Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Арбитражный процессуальный кодекс 5 страница




При рассмотрении споров арбитражные суды не связаны положениями таких актов, которые не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел, предусмотренных комментируемой статьей, в частности писем Министерства финансов РФ при рассмотрении споров в сфере налогообложения, на что обращалось внимание в Определении Конституционного Суда РФ от 15 января 2008 г. N 294-О-П "По запросу Арбитражного суда Нижегородской области о проверке конституционности пункта 2 статьи 333.18, подпункта 20 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2008. N 29 (ч. 2). Ст. 3576.

 

3. В комментируемой статье не указано на возможность применения судами постановлений Конституционного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

В соответствии с ч. 6 ст. 125 Конституции РФ правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Постановления Конституционного Суда РФ, которыми нормативные акты признаны не соответствующими Конституции РФ либо их соответствие Конституции РФ не подтверждено Конституционным Судом, являются обязательными для суда общей юрисдикции. В необходимых случаях на данные постановления должна быть ссылка в судебном постановлении.

В соответствии с ч. 4 ст. 170 АПК РФ в мотивировочной части решения арбитражного суда могут содержаться ссылки на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам судебной практики. Однако поскольку Российская Федерация не придерживается системы прецедентного права, то разъяснения и практика судов по конкретным делам не являются источниками права. В то же время обеспечение единства судебной практики - одна из важнейших задач Высшего Арбитражного Суда РФ, и на достижение данной цели направлено положение п. 1 ст. 304 АПК РФ, согласно которому судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, подлежат изменению или отмене, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ установит, что оспариваемый судебный акт нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

4. В настоящей статье не указаны нормативные правовые акты бывшего Союза ССР. В то же время некоторые из этих актов до сих пор имеют правовое значение. В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РФ, законодательству Российской Федерации и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств.

В том случае, если рассматривается спор, возникший из правоотношений, регулировавшихся актами Союза ССР, суды учитывают положения данных актов в соответствии с общими правилами действия нормативных правовых актов во времени.

5. Обычаи делового оборота, упоминаемые в абз. 2 ч. 1 комментируемой статьи, применяются судами в тех случаях, когда к ним дается отсылка в нормативных правовых актах. В соответствии со ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Применение обычаев делового оборота предусмотрено ст. ст. 309, 311 и другими статьями ГК РФ, а также иными нормативными правовыми актами (например, Кодексом торгового мореплавания РФ).

Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для субъектов правоотношений положениям законодательства или договорам, судами не применяются.

"Признание в стране" того или иного обычая не означает знака равенства с "признанием государством международного обычая". В частности, Торгово-промышленная палата РФ Постановлением Правления от 28 июня 2001 г. N 117-13 обеспечила применение ИНКОТЕРМС 2000 на территории России. Тем самым произведено подтверждение признания в Российской Федерации соответствующих правил толкования, относящихся к обычаям делового оборота в определенных областях.

К аналогичным обычаям относятся Унифицированные правила по инкассо 1995 г., Йорк-Антверпенские правила об общей аварии 1974 г. и др.

6. Положение ч. 3 комментируемой статьи отличается от аналогичного положения ГПК РФ. Так, в случае если нормативный правовой акт не соответствует другому нормативному правовому акту, обладающему большей юридической силой, у суда общей юрисдикции нет обязанности обращаться в Конституционный Суд РФ (если нормативно-правовой акт не соответствует Конституции РФ) либо признавать этот акт недействующим; данный суд может при разрешении спора применить не его, а нормативно-правовой акт, обладающий большей юридической силой. Арбитражный суд, придя к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции РФ, должен обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности этого закона и приостановить производство по делу до рассмотрения запроса Конституционным Судом РФ (ч. 3 ст. 13, п. 1 ч. 1 ст. 143 АПК РФ), что не способствует ускорению процесса в арбитражном суде.

В то же время согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. N 19-П "По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации" <1> арбитражный суд, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ федерального закона или закона субъекта РФ, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности этого закона. Обязанность обратиться в Конституционный Суд РФ с таким запросом по смыслу ч. ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. ст. 2, 15, 18, 19, 47, 118 и 120 существует независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона на основании непосредственно действующих норм Конституции РФ. Статьи 125, 126 и 127 Конституции РФ не исключают возможность осуществления арбитражными судами вне связи с рассмотрением конкретного дела проверки соответствия перечисленных в ст. 125 (п. п. "а" и "б" ч. 2) Конституции РФ нормативных актов ниже уровня федерального закона иному имеющему большую юридическую силу акту, кроме Конституции РФ. Такие полномочия судов могут быть установлены федеральным конституционным законом, с тем чтобы в нем были закреплены виды нормативных актов, подлежащих проверке судами, правила о предметной, территориальной и инстанционной подсудности таких дел, субъекты, управомоченные обращаться в суд с требованием о проверке законности актов, обязательность решений судов по результатам проверки акта для всех правоприменителей по другим делам. Иначе суды не вправе признавать незаконными и в связи с этим утрачивающими юридическую силу акты ниже уровня федерального закона, перечисленные в ст. 125 (п. п. "а" и "б" ч. 2) Конституции РФ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 3004.

 

Порядок производства по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части предусмотрен гл. 23 АПК РФ. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 195 Кодекса арбитражный суд по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта вправе принять решение о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части. При этом нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

7. Часть 4 настоящей статьи в основном повторяет положение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В том случае, если подзаконные нормативные правовые акты противоречат международным договорам, в которых участвует Российская Федерация, они также не подлежат применению. Положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты.

Согласно ч. 6 ст. 125 Конституции РФ не соответствующие Конституции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

8. Применение судами норм иностранного права возможно в соответствии как с международными договорами, так и с федеральными законами (на основании коллизионных норм). Например, разд. VI части третьей ГК РФ "Международное частное право" содержит коллизионные (отсылочные) нормы. Коллизионные нормы - нормы, не регулирующие непосредственно права и обязанности сторон, а отсылающие к законодательству страны, подлежащему применению к данным правоотношениям. Кроме того, отсылочные (коллизионные) нормы содержатся в Кодексе торгового мореплавания РФ и в других федеральных законах.

9. Часть 6 комментируемой статьи предусматривает возможности применения арбитражными судами принципа аналогии закона и аналогии права. Данные принципы применяются исключительно при разрешении материальных, а не процессуальных вопросов. В отличие от гражданского процесса в арбитражном процессе аналогия закона и аналогия права не применяются к процессуальным правоотношениям.

Принципы аналогии закона и аналогии права применяются в частноправовых отношениях, а именно в гражданском праве. Так, согласно п. 1 ст. 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные п. п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости. Так, применение аналогии закона отражено в п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21 декабря 2005 г. N 104 "Обзор практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о некоторых основаниях прекращения обязательств" и др.

К административно-правовым отношениям, рассматриваемым судом, принцип аналогии не применяется.

 

Статья 14. Применение норм иностранного права

 

Комментарий к статье 14

 

1. Комментируемая статья регулирует вопросы применения норм иностранного права при разрешении дел, подведомственных арбитражным судам. Нормы данной статьи определяют порядок применения исключительно материального права. Нормы иностранного арбитражного процессуального права не подлежат применению, за исключением случаев, прямо предусмотренных международным договором. Согласно ч. 1 ст. 253 АПК РФ дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам настоящего Кодекса, с особенностями, предусмотренными настоящей главой, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

2. Особенности применения норм иностранного права определены ГК РФ, Кодексом торгового мореплавания РФ и некоторыми другими федеральными законами. Нормы комментируемой статьи практически дословно повторяют нормы ст. 1191 ГК РФ, согласно которой при применении иностранного права суд устанавливает содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в иностранном государстве.

3. Проблемы установления содержания норм иностранного права затрагивают не только суды общей юрисдикции, но и арбитражные, третейские суды. Применение норм иностранного права включает в себя следующие аспекты:

1) порядок установления содержания иностранного права;

2) порядок толкования и особенности применения иностранного права;

3) определение наличия оснований к отказу в применении иностранного права;

4) порядок применения материального права при неустановлении содержания иностранного права.

Применение норм иностранного права происходит в силу коллизионных норм, которые содержат отсылку к праву определенного государства - как Российской Федерации, так и других стран.

Формулировка ч. 1 комментируемой статьи означает, что иностранное право должно применяться так, как оно понимается и применяется в соответствующем государстве.

Важное значение при получении информации относительно иностранного законодательства имеют международные договоры, определяющие такой порядок обмена информацией, и компетентные органы, в частности Европейская конвенция об информации относительно иностранного законодательства (Лондон, 7 июня 1968 г.) <1>, согласно которой Договаривающиеся Стороны обязуются предоставлять друг другу в соответствии с положениями настоящей Конвенции информацию относительно своего законодательства и процедур в гражданской и коммерческой сферах, а также своей судебной системы.

--------------------------------

<1> Постановлением Совета Министров СССР от 28 декабря 1990 г. N 1351 СССР присоединился к настоящей Конвенции. Конвенция вступила в силу для СССР 13 мая 1991 г. // Бюллетень международных договоров. 2000. Январь. N 1.

 

Как правило, суды не обладают необходимой информацией, касающейся иностранного законодательства, понимания его содержания и особенностей применения. Оказать помощь в установлении содержания норм иностранного права могут:

1) Министерство юстиции Российской Федерации;

2) другие компетентные органы Российской Федерации;

3) эксперты;

4) заинтересованные лица.

Согласно ст. 2 Европейской конвенции об информации относительно иностранного законодательства каждая Договаривающаяся Сторона создает или назначает единый орган для получения запросов об информации и для принятия мер по этим запросам. Получающее учреждение может быть либо министерским департаментом, либо другим государственным органом.

Министерство юстиции РФ в соответствии с подп. 27 п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами. Учреждения юстиции оказывают помощь в части предоставления информации о содержании права в соответствии с международными договорами о правовой помощи (например, ст. 2 Договора между Россией и Республикой Кыргызстан от 14 сентября 1992 г. "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам").

К другим компетентным органам Российской Федерации относятся прежде всего консульские органы, действующие в соответствии с консульскими конвенциями. Согласно п. 8 Положения о консульском учреждении Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. N 1330 <1>, в функции консульских учреждений входит формирование банков данных по законодательству государства пребывания.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 45. Ст. 5509.

 

В качестве экспертов, т.е. специалистов в области иностранного права, могут выступать не только специалисты российских государственных организаций, но также представители международных, иностранных, негосударственных организаций. Согласно п. п. 5, 6 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <1> (далее - Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре) адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства. Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в специальном реестре, порядок ведения которого определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а именно Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 584 "Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации" <2>. Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

<2> СЗ РФ. 2003. N 39. Ст. 3768.

 

Эксперт может быть определен как по инициативе суда, так и по инициативе сторон, других заинтересованных лиц, участвующих в деле. Арбитражный суд, как правило, производит названные действия на стадии подготовки к судебному разбирательству.

В соответствии с абз. 2 ч. 2 комментируемой статьи заинтересованные лица вправе представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать арбитражному суду в установлении содержания норм иностранного права. Арбитражный суд не может требовать от данных лиц представления документов, подтверждающих содержание норм иностранного права, так как это является их правом, а не обязанностью.

На практике не всегда реализуются вышеназванные возможности установления норм иностранного права. Для разрешения споров при отсутствии информации о содержании норм иностранного права российские суды применяют одностороннюю коллизионную привязку "закона суда", т.е. законодательства Российской Федерации в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи. Законодательством не определен срок, по истечении которого в случае неустановления содержания норм иностранного права можно применять российское законодательство. В то же время можно руководствоваться сроком для подготовки дела к судебному разбирательству (два месяца со дня поступления заявления в арбитражный суд), который установлен ст. 134 АПК РФ.

Другим основанием для неприменения норм иностранного права является противоречие этих норм основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. Оговорка о публичном порядке характерна для большинства стран, в частности для Австрии, Бразилии, Германии, Греции, Италии, Португалии и др. Согласно ст. 1193 ГК РФ отказ в применении нормы иностранного права не может быть основан только на отличии правовой, политической или экономической системы соответствующего иностранного государства от правовой, политической или экономической системы Российской Федерации.

Термин "публичный порядок" понимается по-разному. В законодательстве разных стран и даже в российском законодательстве, как и в международных договорах, применяются разные формулировки. Под термином "публичный порядок" понимаются прежде всего основополагающие принципы правопорядка, а именно положения Конституции РФ, принципы гражданского законодательства, предусмотренные ст. 1 ГК РФ, и др.

В науке приняты две концепции публичного порядка: позитивная и негативная.

Автором позитивной концепции называют французского ученого XIX в. Пилле. Позитивная концепция определяет публичный порядок путем перечисления законов, принципов, которые должны применяться независимо от содержания норм иностранного права. Негативная концепция публичного порядка определена в ст. 6 Вводного закона к Германскому гражданскому уложению, согласно которой правовая норма иностранного государства не применяется, если ее применение ведет к результату, который явно несовместим с основными принципами германского права. При этом определяется иностранный закон, который не может быть применен в случае противоречия национальному публичному порядку. Оговорка о публичном порядке применяется при признании и исполнении решений иностранных судов. Так, если решение иностранного суда противоречит публичному порядку Российской Федерации, то оно не может быть признано в нашей стране. Подобные оговорки содержатся и в международных соглашениях, например в ст. V Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 29 декабря 1958 г.) <1>.

--------------------------------

<1> Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 10 августа 1960 г. Для СССР вступила в силу с 22 ноября 1960 г. // Вестник ВАС РФ. 1993. N 8.

 

Содержание понятия "публичный порядок Российской Федерации" не совпадает с содержанием понятия национального законодательства Российской Федерации, что подтверждается и судебной практикой <1>. Так, в Определении Верховного Суда РФ указано: "Поскольку законодательство Российской Федерации допускает применение норм иностранного государства (ст. 28 Закона Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже"), наличие принципиального различия между российским законом и законом другого государства само по себе не может быть основанием для применения оговорки о публичном порядке. Такое применение этой оговорки означает отрицание применения в Российской Федерации права иностранного государства вообще. Под публичным порядком Российской Федерации понимаются основы общественного строя Российского государства. Оговорка о публичном порядке возможна лишь в тех отдельных случаях, когда применение иностранного закона могло бы породить результат, недопустимый с точки зрения российского правосознания" <2>.

--------------------------------

<1> Определение Верховного Суда РФ от 25 сентября 1998 г. // Бюллетень ВС РФ. 1999. N 3.

<2> Там же.

 

Применение оговорки о публичном порядке обусловливает постановку вопроса о применимом праве, после того как в результате действия указанной оговорки было исключено применение выбранного на основе коллизионной нормы иностранного права.

 

Статья 15. Судебные акты арбитражного суда

 

Комментарий к статье 15

 

1. Арбитражные суды принимают властные решения в форме различных актов, а именно решений, постановлений, определений. Арбитражные суды, рассматривающие дела в апелляционном, кассационном и надзорном порядках, выносят постановление соответствующего арбитражного суда; арбитражные суды, рассматривающие дела по первой инстанции, выносят решения либо определения.

Арбитражные суды в отличие от судов общей юрисдикции не принимают судебные приказы, так как приказное производство отсутствует в арбитражных судах. Согласно ст. 167 АПК РФ решение принимается арбитражным судом первой инстанции при разрешении спора по существу. Решение принимается именем Российской Федерации. Арбитражный суд может принять отдельное решение по каждому из требований, объединенных в одном деле.

В форме определения выносятся постановления суда, которыми дело не разрешается по существу. Определения могут быть вынесены не только судом первой инстанции, но и судами апелляционной, кассационной, надзорной инстанций. Постановления президиума суда надзорной инстанции выносят президиумы судов субъектов РФ и Верховного Суда РФ. В то же время в соответствии с ч. 1 ст. 317 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о пересмотре вступивших в законную силу решения, постановления, определения по новым или вновь открывшимся обстоятельствам арбитражный суд или принимает решение, постановление об удовлетворении заявления и отмене ранее принятого им судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, или выносит определение об отказе в удовлетворении заявления.

Определения арбитражного суда выносятся по отдельным вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, и не разрешают дела по существу, за исключением определений об утверждении мирового соглашения. Определения арбитражных судов могут выноситься как в виде отдельного документа, так и без оформления в виде отдельного акта путем занесения в протокол.

2. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает требования к судебным актам. Так, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Если имеются противоречия между нормами процессуального или материального права, подлежащими применению при рассмотрении и разрешении данного дела, то решение является законным в случае применения судом в соответствии с ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ч. 3 ст. 5 Закона о судебной системе и ч. 2 ст. 13 АПК РФ нормы, имеющей наибольшую юридическую силу.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Учитывая, что в силу ст. 10 АПК РФ одним из основных принципов судебного разбирательства в арбитражных судах является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании. Если собирание доказательств производилось не тем судом, который рассматривает дело (например, в силу судебного поручения), суд вправе обосновать решение этими доказательствами лишь при следующих условиях: если они были получены в установленном АПК РФ порядке (например, с соблюдением порядка выполнения судебного поручения), оглашены в судебном заседании и предъявлены лицам, участвующим в деле, их представителям, а в необходимых случаях - экспертам и свидетелям и исследованы в совокупности с другими доказательствами. При вынесении судебного решения недопустимо основываться на доказательствах, которые не были исследованы судом в соответствии с нормами АПК РФ, а также на доказательствах, полученных с нарушением норм федеральных законов.

3. Принимаемое судом решение не только должно быть законным и обоснованным, но также должно содержать полный, мотивированный и ясно изложенный ответ на требование истца и возражение ответчика.

4. В соответствии со ст. 305 УК РФ вынесение судьей (судьями) заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта наказывается штрафом в размере до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

 

Статья 16. Обязательность судебных актов

 

Комментарий к статье 16

 

1. О видах судебных актов, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, см. комментарий к ст. 15 АПК РФ.

Необходимо учитывать, что наряду с названными в ч. 1 ст. 15 АПК РФ решениями, постановлениями, определениями арбитражных судов к судебным актам, обязательным к исполнению, относятся также иные акты суда, необходимые для осуществления правосудия. Согласно ст. 6 Закона о судебной системе законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

К числу актов, обязательных к исполнению, относятся:

- распоряжения суда (например, о соблюдении порядка в зале судебного заседания);

- требования (например, запрос на получение доказательств, предусмотренный ч. 4 ст. 66 АПК РФ);

- поручения (в соответствии с ч. 1 ст. 73 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело, в случае невозможности получения доказательств, находящихся на территории другого субъекта РФ, в порядке, предусмотренном ст. 66 настоящего Кодекса, вправе поручить соответствующему арбитражному суду произвести определенные процессуальные действия);

- вызовы (таковые предусмотрены ст. 121 АПК РФ);

- другие обращения.

2. Исполнение судебных актов обязательно для всех граждан и организаций независимо от каких-либо факторов. Это требование действует также в отношении государственных и муниципальных органов, должностных лиц. Ни для кого не должно быть исключений.

За неисполнение судебного постановления законодательством предусмотрена ответственность, в том числе уголовная. В соответствии со ст. 315 УК РФ злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению наказываются штрафом в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.