КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод контраста
Концентрический метод Этот метод заключается в том, что изложение строится вокруг единого центра. На примере схемы монтажа «Песня-воин»11 рассмотрим данный метод. Все материалы концентрируются вокруг главной мысли, выраженной в названии произведения. Для усиления идейного звучания взята публицистика М. Светлова «Как знамя поднимем песню», которая пронизывает всю структуру монтажа при переходах от части к части. Она является как бы цементирующим началом всего произведения, подчеркивая его главную мысль. «ПЕСНЯ-ВОИН» 1. Р. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. «Баллада о бессмертии»: «Хотя гудят: «Пора!» - изящные валторны, забудьтесь, тенора! Остыньте, баритоны! Я расскажу теперь - Жаль, если не сумею,- как наш товарищ пел В двадцатом, Перед смертью... ……………………… Великие певцы, пожалуйста, замрите!..» 2. М. СВЕТЛОВ. «Как знамя поднимем песню»: «Человек и песня. Для меня сочетание этих слов звучит так же, как, скажем, «человек и воздух». Я не знаю людей, которые могут обходиться без воздуха». К. Ю. ФУЧИК. «Репортаж с петлей на шее»: «Теперь уже и тюремные надзиратели знают и свыклись с тем, что в камере № 267 поют... ………………………………… Без песни нет жизни, как нет ее без солнца». 4. М. СВЕТЛОВ. «Как знамя поднимем песню»: «Песня - наш фанфарист в светлые дни радости. Мы приникаем к ней, как к единственному другу, когда на нас находит грусть. А в бою песня встает комиссаром перед самым последним окопом». 5. А. ФАДЕЕВ. «Молодая гвардия»: «Да разве есть другой такой народ на свете? У кого душа такая хорошая? Кто столько вынести может?.. Может быть, мы погибнем, мне не страшно. Да, мне совсем не страшно,- с силой, от которой содрогалось ее тело, говорила Любка.- Но мне бы не хотелось... Мне хотелось бы еще рассчитаться с ними, с этими! Да песен попеть - за это время, наверное, много сочинили хороших песен, там у наших! ……………………………….. Любка, одна оставшись посередине, уперлась в бока своими маленькими руками и, прямо глядя перед собой жесткими, невидящими глазами, пошла прямо на Брюк-нера, отбивая каблуками чечетку...» 6. М. СВЕТЛОВ. «Как знамя поднимем песню»: «Наши песни - это наши маленькие программы. И наша история, рубежи жизни... В ней средоточение светлых чувств, напряжение воли и призыв к борьбе...» 7. Р. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. «Баллада о бессмертии»: «...Великие певцы, Пожалуйста, замрите!.. Пусть видит комиссар, Как в озареньи алом Встает высокий зал с «Интернационалом»! И солнечно в судьбе. И ощущаешь гордость. И веришь, что в тебе - Тот комиссаров голос» 12. Таким образом, под призмой светловского текста воспринимаются и остальные фрагменты монтажа: песня помогает человеку в борьбе за свободу, песня - воин. Очень доходчиво объяснял этот метод своим ученикам советский кинорежиссер и педагог Вс. Пудовкин: «Представьте себе, что вы расскажете о бедственном положении голодающего человека; рассказ будет впечатлять еще больше, если вы упомянете при этом о бессмысленном обжорстве богача»13. Пудовкин вскрывает суть внутреннего содержания метода контраста. Кроме того, поэтические композиции должны быть контрастны и по форме стихов, стоящих рядом друг с другом. Это означает, что стихи должны быть разной ритмической организации. Такое условие соединения продиктовано тем, что при исполнении стихи, написанные одним размером, сливаются. А закономерности исполнения поэтических композиций не включают такого момента. В форме монтажа внешняя контрастность в том и состоит, что чередуются разножанровые материалы - разнообразная проза и стихи. Следовательно, используя в соединении материалов метод контраста, необходимо учитывать как внутреннюю, так и внешнюю сторону метода. «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны, Неведомый сын удивительных вольных племен! Как прежде скакали на голос удачи капризной Я буду скакать по следам миновавших времен...
...Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно Во мгле над обрывом безвестные ивы мои! Пустынно мерцает померкшая звездная люстра, И лодка моя на речной догнивает мели.
И храм старины, удивительный белоколонный Пропал, как виденье, меж этих померкших полей,- Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны, Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!
О сельские виды! О, дивное счастье родиться В лугах, словно ангел, под куполом синих небес! Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица, Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!
...Останьтесь, останьтесь, небесные синие своды! Останься, как сказка, веселье воскресных ночей! Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы Старинной короной своих восходящих лучей!..
Я буду скакать, не нарушив ночное дыханье И тайные сны неподвижных больших деревень. Никто меж полей не услышит глухое скаканье, Никто не окликнет мелькнувшую легкую тень...
Поезд мчался с грохотом и воем, Поезд мчался с лязганьем и свистом, И ему навстречу желтым роем Понеслись огни в просторе мглистом. Поезд мчался с полным напряжением Мощных сил, уму непостижимых, Перед самым, может быть, крушеньем Посреди миров несокрушимых...... …Вместе с ним и я в просторе мглистом Уж не смею мыслить о покое,- Мчусь куда-то с лязганьем и свистом, Мчусь куда-то с грохотом и воем, Мчусь куда-то с полным напряженьем. Я, как есть, загадка мирозданья, Перед самым, может быть, крушеньем Я кричу кому-то: «До свиданья!..» Но довольно! Быстрое движенье Все смелее в мире год от году, И какое может быть крушенье, Если столько в поезде народу?» 14 В показанном примере метод контраста обусловлен законами жизни, законами борьбы и развития взглядов и убеждений. Если поэт в стихотворении словами «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны» проявляет свою любовь к старине, ко всему исконно русскому, боясь потерять способность видеть чудеса красоты природы и человеческих творений, и призывает «скакать, не нарушив ночное дыхание и тайные сны неподвижных ночных деревень», то в контрастном по содержанию и ритму «Поезд мчался с грохотом и воем» эта боязнь сменяется уверенностью в созидательной силе нашего народа-творца, подводит нас к философскому осмыслению, принятию ритма современной жизни. Таким образом, поскольку контрастность - одно из всеобъемлющих свойств предметов и явлений окружающей нас действительности, использование метода контраста в соединении фрагментов композиции и монтажей придает произведению ощущение жизненности и правдивости.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |