Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Время – 2 часа

 

План лекции:

 

1. Общая характеристика адаптационных процессов.

2. Классификация адаптации по степени тяжести и характеру течения.

3. Социально-психологические и гигиенические критерии адаптации.

4. Основные типы эмоционального реагирования детей при адаптации к условиям дошкольного и школьного образовательного учреждения.

5. Система профилактических мероприятий по облегчению течения адаптации у детей.

 

Литература:

1. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников // Вестник РАМН – М.:Медицина.- 1993, №5. - С. 19 - 24.

2. Анохин П.К. Очерки о физиологии функциональных систем. -М.:Медицина,-1980.-447 с.

3. Агиев А.К. и др. Онтогенетические особенности адаптации детей -М.-1985.- С.75-80.

4. Баркан А.И. // Педиатрия – 1983, № 5. - С.40 - 44.

5. Гигиена детей и подростков. / Руководство для врачей под ред. акад. АМН СССР Сердюковской Г.Н./ - М.: Медицина. –1983. - С. 114- 119.

6. Гис Ю.А., Чурьянова М.И., Ананьева Н.А. и др. Основные результаты исследований в области гигиены детей и подростков за последний период// ГиС. – 1990, № 11.- С.54-57.

7. Жданова Л.А. Онтогенетические особенности адаптации детей. - М.-1985.- С.141-146.

8. Макаренко Ю.А. и др. Адаптация детей и подростков к учебной и физической нагрузкам М. –1979. - С. 81- 85.

9. Организация медицинской помощи детям в дошкольных учреждениях /под ред. Гребешевой И.И./ - М.: Медицина. – 1984.- С.71-86.

10. Осадчая Л.Б. Физиологический анализ эмоциональных напряжений и адаптация ребенка к пребыванию в детском коллективе. Автореф. дисс…канд. мед. наук. - М. – 1979. - 21 с.

11. Сердюковская Г.Н. Медико-социальные аспекты развития и воспитания здорового ребенка. – Днепропетровск. -1983. - С. 17 -18.

12. Солнцев А.А. Онтогенетические особенности адаптации детей. - М. -1985. -С.16 -25.

13. Солнцев А.А. Диагностика, прогнозирование и профилактика отклонений в состоянии здоровья у детей при адаптации к дошкольному учреждению и школе. Автореф. дисс…. докт. мед. наук. – М. – 1985. – 85 с.

14. Советская педиатрия /вып. VII. под ред. Студеникина М.Я./ -М.:Медицина. – 1989. - С. 107-126.

15. Школа и психическое здоровье учащихся /под ред. проф. Громбаха С.М./ - М.: Медицина. – 1988. - С. 32- 54.

Составила, стар. препод. кафедры общей гигиены, к.м.н. Банникова Л.П.

Тема: «Гигиенические аспекты адаптации детей к детским образовательным учреждениям».

 

«... не пора ли объектом медицинских исследований сделать здорового человека и не на предмет поисков в нем начала тех или иных болезней, входящих в нозологический каталог, а на предмет выяснения не только индивидуальных, но и биологических и коллективных адаптационных способностей».

(И.В. Давыдовский, 1962 год).

 

 

Адаптация – это устойчивость организма к неблагоприятным факторам окружающей среды путем развития реакций противосрессорной защиты.

 

Насчитывается большое количество определений термина «адаптация». Согласно определению, которое дается в БМЭ, «адаптация (от лат. adapto – приспособляю) – морфофизиологические приспособления животных и растительных организмов к конкретным условиям существования во внешней среде» /изд. 2. – Т. 1. – С. 193/. Это определение относится к биологической адаптации.

Физиологическая адаптация понимается «как совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды – гомеостаза» /БСЭ. – изд. 3. – Т. 1. – С. 624/. Постоянство внутренней среды организма – непременное условие существования.

 

Адаптацию можно рассматривать как способность организма к сопротивлению неблагоприятным факторам как биологического, так и социального характера. Отсюда вытекают понятия биологической и социальной адаптации.

