Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В уголовном судопроизводстве 12 страница




30. Для положительного ответа на вопрос, имеет ли лицо постоянное место жительства, всегда было достаточно проверить, имеется ли у него в паспорте прописка (регистрация). Именно этому формальному признаку на практике придается значение отсутствия (наличия) у лица постоянного места жительства. Однако и при наличии прописки (регистрации) совокупность сведений, которыми располагает следователь (дознаватель и др.), может подтверждать, что лицо продолжительное время не живет по указанному адресу и постоянно меняет свое место жительства. В такой ситуации наличие данного условия будет подтверждено не выпиской из паспорта, а определенной совокупностью доказательств.

31. Из-за изменения места жительства, связанного с переводом на работу, учебой и т.п. в другом городе, у вполне добропорядочного человека определенное время может не быть прописки (регистрации). В этой связи всегда при констатации анализируемого специального условия задержания следует выяснять также отсутствие постоянного места работы, учебы, службы. Нельзя считать лицо без постоянного места жительства, когда оно, к примеру, работает учителем общеобразовательной школы и каждый рабочий день его можно там найти.

32. В обычном порядке личность человека устанавливается с помощью представленных им документов. Основными документами, удостоверяющими личность человека, являются: паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт, служебный паспорт и др. Приведенный перечень документов, которыми может быть удостоверена личность лица, подозреваемого в совершении преступления, не является исчерпывающим.

33. Причем не все носят с собой документы. Поэтому нельзя считать личность не установленной, когда есть возможность пригласить человека, который в свою очередь имеет удостоверяющие личность документы и при этом знаком с лицом, подозреваемым в совершении преступления. Знаком с гражданином - значит, может как минимум подтвердить его фамилию, имя, отчество, примерный год рождения и постоянное место жительства. При необходимости с помощью данного лица можно принять меры к обнаружению каких-либо документов, уточняющих и другие сведения о заподозренном.

34. См. также комментарий к ст. ст. 5, 46, 91, 108, 141, 152, а также ко всем иным упомянутым здесь статьям УПК <520>.

--------------------------------

<520> Более полный комментарий к настоящей статье см.: Там же.

 

Статья 92. Порядок задержания подозреваемого

 

Комментарий к статье 92

 

1. Протокол задержания должен быть составлен после доставления. Под доставлением понимается осуществляемое под контролем сотрудников правоохранительных органов или же принудительное препровождение физического лица из места его фактического задержания в указанный в ч. 1 к.с. орган или к соответствующему должностному лицу для решения вопроса о его задержании. Лицо считается доставленным, а доставление завершенным, после того как доставляемый перешагнул порог здания, где размещен орган дознания либо вошел в кабинет к следователю. Причем доставленным он считается сразу же после того, как им было осуществлено одно из вышеуказанных действий.

2. Следует стремиться к осуществлению доставления как можно в более короткий срок.

3. С того момента как лицо, подозреваемое в совершении преступления, впервые под контролем сотрудников правоохранительных органов или же в связи с осуществленным в отношении него принуждением переступило порог служебного помещения, где расположен орган, уполномоченный принимать решение о задержании; до окончательного заполнения всех граф протокола задержания и его подписания не должно пройти времени более 3 часов.

4. Права лицу, подозреваемому в совершении преступления, разъясняются еще до завершения составления протокола. Поэтому правоприменителю следует иметь в виду, что время разъяснения прав, предусмотренных ст. 46 УПК, должно быть более ранним, чем время составления протокола задержания.

5. В срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания. Но задержание как уголовно-процессуальное действие возможно лишь после возбуждения уголовного дела. Соответственно 3-часовой срок распространяется и на решение о возбуждении уголовного дела.

6. Законодатель употребил термин "составлен" применительно к оформлению протокола задержания. "Составлен" протокол задержания будет лишь тогда, когда в него внесены все необходимые сведения и поставлены во всех местах, где того требует закон, подписи.

7. Частью 1 ст. 11 УПК на следователя (дознавателя и др.) возложена обязанность разъяснять участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность. Во исполнение данной нормы при задержании лицу, подозреваемому в совершении преступления, должны быть разъяснены не только его права, но и обязанности, а также ответственность. Причем рекомендуется разъяснять не только права, предусмотренные ст. 46 УПК, а все права и обязанности подозреваемого.

8. Как следует из ч. 2 к.с., в протоколе должно быть отражено "место" задержания. В данном случае речь идет о месте фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, а не о месте составления протокола задержания. Исходя из структуры рассматриваемого процессуального документа, в нем обычно отведена специальная графа для фиксации места фактического задержания лица, а указание на место составления протокола могло бы ограничиться лишь наименованием населенного пункта, где он составлен. Однако в протоколе задержания необходимо отражать не только наименование населенного пункта, где составлен протокол, но и точный адрес кабинета (учреждения), где производен личный обыск лица, подозреваемого в совершении преступления, а значит, обычно и составлен протокол задержания.

9. Производство личного обыска при задержании - обязанность следователя (дознавателя и др.). Данное утверждение зиждется на положениях ч. 2 к.с.

10. Как следует из ч. 2 к.с., протокол задержания подписывается также лицом, подозреваемым в совершении преступления. Если последний откажется подписать протокол задержания, следователь (дознаватель и др.) согласно ст. 167 УПК вносит в указанный документ соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя (дознавателя и др.), а также подписями защитника (если он при этом присутствует) и понятых. Причем лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое рекомендуется заносить в данный протокол.

11. Если лицо, подозреваемое в совершении преступления, в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола задержания производится в присутствии защитника (законного представителя, представителя) и (или) понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания.

12. Двенадцатичасовой срок, о котором идет речь в ч. 3 к.с., рекомендуется исчислять не собственно с момента оформления процессуального решения о задержании и даже не со времени "фактического доставления лица к следователю", как пишут некоторые авторы <521>, а с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

--------------------------------

<521> См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Эксмо, 2003. С. 167.

 

13. Передача надзирающему прокурору письменного сообщения установленной формы о задержании не право, а обязанность следователя (дознавателя и др.), которым было принято решение о применении названной меры процессуального принуждения. Исключений из этого правила нет.

14. Следователь (дознаватель и др.) в течение 12 часов с момента фактического задержания должен сообщить прокурору о задержании, а прокурор - получить данное сообщение. Если в указанный промежуток следователь (дознаватель и др.) направил прокурору сообщение о задержании, но прокурор получил его по окончании названного в ч. 3 к.с. УПК срока, следователем (дознавателем и др.) нарушены требования закона. Данное обстоятельство может иметь следствием привлечение следователя (дознавателя и др.) к дисциплинарной ответственности.

15. Четвертая часть к.с. посвящена допросу подозреваемого и обеспечению его свидания с защитником, прежде чем следователь (дознаватель и др.) приступит к его допросу. Причем допрос подозреваемого - это следственное действие, в ходе которого следователем (дознавателем и др.) в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства осуществляется процесс заслушивания устной речи (показаний) допрашиваемого лица, в нашем случае подозреваемого, результаты которого фиксируются в соответствующем протоколе допроса.

16. Подозреваемый, задержанный в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК или заключенный под стражу, вызывается через администрацию мест содержания под стражей подозреваемых.

17. Порядок действий во время первого допроса лица в качестве подозреваемого следующий:

1) устанавливаются анкетные данные лица:

а) фамилия, имя, отчество;

б) дата рождения;

в) место рождения;

г) место жительства и (или) регистрации (номер домашнего телефона, если таковой имеется);

д) гражданство;

е) образование;

ж) семейное положение, состав семьи;

з) место работы или учебы (номер служебного телефона, если таковой имеется);

и) отношение к воинской обязанности и где состоит на воинском учете;

к) наличие судимости (когда и каким судом был осужден, по какой статье (части и пункту) УК, вид и размер наказания, когда был освобожден);

2) подозреваемый своей подписью удостоверяет правильность записи его анкетных данных;

3) в протокол заносятся данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность подозреваемого, а если таковой отсутствует, в протоколе отражается, что анкетные данные отражены в протоколе со слов подозреваемого;

4) в случае необходимости фиксируются иные данные о личности подозреваемого. Таковыми могут быть: национальность (устанавливается в целях выяснения необходимости приглашения переводчика), наличие родственных отношений с кем-либо из участников уголовного судопроизводства, имеющих самостоятельный интерес в уголовном деле, и др.;

5) отражается фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в производстве следственного действия, а в предусмотренных законом случаях и другие сведения об иных участвующих в допросе лицах;

6) следователь (дознаватель и др.) удостоверяется в личности привлеченных им к допросу участников уголовного судопроизводства, указанных в главах 6 - 8 УПК, разъясняет им права, обязанности, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. Если в производстве допроса участвует потерпевший, свидетель, то он также предупреждается об ответственности, предусмотренной ст. ст. 307 и 308 УК, а специалист, эксперт и переводчик - об ответственности, предусмотренной ст. 307 УК (ч. 5 ст. 164 УПК);

7) указываются технические средства, которые будут применены, а также те, кто их будет применять, и что об этом участвующие в допросе лица были заранее предупреждены;

8) подозреваемому разъясняются его права, обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. ст. 46, 52 и другими статьями УПК, ответственность и порядок производства следственного действия;

9) подозреваемый своей подписью удостоверяет данный факт;

10) объявляются изложенные в письменном виде в протоколе допроса обстоятельства преступления (время, место совершения преступления, какое именно деяние имело место и к каким привело последствиям), в совершении которого лицо подозревают;

11) подозреваемый своей подписью удостоверяет факт объявления ему, в совершении какого преступления он подозревается;

12) подозреваемый дает показания по обстоятельствам причастности (непричастности) его к совершению данного преступления.

18. Допрос по существу дела начинается предложением подозреваемому рассказать все ему известное по поводу имеющихся подозрений (по существу подозрения). После рассказа подозреваемого следователь (дознаватель и др.) может задать ему вопросы.

19. Правила допроса подозреваемого таковы:

1) допрос подозреваемого, задержанного в порядке, установленном к.с., должен состояться не позднее 24 часов с момента его фактического задержания;

2) до начала допроса подозреваемому должна быть предоставлена возможность иметь свидание с защитником наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого (п. 3 ч. 4 ст. 46 УПК);

3) показания подозреваемого записываются от первого лица и по возможности дословно;

4) в протоколе допроса могут фиксироваться не только устные показания, но и графическая информация. В процессе допроса могут составляться схемы, чертежи, рисунки, диаграммы и представляться доказательства;

5) подозреваемый вправе пользоваться письменными документами (письменными заметками) в тех случаях, когда они относятся к его показаниям;

6) следователь (дознаватель и др.) не может отказать подозреваемому в допросе;

7) результаты допроса и факт применения фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки протоколируются по тем же правилам, что и при допросе свидетеля;

8) если в допросе подозреваемого принимает участие защитник, то последний в ходе допроса с разрешения следователя (дознавателя и др.) вправе задавать вопросы подозреваемому, давать ему в присутствии следователя (дознавателя и др.) краткие консультации, заявлять ходатайства, отводы, представлять доказательства и др. По окончании допроса защитник вправе делать письменные заявления о нарушениях прав и законных интересов подозреваемого. Указанные заявления подлежат занесению в протокол допроса. Защитник, кроме того, может требовать дополнения протокола допроса и внесения в него уточнений, делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе данного следственного действия, удостоверять своей подписью правильность записи показаний подозреваемого.

20. Допрос как следственное действие начинается до того, как следователь (дознаватель и др.) приступит к его протоколированию. Рекомендуется началом допроса подозреваемого считать получение от него следователем (дознавателем и др.), в производстве которого находится уголовное дело, в устной форме сведений, имеющих значение для уголовного дела, в целях их последующего отражения в протоколе допроса подозреваемого. До начала поступления подобного рода информации у подозреваемого должна быть возможность свидания с его защитником. И все равно, по чьей инициативе приступили к допросу - по требованию следователя (дознавателя и др.) или в связи с просьбой самого подозреваемого. Если в уголовном деле не закреплен факт разъяснения подозреваемому права иметь свидание с защитником до начала допроса или же подозреваемый утверждает, что его просьба о свидании была отклонена, протокол допроса подозреваемого не будет иметь юридической силы.

21. Буквальное толкование ч. 4 к.с. приводит к мысли, что просьба о свидании подозреваемого с защитником, порождающая обязанность следователя (дознавателя и др.) обеспечить таковое, возникает только тогда, когда она исходит от подозреваемого. Между тем, думается, что имеет под собой правовую основу и утверждение, что такое ходатайство может поступить, а главное иметь аналогичные последствия, и от самого защитника.

22. Обеспечение свидания - это активные действия следователя (дознавателя и др.), результатом которых является само свидание. Следователь (дознаватель и др.) должен сделать все со своей стороны возможное, чтобы свидание состоялось. Если свидание не имело места, а соответствующая просьба была заявлена, следует считать, что следователь (дознаватель и др.) не выполнил возложенную на него обязанность - обеспечить до начала допроса свидание подозреваемого с защитником.

23. Буквальное толкование ч. 4 к.с. позволяет говорить, что данной нормой на следователя (дознавателя и др.) возложена обязанность обеспечить одно свидание подозреваемого с его защитником до первого допроса подозреваемого. Между тем свиданий подозреваемого (лица, подозреваемого в совершении преступления) с защитником может быть несколько. Данное утверждение зиждется на закрепленном в п. 5 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" праве адвоката беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности.

24. Между тем любое свидание подозреваемого (лица, подозреваемого в совершении преступления) и его защитника при наличии указанных в ч. 4 к.с. УПК обстоятельств может быть ограничено во времени.

25. Свидание подозреваемого и его защитника должно проходить "наедине и конфиденциально", гласит ч. 4 к.с. Эти две характеристики свидания расположены через союз "и", значит, и та и другая должны быть обеспечены следователем (дознавателем и др.) в каждом случае проводимого свидания между указанными лицами. "Наедине" означает, что в кабинете, где происходит свидание, присутствуют только подозреваемый и его защитник; "конфиденциально" - никто не слышит, о чем они говорят. Запрещено размещать в помещении, где проходит свидание, прослушивающие (подслушивающие) устройства.

26. Между тем, когда подозреваемый находится в месте содержания лиц под стражей, его свидания с защитником должны иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть их, но не слышать (ч. 2 ст. 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"). До помещения подозреваемого в такое место следователь (дознаватель и др.) вправе обеспечить осуществление свидания также в условиях, позволяющих сотруднику правоохранительного органа видеть подозреваемого и защитника, но не слышать.

27. Под "продолжительностью свидания" понимается время от начала и до конца нахождения подозреваемого и его защитника наедине, в условиях, не позволяющих никому иному слышать их разговор.

28. Продолжительность свидания может быть ограничена, только если, до того как это будет сделано, следователь (дознаватель и др.) уведомит подозреваемого, а также его защитника о необходимости производства с участием подозреваемого процессуального действия и о том, что в этой связи продолжительность их свидания будет ограничена. Рекомендуется это уведомление выполнять в виде письменного документа.

29. Законодатель прямо не указывает на то, что уведомление должно быть до начала свидания. Предварительным уведомление может быть и тогда, когда оно имело место после начала свидания. Между тем свидание не может быть завершено одновременно с уведомлением.

30. Согласно ч. 4 к.с. продолжительность свидания подозреваемого с его защитником не может быть менее 2 часов. Данное положение не должно толковаться буквально. Оно означает, что следователь (дознаватель и др.) не вправе по собственной инициативе ограничивать продолжительность такого свидания временем меньшим, чем 2 часа. Если же свидание закончилось ранее 2 часов по воле подозреваемого, порядок его проведения не может быть признан незаконным.

31. См. комментарий к ст. ст. 46, 91, 108, 172 - 174, 188 - 190, 279, 449, а также ко всем иным упомянутым здесь статьям УПК <522>.

--------------------------------

<522> Более полный комментарий к настоящей статье см.: Рыжаков А.П. Правила оформления протокола задержания, допрос подозреваемого и продолжительность его свиданий с защитником. Комментарий к статье 92 УПК. М., 2004; Рыжаков А.П. Задержание: основания и порядок производства: Научно-практическое руководство. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С. 56 - 156.

 

Статья 93. Личный обыск подозреваемого

 

Комментарий к статье 93

 

1. Несмотря на использованную здесь формулировку и согласно ч. 2 ст. 92 УПК, производство личного обыска подозреваемого не только право, но и обязанность должностного лица, производящего задержание в порядке ст. ст. 91 и 92 УПК.

2. В к.с. речь идет о порядке производства личного обыска. Ее содержание, а также анализ текста ст. ст. 182 и 184 УПК позволяют сформулировать и структурировать обычный порядок производства анализируемого следственного действия в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления:

1) следователь (дознаватель и др.) принимает решение о задержании лица в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК;

2) готовится видео-, кино-, фотоаппаратура и другие технические средства, если следователь (дознаватель и др.) посчитает это необходимым;

3) следователь (дознаватель и др.) приступает к оформлению протокола задержания;

4) следователь (дознаватель и др.) принимает решение о личном обыске лица, в отношении которого оформляется протокол задержания;

5) приглашаются понятые одного пола с обыскиваемым, а при необходимости специалист и иные лица того же пола. Им разъясняются права, обязанности (если есть в этом необходимость, предупреждаются о неразглашении данных предварительного расследования), ответственность и порядок производства следственного действия;

6) до сведения лица, подозреваемого в совершении преступления, доводится решение следователя (дознавателя и др.) о его личном обыске;

7) разрешается вопрос о возможности присутствия при личном обыске защитника;

8) обыскиваемому предлагается добровольно выдать подлежащие изъятию предметы (документы и т.п.);

9) в случае необходимости лицам, присутствующим в месте, где производится личный обыск, запрещается покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания личного обыска;

10) поиск на (в) теле человека, в находящейся на нем одежде и при нем ручной поклаже предметов (документов), которые могут иметь значение для дела (запрещенных к обращению);

11) предъявление понятым, наблюдение, измерение, изъятие (если есть в том необходимость, изъятие может быть принудительным) предметов (документов), могущих иметь значение для дела, а также запрещенных к обращению;

12) фиксация в протоколе задержания отличительных признаков (свойств) каждого предмета (документа) и точного места его обнаружения;

13) в необходимых случаях осуществляется фотографирование, киносъемка, видеосъемка, составляются планы, схемы и т.п.;

14) в случае необходимости изъятые предметы (документы) упаковываются и опечатываются;

15) составляется опись изъятых или передаваемых на особое хранение предметов (документов), с указанием количества, меры, веса или индивидуальных признаков и по возможности их стоимости;

16) если при личном обыске имели место попытки уничтожить или спрятать предметы (документы) либо факты нарушения порядка со стороны обыскиваемого или других лиц, в протоколе указывается на это и на принятые меры;

17) принимаются меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе личного обыска обстоятельства частной жизни обыскиваемого, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц;

18) завершается протоколирование хода и результатов следственного действия;

19) копия протокола и описи вручается под расписку обыскиваемому.

3. Требование присутствия при личном обыске только лиц одного пола с обыскиваемым - это обязательное условие рассматриваемого следственного действия. Между тем это не единственное обязательное условие. Обязательными условиями производства любого личного обыска являются следующие правила:

1) должно быть точно установлено, что при личном обыске не будут нарушены те права и (или) законные интересы как участвующих в следственном действии, так и других лиц, ограничение которых не предусмотрено уголовно-процессуальным законом;

2) не будут унижены честь и (или) достоинство участвующих в искомом действии лиц, а также окружающих;

3) не будут поставлены под угрозу здоровье и (или) жизнь обыскиваемого, а также других граждан.

4. См. содержание и комментарий к ст. ст. 91, 92, 182, 184 УПК.

 

Статья 94. Основания освобождения подозреваемого

 

Комментарий к статье 94

 

1. Основаниями освобождения подозреваемых из-под стражи являются:

1) судебное решение, вынесенное в порядке, предусмотренном законом (об отказе в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, о признании задержания незаконным или необоснованным);

2) постановление следователя (дознавателя и др.) об освобождении задержанного;

3) постановление начальника места содержания подозреваемого или постановление прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей, об освобождении указанного подозреваемого в связи с истечением установленного законом срока задержания.

2. Освобождение подозреваемых и обвиняемых из-под стражи производится начальником места содержания подозреваемого по получению соответствующего решения суда либо постановления следователя (дознавателя и др.) немедленно.

3. Начальник места содержания подозреваемого обязан письменно уведомить следователя (дознавателя и др.), в производстве которого находится уголовное дело, а также надзирающего прокурора об истечении срока содержания под стражей обвиняемого (подозреваемого) так, чтобы не позднее чем за 24 часа до момента завершения действия постановления следователя (дознавателя и др.), явившегося основанием помещения обвиняемого (подозреваемого) в следственный изолятор, следователь (дознаватель и др.) получил настоящее уведомление.

4. Если по истечении десяти (тридцати) суток с момента задержания на основании ст. ст. 91 и 92 УПК подозреваемого соответствующее решение о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, об освобождении подозреваемого не поступило, начальник места содержания подозреваемого немедленно освобождает его своим постановлением.

5. Подозреваемому, освобожденному из-под стражи, выдаются личные документы, вещи, деньги, хранящиеся на его лицевом счете, а также справка, в которой указываются срок его содержания под стражей и основания освобождения. Подозреваемый, освобожденный из-под стражи, администрацией места содержания под стражей в случае необходимости обеспечивается бесплатным проездом к месту жительства железнодорожным, автомобильным или водным транспортом, питанием, а также одеждой по сезону. В случае необходимости ему выдается денежное пособие (ст. ст. 49, 50 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").

6. См. также комментарий к ст. ст. 91, 92, 97 - 100, 108, 123 - 126 УПК.

 

Статья 95. Порядок содержания подозреваемых под стражей

 

Комментарий к статье 95

 

1. Порядок содержания подозреваемого под стражей определяется Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

2. Согласно ст. 7 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" местами содержания под стражей подозреваемых являются:

- следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы;

- изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;

- изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных войск Федеральной службы безопасности.

3. В определенных законом случаях местами содержания под стражей подозреваемых могут являться учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы, и гауптвахты.

4. Осужденные, отбывающие наказание в исправительных или воспитательных колониях и тюрьмах, задержанные по подозрению в совершении другого преступления, могут содержаться в этих учреждениях, но изолированно от осужденных, отбывающих наказание.

5. Подозреваемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, могут содержаться в тюрьмах или на территориях учреждений, исполняющих наказания, в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов. Подозреваемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, в случае назначения судебной экспертизы, а также в случае оказания им медицинской помощи помещаются в медицинские организации (ст. 10 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").

6. В случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с УПК капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или руководителями геолого-разведочных партий и зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения других органов предварительного расследования, а также главами дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.

 

Статья 96. Уведомление о задержании подозреваемого

 

Комментарий к статье 96

 

1. Под моментом задержания, о котором идет речь в к.с., подразумевается момент фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления. Уведомление о задержании должно состояться в течение 12 часов после фактического задержания лица, а не после составления протокола задержания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.