный преподавателем. Определите, какие виды и методы контроля используются на этом уроке. Оцените их эффективность для реализации основных функций контроля.

4. Изучите материал одной из тем учебника. Покажите наличие в нем заданий, направленных на формирование у обучаемых опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений.

5. Проанализируйте конспект урока, предложенный преподавателем. Определите тип урока, опишите его структуру. Охарактеризуйте способы реализации на уроке принципов обучения и то, как учитель активизирует деятельность обучающихся.

 

6. Разработайте критерии и показатели изучения воспитанности школьников, диагностики детского коллектива и отношений в нем. Подберите методики для их изучения.

7. Разработайте план изучения эффективности педагогических средств, используемых классным руководителем. Сформулируйте основные требования к изучению результатов и эффективности педагогической деятельности.

8. Схематично представьте функции и направления деятельности классного руководителя в школе, охарактеризуйте особенности его деятельности с учетом программных документов ФГОС. Приведите примеры форм работы по каждому направлению.

9. Разработайте кластер «Формы взаимодействия классного руководителя и родителей школьников». Покажите сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с родителями при решении конкретной педагогической задачи.

10. Разработайте кластер «Характеристика технологий педагогической деятельности», приведите примеры современных образовательных технологий.

11. Разработайте (по выбранной Вами теме) дифференцированные задания для учащихся разного уровня сложности.

12. Покажите на конкретном примере возможности технологии проблемного обучения для развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.

13. На конкретном примере представьте технологию организации проектной деятельности школьников. Покажите содержание деятельности учителя и учащихся на каждом этапе организации (вид проекта определяется студентом).

14. Схематично представьте технологию организации деятельности в коллективе. Приведите примеры использования конкретных педагогических приемов на каждом этапе организации деятельности. Соотнесите выделенные этапы с технологией КТД.

15. Разработайте методику коллективного анализа в классе по итогам учебного года.

16. Разработайте методику коллективного целеполагания и планирования воспитательной работы на учебный год в классном или школьном коллективе.

17. Предложите технологии оценивания образовательных результатов учащихся в учебной и внеучебной деятельности.

18. Предложите несколько нетрадиционных форм воспитательной работы, которые может использовать педагог в рамках реализации одного из направлений внеурочной деятельности: воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание ценностного отношения к прекрасному и природе, воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.

19. Разработайте методику подготовки и проведения классного часа по одному из направлений деятельности классного руководителя (с учетом цели, задач и функций).

20. Разработайте методику подготовки и проведения классного собрания по одной из проблем деятельности детского коллектива.

 

Основные определения по курсу (модуль 2)

Педагогическая профессия Педагогическая специальность Объект и предмет педагогики Воспитание Обучение Образование Развитие человека Формирование личности Социализация Педагогическая система Государственная система образования Педагогический процесс Цель педагогической деятельности Закономерность педагогического процесса Принцип педагогического процесса Педагогического исследования Метод педагогического исследования Функции обучения Знание Умение Навык Компетентность Способность Преподавание Учение Закономерность обучения Принцип обучения Правило обучения Содержание образования Учебный план Государственный образовательный стандарт Образовательная программа Программа учебной дисциплины Учебник Метод обучения Методический прием Средство обучения Форма организации обучения Оценка и отметка в учебном процессе Дидактическая концепция

 

Основные определения по курсу (модули 2,3)

Анализ Взаимодействие педагогическое Внеурочная деятельность Воспитание Воспитательная работа Воспитательная система класса Воспитательный процесс Дело Диагностика педагогическая Задача педагогическая Закономерность воспитания Игра Индивидуализация Концепция Классное собрание Классный руководитель Классный час Коллектив Детское самоуправление Концепция КТД Культура межнационального общения Мероприятие Метод воспитания Проектирование педагогическое Проектная деятельность учащихся План Планирование Подход Прием воспитания Принцип воспитания Проблема педагогическая Результаты педагогической деятельности Ситуация педагогическая Содержание воспитательной работы Средство воспитания Технология педагогическая Форма воспитательной работы Формирование Целеполагание Цель Эффективность результатов пед. деятельности

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.