 

По отношению к большинству факторов внешней среды ребенок подготовлен эволюционно, путем мобилизации функциональных резервов организма. Однако резкое изменение интенсивности воздействующих факторов может вызвать перенапряжение приспособительных механизмов и привести к развитию дезадаптационных расстройств.

Например, многочисленными исследованиями установлена реакция детского организма на загрязнение атмосферного воздуха, выявлено увеличение численности детей с перенапряжением функции внешнего дыхания в загрязненных районах города, по сравнению с чистыми районами, отклонения в функциональном состоянии дыхательной системы вызывали изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы, иммунологических и биохимических показателей.

 

Главной отличительной чертой социальной адаптации от биологической является то, что все неспецифические воздействия окружающей среды преломляются через психоэмоциональную сферу детей.

Эффективность приспособительных реакций зависит от степени зрелости его функциональных систем. Под социальной адаптацией мы понимаем биологически целесообразный процесс приспособления ребенка к новым для него условиям микросоциальной среды, выделяя при этом комплекс конкретных факторов, к которым ему приходится приспосабливаться.

 

Эмоциональное напряжение составляет основу структуры синдрома адаптации детей и выступает в роли мобилизующего фактора (Макаренко Ю.А., 1980, Анохин П.К., 1980). Динамизм окружающей среды, расширение сети коллективного воспитания предъявляют повышенные требования к адаптационным возможностям детского организма и требуют углубленного изучения физиологических механизмов его биологической и социальной адаптации (Вельтищев Ю.Е., Касиян Н.С., 1979; Студеникин М.Я. и др., 1979; Ефимова А.Н., 1983). Способность к биологической и социальной адаптации может быть признана одним из главных критериев здоровья (Макаренко Ю.А., 1985; Северова Е.Я., 1980). При этом здоровье рассматривается как способность детского организма в процессе роста и развития адаптироваться к условиям жизни.

При чрезмерных воздействиях факторов окружающей среды включаются все механизмы адаптации, и процесс этот проходит несколько фаз (периодов):

- первая фаза – возбуждение, декомпенсация, нарушение функций – ориентировочно - приспособительная;

- вторая фаза – неустойчивого, неполного приспособления, активного поиска организмом устойчивых состояний, соответствующих новым условиям среды, видам деятельности и их режимам;

- третья фаза – относительно устойчивого приспособления, устойчивой адаптации, которая спустя большее или меньшее время сопровождается нарастанием утомления.

Каждая из фаз в разных условиях воздействия может проявляться в относительно коротком отрезке времени (2-10 дней), в годовом цикле и периодах охватывающих 5-10 лет (Казначеев В.П., 1973; Парин В.В., 1962, 1965).

 

Отсюда различают состояния: удовлетворительной адаптации, физиологического напряжения, неудовлетворительной адаптации и срыва.

Состояние удовлетворительной адаптации свойственно здоровому человеку, живущему и работающему в обычных условиях. В известном смысле оно может быть отождествлено с понятием нормы. По степени адаптации здоровье рассматривается как состояние организма, обеспечивающее достижение им функционального оптимума.

Состояние функционального напряжения является первичной оперативной реакцией организма на воздействие стрессорных факторов. Это состояние характеризуется мобилизацией функциональных резервов организма, повышением уровня функционирования его систем, особенно тех, которые обеспечивают приспособительный эффект.

Состояние неудовлетворительной адаптации характеризуется уменьшением уровня функционирования биосистемы, рассогласованием отдельных ее элементов, развитием утомления. Состояние неудовлетворительной адаптации обычно является результатом перенапряжения функциональных систем.

Состояние срыва адаптации включает в себя все многообразие проявлений предболезни и начальных форм различных заболеваний у здоровых и больных.

Выделяют три типа течения адаптации во всех возрастных группах:

· благоприятное;

· условно-благоприятное;

· неблагоприятное.

Благоприятное течение приспособительного процесса у детей характеризуется отсутствием заболеваний, потери массы тела, задержки психомоторного развития, небольшим снижением эмоционального тонуса. Сдвиг функциональных параметров укладывается в рамки реакции активации или тренировки.

