Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод контраста




Концентрический метод

Этот метод заключается в том, что изложение строится вокруг единого центра.

На примере схемы монтажа «Песня-воин»11 рассмотрим данный метод. Все материалы концентрируются вокруг главной мысли, выраженной в названии произведения. Для усиления идейного звучания взята публицистика М. Светлова «Как знамя поднимем песню», которая пронизывает всю структуру монтажа при переходах от части к части. Она является как бы цементирующим началом всего произведения, подчеркивая его главную мысль.

«ПЕСНЯ-ВОИН»

1. Р. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. «Баллада о бессмертии»:

«Хотя гудят:

«Пора!» -

изящные валторны,

забудьтесь, тенора!

Остыньте, баритоны!

Я расскажу теперь -

Жаль, если не сумею,-

как наш товарищ пел

В двадцатом,

Перед смертью...

………………………

Великие певцы,

пожалуйста,

замрите!..»

2. М. СВЕТЛОВ. «Как знамя поднимем песню»: «Человек и песня. Для меня сочетание этих слов звучит так же, как, скажем, «человек и воздух». Я не знаю людей, которые могут обходиться без воздуха».

К. Ю. ФУЧИК. «Репортаж с петлей на шее»:

«Теперь уже и тюремные надзиратели знают и свыклись с тем, что в камере № 267 поют...

…………………………………

Без песни нет жизни, как нет ее без солнца».

4. М. СВЕТЛОВ. «Как знамя поднимем песню»: «Песня - наш фанфарист в светлые дни радости.

Мы приникаем к ней, как к единственному другу, когда на нас находит грусть. А в бою песня встает комиссаром перед самым последним окопом».

5. А. ФАДЕЕВ. «Молодая гвардия»:

«Да разве есть другой такой народ на свете? У кого душа такая хорошая? Кто столько вынести может?.. Может быть, мы погибнем, мне не страшно. Да, мне совсем не страшно,- с силой, от которой содрогалось ее тело, говорила Любка.- Но мне бы не хотелось... Мне хотелось бы еще рассчитаться с ними, с этими! Да песен попеть - за это время, наверное, много сочинили хороших песен, там у наших!

………………………………..

Любка, одна оставшись посередине, уперлась в бока своими маленькими руками и, прямо глядя перед собой жесткими, невидящими глазами, пошла прямо на Брюк-нера, отбивая каблуками чечетку...»

6. М. СВЕТЛОВ. «Как знамя поднимем песню»: «Наши песни - это наши маленькие программы. И наша история, рубежи жизни... В ней средоточение светлых чувств, напряжение воли и призыв к борьбе...»

7. Р. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. «Баллада о бессмертии»:

«...Великие певцы,

Пожалуйста, замрите!..

Пусть видит комиссар,

Как в озареньи алом

Встает высокий зал

с «Интернационалом»!

И солнечно в судьбе.

И ощущаешь гордость.

И веришь,

что в тебе -

Тот

комиссаров голос» 12.

Таким образом, под призмой светловского текста воспринимаются и остальные фрагменты монтажа: песня помогает человеку в борьбе за свободу, песня - воин.

Очень доходчиво объяснял этот метод своим ученикам советский кинорежиссер и педагог Вс. Пудовкин: «Представьте себе, что вы расскажете о бедственном положении голодающего человека; рассказ будет впечатлять еще больше, если вы упомянете при этом о бессмысленном обжорстве богача»13. Пудовкин вскрывает суть внутреннего содержания метода контраста. Кроме того, поэтические композиции должны быть контрастны и по форме стихов, стоящих рядом друг с другом. Это означает, что стихи должны быть разной ритмической организации. Такое условие соединения продиктовано тем, что при исполнении стихи, написанные одним размером, сливаются. А закономерности исполнения поэтических композиций не включают такого момента. В форме монтажа внешняя контрастность в том и состоит, что чередуются разножанровые материалы - разнообразная проза и стихи.

Следовательно, используя в соединении материалов метод контраста, необходимо учитывать как внутреннюю, так и внешнюю сторону метода.

«Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,

Неведомый сын удивительных вольных племен!

Как прежде скакали на голос удачи капризной

Я буду скакать по следам миновавших времен...

 

...Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно

Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!

Пустынно мерцает померкшая звездная люстра,

И лодка моя на речной догнивает мели.

 

И храм старины, удивительный белоколонный

Пропал, как виденье, меж этих померкших полей,-

Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,

Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!

 

О сельские виды! О, дивное счастье родиться

В лугах, словно ангел, под куполом синих небес!

Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица,

Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!

 

...Останьтесь, останьтесь, небесные синие своды!

Останься, как сказка, веселье воскресных ночей!

Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы

Старинной короной своих восходящих лучей!..

 

Я буду скакать, не нарушив ночное дыханье

И тайные сны неподвижных больших деревень.

Никто меж полей не услышит глухое скаканье,

Никто не окликнет мелькнувшую легкую тень...

 

Поезд мчался с грохотом и воем,

Поезд мчался с лязганьем и свистом,

И ему навстречу желтым роем

Понеслись огни в просторе мглистом.

Поезд мчался с полным напряжением

Мощных сил, уму непостижимых,

Перед самым, может быть, крушеньем

Посреди миров несокрушимых......

…Вместе с ним и я в просторе мглистом

Уж не смею мыслить о покое,-

Мчусь куда-то с лязганьем и свистом,

Мчусь куда-то с грохотом и воем,

Мчусь куда-то с полным напряженьем.

Я, как есть, загадка мирозданья,

Перед самым, может быть, крушеньем

Я кричу кому-то: «До свиданья!..»

Но довольно! Быстрое движенье

Все смелее в мире год от году,

И какое может быть крушенье,

Если столько в поезде народу?» 14

В показанном примере метод контраста обусловлен законами жизни, законами борьбы и развития взглядов и убеждений. Если поэт в стихотворении словами «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны» проявляет свою любовь к старине, ко всему исконно русскому, боясь потерять способность видеть чудеса красоты природы и человеческих творений, и призывает «скакать, не нарушив ночное дыхание и тайные сны неподвижных ночных деревень», то в контрастном по содержанию и ритму «Поезд мчался с грохотом и воем» эта боязнь сменяется уверенностью в созидательной силе нашего народа-творца, подводит нас к философскому осмыслению, принятию ритма современной жизни.

Таким образом, поскольку контрастность - одно из всеобъемлющих свойств предметов и явлений окружающей нас действительности, использование метода контраста в соединении фрагментов композиции и монтажей придает произведению ощущение жизненности и правдивости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.