КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комментарий. 1. Объективная сторона халатного отношения к службе выражается в действии или бездействии — небрежном или легкомысленном выполнении начальником или иным
Т Комментарий 1. Объективная сторона халатного отношения к службе выражается в действии или бездействии — небрежном или легкомысленном выполнении начальником или иным должностным лицом своих обязанностей. Действие при халатности состоит в недобросовестном выполнении служебных функций, когда виновный не в полном объеме, несвоевременно, неточно или некачественно исполняет свои обязанности. РАЗДЕЛ XIV. Глава 37__________________________________________ Статья 456 Бездействие представляет собой неисполнение начальником или иным должностным лицом возложенных на него обязанностей при наличии реальной возможности их выполнить. Возможность надлежащего исполнения служебных обязанностей определяется как объективными условиями, в которых находилось лицо, так и личными особенностями начальника или иного должностного лица (уровень профессиональной подготовки, опыт, психологические качества, состояние здоровья и др.). При отсутствии реальных возможностей для надлежащего выполнения служебных обязанностей лицо не может подлежать уголовной ответственности. 2. Виновному можно вменять в вину небрежное или легкомысленное выпол Обязанности начальника или иного должностного лица определяются законами, воинскими уставами (см., например, Устав внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь, Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Республики Беларусь, Строевой устав Вооруженных Сил Республики Беларусь), положениями, инструкциями и другими нормативными правовыми актами. 3. Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого преступ 4. Халатное отношение к службе — преступление с материальным составом, 5. Небрежное или легкомысленное выполнение начальником или иным долж Халатное отношение к службе признается совершенным по легкомыслию, если виновный предвидел возможность причинения ущерба в особо крупном размере либо иных тяжких последствий вследствие своих действий или бездействия, но без достаточных оснований рассчитывал на их предотвращение. Вина в форме небрежности характеризуется тем, что виновный не предвидел возможности причинения ущерба в особо крупном размере либо иных тяжких последствий в результате халатного отношения к службе, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть. (О субъекте преступления см. п. 10 коммент. к ст. 455.) 6. Отягчающими обстоятельствами халатного отношения к службе в соответ 7. Статья 456 содержит специальную норму по отношению к закрепленной в РАЗДЕЛ XIV. Глава 37_____________________________________________ Статья 457 го лица — военнослужащего — за халатное отношение к службе будет наступать по статье 456. В то же время статья 456 является общей нормой по отношению к ряду специальных норм (см., например, ст.ст. 439, 458, 463, 465). При квалификации в случае конкуренции норм применяется специальная норма. Статья 457. Умышленное разглашение государственных секретов 1. Умышленное разглашение сведений, составляющих государственную или слу наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или направлением в дисциплинарную воинскую часть на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет. 2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия,— наказывается лишением свободы на срок до семи лет. (В ред. Закона от 4 января 2003 г. № 173-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 8, 2/922.) 1. Разглашение государственных секретов представляет собой придание военнослужащим в нарушение установленного порядка огласке сведений, составляющих государственную или служебную тайну. Данное преступление посягает на урегулированные правом отношения, призванные предотвратить возможность того, что указанные сведения станут достоянием иностранных государств, от которых собственно они и охраняются. В результате придания сведений огласке создается реальная опасность наступления вредных для нашей страны последствий в военной, военно-политической и иной сферах государственной и общественной жизни. 2. В отличие от преступлений против порядка управления, где отдельно предусмотрена ответственность за разглашение государственной и служебной тайны (см. cm.cm.373 и 375), предметом преступного посягательства в данном случае являются сведения как составляющие государственную тайну (см. п. 4 коммент. к ст. 356), так и признаваемые служебной тайной (см. коммент. к ст. 375), которые в совокупности составляют государственные секреты. При этом не обязательно, чтобы сведения касались только военной области. Они могут относиться к любой сфере государственной или общественной жизни республики. 3. Разглашение выражается в совершении деяний (действий, бездействия), в Посторонним признается любое лицо (гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин, лицо без гражданства), которого виновный не имел права знакомить со сведениями, составляющими государственные секреты. Им может быть лицо как вообще не допущенное к государственным секретам, так и имеющее допуск к работе с секретными сведениями, но только определенного рода. РАЗДЕЛ XIV. Глава 37__________________________________________ Статья 457 Доведение сведений до постороннего лица может осуществляться самыми разнообразными способами: устно (в лекциях, выступлениях, беседах и т.п.), письменно (в газетных публикациях, печатных изданиях, письмах и т.п.), путем ознакомления с документами, предметами, сведения о которых составляют государственную или служебную тайну. Нарушение правил обращения с документами и предметами (изготовления, хранения, ознакомления, транспортировки) образует объективную сторону рассматриваемого преступления только в том случае, когда виновный сознательно их допускал с тем, чтобы в результате постороннее лицо могло с ними ознакомиться. Если сведения не стали достоянием указанного лица, налицо приготовление или покушение на преступление. Независимо от конкретного проявления деяния, в результате которого сведения стали достоянием постороннего лица, необходимо, чтобы данное деяние представляло собой нарушение установленного порядка обращения со сведениями, составляющими государственные секреты. Разглашение признается оконченным преступлением с того момента, когда сведения, составляющие государственную или служебную тайну, стали достоянием постороннего лица. При этом необязательно, чтобы лицо запомнило и могло их воспроизвести. 4. Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется 5. Ответственность за разглашение государственных секретов по данной статье 6. Часть 2 статьи 457 определяет квалифицированный состав разглашения го РАЗДЕЛ XIV. Глава 37_________________________________________. Статья 458 Состав преступления — материальный. Для привлечения лица к уголовной ответственности должна быть установлена причинная связь между фактом огласки сведений и наступившими последствиями. С субъективной стороны квалифицированное разглашение государственных секретов характеризуется умышленной виной по отношению к факту огласки сведений, умышленной или неосторожной виной по отношению к наступившим последствиям. Если лицо не предвидело наступления последствий и не могло их предвидеть, ответственность по части 2 статьи 457 исключается. 7. Умышленное разглашение государственных секретов как воинское преступление необходимо отграничивать от измены государству и шпионажа. Разграничение следует проводить прежде всего по направленности совершенных деяний, а также адресату и субъекту преступления. При измене государству и шпионаже сведения сообщаются иностранному государству, иностранной организации или их представителям тогда, как при разглашении они просто доводятся до постороннего лица, в качестве которого может выступать и иностранный гражданин, и лицо без гражданства. Передавая сведения при измене государству и шпионаже, лицо сознает, что действует во вред Республике Беларусь, тогда как при разглашении такое осознание отсутствует. Субъектом измены государству может быть любой гражданин Республики Беларусь, шпионажа — любой иностранец либо лицо без гражданства, а разглашения государственных секретов по статье 457 — только военнослужащий и военнообязанный во время прохождения им сборов. Отграничение от преступлений, предусмотренных статьями 373 и 375, необходимо проводить исключительно по субъекту преступления. Ответственность по указанным статьям несут лица, которым сведения, составляющие государственную тайну, были доверены или стали известны по службе или работе, а также лица, которым сведения, составляющие служебную тайну, были доверены по службе или работе. Субъектом же рассматриваемого преступления является военнослужащий и военнообязанный, независимо от их служебного положения и воинского звания. Статья 458. Разглашение государственных секретов либо утрата
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |