Статья 294. Непринятие мер по ликвидации последствий экологического загрязнения
Уклонение от проведения или ненадлежащее проведение дезактивирующих или иных восстановительных мероприятий в местностях, подвергшихся экологическому загрязнению, лицами, на которых возложена обязанность проведения таких мероприятий, повлекшие смерть человека, либо массовые заболевания людей либо иные последствия для окружающей среды, — наказываются штрафом в размере от пятисот до одной тысячи месячных расчетных показателей либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.
Общественная опасность рассматриваемого деяния заключается в подрыве экологической безопасности РК, наступлении смерти или массовом заболевании людей или иных последствий для окружающей среды. Объектом преступления является экологическая безопасность. Дополнительным - жизнь и здоровье. Объективную сторону анализируемого деяния образуют: а) уклонение от проведения дезактивирующих или иных восстановительных мероприятий в местностях, подвергшихся экологическому загрязнению; б) ненадлежащее проведение дезактивирующих или иных восстановительных мероприятий в местностях, подвергшихся экологическому загрязнению; в) последствия в виде причинения смерти человеку либо массового заболевания людей либо иных последствий для окружающей среды; г) причинная связь между деянием и наступившими последствиями. Под дезактивизацией следует понимать удаление радиоактивных загрязнений с поверхности различных предметов и сооружений. Дезактивизация может быть частичной и полной. При частичной дезактивизации степень радиоактивного заражения лишь снижается, при полной дезактивизации зараженность снижается до такой степени, при которой внешнее облучение и вероятность поражения от попадания радиоактивных веществ на кожные покровы или внутрь организма становятся минимальными. Преступление признается оконченным с момента наступления указанных в диспозиции статьи последствий. С субъективной стороны деяние характеризуется косвенным умыслом. Субъект — специальный, лицо, на которое возложена обязанность проведения дезактирующих или иных восстановительных мероприятий в местностях, подвергшихся экологическому загрязнению. Преступление, предусмотренное ст. 294, относится к преступлениям средней тяжести.
Глава XII. Транспортные преступления
Статья 295. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта
1. Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, — наказывается исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, если оно не повлекло, но заведомо создало угрозу наступления последствий, предусмотренных частями первой, второй или третьей настоящей статьи, - наказывается штрафом в размере до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до десяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.
Примечание. Под транспортом понимаются все виды железнодорожных, морских, речных и воздушных транспортных средств, в том числе морские и речные маломерные суда.
Общественная опасность преступления выражается в том, что при не соблюдении правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта создается опасность причинения вреда для жизни и здоровья людей, отношениям собственности, окружающей природной среде либо причиняется вред их здоровью или жизни. Объектом преступления являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации конкретных механических транспортных средств. Дополнительным объектом здесь выступает жизнь и здоровье потерпевших либо собственность. Поскольку в результате нарушения правил безопасности движения или эксплуатации морского или речного транспорта нередко причиняется вред и экологии (загрязнение нефтью, горюче-смазочными веществами русел рек, поверхностей морей, гибель рыбы и т.д.), можно выделить и факультативный объект. Таковым являются общественные отношения в сфере охраны окружающей среды. Предметом преступления являются различные виды транспорта. Согласно ст.1 Закона РК «О транспорте в Республике Казахстан» от 21 сентября 1994 г. (с посл. изм. и доп.) транспорт РК – это зарегистрированный на ее территории железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный, городской электрический, в том числе метрополитен, а также находящийся на территории РК магистральный трубопроводный транспорт. В соответствии со ст.2 данного Закона отношения, связанные с деятельностью транспорта РК, регулируются настоящим законом, транспортными