Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий к Трудовому кодексу РФ 52 страница




Для повышения квалификации рабочих организуются производственно-экономические курсы, курсы целевого назначения, школы передовых приемов и методов труда, курсы бригадиров.

Целью повышения квалификации специалистов является обновление их теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность устанавливается работодателем.

Повышение квалификации включает следующие виды обучения:

краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;

теоретические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, организации;

длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательных учреждениях повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Одним из разделов учебного плана может быть стажировка. Она проводится с целью формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также с целью изучить передовой опыт, приобрести профессиональные и организаторские навыки для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Стажировка специалистов может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом, на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем исходя из ее целей, по согласованию с руководителем организации, где она проводится.

Повышение квалификации специалистов осуществляется на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями с федеральными органами исполнительной власти, организациями всех форм собственности, службой занятости населения.

К образовательным учреждениям повышения квалификации относятся:

академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);

институты повышения квалификации (институты усовершенствования) отраслевые, межотраслевые, региональные, организованные в (при) образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости, в которых специалисты, безработные граждане, незанятое население и высвобождаемые работники предприятий (объединений), организаций и учреждений проходят обучение, чтобы получить новые знания и практические навыки, необходимые для профессиональной деятельности.

Образовательные программы могут осуществлять также структурные подразделения повышения квалификации образовательных учреждений высшего профессионального образования (факультеты повышения квалификации преподавателей и специалистов, межотраслевые региональные центры и др.) и образовательных учреждений среднего профессионального образования - курсы повышения квалификации специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений.

Государственные, а также прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:

удостоверение о повышении квалификации - для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;

свидетельство о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов.

Сведения о результатах повышения квалификации специалистов направляются в кадровые службы по месту их основной работы (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 // СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2580).

Профессиональное обучение государственных служащих регулируется специальными актами: Положением о повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих, увольняемых из аппаратов органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата, утв. Указом Президента РФ от 23 августа 1994 г. N 1722 (СЗ РФ. 1994. N 18. Ст. 2066).

7. Повышение квалификации управленческих кадров осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 23 июля 1997 г. N 774 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации" (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3607). Указом предусмотрено организовывать подготовку управленческих кадров высшего и среднего звена для организаций народного хозяйства Российской Федерации в российских образовательных учреждениях и за рубежом. На повышение квалификации (переподготовку) работники должны направляться на конкурсной основе (ежегодно - не менее 5000 специалистов в возрасте до 40 лет, имеющих высшее образование, а также стаж работы не менее одного года на управленческих должностях высшего и среднего звена в организациях народного хозяйства Российской Федерации). Указанные требования по поводу стажа работы не распространяются на военнослужащих, уволенных в запас в связи с реформой Вооруженных Сил РФ.

Организация, направляющая специалиста на повышение квалификации (переподготовку), не позднее 10 дней до начала обучения заключает с ним контракт, руководствуясь при этом Типовым контрактом со специалистом, направляемым на подготовку в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. По окончании обучения организация заключает со специалистом трудовой контракт в соответствии с указанным выше Типовым контрактом (п. п. 3, 4 Положения о порядке обеспечения работой специалистов, подготовленных в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 44 // СЗ РФ. 1998. N 4. Ст. 475).

 

Глава 32. УЧЕНИЧЕСКИЙ ДОГОВОР

 

Статья 198. Ученический договор

 

Комментарий к статье 198

 

1. В ст. 198 предусмотрены два вида ученического договора.

Согласно ч. 1 ст. 198 с лицом, желающим получить профессию (специальность) в данной организации, работодатель - юридическое лицо (организация) вправе заключить ученический договор на подготовку по определенной профессии (специальности).

2. С работниками организации, поступающими на профессиональное обучение с последующей работой в данной организации по полученной профессии (специальности), заключается дополнительный к трудовому договору ученический договор, регулируемый ТК и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Заключая договор второго вида, работодатель вступает с учеником в отношения по профессиональному обучению (подготовке и переподготовке работников), которые непосредственно связаны с трудовыми отношениями и подпадают под действие трудового законодательства (ст. 1 ТК).

3. Согласно ст. 205 ТК на учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда безотносительно к виду профессионального обучения (подготовка новых работников или переподготовка работников по новым профессиям, специальностям).

 

Статья 199. Содержание ученического договора

 

Комментарий к статье 199

 

1. Ученический договор должен содержать сведения о сторонах, вступивших в отношения по профессиональному обучению.

Одной стороной ученического договора является работодатель.

В договоре указываются наименование работодателя - юридического лица (организации) и фамилия, имя, отчество лица, уполномоченного им на заключение ученического договора.

2. Другой стороной может быть работник, изъявивший желание пройти профессиональную подготовку в данной организации.

В договоре указываются его фамилия, имя, отчество.

3. Ученический договор должен содержать наименование приобретаемой учеником профессии, специальности, квалификации в точном соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), тарифно-квалификационными характеристиками и квалификационными справочниками должностей служащих.

4. Обязанность работодателя по организации обучения или переобучения работников на производстве основывается на соответствующих разделах коллективных договоров, соглашений, в которых указывается численность работников, подлежащих подготовке или переподготовке по профессиям, специальностям, необходимым для данной организации, определяются условия, обеспечивающие ученикам успешное усвоение теоретических знаний и профессиональных навыков по овладеваемой профессии, специальности (ст. 41 ТК).

Указанная обязанность работодателя получает конкретизацию в ученическом договоре. В качестве необходимого условия в него включается соглашение по поводу обучения по определенной профессии, специальности в объеме установленных требований к уровню теоретических знаний и практических навыков.

5. Необходимость обеспечивать возможность обучения в соответствии с ученическим договором налагает на работодателя определенные обязательства: использовать ученика на работе по избранной им профессии, специальности, не привлекать к сверхурочным работам, не направлять в служебные командировки, не связанные с ученичеством (ст. ст. 201, 203 ТК).

Необходимым условием ученического договора является предусмотренная в нем обязанность ученика пройти профессиональное обучение в объеме утвержденной учебной программы и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре соглашением сторон.

6. В ученическом договоре необходимо указать срок обучения, т.к. продолжительность обусловливает его содержание (см. коммент. к ст. 200).

7. В процессе профессионального обучения ученики выполняют различные по характеру и сложности производственные операции. Поэтому в содержание ученического договора обязательно включается указание на размер оплаты труда, причитающейся в период ученичества.

8. Помимо указанных выше необходимых условий, ученический договор может содержать дополнительные, определяемые по соглашению сторон: сроки сдачи квалификационных экзаменов, расписание теоретических занятий и графики практической работы, условия обеспечения жильем и др.

 

Статья 200. Срок и форма ученического договора

 

Комментарий к статье 200

 

1. Сроки обучения при подготовке или переподготовке по рабочим профессиям, как правило, не превышают 6, а по отдельным сложным профессиям - 12 месяцев.

Конкретный срок обучения определяется по соглашению сторон и зависит, например, от возраста, образовательной подготовки лица, поступающего на обучение.

2. Заключение ученического договора в письменной форме обязательно.

Поскольку его типовая форма законодательством не предусмотрена, содержание ученического договора зависит от усмотрения сторон.

Договор составляется в двух экземплярах - один для работодателя, другой для ученика; каждый из них подписывается обеими сторонами.

 

Статья 201. Действие ученического договора

 

Комментарий к статье 201

 

1. Ученический договор вступает в силу с того дня, который обозначен в договоре, и действует в течение срока профессионального обучения, установленного в данном договоре по соглашению его сторон (ст. 200 ТК).

2. Если ученик не имел возможности посещать занятия по уважительным причинам (из-за болезни, прохождения военных сборов и в других случаях, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами), срок договора продлевается на время обучения, пропущенное по уважительным причинам.

3. Содержание ученического договора определяется соглашением его сторон - работодателем и лицом, поступающим на профессиональное обучение (ст. 199 ТК).