При условно-благоприятном течении отмечается легкое течение ОРВИ, увеличивается потеря массы тела, эмоциональный профиль снижается до отрицательных значений. Изменение функциональных параметров характеризуется напряжением регуляторных систем и механизмов вегетативного жизнеобеспечения.

Неблагоприятное течение адаптации сопровождается повторными тяжелыми ОРВИ, выраженным эмоциональным напряжением, у части детей - невротическими реакциями, большой потерей массы тела, задержкой психомоторного развития, с признаками астенизации.

 

Адаптация классифицируется по степени тяжести – легкая, средняя, тяжелая. Основными параметрами при этом являются сроки нормализации поведения, частота и длительность заболевания.

 

Рабочая классификация тяжести адаптации у детей.

Показатели Степень адаптации
Легкая Средняя Тяжелая
А Б
Нормализация поведен-ческих реакций (аппетит, сон, отрицательные эмо-ции в общении со взрос-лыми и детьми, боязнь пространства, восстанов-ление речевой активнос-ти). 10-20 дней 20-40 дней До 60 дней 60 дней и >
Нервно-психическое развитие. Нет отстава-ния в срав-нении с исходными данными. Замедление темпа рече-вой активно-сти в тече-ние 1-2 мес. Отставание в развитии в течение 1-2 кварталов. То же
Острые заболевания в первые дни (длительность и кратность) 10 дней, однократно, может не быть. 10 дней, м.б. повторные. > 10 дней, повторные и длительные, с осложне-ниями. Невротичес-кие реакции
Масса тела и рост Не изменены Потеря массы тела в течение 30-40 дней. Замедление темпов роста и прибавки массы тела при очеред-ной проверке в теч. 6 мес. То же

По отношению к детскому возрасту во всей проблеме адаптации наиболее важным представляются два ее аспекта:

1. формирование адаптационных механизмов у детей в онтогенезе;

2. адаптация ребенка к условиям детских образовательных учреждений.

Актуальность первого аспекта определяется необходимостью разработки критерия возрастной периодизации, оценки состояния здоровья детей и сопротивляемости организма.

Другим важным аспектом данной проблемы в детском возрасте является адаптация детей к условиям дошкольного учреждения и школы.

 

Начальный период пребывания в детских образовательных учреждениях характеризуется воздействием на организм детей ряда новых факторов. К ним относятся: новый коллектив взрослых и детей, условия обитания, характер питания, уровень двигательной активности, режим дня, характер занятий и др. Для некоторых детей комплекс этих факторов может иметь стрессогенный характер.

 

Адаптация детей к пребыванию в детских образовательных учреждениях включает элементы физиологической и социальной (поведенческой) адаптации.

И если физиологическая адаптация обеспечивается состоянием ЦНС, эндокринным аппаратом, общей реактивностью организма, то социальная требует значительного напряжения комплекса психофизиологических функций детей в ответ на новую микросоциальную среду. У части детей напряжение психических и физиологических функций может превысить индивидуальную меру защиты, закончиться срывом адаптации.

Проблема адаптации тесно связана с функциональной готовности детей к обучению в школе, так как функциональная неготовность в значительной степени определяет трудности адаптации к обучению.

Под функциональной готовностью понимают такой уровень развития и функционального состояния отдельных систем, который способен обеспечить адекватный ответ организма на конкретное воздействие среды (Громбах С.М., 1969, 1976, 1985; Антропова М.В. и соавт., 1975; Сорокин Г.Н., 1975). Недостаточная функциональная готовность к обучению в школе чаще всего определяется частичной незрелостью тех функций, которые непосредственно связанны с обучением (Громбах С.М., 1976).

 

У незрелых детей в первые месяцы обучения в школе чаще наблюдается неблагоприятное изменение работоспособности в течение учебного дня и недели. Дети с отставанием биологического возраста от паспортного длительно адаптируются к школе и имеют сниженную успеваемость на первом году обучения. Дети, имеющие отклонения функционального характера, особенно со стороны нервной системы, часто и длительно болеющие, страдающие хроническими заболеваниями, труднее адаптируются к систематическому обучению в школе. Наблюдаются индивидуальные различия в сроках адаптации (от 3 до 16 недель) (Зубков В.М., 1982).

