Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий к Трудовому кодексу РФ 59 страница




 

Комментарий к статье 228.1

 

В комментируемой статье предусмотрен единый порядок сообщения по установленной форме при групповом несчастном случае (2 человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом как для работодателей - юридических лиц, так и физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками, единый порядок извещения о несчастных случаях на судне, находящемся в плавании (независимо от его ведомственной (отраслевой) принадлежности), а также порядок направления работодателем извещения по установленной форме о несчастных случаях, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом. (О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, см. коммент. к ст. 230.1).

 

Статья 229. Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев

 

Комментарий к статье 229

 

1. Комментируемая статья предусматривает порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев, воспроизводя в основном устоявшийся порядок создания таких комиссий и сохраняя общее правило о том, что комиссии возглавляются работодателем (его представителем). Однако в данной статье предусмотрены также случаи, когда комиссия должна возглавляться представителями других органов. Например, в ч. 2 комментируемой статьи установлено, что при расследовании несчастного случая (в т.ч. группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в т.ч. группового) со смертельным исходом, комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

При несчастном случае в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа, а комиссию возглавляет представитель этого органа.

В статье конкретизирован круг родственников работника, пострадавшего от несчастного случая, представители или иные доверенные лица которых - в случае его смерти вследствие несчастного случая - могут принимать участие в расследовании. В этот круг включены иждивенцы пострадавшего и лица, состоявшие с ним в близком родстве или свойстве.

В комментируемой статье не воспроизведено содержавшееся в прежней редакции положение о том, что при крупных авариях с числом погибших 15 человек и более расследование проводится комиссией, состав которой утверждается Правительством РФ. Это позволяет считать, что при указанных обстоятельствах состав комиссии формируется в таком же порядке, как при групповом несчастном случае с числом погибших 5 человек и более.

2. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 653 (СЗ РФ. 2002. N 36. Ст. 3497) Минтруд России своим Постановлением от 24 октября 2002 г. N 73 утвердил Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (Бюллетень Минтруда России. 2003. N 1). Формы документов (формы 1 - 9), необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, утверждены этим же Постановлением Минтруда России (там же, с. 26). О формах этих документов см. коммент. к ст. 230.1.

Указанное Положение с учетом ст. ст. 227 - 231 ТК и особенностей отдельных отраслей и организаций устанавливает обязательные требования по проведению расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, происходящих с различными категориями работников (граждан), занятых, например: на находящихся в плавании рыбопромысловых или иных морских, речных и других судах, независимо от их отраслевой принадлежности; в организациях железнодорожного транспорта; в организациях с особым режимом охраны (в организациях Вооруженных Сил РФ, органах пограничной службы, органах безопасности и внутренних дел, других правоохранительных органах и проч.); в дипломатических представительствах и консульских учреждениях за границей и др.; с лицами, направленными в установленном порядке для выполнения работ к другому работодателю; студентами или учащимися образовательных учреждений, проходящими производственную практику; совместителями; профессиональными спортсменами и другими категориями работников (граждан).

В частности, закрепляя особенности расследования несчастных случаев с лицами, выполняющими работу на основе гражданско-правового договора, п. 16 Положения предусматривает, что тяжелые несчастные случаи и несчастные случаи со смертельным исходом, происшедшие с такими лицами, расследуют государственные инспекторы труда на основании заявления пострадавшего, членов его семьи, а также иных лиц, уполномоченных пострадавшим (членами его семьи) представлять его интересы в ходе расследования несчастного случая, полномочия которых подтверждены в установленном порядке. При необходимости к расследованию могут привлекаться представители соответствующего исполнительного органа Фонда социального страхования РФ и других заинтересованных органов.

Положением предусмотрено также, что при установлении сведений, дающих достаточные основания полагать, что гражданско-правовым договором фактически регулировались трудовые отношения пострадавшего с работодателем, акт о расследовании несчастного случая должен направляться государственным инспектором труда в суд с целью установить характер правоотношений сторон указанного договора. Решение об окончательном оформлении данного несчастного случая принимается государственным инспектором труда в зависимости от содержания судебного решения (п. 28 Положения).

3. Отнесение производственной травмы к категории тяжелого несчастного случая осуществляется в соответствии со Схемой определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 24 февраля 2005 г. N 160 (БНА РФ. 2005. N 16).

Согласно названной Схеме квалифицирующими признаками тяжести повреждения здоровья при несчастном случае на производстве являются:

характер полученных повреждений здоровья и осложнения, связанные с этими повреждениями, а также развитие и усугубление имеющихся хронических заболеваний в связи с получением повреждения;

последствия полученных повреждений здоровья (стойкая утрата трудоспособности).

Наличие одного из квалифицирующих признаков является достаточным для установления категории тяжести несчастного случая. Признаками тяжелого несчастного случая на производстве служат также повреждения здоровья, угрожающие жизни пострадавшего. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не влияет на оценку тяжести травмы. Помимо квалифицирующих признаков в Схеме приведены несчастные случаи, которые относятся к категории тяжелых.

Учетная форма N 315/у "Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести"; учетная форма N 316/у "Справка о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случая на производстве" утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 15 апреля 2005 г. N 275 (БНА РФ. 2005. N 22).

4. Государственный надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве осуществляют органы федеральной инспекции труда (см. ст. 356 и коммент. к ней).

5. Несчастные случаи на производстве, происшедшие с работниками, временно находящимися в командировке на территории государств СНГ, либо с гражданами России, пребывающими в государствах СНГ по трудовому или иному договору, расследуются в порядке, установленном соответствующими нормативными актами стороны места пребывания в командировке (места заключения договора). Это правило установлено Соглашением о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания, заключенным государствами СНГ 9 декабря 1994 г.

6. Если несчастный случай произошел с работником не на производстве (например, в пути на работу или с работы), выяснение его обстоятельств может осуществляться (по предложению руководителя организации, в которой работает пострадавший) комиссией по социальному страхованию, специально созданной комиссией в составе представителей работодателя и работников и проч.

7. В соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967 (СЗ РФ. 2000. N 52 (ч. II). Ст. 5149), расследованию профессионального заболевания должно предшествовать установление его наличия. Основными документами при установлении диагноза профессионального заболевания являются Список профессиональных заболеваний, утв. Приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. N 90, с Инструкцией по его применению. См. также письмо Роспотребнадзора от 13 января 2005 г. N 0100/63-05-32 "О порядке применения Приказа Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83" (Новая аптека. 2005. N 5).

В установлении профессионального заболевания участвуют:

организация здравоохранения по месту жительства или по месту прикрепления работника, устанавливающая предварительный диагноз острого или хронического профессионального заболевания и информирующая об этом территориальный орган, осуществляющий санитарно-эпидемиологический надзор;

территориальное управление Роспотребнадзора, осуществляющее надзор за объектом, на котором возникло профессиональное заболевание. Получив сообщение о профессиональном заболевании, этот орган выясняет обстоятельства возникновения болезни и составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника, необходимую для установления окончательного диагноза. Порядок сбора информации и оформления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работников регулируется Инструкцией по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания, утв. Приказом Роспотребнадзора от 31 марта 2008 г. N 103 (РГ. 2008. N 105);

специализированное лечебно-профилактическое учреждение или его подразделение, устанавливающее (на основании обследований, сведений о результатах предварительных и периодических медицинских осмотров, санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника и других данных) заключительный диагноз и дающее соответствующее медицинское заключение. Медицинское заключение о наличии профессионального заболевания выдается работнику (под расписку) и направляется Фонду социального страхования РФ, а также в организацию здравоохранения, направившую больного.

В 10-дневный срок с даты получения этого документа работодатель обязан организовать расследование обстоятельств и причин возникновения у работника профессионального заболевания и создать для этих целей комиссию. В состав комиссии входят: представитель работодателя, специалист по охране труда, представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Возглавляет работу комиссии руководитель территориального органа, осуществляющего санитарно-эпидемиологический надзор. В расследовании могут принимать участие и другие специалисты, а также заболевший.

В процессе расследования комиссия опрашивает сослуживцев работника, лиц, которые нарушили санитарно-эпидемиологические правила, получает необходимую информацию от работодателя и заболевшего, исследует документы. На основании этого комиссия устанавливает обстоятельства и причины профессионального заболевания работника, определяет виновных и предлагает меры по ликвидации причин и предупреждению профессиональных заболеваний.

Если комиссией установлено, что грубая неосторожность заболевшего содействовала возникновению (увеличению) вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа комиссия, как и при расследовании несчастных случаев, устанавливает степень вины заболевшего (в процентах).

По результатам расследования комиссия составляет акт по форме, установленной названным выше Положением. В акте подробно излагаются обстоятельства и причины профессионального заболевания. Акт подписывается членами комиссии, утверждается руководителем территориального органа Роспотребнадзора и заверяется печатью этого органа. В 3-дневный срок после утверждения акт должен быть выдан заболевшему работнику.

Профессиональные заболевания учитываются территориальным органом, осуществляющим санитарно-эпидемиологический надзор, проводившим расследование. Акт о случае профессионального заболевания вместе с материалами расследования хранится в течение 75 лет в территориальном управлении Роспотребнадзора и в организации, где проводилось расследование.

Более детально порядок расследования и учета профессиональных заболеваний (в т.ч. лиц, изменивших место работы) закреплен в Инструкции о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967, введенной в действие Приказом Минздрава России от 28 мая 2001 г. N 176 (БНА РФ. 2001. N 33).

Названным Приказом утверждены также формы документов, используемых при расследовании профессиональных заболеваний: извещения об установлении предварительного диагноза острого или хронического заболевания (отравления); санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления) и др.

8. Работодатель (страхователь) обязан в течение суток со дня наступления страхового случая (подтверждения факта повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания) сообщить об этом страховщику - филиалу регионального отделения Фонда социального страхования РФ, где работник застрахован от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Страховщик вправе проверять такую информацию и принимать участие в расследовании страховых случаев.

Об участии в расследовании профессиональных союзов см. коммент. к ст. 370.

 

Статья 229.1. Сроки расследования несчастных случаев

 

Комментарий к статье 229.1

 

Сроки расследования несчастных случаев дифференцированы в зависимости от тяжести несчастных случаев и от обстоятельств, способных оказать влияние на ход расследования (от времени, когда работодателю стало известно о несчастном случае или времени наступления нетрудоспособности у пострадавшего и других обстоятельств).

При получении пострадавшим (пострадавшими) легких телесных повреждений расследование должно проводиться в течение 3 дней.

Расследование несчастного случая, в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в т.ч. группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.

Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение 1 месяца со дня поступления указанного заявления.

В случае необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая установленные комментируемой статьей сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней.

Если в установленные сроки завершить расследование несчастного случая невозможно в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.

 

Статья 229.2. Порядок проведения расследования несчастных случаев

 

Комментарий к статье 229.2

 

Устанавливая порядок расследования несчастных случаев, комментируемая статья предусматривает, проведение каких действий возлагается на комиссию по расследованию несчастного случая (государственного инспектора труда), а также примерный перечень материалов, которые могут быть использованы в ходе расследования, в т.ч. материалов, подлежащих подготовке работодателем.

Конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии (государственным инспектором труда, самостоятельно проводящим расследование) в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.

По решению комиссии (государственного инспектора труда, самостоятельно проводящего расследование) несчастные случаи, указанные в ч. 6 ст. 229.2, могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством, т.е. допускается принятие неоднозначного решения.

 

Статья 229.3. Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда

 

Комментарий к статье 229.3

 

Независимо от срока давности несчастного случая комментируемая статья наделяет государственного инспектора труда правом проводить дополнительное расследование несчастного случая при выявлении скрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии.

Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика.

По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем.

 

Статья 230. Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев

 

Комментарий к статье 230

 

Комментируемая статья предусматривает условия, при наличии которых составляется акт о несчастном случае, устанавливает требования к содержанию такого акта и порядок его выдачи пострадавшему, а при несчастном случае со смертельным исходом - лицам, находившимся на иждивении погибшего, либо лицам, состоявшим с ним в близком родстве, а также срок, в течение которого работодатель обязан хранить указанный акт в своей организации. По результатам расследования несчастного случая, квалифицированного как несчастный случай, не связанный с производством (в т.ч. группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом), комиссия составляет акт о расследовании соответствующего несчастного случая по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, которые подписываются всеми лицами, проводившими расследование.

 

Статья 230.1. Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве

 

Комментарий к статье 230.1

 

Формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, утверждены Постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73. К ним относятся:

Форма 1 - Извещение о групповом несчастном случае (тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом);

Форма 2 - Акт о несчастном случае (форма Н-1);

Форма 3 - Акт о несчастном случае на производстве (форма Н-1)ПС (акт этой формы составляется при несчастном случае с профессиональным спортсменом во время тренировочного процесса или спортивного соревнования);

Форма 4 - Акт о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом);

Форма 5 - Заключение государственного инспектора труда;

Форма 6 - Протокол опроса пострадавшего при несчастном случае (очевидца несчастного случая, должностного лица);

Форма 7 - Протокол осмотра места несчастного случая;

Форма 8 - Сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах;

Форма 9 - журнал регистрации несчастных случаев на производстве.

Каждый оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве, включая несчастные случаи с лицами, заключившими трудовой договор на срок до 2 месяцев, либо занятыми на сезонных работах, либо с занятыми на дому, регистрируются работодателем (юридическим или физическим лицом) в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по форме 9.

Все зарегистрированные несчастные случаи на производстве включаются в годовую форму федерального государственного статистического наблюдения за травматизмом на производстве, утверждаемую Росстатом России и направляемую в органы статистики в установленном порядке (п. 33 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях).

 

Статья 231. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев

 

Комментарий к статье 231

 

Разногласия, которые возникали по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнания работодателем (его представителем) факта несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая, составлении соответствующего акта и др. рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами). Решения этих органов могут быть обжалованы в суд.

 

Раздел XI. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

СТОРОН ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

 

Глава 37. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 232. Обязанность стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора

 

Комментарий к статье 232

 

1. Соблюдение взаимных прав и обязанностей сторон трудового договора обеспечивается мерами юридической ответственности. Материальная ответственность предусмотрена ст. 232 в случае причинения ущерба одной стороне другой и, следовательно, является двусторонней ответственностью сторон уже существующего трудового договора (в отличие от других видов юридической ответственности).

2. Для материальной ответственности сторон трудового договора - работодателя и работника - характерны следующие признаки: возникновение двусторонней материальной ответственности обусловливается существованием трудового договора; ее субъектами являются только стороны этого договора; ответственность возникает в результате нарушения обязанностей по трудовому договору; каждая сторона несет материальную ответственность только за виновные нарушения своих обязанностей, если это повлекло за собой ущерб у другой стороны; и одна и другая сторона могут возместить причиненный ущерб добровольно.

3. Наряду с общими признаками, материальной ответственности работодателя и работника присущи дифференциация и относительная самостоятельность, которые связаны с тем, что одной стороной трудового договора является физическое лицо, работник, а другой - чаще всего юридическое лицо, работодатель. Они не равны по своим экономическим и иным возможностям; работодатель обладает властно-организационными полномочиями в отношении работников. Эти факторы определяют различия материальной ответственности сторон трудового договора: а) если работники по общему правилу несут ограниченную материальную ответственность, то работодатели - полную; б) в отличие от материальной ответственности работодателя материальная ответственность работников дифференцирована; в) в отношении работников обычно действует презумпция невиновности, в отношении работодателей - презумпция виновности. Виды ответственности работодателя предусмотрены в ст. ст. 234 - 237 ТК, а работника - в ст. ст. 238 - 250 ТК.

4. Материальная ответственность сторон трудового договора может быть конкретизирована этим договором или прилагаемым к нему соглашением. При этом ч. 2 ст. 232 устанавливает ограничительные гарантии для договорной ответственности сторон. Ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем - выше, чем это предусмотрено ТК или иными федеральными законами.

5. Права и обязанности сторон трудового договора реализуются обычно только в период его действия. В отношении взаимной материальной ответственности сторон сделано исключение. В соответствии с ч. 3 ст. 232 расторжение трудового договора после причинения ущерба не освобождает его стороны от материальной ответственности, если основания для нее возникли в период действия договора.

 

Статья 233. Условия наступления материальной ответственности стороны трудового договора

 

Комментарий к статье 233

 

1. Материальная ответственность каждой стороны трудового договора наступает при следующих условиях: 1) наличие имущественного ущерба; 2) противоправное поведение (действия или бездействие) причинителя; 3) вина стороны в причинении ущерба; 4) причинная связь между поведением и наступившим ущербом. Указанные условия должны наступить одновременно.

2. Противоправным считается поведение, нарушающее обязанности, возложенные правовыми нормами на сторону трудового договора. Основные обязанности работника предусмотрены ТК (ст. 21), они могут возлагаться на него правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, указаниями работодателя. Основные обязанности работодателя закреплены ст. 22 ТК.

3. Вина каждой из сторон трудового договора возможна в форме умысла, что в трудовых отношениях бывает редко, и неосторожности. Любая форма вины достаточна для возложения ответственности, но размер возмещаемого ущерба обычно зависит от того, является ли вина умышленной или неосторожной.

В настоящее время общее правило о виновном поведении стороны трудового договора как условие наступления материальной ответственности имеет исключение. Оно не применяется к обстоятельствам, изложенным в ст. 236 ТК (см. коммент. к ней). Ответственность работодателя по названной статье наступает и при отсутствии его вины.

4. Причинная связь между действиями одной из сторон и наступившим ущербом означает, что ущерб наступил не случайно, а явился следствием конкретных действий (или бездействия). За случайные последствия материальная ответственность сторон трудового договора не наступает.

 

Глава 38. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

РАБОТОДАТЕЛЯ ПЕРЕД РАБОТНИКОМ

 

Статья 234. Обязанность работодателя возместить работнику материальный ущерб, причиненный в результате незаконного лишения его возможности трудиться

 

Комментарий к статье 234

 

1. Законодатель относит к материальному ущербу не только прямой действительный ущерб, но и ущерб, причиненный работнику в связи с незаконным лишением его возможности трудиться, что привело к неполучению им заработка (например, незаконное отстранение, увольнение, перевод) или могло привести (например, задержка выдачи трудовой книжки, неправильная формулировка причины увольнения препятствовали трудоустройству работника).

Материальный ущерб причиняется работнику в связи с вынужденным прогулом, вызванным незаконным отстранением, увольнением, задержкой выдачи трудовой книжки, неисполнением решения суда о восстановлении на работе и др., а также неправомерным переводом работника на нижеоплачиваемую работу.

Обязанность работодателя возместить материальный ущерб, причиненный работнику незаконным лишением возможности работать, реализуется в следующих формах: работодатель, признав свою вину в возникновении у работника вынужденного прогула и (или) неправомерного перевода, возмещает работнику причиненный ущерб без обращения последнего в органы по рассмотрению трудовых споров или к государственному правовому инспектору труда; вина работодателя признана органом по рассмотрению трудовых споров или государственным правовым инспектором труда, и он обязан возместить работнику возникший у него материальный ущерб.

2. Незаконным признается отстранение в случаях:

не предусмотренных действующим законодательством, например при систематическом выпуске работником бракованной продукции, обнаружении недостачи у продавца в магазине. Незаконным будет отстранение работника по основанию, указанному в законе, - появление на рабочем месте в нетрезвом состоянии, если в последующем работодатель не смог этого доказать;

когда работодателем нарушен порядок отстранения (не предложил другую работу работнику, нуждающемуся в соответствии с медицинским заключением во временном переводе на срок до 4 месяцев) (см. ч. 2 ст. 73 ТК), а также в случае приостановления действия на срок до 2 месяцев специального права работника, что влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору (см. ч. 1 ст. 76 ТК). Нарушением порядка будет также являться неполучение письменного согласия руководителя организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения), их заместителей, главного бухгалтера, нуждающихся в соответствии с медицинским заключением во временном или постоянном переводе на другую работу, при отказе от перевода либо ее отсутствии (см. ч. 4 ст. 73 ТК).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.