Только по соглашению сторон можно изменить содержание ученического договора. Например, недопустимо сокращать срок обучения по инициативе работодателя без согласия ученика. Это возможно лишь по соглашению сторон при успешном усвоении учебного материала.

 

Статья 202. Организационные формы ученичества

 

Комментарий к статье 202

 

1. При индивидуальной форме обучения работник изучает теоретический курс самостоятельно, консультируясь у преподавателей, а производственное обучение проходит под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного работника - инструктора производственного обучения на рабочем месте.

При бригадной форме ученичества производственное обучение проходит в составе бригады под руководством квалифицированного работника бригады - инструктора производственного обучения на рабочем месте.

2. Для изучения общей части теоретического курса целесообразно учеников объединять (при наличии возможности) в учебные группы численностью от 10 до 30 человек.

При курсовой форме обучения теоретические знания работники получают в учебных группах численностью от 10 до 30 человек, создаваемых в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах (пунктах), технических школах и на организуемых министерствами и ведомствами постоянно действующих курсах - численностью 25 - 30 человек.

Теоретическое обучение может проводиться также в учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня) по договорам с организациями за счет их средств.

3. Производственное обучение работников осуществляется, как правило, в два этапа: первый - в учебной группе под руководством мастера (инструктора) производственного обучения на специально созданной для этого учебно-материальной базе организации, учебно-курсового комбината (пункта) или технической школы; второй этап - на рабочих местах организации в учебной группе под руководством мастера (инструктора) производственного обучения или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного работника - инструктора производственного обучения.

 

Статья 203. Время ученичества

 

Комментарий к статье 203

 

1. Теоретическое и производственное обучение при подготовке (переподготовке) рабочих непосредственно на производстве проводится в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде для работников соответствующих возрастов, состояния здоровья, профессий и производств.

Учебное расписание следует составлять таким образом, чтобы продолжительность занятий не превышала пределы рабочего времени, установленные ст. 92 ТК для работников: в возрасте до 16 лет; в возрасте от 16 до 18 лет; являющихся инвалидами I или II группы; занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; педагогических, медицинских и др.

2. Если профессиональное обучение проводится без отрыва от работы, ученику (с его согласия) на время обучения устанавливается режим неполного рабочего времени, предусмотренный ст. 93 ТК.

3. Время, отведенное на профессиональное обучение, должно использоваться по назначению и рационально. Поэтому ч. 3 ст. 203 не разрешает привлекать учеников к сверхурочной работе, а также направлять их в служебные командировки, не предусмотренные учебными планами.

 

Статья 204. Оплата ученичества

 

Комментарий к статье 204

 

1. Ученикам, проходящим профессиональное обучение с отрывом от работы, выплачивается стипендия. Размер стипендии устанавливается работодателем по соглашению с учеником в зависимости от получаемой им профессии, специальности, квалификации, но не ниже МРОТ (см. ст. 133 и коммент. к ней).

2. Продукция, произведенная учеником во время практических занятий, подлежит оплате по установленным расценкам.

Потери, возникшие вследствие производства недоброкачественной продукции, на учеников не возлагаются, а относятся на себестоимость продукции.

 

Статья 205. Распространение на учеников трудового законодательства

 

Комментарий к статье 205

 

1. С заключением ученического договора на ученика распространяются правовые нормы, регулирующие трудовой процесс, т.е. нормы трудового законодательства.

Ученики, проходящие профессиональное обучение (подготовку и переподготовку) в организации, пользуются всеми правами и несут обязанности работников данной организации. На них распространяются действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка, требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда. Ученикам предоставляются предусмотренные трудовым законодательством гарантии и компенсации и т.д.

2. Трудовое законодательство применяется к ученикам с учетом специфики их положения в производственном процессе. К ним не могут предъявляться такие же требования об исполнении трудовых обязанностей как к лицам, работающим самостоятельно.

 

Статья 206. Недействительность условий ученического договора

 

Комментарий к статье 206

 

Противоречащими ТК, коллективному договору, соглашениям считаются условия ученического договора, которые ухудшают правовое положение ученика, проходящего профессиональное обучение в организации, по сравнению с ТК и нормативными положениями коллективного договора и соглашений.

