1. Превышение власти или должностных полномочий, то есть совершение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. 2. То же деяние, совершенное должностным лицом, - наказывается штрафом в размере от трехсот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до семи месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет. 3. То же деяние, совершенное лицом, занимающим ответственную государственную должность, - наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до десяти месяцев либо лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового. 4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия либо совершенные: а) с применением насилия или угрозы его применения; б) с применением оружия или специальных средств; в) в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, - наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет. Превышение власти или должностных полномочий определено в УК как совершение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Объектом преступления является нормальная, регламентированная законом деятельность государственного аппарата и связанные с ней интересы государственной службы и государственного управления. Дополнительным объектом могут выступать жизнь, здоровье, честь и достоинство личности. Объективная сторона превышения власти или должностных полномочий заключается в действиях, явно выходящих за пределы предоставленных лицу по службе полномочий; последствиях в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, охраняемых законом интересов общества или государства; причинной связи между явным превышением виновным лицом пределов предоставленных ему полномочий и наступившими последствиями. Основанием признания деяния как превышения власти или должностных полномочий должен быть не момент его совершения, - служебное или неслужебное время, - а его связь с должностным положением лица. Не следует исключать уголовную ответственность лица за противоправные действия, совершаемые им вне службы, но благодаря его должностному положению, должностному авторитету, которым оно пользуется не как частное лицо, а именно как должностное. Преступление, предусмотренное ст. 308 УК РК законодатель определяет как превышение власти или должностных полномочий. То есть, в законе речь идет о двух видах преступного поведения, которые, на наш взгляд, следует разграничивать по субъекту преступления: превышение власти может совершить лицо, наделенное властными полномочиями, т.е. представитель власти; а любое другое лицо при совершении рассматриваемого преступления превышает должностные полномочия, которые предоставлены ему законами и подзаконными актами, определяющими круг его прав и обязанностей по должности. Права и полномочия лица, за пределы которых оно явно выходит, устанавливаются законами и подзаконными актами. Действия лица, явно превышающие его полномочия следует классифицировать следующим образом: 1) Совершение действий, входящих в компетенцию вышестоящего в порядке подчиненности лица того же ведомства. 2) Совершение действий, входящих в компетенцию лица данного ведомства, которому виновное лицо не подчинено. 3) Совершение действий, входящих в компетенцию лица другого ведомства. 4) Совершение действий входящих в компетенцию данного лица, но допустимых лишь при наличие указанных в законе или ином нормативном акте условий. 5) Совершение действий, входящих в компетенцию лица при наделении его специальными полномочиями, которые ему в данном случае не предоставлены. 6) Единоличное действий, входящих в компетенцию коллегиального органа. 7) Совершение лицом действий, которые не вправе совершать никакое должностное лицо. Другим обязательным признаком объективной стороны превышения власти или должностных полномочий является общественно опасное деяние, выразившееся в существенном нарушении прав и законных интересов граждан или организаций, охраняемых законом интересов общества или государства. Понятие «существенное нарушение» интересов общества, использованное в законе для обозначения общественно опасного последствия в составе анализируемого преступления, носит оценочный характер. Оценочный характер последствия не исключает необходимости его анализа в целях установления критериев, которые способствовали бы решению вопроса о наличии или отсутствии требуемого последствия в каждом конкретном случае. К понятию «существенное нарушение» можно использовать имеющую место в юридической литературе применительно к понятию «существенный вред» характеристику последствия с количественной и качественной сторон. Качественная сторона содержит констатацию факта нарушения названных в законе ценностей: прав и законных интересов граждан и организаций, законных интересов общества или государства. Количественная сторона выражена в определении «существенное» и состоит в оценке размера, степени нарушения этих ценностей. Обязательным признаком объективной стороны превышения власти или должностных полномочий является причинная связь между деянием и его последствием. Специфический характер причинной связи в составе превышения власти или должностных полномочий состоит в том, что причиной являются действия лиц, описанные в законе, следствием - существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых интересов общества или государства. В каждом случае, для констатации наличия причинной связи необходимо установить, что действие лица предшествовало существенному нарушению прав и законных интересов граждан или организаций, охраняемых интересов общества или государства во времени, являлось необходимым условием наступления предусмотренных последствий. Субъективная сторона превышения власти или должностных полномочий характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла (конкретизированного или неконкретизированного). Лицо сознает, что совершает действие, которое явно (т.