кодексами, другими законодательными и нормативными актами РК. Отношения, связанные с деятельностью трубопроводного транспорта, регулируются соответствующим законодательством РК. Условия перевозок, порядок использования транспортных средств, обеспечения безопасности движения, соблюдения правил охраны труда, противопожарной безопасности, технико-технологических и санитарных норм определяются нормативными актами, действующими на соответствующих видах транспорта, утверждаемыми в установленном порядке и являющимися обязательными для всех участников транспортных отношений. Транспортные средства должны иметь сертификат, определяющий соответствие требованиям безопасности, медико-санитарным нормам, нормам охраны труда и экологии, международным и государственным стандартам и техническим условиям, а также быть зарегистрированными в установленном законодательством порядке. Транспортные средства, не прошедшие сертификацию и не зарегистрированные в установленном порядке, к эксплуатации не допускаются. Порядок сертификации определяется законодательством РК (ст.15 Закона РК «О транспорте в РК»). Контроль за выполнением предприятиями, независимо от их принадлежности и форм собственности, транспортного законодательства, требований по безопасности движения и экологии при эксплуатации транспортных средств осуществляется органом государственного управления на транспорте и другими, предусмотренными законодательством РК, органами государственного управления (ст.25 Закона РК «О транспорте в РК»). Под железнодорожным транспортом следует понимать механический рельсовый транспорт независимо от его ведомственной принадлежности (локомотивы, дрезины, вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, краны, поезда метрополитена). Сюда не относится шахтный или внутрицеховой транспорт (электровозы, вагонетки), выполняющие чисто производственные функции. При этом, действия виновного следует рассматривать как нарушение правил охраны труда (ст.152 УК) либо по статьям о преступлениях против личности (ст.ст.103-105, 111 УК). К водному транспорту (морским и речным судам) относятся пассажирские, научно-исследовательские, транспортные, добывающие (рыболовные, краболовные и т.п.), перерабатывающие (плавбазы и плавзаводы), вспомогательные (буксиры и т.п.), технические (дноуглубительные, дноочистительные снаряды, кабелеукладные и т.п.), спасательные, спортивные суда, в том числе суда на воздушной подушке, подводных крыльях. К ним относятся также морские и речные маломерные суда, с главным двигателем мощностью менее 75 л.с. и несамоходные суда валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, принадлежащие гражданам моторные суда (независимо от мощности двигателей), парусные суда, гребные лодки грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарки и надувные суда. Не являются таковыми в уголовно-правовом смысле баржи, не имеющие механического двигателя и приводимые в движение только буксиром, а также плот. К воздушному транспорту относятся суда гражданской авиации (самолеты, гидросамолеты, вертолеты), а также иные средства воздухоплавания (аэростаты, дирижабли, планеры, дельтапланы и т.п.) полет на которых требует соблюдения мер безопасности. Для квалификации деяния по ст.295 УК не имеет значения, кому принадлежит и в чьем ведении находится транспортное средство. Объективная сторона преступления характеризуется тремя обязательными признаками: а) деянием (действием либо бездействием), заключающимся в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта; б) преступными последствиями, в виде неосторожного причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека; в) причинной связью между указанным деянием и наступившими последствиями. Отсутствие хотя бы одного из них исключает возможность установления в действиях лица состава данного преступления. Диспозиция ст.295 УК является бланкетной и для уяснения признаков деяния следует обратиться к Закону РК "О транспорте в РК" от 21 сентября 1994 г. (с посл. изм. и доп.), к Закону РК "О безопасности дорожного движения" от 15 июля 1996 г. (с посл. изм. и доп.), к Закону РК «О железнодорожном транспорте» от 8 декабря 2001 г.(с посл. изм. и доп.), к Закону РК «Об автомобильном транспорте» от 4 июля 2003 г. (с посл. изм. и доп.), к Закону РК «О внутреннем водном транспорте» от 6 июля 2004 г.(с посл. изм. и доп.), к Указу Президента РК «О транспортной стратегии РК до 2015 года» от 11 апреля 2006г., а также к установленным на железнодорожном, воздушном или водном транспорте правилам безопасности их движения и эксплуатации. Такой подход законодателя продиктован тем, что постоянное совершенствование железнодорожного, водного, воздушного и автомототранспорта неизбежно вызывает изменения соответствующих правил безопасности движения и эксплуатации этих видов транспорта, своевременно не охватываемых регулятивным действием уголовного закона. Поэтому обеспечение эффективной уголовно-правовой охраны данной группы общественных отношений обуславливает существование норм с бланкетными диспозициями. К нормативным актам, регулирующим отношения на транспорте относятся: а) на железнодорожном транспорте – Закон РК «О железнодорожном транспорте» от 8 декабря 2001 г. (с посл. изм. и доп.); Постановление Правительства РК «Об утверждении временного Устава железных дорог РК» от 18 января 1996 г.; Приказ Министра транспорта и коммуникаций РК «Об утверждении правил перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом РК» от 18 марта 2004 г., а также «Правила технической эксплуатации железных дорог РК»; «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РК», «Правила технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта РК» и другие; б) на водном транспорте – Водный кодекс РК от 9 июля 2003 г. (с посл. изм. и доп.); Постановление Правительства РК «Об утверждении Правил ведения государственного водного кадастра» от 31 декабря 2003 г., а также «Международные правила предупреждения столкновений судов»; «Правила технической эксплуатации судов»; «Кодекс торгового мореплавания РК» и другие; в) на воздушном транспорте - Воздушный кодекс РК; Постановление Правительства РК «Об утверждении Положения об использовании воздушного пространства РК» от 28 февраля 1997 г.; Постановление Правительства РК «Об утверждении Основных правил полетов в воздушном пространстве РК» от 17 июля 2003 г., а также «Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов по воздушным линиям РК»; «Наставление по производству полетов в гражданской авиации РК»; «Наставление по технической эксплуатации воздушных судов в гражданской авиации РК» и другие. На указанных видах транспорта действует большое количество нормативных актов, обращение к которым дает возможность правильно определить характер должного поведения виновного лица. При квалификации действий виновного необходимо выяснить, какие именно пункты (статьи или параграфа) правил безопасности движения или эксплуатации транспорта были им нарушены. Нарушение правил безопасности движения может выразиться, например, в проезде на запрещающий сигнал семафора, в превышении скорости движения железнодорожного состава, в превышении дозволенной скорости движения судна на подходах к портам, в неподаче соответствующих звуковых сигналов, в нарушении порядка расхождения судов, в несоблюдении пилотами самолетов маршрута полета, высоты и коридоров полета и т.д. Нарушением правил эксплуатации могут признаваться выпуск в рейс технически неисправного транспорта, использование транспортного судна не по назначению, перевозка запрещенных предметов, неправильное крепление груза, непринятие мер к обеспечению безопасности пассажиров при их посадке и т.п. Так, например, при движении на большой скорости железнодорожного состава под управлением машинистов В.и Д., от воспламенения искры загорелись кустарники. В этот момент В.и Д. отвлеклись разговором и не заметили происходящее. В результате пожара большая территория леса была сожжена, а при тушении огня лесник П. получил ожег 2-й степени. При этом, нарушение правил эксплуатации, не связанных с движением транспорта (например, при погрузочно-разгрузочных или ремонтных работах), в случае наступления вредных последствий, влечет ответственность по соответствующим статьям о преступлениях против личности, а в ряде случаев по ст.152 УК "Нарушение правил охраны труда". Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в диспозиции этой нормы последствий. По ч.1 ст.295 УК – это причинение по неосторожности тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Часть 2 данной нормы – по неосторожности смерть человека, а ч.3 – по неосторожности смерть двух или более лиц. Квалификация данного преступления не изменится и в тех случаях, когда деяние вызвало в совокупности все указанные в ее диспозиции вредные последствия. Например, одному потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью, другому – средней тяжести вред здоровью. Для определения степени тяжести причиненного вреда здоровью потерпевшего необходимо назначение судебно-медицинской экспертизы. При определении тяжкого вреда здоровью по неосторожности следует руководствоваться ч.1 ст.111 УК. Признаки средней тяжести и тяжкого вреда здоровью потерпевшего определяются согласно Приказа Министра здравоохранения РК "Правила организации и производства судебно-медицинской экспертизы" от 20 декабря 2004 г. № 875/1. В случае причинения при совершении данного преступления тяжкого вреда здоровью по неосторожности не требуется дополнительная квалификация по ч.1 ст.111 УК, поскольку содеянное полностью охватывается ч.1 ст.295 УК РК. Для привлечения к уголовной ответственности по ст.295 УК необходимо установление причинной связи между этим нарушением и наступившими общественно опасными последствиями. Причем причинная связь должна устанавливаться не просто с действием или бездействием лица, а именно с нарушением соответствующих правил безопасности, ставшими непосредственной причиной наступления вредных последствий. Субъект преступления специальный. Им может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязано соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта. Круг субъектов данного преступления определяется ведомственными нормативными актами, регламентирующими должностные функции того или иного работника транспорта. К ним относятся: - на железнодорожном транспорте: машинист, его помощник, кондуктор поезда, дежурные по железнодорожной станции, диспетчеры и др. - на воздушном транспорте: пилот, штурман самолета, бортмеханик, авиадиспетчер и др. - на водном транспорте: капитан корабля, его помощник, радист, шкипер и др. Не могут быть субъектами данного преступления водители личных катеров, спортивных самолетов, кассиры, носильщики, а также военнослужащие, которые в таких случаях понесут ответственность по ст.ст.300, 392 или 393 УК. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в виде преступной самонадеянности или преступной небрежности (ст.21 УК). В первом случае виновный предвидит, что в результате нарушения конкретных пунктов правил безопасности движения или эксплуатации транспорта могут наступить определенные в законе вредные последствия, но без достаточных на то оснований легкомысленно рассчитывает на их предотвращение. Во втором случае виновный не предвидит возможность наступления этих последствий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть. В части 2 ст.295 УК установлена ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека. В части 3 ст.295 УК установлена ответственность за деяние, предусмотренное ч.1 данной статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. Как и в основном составе, с субъективной стороны, неосторожность к гибели одного или нескольких лиц может быть выражена в преступной самонадеянности или в преступной небрежности. В части 4 ст.295 УК предусмотрена ответственность за нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила в случаях, если виновный указанными действиями заведомо создал угрозу наступления вредных последствий, предусмотренных частями 1-3 этой статьи. При этом заведомость создания угрозы наступления указанных последствий означает, что виновный достоверно знал и предполагал, что при нарушении указанных правил неизбежно наступят общественно опасные последствия. Поэтому деяние, предусмотренное ч.4 ст.295 УК считается оконченным с момента создания угрозы наступления вредных последствий, указанных в ч.ч.1-3 ст.295 УК. Вопрос о создании реальной угрозы наступления вредных последствий, предусмотренных ч.ч.1-3 ст.295 УК, должен решаться с учетом всех обстоятельств конкретного уголовного дела. Такой шаг законодателя продиктован возможностью серьезных последствий, проистекающих от малейшей оплошности и невнимательности при управлении сложной и объективно опасной техникой.
Статья 296. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами
1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, троллейбусом, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, — наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет. 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
Примечание. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье понимаются тракторы, мотоциклы и иные самоходные машины.