В ученический договор могут быть включены более льготные условия использования их труда по сравнению с общепринятыми в трудовом законодательстве, иных нормативных правовых актах о труде, отражающие специфику правового положения учеников в производственном процессе.

 

Статья 207. Права и обязанности учеников по окончании ученичества

 

Комментарий к статье 207

 

1. Ученичество завершается обязательной сдачей квалификационных экзаменов.

В настоящее время в части, не противоречащей ТК, действуют Положение о порядке аттестации и присвоения квалификации лицам, овладевающим профессиями рабочих в различных формах обучения, утв. Постановлением Госпрофобра СССР, ГКТ СССР и ВЦСПС от 13 июля 1987 г. N 9/426/21-59 (БНА СССР. 1988. N 1. С. 44), а также Типовая инструкция об организации проведения квалификационных экзаменов при профессиональном обучении работников на производстве, утв. Приказом Госпрофобра СССР от 24 сентября 1981 г. N 135 (БНА СССР. 1982. N 2. С. 37).

2. Аттестация лиц, прошедших курс обучения по профессиям, проводится в форме квалификационных экзаменов (п. 2 Положения об аттестации).

Квалификационные экзамены имеют целью определить соответствие полученных экзаменуемыми знаний, умений и навыков программе обучения и требованиям квалификационных характеристик с тем, чтобы на этой основе установить им квалификационные разряды, классы, категории по соответствующим профессиям. К квалификационным экзаменам допускаются лица, успешно прошедшие полный курс теоретического и производственного обучения в процессе курсового или индивидуального обучения на производстве (разд. I Типовой инструкции).

Квалификационные экзамены проводятся в конце установленного срока обучения работников на производстве, но не позднее 10 дней после его окончания.

Для проведения квалификационных экзаменов в учебно-курсовых комбинатах (пунктах) и в организациях создаются соответствующие квалификационные комиссии (разд. I Типовой инструкции).

Экзамен считается сданным при условии выполнения квалификационной (пробной) работы в полном соответствии с техническими условиями и при наличии у экзаменуемого теоретических знаний, предусмотренных тарифно-квалификационным справочником, для данного уровня квалификации и профессии (разд. IV Типовой инструкции).

Результаты квалификационных экзаменов и решение комиссии о присвоении (получении) экзаменуемым квалификационных разрядов, классов, категорий и профессии заносятся в протокол установленной формы, который подписывается председателем и всеми членами комиссии.

Лицам, получившим профессиональную подготовку в учебно-курсовых комбинатах (пунктах), а также в процессе курсового или индивидуального обучения на производстве, присваивается квалификация (разряд, класс, категория) по установленной профессии в соответствии с учебным планом и программой и перечнями профессий, по которым осуществляется подготовка квалифицированных работников (п. 7 Положения об аттестации).

Прошедшим профессиональное обучение в учебно-курсовых комбинатах (учебных пунктах), а также непосредственно на производстве и успешно сдавшим квалификационные экзамены выдается свидетельство единой формы о получении специальности и присвоенном разряде, классе, категории (п. 10 Положения об аттестации и разд. IV Типовой инструкции).

Лицам, прошедшим обучение по профессиям для работ на объектах, поднадзорных специальным организациям и ведомствам, кроме свидетельства выдаются указанными организациями и ведомствами или по согласованию с ними специальные удостоверения установленного образца.

Присвоенный квалификационной комиссией разряд, класс, категория по профессии в установленном порядке заносится в трудовую книжку работника.

В протоколе квалификационной комиссии, свидетельстве, трудовой книжке и других документах наименование профессии записывается в строгом соответствии с наименованием, указанным в тарифно-квалификационном справочнике.

3. По окончании профессионального обучения ученику предоставляется работа в соответствии с полученной квалификацией (разрядом, классом, категорией), что оформляется приказом (распоряжением) работодателя на основании решения квалификационной комиссии.

4. Ученикам, успешно сдавшим квалификационные экзамены, при заключении трудового договора с работодателем, организовавшим для них ученичество, предусмотренный ст. 70 ТК испытательный срок не устанавливается.

5. Ученик обязан проработать в организации время, указанное в ученическом договоре в качестве срока отработки. Досрочное расторжение ученического договора при установлении его сторонами срока отработки возможно по инициативе ученика лишь в случаях, предусмотренных ст. 80 ТК.

6. Если по окончании профессионального обучения ученик без уважительных причин не выполняет своих обязательств по ученическому договору, в т.ч. не приступает к работе согласно приказу (распоряжению) работодателя, он обязан по требованию работодателя возместить ему материальные расходы в размере выплаченной стипендии, а также другие расходы, понесенные в связи с ученичеством (например, по командировке, связанной с обучением).

 

Статья 208. Основания прекращения ученического договора

 

Комментарий к статье 208

 

1. Прежняя редакция ст. 208 была посвящена основаниям расторжения ученического договора, предполагающего волеизъявление одной из сторон договора либо соглашение обеих сторон на окончание этого договора.

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ расширил сферу действия ст. 208, предусмотрев в ней основания прекращения ученического договора. Одним из таких оснований является окончание срока обучения.

2. Ученический договор прекращается также по основаниям, предусмотренным сторонами при заключении договора. Такими основаниями могут быть, например, невыполнение требований учебного процесса, болезнь ученика, препятствующая усвоению учебного материала.

 

Раздел X. ОХРАНА ТРУДА

 

Глава 33. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 209. Основные понятия

 

Комментарий к статье 209

 

1. Открывая раздел Трудового кодекса "Охрана труда", комментируемая статья закрепляет содержание основных понятий, используемых в процессе обеспечения безопасных условий труда для работников, и тем самым служит правильному пониманию и применению правовых норм, включенных в названный раздел.

Так, определение в ТК понятия "охрана труда" как системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, дает представление об этой сфере как о многогранной деятельности государства и работодателей, направленной на охрану жизни и здоровья работников в процессе труда и в связи с ним. Кроме того, приведенное определение позволяет рассматривать охрану труда не только как систему мероприятий, опосредованных правом и подкрепляемых в силу этого соответствующим механизмом обеспечения, но и как систему организационных действий руководителей, позволяющих оперативно решать вопросы охраны труда, которые возникают в процессе производственной деятельности.

2. Наличие в ст. 209 основных понятий не исключает, однако, необходимости использования также и других нормативных актов, раскрывающих содержание этих основных понятий.

Например, условия труда определяются как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Содержание этого понятия станет более ясным, если обратиться к Руководству по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р2.2.2006-05, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29 июля 2005 г., где факторы трудового процесса раскрываются через тяжесть и напряженность труда.

Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

Работоспособность - состояние человека, определяемое возможностью физиологических и психических функций организма, которое характеризует его способность выполнять определенное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени (см. Основные понятия, используемые в Руководстве: разд. 3 Руководства).

Использование работодателем понятия "условия труда" с учетом закрепленных в Руководстве характеристик будет в большей мере ориентировать его как на устранение вредных производственных факторов, так и на упорядочение процесса труда работников по показателям тяжести и напряженности.

3. Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ ст. 209 дополнена такими основными понятиями, как "требования охраны труда", "государственная экспертиза условий труда" и "аттестация рабочих мест по условиям труда", что будет способствовать лучшему пониманию ст. ст. 211, 212, 215 и 216.1 ТК и др.

 

Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

 

Комментарий к статье 210

 

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Именно в силу принятой на себя обязанности по защите прав и свобод человека, в т.ч. права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ), государство определило в комментируемой статье основные направления своей политики в области охраны труда.

Разработка, осуществление и периодический пересмотр национальной политики в сфере охраны труда отвечают требованиям Конвенции МОТ N 155 "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" (1981), ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 15. Ст. 1698).

2. Содержание ст. 210 свидетельствует о том, что в формировании законодательства об охране труда; в разработке федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; в управлении охраной труда и осуществлении надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда; в обеспечении функционирования единой информационной системы охраны труда; в защите законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также членов их семей важнейшая роль принадлежит государственным органам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.106 сек.