е. очевидно, бесспорно) для него самого выходит за пределы предоставленных ему законом или иными нормативными актами полномочий, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства, желает наступления этих последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично. Превышение власти или должностных полномочий может быть совершено по любым мотивам и целям (месть, карьеризм, иные личные побуждения, корысть, ложно понимаемые интересы службы и т.д.), которые не имеют значения для квалификации, но учитываются при назначении наказания. Субъектом преступления по ч. 1 ст. 308 УК РК является лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций либо приравненное к нему лицо. Часть 2 ст. 308 УК РК предусматривает ответственность за совершение данного преступления должностным лицом, часть 3 – лицом, занимающим ответственную государственную должность. Особо квалифицированными видами превышения власти или должностных полномочий признаются деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей ст. 308 УК РК, повлекшие тяжкие последствия, а равно, если они совершены: а) с применением насилия или угрозы его применения; б) с применением оружия или специальных средств; в) в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций, либо нанесения вреда другим лицам или организациям (ч. 4 ст. 308 УК РК). Понятие «тяжкие последствия» рассмотрено при анализе злоупотребления должностными полномочиями. Превышение власти или должностных полномочий с применением насилия или с угрозой его применения (п. «а» ч. 4 ст. 308 УК РК) имеет место, когда действия виновного сопряжены с причинением потерпевшему легкого или средней тяжести вреда здоровью, ограничением его свободы, а также с угрозой применения физического насилия. В тех случаях, когда превышение должностных полномочий было сопряжено с убийством или умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений по п. «а» ч. 4 ст. 308 и ст. ст. 96 или 103 УК РК. Под применением оружия или специальных средств понимается незаконное фактическое использование огнестрельного или холодного оружия, а также специальных средств (резиновых палок, наручников, слезоточивого газа, водометов и т.д.) для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или вреда здоровью, а также для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная возможность (п. «б» ч. 4 ст. 308). Совершение данного преступления в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицом или организациям, представляет собой побуждения, связанные со стремлением получить имущественные выгоды без незаконного безвозмездного обращения средств в свою пользу либо пользу третьих лиц, о чем было сказано выше (п. «в» ч. 4 ст. 308). Превышение власти или должностных полномочий следует отграничить от злоупотребления должностными полномочиям. Разграничение проводится по объективной стороне - характеру деяния: в первом случае общественно опасное деяние выходит за пределы должностной компетенции, во втором - совершается в ее пределах.Это положение дополняется указанием на то, что злоупотребление должностными полномочиями может совершаться как путем действия, так и путем бездействия, тогда как превышение власти или должностных полномочий Ү только путем действия. С субъективной стороны конструктивным признаком злоупотребления должностными полномочиями является цель извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, при превышении власти или должностных полномочий такая цель является особо квалифицирующим признаком (п. «в» ч. 4 ст. 308 УК). Умышленный выход лица за пределы предоставленных ему полномочий свидетельствует о его повышенной общественной опасности, о более глубоком и осознанном пренебрежении к службе, к деятельности государственного аппарата, нежели злоупотребление должностными полномочиями, которое совершается в пределах компетенции лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом. Превышения власти или должностных полномочий отличается от преступления, предусмотренного ч.З ст. 145 УК РК, с той лишь разницей, что действия, выразившиеся в нарушении неприкосновенности жилища, являются специальной разновидностью деяния, предусмотренного ст. 308 УК. Правильное представление об объекте и субъекте превышения власти или должностных полномочий является достаточным основанием для разграничения этого состава преступления и превышения полномочий служащими частных охранных служб, предусмотренного ст. 230 УК «Превышение полномочий служащими частных охранных служб». Основное отличие сравниваемых преступлений заключается в объекте посягательства и субъекте этих преступлений. Объектом превышения полномочий служащими частных охранных служб выступает установленный порядок осуществления частной охранной деятельности. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 230 УК выступает руководитель или служащий частной охранной службы.
Статья 309. Присвоение полномочий должностного лица
Присвоение государственным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, - наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо привлечением к общественным работам на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.