Общественная опасность преступления выражается в том, что при не соблюдении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств причиняется существенный вред жизни и здоровью людей, либо отношениям собственности. Часть 1 ст.296 УК предусматривает ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем, троллейбусом, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. В постановлении Пленума Верховного Суда Каз.ССР «О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях» от 23 сентября 1983 г., в п.2 дается разъяснение о том, что суды обязаны полно и всесторонне исследовать все обстоятельства автодорожного происшествия с тем, чтобы были исключены факты необоснованного осуждения или освобождения от ответственности лиц, в действиях которых содержится состав преступления; тщательно выяснять, какие правила безопасности движения и эксплуатации транспорта нарушены, находится ли нарушение в причинной связи с наступившими последствиями; выявлять других лиц, виновных в создании аварийной обстановки, в нарушении правил эксплуатации транспортных средств, автодорог. Непосредственным объектом преступления выступают общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации конкретных видов механических транспортных средств. При этом имеются в виду все виды механического транспорта, за исключением железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Дополнительным объектом здесь выступают отношения, обеспечивающие жизнь и здоровье граждан либо отношения собственности. Под транспортными средствами, указанными в диспозиции ст.296 УК, понимаются все виды автомобилей (автобусы, легковые и грузовые автомашины), мототранспорт (мотоциклы, мотороллеры и т.п.), электротранспорт (трамваи, троллейбусы), трактора и иные самоходные машины (скреперы, грейдеры, асфальтоукладчики, дорожные катки, экскаваторы, самодвижущиеся краны, автопогрузчик и т.д.). Все эти самоходные машины рассматриваются как транспортные средства только во время их движения по улицам и дорогам. В случае же нарушения правил эксплуатации таких машин при непосредственном выполнении ими производственных работ (дорожных, строительных, посевных, погрузочно-разгрузочных) ответственность по ст.296 УК исключается. Для транспорта характерны два основных признака: самоходность транспортных средств, то есть они приводятся в движение двигателями внутреннего сгорания с рабочим объемом более 50 куб.см. либо равноценными по мощности двигателями иного вида (электрическими, паровыми, газовыми и т.д.); порядок их движения регулируется Правилами дорожного движения. Согласно ст.1 Закона РК «Об автомобильном транспорте» от 4 июля 2003 г. (с посл. изм. и доп.): автомобильный транспорт – отрасль экономики, основной сферой деятельности которой являются организация и осуществление перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты с использованием автотранспортных средств и инфраструктуры; автомобильное транспортное средство – единица подвижного состава автомобильного транспорта, включающего автобусы, микроавтобусы, легковые и грузовые автомобили, автомобильные прицепы, полуприцепы к седельным тягачам, а также специализированные автомобили (предназначенные для перевозки определенных видов грузов) и специальные автомобили (предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных, работ); легковой автомобиль – автотранспортное средство, предназначенное для автомобильной перевозки пассажиров и багажа и имеющее не более восьми мест для сидения, исключая место водителя; техническая эксплуатация автотранспортных средств – комплекс мероприятий, технических воздействий (диагностирование, техническое обслуживание, ремонт), направленных на организацию и обеспечение безопасной эксплуатации автотранспортных средств. Под иными самоходными машинами следует понимать любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т.д.). Не относятся к числу транспортных средств в уголовно-правовом смысле мопеды, велосипеды с подвесными двигателями и другие транспортные средства с объемом двигателя менее 50 куб.