Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текст композиции




Текст повестки

«Подали самовар, и Гаврила Гаврилович послал девчонку узнать от Марии Гавриловны, каково ее здоровье и как она почивала. Девчонка воротилась, объявляя, что барышня почивала -де дурно, но что ей-де теперь легче, и что она-де сейчас придет в гостиную. В самом деле, дверь отворилась, и Мария Гавриловна подошла здороваться с папенькой и с маменькой.

«Что твоя голова, Маша?» - спросил Гаврила - Гаврилович. «Лучше, папенька», - отвечала Маша. «Ты, верно, Маша, вчерась угорела»,- сказала Прасковья Петровна. «Может быть, маменька»,- отвечала Маша.

День прошел благополучно, но в ночь Маша занемогла...»

«Подали самовар, и Гаврила Гаврилович послал девчонку узнать от Марии Гавриловны, каково ее здоровье и как она почивала. Девчонка воротилась, объявляя, что барышня почивала-де дурно, но что ей-де теперь легче, и что она-де сейчас придет в гостиную. В самом деле, дверь отворилась, и Мария Гавриловна подошла здороваться с папенькой и с маменькой.

Г. Свиридов. «Венчание»

День прошел благополучно, но в ночь Маша занемогла...»7

Как видно из примера, в композиции диалог родителей с Машей был заменен музыкальным произведением Г. Свиридова «Венчание». Этот музыкальный фрагмент точно передавал внутреннее состояние героини, которая находится во власти потрясения, происшедшего с ней в церкви во время обряда.

Необходимые сокращения текстов подлинных произведений дают в композиции больший простор воображению слушателей, активно вовлекая их в происходящие события, придают динамику развитию действия, помогают исполнителям более органично жить в возникающих паузах, наполняя их конкретными видениями.

Следует отметить, что в коллективах художественной самодеятельности монументальные литературные композиции, подобные тем, которые осуществлялись и осуществляются профессиональными мастерами художественного слова, в работу не берутся. И это естественно. Ведь надо брать материал, который был бы по силам исполнителю. Поэтому работа ведется на менее объемном материале. Это литературные композиции либо по рассказу, либо по повести, либо по отрывку из романа. Если композиции делается по «малым формам» художественной прозы, то технология компоновки кусков текста, как правило, отсутствует. Если же берется отрывок из романа, то он часто не имеет характера законченного произведения. А литературная композиция должна быть цельным произведением. Выражаясь словами Аристотеля, целое есть то, что имеет начало, середину и конец. Но выбранный отрывок из романа чаще всего представляет собой «середину» литературной композиции. И ей нужно предпослать начало - экспозиционную часть, в которой необходимо ввести слушателей в курс дела, либо познакомить с героем, либо раскрыть атмосферу событий и т. п., а эти материалы находятся в романе, допустим, на несколько глав выше. Или для оформления более определенной концовки композиции необходимо, например, какое-то философское обобщение, а оно есть в самом конце романа. В этих случаях можно говорить о компоновке кусков текста подлинника, т. е. выборе из всего произведения необходимых фрагментов для достижения законченности композиции.

Так, например, одного из исполнителей коллектива художественного слова заинтересовал отрывок, повествующий о встрече Пьера Безухова с Платоном Каратаевым из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Эта встреча произошла в бараке военнопленных и была одной из решающих в жизни Пьера: Платон Каратаев возвращает герою веру в жизнь. Л. Н. Толстой описывает это событие в последнем четвертом томе романа, части первой, главе XII. Однако контекст этого отрывка не раскрывал обстоятельств того, каким образом Пьер попал в плен и в результате чего в нем «уничтожилась вера в благоустройство мира». Поэтому необходимо было предпослать основному отрывку экспозиционную часть. Она была «выбрана» и «скомпонована» из текстов третьего тома, части третьей, главы XXXIV, и четвертого тома, части первой, глав IX, X, XI. В результате такой компоновки кусков романа «Война и мир» была создана небольшая (семиминутная) цельная композиция.

Таким образом, основным принципом компоновки текста подлинника является драматургическая выстройка литературной композиции - экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Эти драматургические части дают ощущение цельности, законченности композиции.

Основная особенность литературной композиции по произведению художественной прозы - то, что руководитель коллектива совместно с исполнителем являются выразителями авторской идеи, его «голоса». Именно автор выдвигает тему, идею, сверхзадачу материала, он развертывает его, он создает композиционные связи. А руководитель с исполнителем «вскрывают» все данное автором в литературной композиции, реализуют авторскую идею. Для этого надо познать авторский замысел, отнестись к произведению автора так же, как автор относится к действительности, т. е. отобрать в произведении то, что волнует, выбрать типичные, яркие, ценные эпизоды, части. Короче - своеобразно «оттенить» автора, «перередактировать» текст, стремясь к драматургической выстройке материала, сохранению пропорций, заданных автором, сохранению стиля автора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.