Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий. 1. С объективной стороны обман потребителей (покупателей, клиентов, за­казчиков и др.) может выражаться в совершении самых различных действий




1. С объективной стороны обман потребителей (покупателей, клиентов, за­казчиков и др.) может выражаться в совершении самых различных действий, вводящих в заблуждение потребителя, например, превышении установленных цен, продаже фальсифицированного товара либо товара низшего сорта по цене выс­шего сорта, обсчете, обмеривании, обвешивании, завышении количества израсхо­дованных материалов, закладке в приготавливаемые блюда меньшего количества продуктов, чем предусмотрено нормами, и т.п. '

Отличительная черта обманных действий состоит в том, что они совершают­ся вин овным, реализующим т овар, выполняющим работы или оказывающим услу­ги в отношении конкретного п отребителя, при осуществлении конкретных граж­данско-правовых сделок. Если обман рассчитан на введение в заблуждение не- рпре д еленного круг а потенциальных потребителей, то такие действия не содержат состава обмана потребителей. Так, например, к числу таких действий можно отнести рассчитанное на привлечение внимания потенциальных покупателей до­ведение до их сведения ложной информации о цене товара на выставке-продаже путем воспроизведения через средства ретрансляции рекламного ролика.

Обман потребителя — это действия, которые по определению затрагивают материальные интересы потребителя и связаны с причинением ему имуществен­ного ущерба. Не случайно в примечании к статье 257 при определении понятия размера обмана законодатель использовал термин «нажива». Имущественные интересы потребителя страдают либо потому, что в результате обмана он переда­ет виновному имущество в большем количестве, чем требовалось при соверше-


РАЗДЕЛ VIII. Глава 25


Статья 25»


нии сделки (например, при обсчете покупатель платит больше, чем требуется); либо потому, что он получает от виновного имущество в меньшем количестве (более низкого качества, а значит и цены, и др.), чем он обязан был передать по­терпевшему. Все иные обманные действия виновного, не отвечающие указанным признакам, связанные с введением в заблуждение потребителя, при наличии обсто­ятельств, указанных в уголовном законе, могут влечь ответственность по статье 249 «Дискредитация деловой репутации конкурента», статье 250 «Распространение ложной информации о товарах и услугах», статье 337 «Выпуск либо реализация недоброкачественной продукции» или статье 338 «выполнение работ либо оказа­ние услуг, не отвечающих требованиям безопасности».

2. Потерпевшим от совершения указанных действий является потребитель, т.е. физическое лицо, заказывающее, приобретающее или использующее товар.

ГЗ) Альтернативными признаками обмана потребителей являются:

—административная преюдиция — часть 1 статьи 257;

—совершение преступления в значительном размере (см. примеч. к ст. 257) —
часть 1 статьи 257;

—совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (см,
ст.17)
— часть 2 статьи 257;

—совершение преступления лицом, ранее судимым за обман потребителей —
часть 2 статьи 257;

—совершение преступления в крупном размере (см. примеч. к ст. 257)
часть 1 статьи 257.

Поскольку указанные признаки состава преступления являются альтерна­тивными, не зависимыми друг от друга, то наличия хотя бы одного из них доста­точно для признания совершенного лицом обмана потребителей как оконченно­го преступления.

4. С субъективной стороны данное преступление может быть совершено толь­
ко умышле нно, с прямы м умыслом. Виновное лицо сознает, что обманывает
конкретного потребителя посредством неэквивалентного обмена, и желает этого,
преследуя цель причинения ему имущественного ущерба. Мотивы, которыми ру­
ководствуется лицо, совершая обман, как правило, являются корыстным и. Однако
они не имеют значения для квалификации.

5. Субъект данного преступления - ^спец иальный: работник индивидуального
предпринимателя или юридического лица либо индивидуальный предпринима­
тель. К указанным признакам специального субъекта преступления добавляются в
качестве обязательных признаков адм инистративн ая преюдиция (ч. 1 ст. 257) и
нещцггая или непогашенная судимость за обман потребителей (ч. 2 ст. 257).

Административная Ъреюдиция как признак специального субъекта преступ­ления, предусмотренного частью 1 статьи 257, имеет место в случае совершения обмана потребителей лицом, ранее в течение года привлекавшимся к админис­тративной ответственности за такое же нарушение по статье 1443 КоАП «Обман потребителей» (см. коммент. к ст. 32).


РАЗДЕЛ VIII. Глава 25





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.