см. и максимальной скоростью не более 50 км/час, а также прицепы и полуприцепы автомобилей, так как они не имеют своего двигателя и поэтому не могут быть отнесены к самоходным машинам. Причинение вреда здоровью человека или имущественного ущерба в случае нарушения правил дорожного движения при управлении мопедом, велосипедом или гужевым транспортом возможна ответственность по ст.300 УК «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта», ст.111 УК «Неосторожное причинение вреда здоровью» или ст.188 УК «Неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества». С объективной стороны преступление характеризуется тремя обязательными признаками: а) нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; б) наличием предусмотренных в законе вредных последствий; в) причинной связью между нарушением указанных правил и наступившими в результате этих нарушений вредными последствиями. Диспозиция ст.296 УК является бланкетной и отсылает к Закону РК “О транспорте” от 21 сентября 1994 г. (с посл. изм. и доп.), к Закону РК “О безопасности дорожного движения” от 15 июля 1996 г. (с посл. изм. и доп.), к Закону РК «Об автомобильном транспорте» от 4 июля 2003 г. (с посл. изм. и доп.), к Указу Президента РК «О транспортной стратегии Республики Казахстан до 2015 года» от 11 апреля 2006 г. При этом, основным нормативным актом, определяющим права и обязанности всех участников движения являются «Правила дорожного движения». Поэтому для привлечения лица, к уголовной ответственности по ст.296 УК, управляющего транспортным средством, в первую очередь следует установить факт нарушения им тех или иных пунктов названных «Правил», повлекшего наступление вредных последствий. В случае невиновного их причинения в действиях такого лица (водителя) отсутствует состав этого преступления. Согласно ст.1 Закона РК «О безопасности дорожного движения» от 15 июля 1996 г.: 1) дорожное движение – это совокупность общественных отношений, возникающих при перемещении людей и грузов по дорогам с использованием транспортных средств либо без них (пешеходы), а также в процессе регулирования условий этого перемещения; 2) безопасность дорожного движения – состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников и государства от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; 3) обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предотвращение возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении скорости, в несоблюдении очередности проезда перекрестков, в нарушении правил обгона, в нарушении правил при движении задним ходом, в выезде на левую сторону дороги и т.д. Нарушение правил движения транспортных средств возможно в процессе его движения, то есть с момента, когда транспортное средство тронулось с места и до полной его остановки. Нетрезвое состояние водителя – участника дорожно-транспортного происшествия не всегда свидетельствует о том, что виноват в случившемся водитель. За управление в нетрезвом состоянии транспортным средством наступает административная ответственность. Поэтому, в случаях нарушения «Правил дорожного движения» водителем, находящимся в нетрезвом состоянии необходимо установить факт нарушения им указанных Правил, что явилось причиной дорожно-транспортного происшествия и наступления последствий, предусмотренных ч.ч.1-3 ст.296 УК. Ст.296 УК предусматривает также ответственность за нарушение правил эксплуатации, которое может иметь место в случае управления технически неисправным транспортом, перевозки людей в автомашине, специально не предназначенной для этого, при несоблюдении требований к габаритам грузов и т.д. Важно отметить, что речь идет о тех нарушениях правил эксплуатации, которые находятся в тесной связи с обеспечением безопасности дорожного движения. Так, например, М. не зная о том, что машина Н. находится в технически неисправном состоянии, тормоза не работали, выехал на ней без разрешения и совершил столкновение с встречной машиной. В результате ДТП водитель встречной машины О. получил вред здоровью легкой степени тяжести, а сам М. – вред здоровью средней тяжести. Нарушения правил технической эксплуатации транспорта при производстве ремонтных, погрузочно-разгрузочных, уборочных и других работ, даже если они допущены во время движения автомашины, не могут квалифицироваться по ст.296 УК. В таких случаях действия виновного подлежат квалификации по статьям УК, предусматривающим ответственность за нарушения этих правил, а в соответствующих случаях - за преступления против личности, за уничтожение или повреждение чужого имущества. На практике имеют место случаи, когда лицо, управляющее транспортным средством, оставляет его, не приняв мер, исключающих самопроизвольное движение транспорта на уклоне. Это может привести к тому, что автомобиль, двигаясь самопроизвольно, например, совершит наезд на киоск, пешехода и т.