Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К. Державин 12 страница




 

[1745]1745Смысл: «Вокруг светоносного круга, превышающего окружность солнца, расположены, образуя свыше тысячи рядов, ступени амфитеатра, подобного раскрытой розе, и на них восседает в белых одеждах (ст. 129) все, к высотам обретшее возврат, то есть все те души, которые достигли райского блаженства».

 

[1746]1746 Там близь и даль давать и брать не властны — Смысл: «В Эмпирее близь не увеличивает отчетливости видимых предметов, а даль не уменьшает ее».

 

[1747]1747 В желть вечной розы — то есть в ее желтую сердцевину.

 

[1748]1748 Солнцу вечно вешнему — то есть богу.

 

[1749]1749 И сколь немногих он отныне ждет. — Эти слова, которыми Данте хочет указать на испорченность человечества, вместе с тем отражают средневековую веру в близость конца мира.

 

[1750]1750Арриго — германский император Генрих VII Люксембургский (род. ок. 1275 г.). Избранный в 1308 г., после смерти Альбрехта Габсбургского (см. прим. Ч., VI, 97), на императорский престол, он предпринял в 1310 г. поход в Италию, с которым Данте связывал свои политические надежды, видя в Генрихе обьединителя Италии и восстановителя всемирной монархии. В 1312 г. Генрих короновался в Риме императорской короной. Последовавшая затем осада Флоренции кончилась неудачей. В 1313 г., готовясь к походу против Роберта Неаполитанского (1309‑1343), Генрих умер.

 

[1751]1751 В те дни увидят в божием суде… — В дни Генриха VII римским папой будет коварный Климент V (см. прим. А., XIX, 79…84), который по отношению к императору поведет себя двулично, так что его явный путь будет непохож на сокровенный (Р., XVII, 82…83 и прим.). Но он переживет Генриха всего на восемь месяцев и канет вниз головой туда, где казнится Симон‑волхв, в одну из круглых скважин третьего рва Злых Щелей (А., XIX, 79…84), оттеснив вглубь Аланца, то есть Бонифация VIII (см. прим. А., XIX, 52), уроженца Аланьи (Ананьи).

 

[1752]1752 А та, что, рея — то есть другая небесная рать, ангелы.

 

[1753]1753 Древнею и новою толпой — то есть праведниками Ветхого и Нового завета.

 

[1754]1754 Гелика — созвездие Большой Медведицы, с милым сыном, то есть с созвездием Волопаса (см. прим. Ч., XXV, 131).

 

[1755]1755 Латеран — один из округов Рима — в смысле: Рим. Латеранский дворец был резиденцией римских императоров, а затем — пап.

 

[1756]1756 Старец — Бернард Клервоский (ок. 1091‑1153), богослов — мистик, принимавший живое участие в политической жизни своего времени. Данте видел в нем тип «созерцателя» (см. ст. 110…111), и в Эмпирее он является таким же наставником поэта, какою в Земном Раю была деятельная Мательда.

 

[1757]1757 Взглянув на третий ряд под верхним кругом. — Исполнив свою миссию путеводительницы, Беатриче вернулась на свое место в небесном амфитеатре (А., II, 101; Р., XXXII, 7…9).

 

[1758]1758 Как мне и просьба и любовь велят.Просьба исходит от Беатриче. Любовь — может быть понято как любовь Беатриче или же как любовь самого Бернарда.

 

[1759]1759 Нерукотворный лик — образ на куске ткани, считавшийся подлинным отпечатком лица Христа и хранившийся в соборе св. Петра в Риме.

 

[1760]1760 Царицу — то есть деву Марию.

 

[1761]1761 Часть каймы — то есть часть верхнего ряда амфитеатра.

 

[1762]1762 Дышло, Фаэтону роковое — то есть дышло солнечной колесницы (см. прим. А., XVII, 106…108).

 

[1763]1763 Орифламма — алая боевая хоругвь французских королей. Здесь мирной орифламмой названа лучезарная часть верхнего ряда.

 

[1764]1764 Красота — то есть дева Мария.

 

[1765]1765 Его палящий пыл — то есть предмет его обожания.

 

[1766]1766 Ту рану… — Смысл: «У ног Марии (Р., XXXI, 115…117), во втором сверху ряду, сидит Ева (прекрасная жена), которая нанесла человечеству рану первородного греха (нарушив запрет) и растравила ее ядом (соблазнив Адама). Рана эта сращена Марией, родившей искупителя».

 

[1767]1767 Рахиль. — Ниже Евы, то есть в третьем сверху ряду, сидит Рахиль (А., II, 101; Ч., XXVII, 104), а по правую руку от нее, в новозаветном полукружии (см. ст. 25…27 и прим. 25…26), — Беатриче.

 

[1768]1768 Та, чей правнук был царь Давид — то есть библейская Руфь.

 

[1769]1769 «Miserere» (лат.) — покаянный псалом: «Помилуй меня».

 

[1770]1770 Вот Сарра… — Ниже Рахили сидят в нисходящем порядке ветхозаветные жены.

 

[1771]1771 Еврейки — то есть праведные жены Ветхого завета.

 

[1772]1772 Согласно с тем — то есть: «Сообразно с делением праведников на ветхозаветных, веривших в грядущего Христа, и новозаветных, веривших в пришедшего Христа».

 

[1773]1773 Там, где цветок созрел и распластал все листья — то есть в левом от Марии полукружии, где заняты все места.

 

[1774]1774 Там, где пустые врублены просторы — то есть в правом от Марии полукружии, еще не сплошь заполненном (Р., XXX, 132).

 

[1775]1775Напротив Марии, по ту сторону арены, сидит Иоанн Креститель.

 

[1776]1776 В недрах Ада — то есть в Лимбе (ср. А., IV, 52…63).

 

[1777]1777Сидящие ниже Иоанна образуют с этой стороны амфитеатра такой же раздел, как еврейские жены — напротив.

 

[1778]1778 Ниже, чем проходит ряд, весь склон по высоте делящий ровно — то есть ниже среднего ряда амфитеатра.

 

[1779]1779 Sine causa (лат.) — без причины.

 

[1780]1780 Два близнеца — библейские Исав и Яков. По библейской легенде, они еще в утробе матери бились за первородство, и бог, еще до их рождения, Якова возлюбил, а Исава возненавидел.

 

[1781]1781 В первом озаренье — то есть в той первоначальной благодати, которою бог наделяет душу, создавая ее.

 

[1782]1782 Дух любви, низведший этот хор — то есть архангел Гавриил.

 

[1783]1783 «Ave, Maria, gratia plena!» (лат.) — «Радуйся, благодатная Мария!»

 

[1784]1784 Того, чей лик Марией украшаем — то есть Бернарда, лицо которого светилось красотой в лучах Марии.

 

[1785]1785 К Августе — то есть к деве Марии. Бернард, говоря об империи небесной и ее патрициях (ст. 117), дает Марии этот титул римской императрицы.

 

[1786]1786Левей Марии, первым в ветхозаветном полукружии, сидит Адам.

 

[1787]1787Правее Марии, первым в новозаветном полукружии, сидит апостол Петр.

 

[1788]1788 Тот, кто при жизни созерцал — то есть апостол Иоанн, автор Апокалипсиса.

 

[1789]1789Рядом с первым, то есть с Адамом, сидит Моисей.

 

[1790]1790 Анна — мать девы Марии.

 

[1791]1791Против старшины домовладык, то есть против Адама, сидит Лючия (см. А., II, 97…108; Ч., IX, 49…63), «просвещающая благодать».

 

[1792]1792 Но мчится время сна. — Эти слова означают, по‑видимому: «Но истекает время, положенное тебе для созерцания, словно во сне, небесных тайн».

 

[1793]1793 К Пралюбви — то есть к богу.

 

[1794]1794Смысл: «В утробе богоматери снова возгорелась любовь между богом и людьми, и благодаря жару этой любви возрос райский цвет, то есть рай населился праведниками».

 

[1795]1795 Любви полдневный миг — то есть любовь в ее зените.

 

[1796]1796 Сибиллины слова. — По рассказу Вергилия, кумейская пророчица Сибилла писала свои пророчества на древесных листьях и раскладывала эти листья на полу в своей пещере. Когда вход отворялся, ветер рассеивал их, и нельзя было восстановить смысл Сибиллиных слов (Эн. III, 441…452).

 

[1797]1797Смысл: «В ближайший же миг, последовавший за этим видением, оно в моей памяти забылось глубже, чем успел забыться в памяти людей за двадцать пять веков поход аргонавтов, когда Нептун с изумлением увидал тень Арго, первого корабля».

 

[1798]1798Смысл: «Я увидел тайну триединого божества в образе трех равновеликих кругов разных цветов. Один из них (бог‑сын) казался отражением другого (бога‑отца), словно радуга (Ирида) рожденная радугой, а третий (бог‑дух) казался пламенем, рожденным обоими этими кругами» (по католической догматике, святой дух исходит от отца и сына).

 

[1799]1799Смысл: «Во втором из кругов, казавшемся отражением первого (и символизирующем бога‑сына), я различил очертания человеческого лица (наши очертанья)».

 

[1800]1800 Чтобы измерить круг — то есть чтобы решить задачу квадратуры круга.

 

[1801]1801 Светила — см. прим. А., XXXIV, 139.

 

[1802]1802 Здесь изнемог высокий духа взлет… — Достигнув наивысшего духовного напряжения, Данте перестает что‑либо видеть. Но после пережитого им озарения его страсть и воля (сердце и разум) в своем стремлении навсегда подчинены тому ритму, в котором божественная Любовь движет мироздание.

 

[1803]1803К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т. 22, изд. 2‑е, с. 382.

 

[1804]1805К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т. 20, изд. 2‑е, с. 346.

 

[1805]1805Там же.

 

[1806]1806К.Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, изд. 2‑е, с. 508.

 

[1807]1807 Гибеллины — сторонники власти императора и противники светской власти папы.

 

[1808]1808Свой эпический труд сам Данте назвал «комедией», согласно нормам античной поэтики, как произведение, завершающееся благополучной и радостной развязкой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.