Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пурпурный Россанский кодекс




Сирийская миниатюра VI в.

В сирийской и, в частности, в антиохийской миниатюре выразилась не-эллинистическая художественная традиция, присутствующая также в произведениях, созданных на территории Малой Азии, Палестины, Каппадокии. Она характеризуется предпочтением выразительности прекрасному, орнаментальным принципом в композиции, выражающимся в нарочитой симметрии изображения, в однообразной ритмике повторяющихся элементов. Принципиально плоскостные миниатюры могут строиться из разобщенных композиционных звеньев [Лазарев 1986: 28–29].

Евангелие Россано (Собор, Россано) – роскошный манускрипт, написанный на пурпурном пергаменте. Он относится ко второй половине VI в. и представляет собой Евангелие, иллюстрации которого соответствуют лекционарному принципу выбора сюжетов.

Евангелие Лекционарий, или Апракос, – книга, включающая чтения определенных дней церковного календаря. В миниатюрах Евангелия Россано особое место отводится чтениям Страстного цикла, к которым следует отнести изображения Воскрешения Лазаря и Входа в Иерусалим (Лазарева суббота и Вербное воскресенье), Притчи о 10 девах (вторник Страстной недели), молитвы в Гефсимании (среда Страстной седмицы), омовения ног и причащения Апостолов (четверг), а также событий Великой Пятницы.

К VI в. художественное оформление Евангелий приобретает некоторые устойчивые черты, сохраняющиеся и в дальнейшем. Это, например, так называемые «таблицы канонов» или «каноны Согласия», составленные в IV в. Евсевием Кесарийским по просьбе Карпиана. Каноны Согласия – таблицы параллельных мест Четвероевангелия. Обычно манускрипт предварялся не только ими, но также посланием Евсевия к Карпиану, в котором содержалось объяснение таблиц.

В композиции миниатюр Россанского кодекса доминирует принцип семантической полифонии. Повествование развивается в двух уровнях: в исторической перспективе (собственно евангельские события) и в экзегетическом аспекте (то есть в аспекте толкования). Последней линии соответствуют полуфигуры пророков на полях, словно предлагающие каждому евангельскому событию соответствующие пророчества.

Например, миниатюра «Вход Христа в Иерусалим» сочетается с рядом пророческих образов в нижнем ярусе изображения. То есть иллюстрация делится на два регистра: многоярусные композиции, построенные как словесные абзацы в целом характерны для сирийской школы. Органично сочетаясь с текстом, который пронизывает пространство самой миниатюры, изображение включает свободную поверхность пурпурного пергамента. Как бы бестелесные и чрезвычайно экспрессивные фигуры возникают на темном фоне манускрипта, подобно ярким цветовым вспышкам. Отсутствие фона сближает изображение с каллиграфией, свободные ритмы которой вторят пластическим повторам в исторической композиции. В сцене Входа в Иерусалим однотипные фигуры двух Апостолов, следующих за Христом, вводят повторяющуюся ритмику жестов, подхватываемую на свой лад другими парными персонажами композиции. Изгибаясь в глубоком и одинаковом для обоих героев церемониальном поклоне, пара иерусалимских горожан устремляется навстречу Спасителю с восточной импульсивностью. Одинаковые руки с пальмовыми ветвями, простираемые из окон городских зданий, напомнят простертые руки иудейских законников, осудивших Христа на смерть, в следующей миниатюре, изображающей суд Пилата.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.