 

Кроме исходного уровня здоровья и уровня функциональной готовности, влияющих на адаптацию детей к школе, большое значение имеют микросоциальные семейные условия, психологический климат в школьном коллективе, личностные особенности ребенка. У детей, начинающих обучение ранее 7 лет, трудности адаптации возрастают.

Различают социально-психологические и гигиенические критерии адаптации к обучению школе

Анализ нарушений социально-психологической адаптации у детей младшего возраста позволил выделить наиболее характерные для них психозащитные реакции, к которым относят следующие:

1. активный протест (враждебность);

2. пассивный протест (избежание);

3. тревожность;

4. неуверенность в себе.

Реакция активного протеста в ыражается непослушанием, нарушением дисциплины на уроке, ребенок на перемене проявляет негативизм по отношению к одноклассникам, ссорится с ними, мешает им играть, дети отвергают его. В эмоциональной сфере напряженность выражается вспышками раздражения, гнева. Стабильная реакция активного протеста диагностируется как патология поведения.

Реакция пассивного протеста. Ребенок редко поднимает руку на уроке, выполняет требования учителя формально, на перемене - пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. В эмоциональной сфере преобладают депрессивное настроение, страхи.

Реакция тревожности и неуверенности. Ребенок пассивен на уроке, при ответах наблюдается напряженность, скованность, на перемене не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. В эмоциональной сфере преобладает тревога, плачет, краснеет, теряется при малейшем замечании учителя. Изменения в поведении, выраженные реакцией тревожности и неуверенности, сопровождаются появлением невротической симптоматики в виде заикания, энуреза, а также учащением соматических заболеваний.

 

Школьники, проявляющие отрицательную динамику процесса адаптации или изначально низкий ее уровень, составляет группу риска по отношению к пограничным нервно-психическим заболеваниям.

С позиции охраны психического здоровья детей, адаптацию к школе можно рассматривать в двух планах: как социальную (поведенческую) и физиологическую. Они неразрывно связаны между собой.

Процесс адаптации к школе чаще всего проходит несколько фаз:

1. генерализованная, когда в ответ на новое воздействие вовлекаются многие системы организма;

2. сужение, экономизация реакций;

3. переход на новый адекватный способ функционирования, т.е. собственно адаптация.

 

Ее показателями являются: работоспособность, учебная активность, двигательное беспокойство, характер условно-рефлекторной деятельности, вегетативные показатели, успеваемость, масса тела.

Для оценки степени адаптации наиболее информативными среди всех показателей являются показатели дневной динамики работоспособности и ее улучшение на протяжении первого учебного полугодия.

Адаптация детей к школе в значительной степени определяется и такими факторами, как содержание обучения и методики преподавания.

 

В известной степени облегчает адаптацию к школе предварительное пребывание детей в детском саду. Быстрее адаптируются дети, посещавшие до школы детский сад, а у тех, кто воспитывался дома, чаще наблюдается двигательная расторможенность, нежелательные изменения в характере общения со сверстниками.

Переход из детского сада в школу должен быть облегчен как за счет создания элементов школы в последней группе детского сада, так и за счет сохранения элементов детских садов в первом классе школы (Громбах С.М., 1978).

 

Нельзя не упомянуть и о роли учителей. Чрезмерная строгость не способствует, как правило, адаптации детей, а напротив вырабатывает определенную негативную реакцию.

 

В связи с этим необходима система профилактических мероприятий по облегчению адаптации, которая включает 3 основных направления:

1. уменьшение силы эмоционально-стрессового воздействия;

2. прогнозирование и своевременная диагностика начальных форм адаптации;

3. своевременная коррекция иммунологических и метаболических изменений у детей в процессе адаптации.