Объектом преступления является нормальная деятельность аппарата управления (органов государственной службы и государственного управления). Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 309 УК РК, складывается из следующих двух признаков: 1) присвоение полномочий должностного лица; 2) совершение лицом, присвоившим полномочия должностного лица, каких-либо действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Присвоение полномочий должностного лица означает, что виновный путем обмана выдает себя за должностное лицо и осуществляет его полномочия. Обязательным условием наступления уголовной ответственности за присвоение полномочий должностного лица закон считает последствие в виде существенного нарушения подобными действиями субъекта прав и законных интересов граждан или организаций, которое находится в причинной связи с незаконными действиями государственного служащего, присвоившего себе полномочия должностного лица. Поэтому, само по себе присвоение полномочий должностного лица не связанное с причинением общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, не является преступлением. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что он самовольно присваивает себе полномочия должностного лица, что на этом основании он совершает действия, которые существенно нарушают права и законные интересы граждан или организаций, и желает этого. При совершении какого-либо преступления на основании самовольно присвоенных полномочий должностного лица содеянное квалифицируется по совокупности – по ст. 309 УК РК, как присвоение полномочий должностного лица, и по статье УК, предусматривающей ответственность за соответствующее преступление (например, мошенничество, квалифицируемое по ст. 177 УК РК). Субъектом рассматриваемого преступления может быть государственный служащий, не являющийся должностным лицом, т.е. не осуществляющий на законном основании постоянно, временно или по специальному полномочию функции представителя власти, или не выполняющий по тем же основаниям в государственных органах организационно-распорядительные или административно- хозяйственные функции. Если такие действия совершаются иными лицами, не являющимися государственными служащими, то они не могут нести ответственность по этой статье, но, в зависимости от обстоятельств дела, их действия могут быть квалифицированны по другим статьям УК, например, нарушение неприкосновенности жилища (ст. 145 УК), причинение вреда здоровью (ст. ст. 103-105 УК), вымогательство (ст. 181 УК) или мошенничество (ст. 177 УК) и т.п. Рассматриваемое преступление необходимо отграничивать от состава злоупотребления должностными полномочиями по следующим критериям: при совершении преступления, предусмотренного ст. 307 УК РК,- виновное лицо злоупотребляет действительными, законными полномочиями, используя их во вред интересам службы. Суть же преступления, о котором говорится в ст. 309 УК РК, состоит в присвоении виновным полномочий должностного лица, которыми он не обладает. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 307 УК РК выступает лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, либо приравненное к нему лицо, а субъектом преступления по ст. 309 УК РК – государственный служащий, не признанный в установленном законном порядке должностным лицом.
Статья 310. Незаконное участие в предпринимательской деятельности
1. Учреждение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, - наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев либо привлечением к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. 2. Те же деяния, совершенные должностным лицом, - наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет со штрафом в размере от трехсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. 3. Совершение должностными лицами действий, повлекших передачу полномочий по лицензированию негосударственным организациям, в том числе общественным объединениям, - наказывается штрафом в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Непосредственным объектом незаконного участия в предпринимательской деятельности следует признать урегулированные законом общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности. Дополнительным объектом следует признать общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления конкурентной предпринимательской деятельности. Объективная сторона заключается в учреждении лицом, уполномоченные на выполнение государственных функций, либо приравненным нему лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме. Учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность означает ее создание: заключение учредительного договора, утверждение устава, государственную регистрацию юридического лица. При этом, виновный может передавать создаваемой организации имущество, право на интеллектуальную собственность и тому подобное. Он может быть единственным учредителем или одним из соучредителей создаваемой организации. Учреждение организации предусмотрено нормами гражданского кодекса, согласно которым учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). В учредительных документах помимо иных сведений также определяются порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи своего имущества и участия в его деятельности, а также условия и порядок распределения между учредителями прибыли и убытков управления его деятельности и порядок выходя из его состава. Юридическое лицо (ст. 33 ГК РК) считается созданным с момента его государственной регистрации. Уголовная ответственность может наступать лишь в том случае, когда лица учреждают, либо участвуют в управлении теми организациями, которые согласно гражданского кодекса именуется коммерческими, преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и т. д.). Следовательно, учреждение или участие в управлении некоммерческой организацией (потребительский кооператив, общественные организации, фонды), не влечет уголовную ответственность по ст. 310 УК РК как незаконное участие в предпринимательской деятельности. В таких случаях речь может идти о дисциплинарной ответственности при условии получения от этих организаций каких-либо вознаграждений (подарков, денег, ссуд, услуг отдыха, и другое). Участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо означает участие лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций либо, приравненных к ним лиц, а также должностного лица в коллегиальном органе управления организации, в качестве его руководителя или его члена (совет директоров управления и т. п.). Само по себе учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, а также участие в управлении ею хотя и запрещены для лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, либо приравненных к ним лиц, но ненаказуемы в уголовном порядке. Уголовная ответственность наступает только в том случае, когда лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, либо приравненное к ним лицо, либо должностное лицо злоупотребляют своими служебными полномочиями, пре - доставляют (либо добиваются предоставления) созданной или руководимой им организации различных льгот и преимуществ, либо оказывает ей покровительство в иной форме и тем самым ставит эту организацию в привилегированное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. Льготы и преимущества могут выражаться в предоставлении налоговых льгот, льготного государственного кредита, в беспрепятственной выдаче лицензии, в первоначальном выделении товаров, сырья или материалов, в сдаче в аренду зданий или земельных участков, оформлении документации вне очереди, освобождении от различных проверок и ревизий, воспрепятствовании действий конкурентов и тому подобное. Понятие «льготы» подробно регламентируется налоговым и гражданским законодательством. Льготы, - это, прежде всего социальная мера, в этом проявляется их общественная ценность. Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее полнее удовлетворить свои интересы, выражающиеся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей. Правовую льготу не следует отождествлять с таким внешне похожим на нее феноменом, как привилегия. Их объединяет то, что оба средства — исключение из общих правил, позволяющее улучшать положение субъектов. Вместе с тем, следует отметить, что если льгота — правомерное облегчение, то привилегия — отрицательное отклонение, не установленное в законе, зачастую неправомерное, признанное улучшать положение одних лиц за счет других. Льгота в словарях определяется как преимущественное право, облегчение, предоставляемые кому-нибудь как исключение из общих правил; как предоставление кому-нибудь преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение их выполнения. Под льготами понимаются льготы в налогообложении, приобретении имущества, сырья либо иных предметов или товаров для осуществления предпринимательской деятельности, в аренде помещений или производственных площадей. Под преимуществом понимаются преимущества в сбыте готовой продукции, либо оказание услуг в получении подрядов, преимущества в конкурсе, приоритетном финансировании и т. д. Многочисленные словари определяют понятие «преимущества» как выгода, превосходство, наличие исключительного права, привилегии в сравнении с кем- либо, чем-нибудь другим. На мой взгляд, льготы и преимущества являются синонимами и одновременное указание их в диспозиции ст. 310 УК РК является ошибкой. Более того, это влияет на квалификацию преступления, а в целом на показатели незаконного участия в предпринимательской деятельности. Считаю целесообразным исключить термин «льготы» из диспозиции ст. 310 УК РК, сохранив термин «преимущества», наиболее полно отвечающий смыслу и содержанию анализируемого преступления. Под покровительством в иной форме следует понимать такие действия лица в связи с его служебным положением, которые направлены на создание благоприятных условий для деятельности данной организации (например, недопущение различными путями контролирующих органов, предупреждение о возможных проверках, защита интересов перед другими государственными органами и т. д.). Законодателем не установлен и не ограничен перечень форм, в которых может выражаться покровительство, однако, как нам представляется, к покровительству можно отнести следующие формы: 1) лоббирование интересов определенных коммерческих структур (когда чиновник зачинает «бурю», начинает агитировать за принятия решения в пользу определенной организации, при этом отрицая свою личную заинтересованность); 2) явно неоправданная волокита при принятии решения в отношении других коммерческих организаций, в это же время - своевременное и безусловное пролонгирование лицензий или разрешений для организации, которой оказывается покровительство; 3) оказание услуг, предоставление льгот и преимуществ или иного покровительства предприятию, в котором учредителями или руководителями являются родственники и или иные доверенные лица в «зоне» полномочий данного лица; 4) предоставление льготной арендной платы, необоснованных отсрочек по арендной плате, целенаправленное давление на конкурентов путем организации внеплановых проверок контролирующих органов и т. п. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ч. 1 ст. 10 ГК РК). Предпринимательской деятельностью могут заниматься граждане (физические лица) без образования юридического лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации). Организовать предпринимательскую деятельность, либо участвовать в управлении ею лицо может лишь благодаря занимаемому служебному положению, злоупотребляя им в своих интересах. Для участия в управлении организацией, занимающейся предпринимательской деятельностью, не обязательно занимать какую-либо из руководящих должностей в организации, а достаточно быть одним из ее учредителей (акционером) и иметь определенную долю в уставном капитале. Так как высшим органом управления в товариществе с ограниченной ответственностью является общее собрание ее участников (учредителей) (ст.79 ГК РК), высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание ее акционеров (ст. 92 ГК РК). Подобный порядок участия в управлении имеется в уставах организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Согласно закону Республики Казахстан «О государственной службе» от 23 июля 1999 г. (с изм. и доп.), государственные служащие не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, в том числе участвовать в управлении коммерческой организацией, независимо от ее организационно-правовой формы, если непосредственное участие в управлении коммерческой организацией не входит в его должностные обязанности в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Такие же запреты содержатся и в ряде специальных законов: «О судебной системе и статусе судей» Республики Казахстан 2000 г.; «Об органах внутренних дел» Республики Казахстан» 1995 г.; «Об органах национальной безопасности» Республики Казахстан» 1995 г. и др. Согласно п. 1 ст. 10 Закона РК «О борьбе с коррупцией» от 2 июля 1998 г. (с изм. и доп.), должностным лицам, лицам, уполномоченным на выҒполнение государственных функций и приравненных к ним (за исключением депутатов маслихата, осуществляющих свою деятельность на постоянной или освобожденной основе...), запрещается заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью. Кроме того, указанным лицам запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, самостоятельно участвовать в управлении хозяйствующим субъектом, если управление или участие в управлении хозяйствующим субъектом не входит в его должностные обязанности в соответствии с законодательством, содействовать удовлетворению материальных интересов организаций или физических лиц путем неправомерного использования своих служебных полномочий с целью получения материальных благ. Таким образом, в законах содержится запрет на участие лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций либо приравненных к ним лиц и должностных лиц, работающих в государственных органах и органах местного самоуправления, на участие в любой предпринимательской деятельности, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности. Преступление следует считать оконченным с момента совершенных действий, указанных в диспозиции ст. 310 УК РК, независимо от того, использовались ли лицом предоставленные льготы, преимущества или покровительство. В части 3 ст. 310 УК установлена ответственность за совершение должностным лицом действий, повлекших передачу полномочий по лицензированию негосударственным организациям, в том числе общественным объединениям. С объективной стороны преступление может быть совершено только путем активных действий. Под действием лиц, повлекших передачу полномочий полицензированию следует понимать такие действия, в результате совершения которых должностные лица передают свои полномочия, предоставленные им законом, либо подзаконными актами по лицензированию негосударственным организациям либо общественным объединениям. Преступление считается оконченным с момента передачи полномочий по лицензированию негосударственным организациям, либо общественным объединениям независимо от того, воспользовались ли они предоставленными полномочиями по лицензированию или нет. Незаконное участие в предпринимательской деятельности следует отличать от злоупотребления должностными полномочиями (ст. 307 УК РК). Незаконное участие в предпринимательской деятельности отличается от злоупотребления служебными полномочиями тем, что оно, во-первых, совершается только путем активных действий, во-вторых, не требует наступления вредных последствий. С субъективной стороны, незаконное участие в предпринимательской деятельности отличается от злоупотребления должностными полномочиями умышленной виной только в виде прямого умысла, т.е. лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, либо приравненное к нему лицо осознает общественно опасный характер совершенных действий, предусмотренных ст. 310 УК РК, и желает их совершения. В случаях, когда лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций либо приравненное к нему лицо или должностное лицо, наряду с незаконным участием в предпринимательской деятельности злоупотребляет, предоставляя льготы, своими служебными полномочиями, не связанными с учреждением организации, действия виновных следует квалифицировать по совокупности ст. ст. 310 и 307 УК РК. В тех случаях, когда злоупотребление служебными полномочиями вышеуказанных лиц связано с незаконным участием в предпринимательской деятельности, совершенное деяние следует квалифицировать только по ст. 310 УК РК.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление