Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иных юрисдикционных органов




СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ

ПРОИЗВОДСТВО, СВЯЗАННОЕ С ИСПОЛНЕНИЕМ

Вопросы к теме

1. Исполнительное производство (общая характеристика).

2. Исполнительные документы.

3. Порядок судебного санкционирования отклонений от нормального развития исполнительного производства.

4. Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

 

Порядок исполнения судебных постановлений и постановлений иных органов регулируется в настоящее время исполнительным пра­вом, представляющим собой одну из самых молодых отраслей россий­ского права, проходящую период становления. Нормативной основой исполнительного производства являются, помимо разд. VII ГПК, фе­деральные законы от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производст­ве» и от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах».

 

§ 1. Исполнительное производство (общая характеристика)

 

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Право на судебную защиту включает в себя не только постановление и провозглашение судом решения, но и своевременное его исполнение. Устранение последствий нарушения (оспаривания) субъективных прав и охраняемых законом интересов и восстановление (защита) их — одна из важнейших задач правосудия.

Своевременное и полное исполнение судебных решений обеспечи­вает устойчивость судебного решения, гарантирует осуществление субъективных прав, признанных судебным решением, и выполнение подтвержденных им юридических обязанностей.

Содержание исполнительного производства — действия, направ­ленные на понуждение лица выполнить судебное решение (вернуть долг, освободить жилое помещение, снести гараж и т.п.). Эти действия совершаются в определенной процессуальной форме и регулируются законом. Для исполнительного производства характерно то, что дейст­вия по исполнению своих решений совершает не суд, а специально соз­данный государством орган для принудительного исполнения судеб­ных решений — судебный исполнитель, состоящий при районном (го­родском) суде.

Нормы, которыми регулировалось исполнительное производство, составляли содержание самостоятельного раздела ГПК. Следователь­но, исполнительное производство регулировалось гражданским про­цессуальным законодательством и являлось частью гражданского су­допроизводства — его заключительной стадией.

Однако от остальных стадий гражданского судопроизводства ис­полнительное производство существенно отличается: исполнительное производство возбуждается не только в связи с производством в суде гражданского дела. В исполнительном производстве исполняются так­же приговоры, определения, постановления по уголовным делам в части имущественных взысканий, исполнительные надписи нотариальных органов, решения арбитражных судов в предусмотренных законом слу­чаях, решения Международного коммерческого арбитража и других третейских судов. Поэтому в правоведении было высказано мнение о том, что производство, возбуждаемое по исполнению указанных актов, нельзя рассматривать как часть гражданского судопроизводства, поскольку в таком случае гражданского судопроизводства просто не существует. Исполнительное производство является самостоятельным производством, а регулирующие его нормы образуют самостоятельную комплексную отрасль права — исполнительное право[200].

Вывод о том, что исполнительное производство не является ста­дией гражданского судопроизводства, а представляет собой само­стоятельное производство, соответствует действующему законодательству.

Нормативную основу исполнительного производства составляют прежде всего федеральные законы «О судебных приставах» и «Об ис­полнительном производстве».

Содержание законов «О судебных приставах» и «Об исполнитель­ном производстве» дает основание для вывода о том, что исполнение судебных актов российских судов общей юрисдикции, арбитражных судов, иностранных судов и актов других правоохранительных органов становится самостоятельным производством, а не частью (стадией) гражданского судопроизводства. Содержание указанных Законов сви­детельствует также о том, что создается силовая структура, которая должна повышать авторитет отечественного правосудия, добиться ре­ального выполнения решений всех судов — Конституционного, Вер­ховного, Высшего Арбитражного и далее вниз по вертикали до район­ного.

На основании Закона «О судебных приставах» Министерство юс­тиции РФ образует службу судебных приставов в системе его органов. Судебный пристав — должностное лицо, состоящее на государствен­ной службе. Закон четко определяет задачи судебных приставов: 1) обеспечивать установленный порядок деятельности всех отечест­венных судов, 2) обеспечивать исполнение судебных актов и актов дру­гих органов, предусмотренных Законом «Об исполнительном произ­водстве» (ст. 1).

При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу. В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы под­разделяются на судебных приставов по обеспечению порядка деятель­ности судов и судебных приставов-исполнителей, исполняющих су­дебные акты и акты других органов.

Требования судебного пристава обязательны для всех органов, ор­ганизаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Действия судебного пристава могут быть обжалованы вы­шестоящему должностному лицу или в суд. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не препятствует обращению в суд. Рассмотрение таких жалоб осуществляется по правилам гл. 441 ГПК.

Организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов возложено законом на Министерство юс­тиции РФ и его органы.

Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры (п. 4 ст. 19 Закона «О су­дебных приставах»).

С Законом «О судебных приставах» тесно связан Закон «Об испол­нительном производстве», сферой действия которого является определение условий и порядка принудительного исполнения судебных ак­тов и актов других органов. Закон содержит правила, в которых закреп­лены основные положения и общие условия совершения исполнитель­ных действий. Им предусмотрена также система органов принудительного исполнения.

Непосредственное осуществление функций по исполнению судеб­ных актов и актов других органов возложено на судебных приставов-исполнителей, которые объединяются в районные, межрай­онные или соответствующие им согласно административно-террито­риальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов. Эти подразделения возглавляют старшие судеб­ные приставы.

При невыполнении его требований судебный пристав-исполнитель применяет меры, предусмотренные Законом «Об исполнительном производстве». Так, в соответствии со ст. 87 Закона за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном произ­водстве виновные граждане и должностные лица подвергаются судеб­ным приставом-исполнителем штрафу в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. За уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава-исполнителя или к месту соверше­ния исполнительных действий виновный подвергается принудитель­ному приводу, о чем выносится соответствующее постановление. По­становление судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом. Это постановление может быть обжаловано в со­ответствующий суд в десятидневный срок.

В случаях, предусмотренных Законом, требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются иными органами и организациями (например, налоговыми органами, банками и другими кредитными организациями). Однако эти органы, организации и лица не являются органами принудительного испол­нения.

Неисполнение банком или иным органом (организацией) требова­ний судебных актов или актов других органов является основанием для наложения судом общей юрисдикции (арбитражным судом) штра­фа на банк или другую кредитную организацию.

Особое внимание уделено в Законе «Об исполнительном производ­стве» стадии возбуждения исполнительного производства (ст. 9).

Судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ от суда или другого органа, выдававшего его, либо взыскателя и возбудить исполнительное производство. Но преж­де чем принять такое решение, судебный пристав-исполнитель должен проверить, не истек ли срок предъявления исполнительного документа к исполнению и отвечает ли исполнительный документ предъявляе­мым к нему требованиям.

В трехдневный срок со дня поступления исполнительного докумен­та судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбужде­нии исполнительного производства и устанавливает срок не более пяти дней для добровольного исполнения, о чем указывает в постанов­лении. В целях обеспечения реального исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель вправе описать имущество должника и наложить на него арест.

Постановление о возбуждении исполнительного производства мо­жет быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок (п. 6 ст. 9 Закона).

В соответствии со ст. 13 Закона исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в исполнительном доку­менте, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесяч­ный срок со дня поступления к нему исполнительного документа.

В Законе «Об исполнительном производстве» определено место со­вершения исполнительных действий: место жительства должника-гра­жданина, место его работы или место нахождения имущества. Если должник — организация, то исполнительные действия совершаются по месту ее нахождения или месту нахождения ее имущества.

При определенных условиях судебный пристав-исполнитель мо­жет совершать исполнительные действия на территории, на которую не распространяются его функции, если в процессе исполнения воз­никла такая необходимость. В этом случае судебный пристав-исполни­тель составляет акт и направляется на указанную («чужую») террито­рию. В течение суток судебный пристав-исполнитель уведомляет службу судебных приставов о необходимости продолжить исполни­тельные действия на их территории. Местная служба судебных приста­вов либо содействует прибывшему судебному приставу-исполнителю, либо отказывает ему в этом и берет исполнение исполнительного доку­мента на себя. Споры о месте совершения исполнительных действий между службами судебных приставов, подразделениями и судебными приставами-исполнителями не допускаются.

Исполнительные действия совершаются в рабочие дни с 6 до 22 ча­сов по местному времени. В нерабочие дни совершение исполнительных действий допускается только в случаях, не терпящих отлагатель­ства, или в случаях, когда по вине должника их совершение в другие дни невозможно. С 22 до 6 часов совершение исполнительных дейст­вий допускается, если создается угроза жизни и здоровью граждан. Со­вершение исполнительных действий в нерабочие дни и в ночное время должно быть письменно разрешено старшим судебным приставом.

В Законе «Об исполнительном производстве» содержится пере­чень оснований для отложения, приостановления (обязательного и фа­культативного), прекращения исполнительного производства, а также перечень оснований применения мер принудительного исполнения.

Лицами, участвующими в исполнительном производстве, явля­ются:

1) стороны (взыскатель и должник). При соучастии каждый из взы­скателей или должников по отношению к другой стороне может пору­чить участие в исполнительном производстве одному из них;

2) представители сторон. Однако должник не вправе действовать через представителя, если по исполнительному документу на него воз­ложены обязанности, которые он может исполнить только лично. Не могут быть представителями в исполнительном производстве лица, не достигшие 18 лет, а также судьи, следователи, прокуроры, работники службы судебных приставов и аппарата суда;

3) переводчик;

4) понятые;

5)специалисты.

Если судебным приставам-исполнителям препятствуют в соверше­нии исполни-тельных действий или угрожает опасность их жизни или здоровью, им оказывают содействие работники милиции.

Закон «Об исполнительном производстве» детально урегулировал порядок обращения взыскания на имущество должника-гражданина (гл. 4) и должника-организации (гл. 5), а также порядок обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника (гл. 6). Спе­циальное внимание уделено в Законе исполнению исполнительных до­кументов по спорам неимущественного характера (гл. 7).

Законом определена очередность удовлетворения требований взы­скателя (ст. 78).

Новеллой в законодательстве, регулирующем исполнительное про­изводство, является исполнительский сбор (гл. 10).

В случае неисполнения исполнительного документа без уважи­тельных причин в срок, установленный для добровольного исполне­ния, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 7% от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника. При неисполнении исполни­тельного документа неимущественного характера сбор взыскивается с должника-гражданина в размере пяти МРОТ, с должника-организа­ции - 50 МРОТ.

Законом предусмотрены также расходы по совершению исполни­тельных действий (например, на хранение, перевозку, реализацию имущества должника, оплату работы переводчиков, понятых, специа­листов, розыск должника и др. — ст. 82).

Законом «Об исполнительном производстве» судебным приста­вам-исполнителям предоставлены широкие права, осуществление ко­торых оформляется постановлениями.

Судебный пристав-исполнитель, обеспечивший реальное и свое­временное исполнение исполнительного документа, получает возна­граждение в размере 5% от взыскиваемой суммы или стоимости иму­щества, но не более 10 минимальных размеров оплаты труда. При ис­полнении исполнительного документа неимущественного характера судебный пристав-исполнитель получает вознаграждение в размере пяти МРОТ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.