 

Важным разделом профилактической работы, является подготовка детей к поступлению в новую микросоциальную среду. Цель этой работы - привести психофункциональные возможности ребенка в соответствие с предъявляемыми ему требованиями. Она должна осуществляться задолго до поступления в детское образовательное учреждение (либо дошкольного, либо школьного типов).

 

Большое внимание уделяется прогнозированию характера течения адаптации еще до поступления ребенка в новый коллектив. Для этого используются данные социально-биологического анамнеза и показатели здоровья.

 

Для раннего выявления дезадаптационных проявлений и их коррекции необходимы контроль и оценка течения адаптации детей. С этой целью в качестве интегральных показателей предлагаются эмоциональный профиль и индекс напряжения по кардиоинтервалограмме, гематологические и функциональные параметры.

 

 

При появлении первых признаков нарушения адаптации (выраженное эмоциональное напряжение, симптомы невротизации, потеря массы тела и т.д.) с целью прогноза ее течения назначаются медицинские корригирующие мероприятия.

 

Их можно разделить на 4 основные группы:

1. повышение неспецифической реактивности организма ребенка;

2. воздействие на метаболические звенья эмоционального стресса;

3. уменьшение силы эмоционального стресса и предупреждение невротических расстройств;

4. мероприятия общего плана, направленные на предупреждение перекрестного инфицирования, развития утомления и совершенствование приспособительных механизмов;

Для повышения неспецифической реактивности организма ребенка, используют:

1. элеутерокок, учитывая его защитное действие при стрессе, нормализующее влияние на гемодинамику, синтез белков и иммунологическую реактивность;

2. аналогичным действием обладает женьшень;

3. золотой корень;

4. аралия;

5. китайский лимонник (Баркан Н.И. и др., 1981; Студеникин М.Я., 1983; Алев А.К. и др., 1985).

 

Для улучшения качества фагоцитоза и белкового метаболизма целесообразно применять в течение 10 - 15 дней оротат калия в возрастной дозировке.

 

Для нормализации метаболических процессов и функционального состояния центральной нервной системы назначают комплекс препаратов, состоящий из витаминов «В1», «В2», линолевой и пантатеновой кислот, курсом 10 дней в профилактических дозах каждого компонента.

Мероприятия третьей группы, заключаются в назначении, после консультации детского психиатра, отдельным детям (чаще школьникам, при появлении у них признаков невротизации и выраженного эмоционального напряжения) седативных средств или малых транквилизаторов (экстракт валерианы, настойка пустырника, ромашки, заманихи). Доза препарата, как правило, не превышает 1/2 возрастной лечебной дозы, длительность курса определяется специалистом (Студеникин М.Я., 1983).

К общемедицинским и гигиеническим мероприятиям, направленным на предупреждение инфицирования и совершенствования адаптационных механизмов детей в детских образовательных учреждениях относятся:

- кварцевание групповых помещений;

- оздоровление часто болеющих с использованием лекарственных трав;

- дача кислородных коктейлей, физиотерапевтических процедур, массажа, гимнастики с элементами лечебной физкультуры.

Установлено, что функциональным возможностям детей семилетнего возраста соответствует тренирующий (ступенчатый) режим учебной работы с постепенным нарастанием учебной нагрузки и создание оптимальных условийпребывания детей в детских образовательных учреждениях, а так же рациональная организация режима труда и отдыха.

 

 

У детей с неблагоприятным прогнозом адаптации за 3 - 4 недели до поступления в детское образовательное учреждение в суточном рационе на 10 - 15 % рекомендуется увеличить содержание белка и витаминов группы «В» в профилактических дозах.

 

Белково-витаминные добавки используют в первые 20 - 30 дней поступления в детский сад и школу (Меерсон Ф.З., 1981; Шанина Г.Г., 1987).

 

Таким образом, знание вопросов адаптации детей к детским образовательным учреждениям и владение методами профилактики дезадаптации детей является важным элементом профилактической работы врачей-педиатров, обслуживающих детские образовательные учреждения дошкольного и школьного типов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Неспецифическая профилактика ВБИ у медицинского персонала | Совершенствование гидравлических схем водогрейных котельных
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.