д. Правила дорожного движения запрещают водителю покидать свое место или оставлять транспортное средство, если не приняты меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства. В таких случаях, водители данного транспорта понесут ответственность по ст.296 УК за нарушение правил эксплуатации транспортного средства. Действия водителя, виновного в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшем причинение потерпевшему вред здоровью средней тяжести или тяжкий вред и оставление его без помощи, подлежат квалификации по ст.296 и ч.1 ст.119 УК РК, когда потерпевший в результате причиненного ему вреда здоровью оказался заведомо для виновного в опасном для жизни состоянии. Поэтому, в случаях причинения указанного вреда здоровью, если они по обстоятельствам дела не создавали опасности для жизни потерпевшего, в действиях водителя отсутствует состав оставления в опасности. Причинная связь в дорожно-транспортных преступлениях должна устанавливаться в случаях, когда наступившие вредные последствия закономерно вытекают из допущенных лицом нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. В подобного рода случаях от правильного установления причинной связи зависит решение вопроса об ответственности виновных лиц. Следует учесть, что наступившие последствия нередко являются результатом взаимодействия целого ряда причин и условий. Ими могут быть не только противоправные действия водителей автомототранспортных средств, но и неправильное поведение других участников дорожного движения, неисправность транспорта, неблагоприятные погодные условия и т.д. В целях установления факта нарушения и его правильной оценки необходимо проведение автотехнической экспертизы. При отсутствии нарушений со стороны водителя его ответственность по ст.296 УК исключается. Место совершения дорожно-транспортного преступления (шоссе, проселочная дорога, двор, территория какого-либо предприятия, железнодорожный переезд и т.д.) не влияют на квалификацию и ответственность для виновного наступает в установленном порядке по ст.296 УК. При совершении этого преступления ответственность возможна лишь в случае наступления вредных последствий (в виде причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью), которые состоят в причинной связи с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Если потерпевшему причинен вред здоровью легкой степени, то наступает административная ответственность. При определении тяжкого вреда здоровью по неосторожности следует руководствоваться ч.1 ст.111 УК. Признаки средней тяжести и тяжкого вреда здоровью потерпевшего определяются согласно Приказа Министра здравоохранения РК “Правила организации и производства судебно-медицинской экспертизы” от 20 декабря 2004 г. № 875/1. В случае причинения при совершении данного преступления тяжкого вреда здоровью по неосторожности не требуется дополнительная квалификация по ч.1 ст.111 УК, поскольку содеянное полностью охватывается ч.1 ст.296 УК. В случае причинения материального ущерба (при отсутствии последствий, предусмотренных ст.296 УК) виновный понесет ответственность по ст.ст.187 или 188 УК РК (умышленное либо неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества). В постановлении Пленума Верховного Суда Каз.ССР «О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях» от 23 сентября 1983 г. в п.4 отмечено, что суды должны строго выполнять требование закона об индивидуализации наказания, не допускать послаблений в отношении виновных в грубом нарушении правил безопасности движения и эксплуатации автотранспортных средств, повлекшем тяжелые последствия. Нарушения правил безопасности движения и эксплуатации автомототранспорта, повлекшее смертельный исход, причинение вреда здоровью средней тяжести или тяжкий вред для потерпевшего, уничтожение или повреждение имущества, надлежит квалифицировать в зависимости от наступивших последствий по ч.ч.1, 2 или 3 ст.296 УК РК без дополнительной квалификации по статьям о преступлениях против жизни, здоровья и статьям об уничтожении или повреждении имущества. Если транспортное средство умышленно использовалось как средство совершения убийства, то такие преступные действия следует квалифицировать по соответствующей статье против личности (ст.96 УК) без дополнительной квалификации по ст.296 УК. Суд не вправе вменить виновному вместо предъявленного другое нарушение правил дорожного движения и эксплуатации автотранспорта, если это влечет изменение формулировки обвинения. В п.8 вышеназванного постановления Верховный Суд дает разъяснение о том, что в целях дальнейшего совершенствования деятельности по предупреждению транспортных преступлений судам надлежит принимать все предусмотренные законом меры для выяснения причин и условий, способствующих совершению этих преступлений, частными определениями реагировать на недостатки и упущения в работе должностных лиц автохозяйств, дорожного строительства, других предприятий и организаций, добиваться от них устранения этих недостатков. Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста, неосторожно совершившее нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее наступление указанных в законе вредных последствий. Для квалификации преступных действий виновного лица не имеет значения, являлся ли он работником транспорта либо водителем-непрофессионалом, равно как не имеет значения, имеется ли у него вообще водительское удостоверение либо он самовольно воспользовался чужим автомобилем, мотоциклом и т.д. Таким образом, согласно закона, им может быть лицо, управляющее автомобилем, троллейбусом, трамваем либо другим механическим транспортным средством. В судебно-следственной практике встречаются случаи ДТП, когда за рулем автомашины находятся водители-курсанты или инструкторы по вождению. В таких случаях ответственность должен нести инструктор, если он своевременно не принял мер к предотвращению аварии. В случае грубого нарушения Правил дорожного движения обучающимся водителем, при наступлении последствий, предусмотренных ч.ч.1-3 ст.296 УК, не исключена ответственность и обучающегося лица. Не могут быть субъектами ст.296 УК военнослужащие или военнообязанные лица во время прохождения учебных сборов. Такие лица отвечают по статье, предусматривающей ответственность за нарушение правил вождения или эксплуатации боевых, специальных или транспортных машин - ст.391 УК, так как посягают на установленный порядок несения воинской службы. С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной формой вины. Поскольку нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств обязательно предполагает наступление указанных в законе последствий, то психическое отношение водителя к самому нарушению этих правил нельзя рассматривать в качестве формы вины. Здесь вина субъекта в уголовно-правовом смысле определяется по его отношению к наступившим последствиям, поэтому следует признать, что преступление, предусмотренное ст.296 УК, совершается только с одной формой вины - неосторожной, которая проявляется в двух ее видах: в преступной самонадеянности и в преступной небрежности. При совершении деяния в виде преступной самонадеянности виновный предвидит возможность наступления общественно опасных последствий нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение. Этот расчет опирается, например, на опыт вождения, хорошее знание участка дороги и т.д. Например, при переезде водителя на красный свет, он предполагает, что аварии не произойдет, рассчитывает на опыт вождения автомобилем и т.д. При преступной небрежности виновный не предвидит возможность наступления вредных последствий своих действий (бездействия), хотя при должной внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия. Например, при езде задним ходом, водитель не посмотрел в зеркало и наехал на заправщика, который заполнял ему бензин в бак. А вот, если бы водитель посмотрел в зеркало заднего вида, то этого могло бы и не произойти. В случаях, когда транспортное средство умышленно применялось с целью убийства, причинения вреда здоровью потерпевшего либо уничтожения имущества, такие преступные действия следует квалифицировать по статьям УК о преступлениях против жизни, здоровья или по статьям УК об уничтожении или повреждении чужого имущества. Автотранспортные преступления должны рассматриваться как совершенные по неосторожности, поскольку субъективную сторону этих деяний определяет неосторожность лица к возможности наступления общественно опасных последствий при нарушении им правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств. Выяснение мотива и цели поведения лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного ст.296 УК, имеет существенное значение при назначении наказания, так как может учитываться либо как смягчающее, либо как отягчающее ответственность обстоятельство. Содержание квалифицирующих признаков, предусмотренных в частях 2 и 3 ст.296 УК, идентичны квалифицирующим признакам, предусмотренным в частях 2 и 3 ст.295 УК. Несколько деяний, предусмотренные разными частями ст.296 УК, совершенные одним и тем же лицом в разное время, подлежат квалификации по соответствующей части указанной статьи самостоятельно. Если при нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, лицом, управляющим транспортным средством, одновременно причинен тяжкий вред здоровью одному потерпевшему и смерть по неосторожности одному или нескольким лицам, то деяние в целом подлежит квалификации по соответствующей части ст.296 УК, предусматривающей наступление более тяжких последствий. При этом менее тяжкие последствия, причиненные этим же деянием, должны быть указаны при предъявлении обвинения и в приговоре суда.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление