Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 308. Превышение власти или должностных полномочий 4 страница




Глава XIV. Преступления против порядка управления

Статья 317. Надругательство над Государственным флагом,
Государственным гербом или Государственным
гимном Республики Казахстан

Надругательство над Государственным флагом, Государственным гербом или Государственным гимном Республики Казахстан —
наказывается штрафом в размере от двухсот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до десяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Согласно статье 9 Конституции Республика Казахстан имеет государственные символы - Флаг, Герб и Гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливается Конституционным законом Республики Казахстан, «О государственных символах Республики Казахстан» от 24 января 1996 г.. Согласно ст. 3 Конституционного закона, граждане РК, а также лица, находящиеся на территории РК обязаны чтить Государственный флаг, герб и гимн РК.
Лица, виновные в надругательстве над Государственным флагом, гербом и гимном РК, несут ответственность в соответствии с законодательством РК, то есть по ст. 317 УК РК, которая устанавливает уголовную ответственность за надругательство над Государственным флагом, Государственным гербом или Государственным гимном РК.
Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является авторитет РК.
Предметом преступления является – Государственный флаг, государственный герб и Государственный гимн Республики Казахстан. Государственный герб – это официальный отличительный знак, эмблема государства, символизирующая его независимость и суверенитет. Герб Казахстана изображается в виде шанырака (верхней сводчатой части юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры) в обрамлении крыльев мифических коней. В нижней части герба расположена надпись «Казахстан».
Согласно ст. 4 и 5 Конституционного закона, флаг Казахстана представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в его центре солнца с лучами, под которым парящий орел. У древка изображена вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображения солнца, лучей, орла и орнамента – цвета золота. Отношение ширины флага к его длине 1:2.
Государственный гимн Республики Казахстан исполняется:
1. при открытии и закрытии сессий Парламента РК;
2. при открытии торжественных собраний и заседаний, посвященных национальному празднику РК и отмечаемым в РК праздничным дням;
3. в передачах казахского государственного телевидения и радиовещания – в новогоднюю ночь в 24.00 часа; в передачах казахского государственного телевидения – в начале программы в день национального праздника РК – 25 октября, в праздничные дни 1-2 января, 8 марта, 22 марта, 1 мая, 9 мая, 30 августа, 16 декабря, в передачах казахского государственного радиовещания – ежедневно в начале и при окончании республиканской программы:
4. при открытии памятников, монументов, обелисков и других сооружений в ознаменование важнейших исторических событий в жизни народа Республики Казахстан;
5. при поднятии Государственного флага Республики Казахстан во время церемоний, торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, а также общественными объединениями и иными организациями Республики Казахстан;
6. при встрече и проводах глав государств, парламентов и правительств иностранных государств, посещающих Республику Казахстан с официальным визитом, - после исполнения Государственного гимна соответствующего иностранного государства;
7. в высших, средних специальных учебных заведениях, средних общеобразовательных школах – при церемониях открытия нового учебного года и окончания учебного года, а также иных торжественных мероприятиях.
Нормативными правовыми актами Республики Казахстан могут устанавливаться иные случаи обязательного исполнения Государственного гимна Республики Казахстан.
Объективная сторона преступления выражается в надругательстве (осквернении) над Государственным флагом, гербом или гимном Республики Казахстан. Надругательство предполагает неуважительное отношение к государственной символике, олицетворяющей государственную власть, его суверенитет. Надругательство реализуется в активной форме поведения, свидетельствующей о проявлении явного неуважения к Государственному флагу, Государственному гербу или Государственному гимну, глумлению над ними.
Надругательство может выразиться в срывании герба или флага, прерывании звучания гимна, уничтожении или повреждении, выражающими явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, либо совершением непристойных действий, отличающихся исключительным цинизмом. В таких случаях содеянное должно квалифицироваться по совокупности ст. ст. 317 и 257 УК РК.
Преступление следует считать оконченным с момента совершения действий, выразившихся в надругательстве над Государственным флагом, Государственным гербом или Государственным гимном РК. Указанные действия должны носить публичный, демонстративный характер. Несмотря на то, что в Законе не указан признак публичности оскорбительных для государства названных действий, однако их сущность такой признак предполагает. В одних случаях сами действия совершаются в присутствии других людей (хотя бы одного человека), в других - сами действия не были публичными, но их результаты становятся известны другим людям.
Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Мотивы надругательства могут носить политический характер (принизить авторитет государства), хулиганские и иные низменные побуждения. Однако они не имеют значения для квалификации преступных действий виновного лица. Мотивы надругательства над Государственным флагом, гербом или гимном могут свидетельствовать о совершении виновным и других преступлений, например, призыва к насильственному свержению или изменению конституционного строя либо насильственному нарушению единства территории Республики Казахстан (ст. 170 УК РК). Ответственность, как и при хулиганстве (ст. 257 УК), в данном случае наступает по совокупности (ст. ст. 317 и 257 УК).
Субъект преступления общий – физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Статья 318. Посягательство на честь и достоинство
Президента Республики Казахстан и
воспрепятствование его деятельности

1. Публичное оскорбление или иное посягательство на честь и достоинство Президента Республики Казахстан —
наказывается штрафом в размере от двухсот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до семи месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до пяти месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. То же деяние, совершенное с использованием средства массовой информации, —
наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до десяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
3. Воздействие в какой бы то ни было форме на Президента Республики Казахстан или его близких родственников с целью воспрепятствовать исполнению им своих обязанностей —
наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Публичные выступления, содержащие критические высказывания о проводимой Президентом Республики Казахстан политике, не влекут уголовной ответственности по настоящей статье.

Президент Республики Казахстан есть символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 40 Конституции Республики Казахстан).
В пункте 5 ст. 1 гл. 1 Указа Президента Республики Казахстана «О Президенте Республики Казахстан» от 26 декабря 1995 г. указывается, что Президент Республики, его честь и достоинство неприкосновенны. Посягательство на честь и достоинство Президента Республики преследуется по закону.
Непосредственным объектом преступления является нормальная деятельность Президента Республики Казахстан по обеспечению согласованного функционирование всех ветвей власти.
Объективная сторона деяния выражается в публичном оскорблении или ином посягательстве на честь и достоинство Президента Республики Казахстан.
Под оскорблением понимаются действия виновного лица, которые выражаются в оскорблении не только личного, человеческого, профессионального, служебного, должностного достоинства Президента как представителя власти, но и как главы государства, его высшего должностного лица, определяющего основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющего Казахстан внутри страны и в международных отношениях.
Если оскорбительные действия или высказывания направлены на государственные органы, предприятия, организации в целом, а не конкретно на Президента, состава этого преступления не будет.
Оскорбление может выражаться и в физических действиях (например, в срывании пуговицы, плевке в лицо, пощечине, неприличных телодвижениях и так далее), которые унижают достоинство Президента. И хотя в законе эта форма оскорбления прямо не называется, на практике не следует категорически исключать ее из числа действий, образующих понятие оскорбления.
Обязательным признаком состава ст. 318 УК РК является публичность оскорбления, то есть в присутствии хотя бы одного человека.
Под иным посягательством на честь и достоинство Президента Республики Казахстан следует понимать любые действия виновного, например, вывешивание листовок с карикатурным изображением Президента или оскорбительные высказывания по телефону в присутствии другого лица.
Преступление считается оконченным с момента оскорбления.
С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. Виновный сознает, что публично посягает на честь и достоинство Президента Республики Казахстан и желает этого.
Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Часть 2 ст. 318 УК РК устанавливает уголовную ответственность за те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации. Под этим следует понимать публичные оскорбления Президента Казахстана по телевидению, радио, в периодической печати и так далее. Действия признаются унижающими честь и достоинство Президента Казахстана не только по убеждению самого потерпевшего, но и по убеждению общественности.
Часть 3 ст. 318 УК РК предусматривает уголовную ответственность за воздействие в какой бы то ни было форме на Президента Республики Казахстан или его близких родственников с целью воспрепятствования исполнению им своих обязанностей. Под воздействием следует понимать действия, выраженные в любой форме: в задержке вылета на официальную межгосударственную встречу, дезинформации Президента, угрозе Президенту или его близким родственникам и тому подобном. Действия могут выражаться как в словесной, так и в письменной форме.
Воспрепятствование может выражаться в попытке предотвратить, прекратить, видоизменить деятельность Президента в настоящем или предотвратить, не допустить исполнение им своих обязанностей в будущем. При этом воспрепятствование охватывается не только период рабочего времени Президента Казахстана, но и неслужебное время.
В примечании к ст. 318 УК говорится, что публичные выступления, содержащие критические высказывания о проводимой Президентом Республики Казахстан политике, не влекут уголовной ответственности по настоящей статье.

Статья 319. Посягательство на честь и достоинство депутата
и воспрепятствование его деятельности

1. Публичное оскорбление депутата Парламента Республики Казахстан при исполнении им депутатских обязанностей или в связи с их исполнением —
наказывается штрафом в размере от ста до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до пяти месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на тот же срок, либо арестом на срок до четырех месяцев.
2. То же деяние, совершенное с использованием средств массовой информации, —
наказывается штрафом в размере от трехсот до восьмисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до восьми месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
3. Воздействие в какой бы то ни было форме на депутата Парламента Республики Казахстан или его близких родственников с целью воспрепятствовать исполнению им своих обязанностей —
наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Примечание. Публичные выступления, содержащие критические высказывания о депутатской деятельности депутата Парламента, не влекут уголовной ответственности по настоящей статье.

Непосредственным объектом данного преступления является нормальная деятельность депутата Парламента Республики Казахстан по исполнению им депутатских обязанностей.
Согласно пункту 1 ст. 31 Указа Президента РК, имеющего силу закона, «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 16 октября 1995 г., воздействие в какой бы то ни было форме на депутата или его близких родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей влечет ответственность в соответствии с законом Республики Казахстан.
Объективная сторона анализируемого деяния выражается в публичном оскорблении депутата Парламента Республики Казахстан при исполнении им депутатских обязанностей или в связи с их исполнением.
Под оскорблением в рассматриваемой статье понимаются действия виновного лица, которые выражаются в оскорблении не только личного, человеческого, профессионального, служебного, должностного достоинства как представителя власти, но и как депутата Парламента. В то же время оскорбительные действия или высказывания, направленные на государственные органы, предприятие, организацию в целом, а не конкретно на депутата Парламента, не охватываются данным составом.
Обязательными признаками преступления являются публичность оскорбления, то есть в присутствии хотя бы одного человека, и нанесение оскорбления при исполнении им депутатских обязанностей или в связи с их исполнением.
Преступление считается оконченным с момента оскорбления. В тех случаях, когда оскорбление было совершено в отсутствие потерпевшего, — с момента сообщения ему другими лицами высказанных в его адрес оскорблений.
С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. Виновный сознает, что публично оскорбляет депутата Парламента РК, и желает этого.
Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Часть 2 ст. 319 УК РК устанавливает уголовную ответственность за те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации. Под этим следует понимать публичные оскорбления депутата Парламента по телевидению, радио, в периодической печати и так далее.
Часть 3 ст. 319 УК РК предусматривает уголовную ответственность за воздействие в какой бы то ни было форме на депутата Парламента Республики Казахстан или его близких родственников с целью воспрепятствования исполнению им своих обязанностей. Под воздействием следует понимать действия, выраженные в любой форме: в вывешивании плакатов с карикатурным изображением депутата Парламента или в угрозе по телефону и тому подобном. Действия могут выражаться как в словесной, так и в письменной форме.
Воспрепятствование может выражаться в попытке предотвратить, прекратить, видоизменить деятельность депутата Парламента в настоящем или предотвратить, не допустить исполнение им своих обязанностей в будущем. При этом воспрепятствованием охватывается не только период исполнения депутатских обязанностей, но и любое другое время.
Согласно примечания к ст. 319 УК публичные выступления, содержащие критические высказывания о депутатской деятельности депутата Парламента, не влекут уголовной ответственности по настоящей статье.

Статья 320. Оскорбление представителя власти

1. Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих служебных обязанностей или в связи с их исполнением —
наказывается штрафом в размере от ста до четырехсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до четырех месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев.
2. То же деяние, совершенное с использованием средств массовой информации, —
наказывается штрафом в размере от трехсот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до семи месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Примечания
1. Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо государственного органа, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
2. Публичные выступления, содержащие критические высказывания о служебной деятельности представителя власти, не влекут уголовной ответственности по настоящей статье.

В статье 3 Конституции Республики Казахстан говорится, что единственным источником государственной власти является народ, который делегирует осуществление своей власти государственным органам, выступающим от имени государства в пределах делегированных им полномочий, в лице их непосредственных исполнителей, именуемых «представитель власти».
Объектом преступления, предусмотренного ст. 320 УК РК, является нормальная управленческая деятельность представителей власти – порядок управления. В качестве дополнительного объекта, выступают честь и достоинство представителей власти.
Потерпевшим в законе назван представитель власти, под которым, согласно примечанию к ст. 320 УК РК, признается должностное лицо государственного органа, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
С объективной стороны указанные в ст. 320 преступные действия выражаются в публичном оскорблении представителя власти, выполняющего свои служебные обязанности или в связи с их исполнением.
Оскорбление представителя власти заключается в унизительном обхождении с ним, которые подрывают его авторитет. Из смысла ст. 130 УК (см. комментарий к ней) также следует, что оскорбление должно содержать отрицательное мнение о потерпевшем, которое выражается в неприличной форме. Сообщение даже правдивых позорящих фактов из жизни представителя власти, но в неприличной форме, на мой взгляд, будет достаточным основанием для признания в действиях лица признака преступления, предусмотренного ст. 320 УК.
Основным признаком оскорбления является сама форма обращения, которая в этих случаях унижает честь и достоинство данного лица. Не имеет значения, письменно или устно (словесно) были унижены честь и достоинство представителя власти.
Обязательным признаком преступления является – публичность оскорбления представителя власти.
Оскорбление судьи и других участников судебного разбирательства, следует рассматривать по ст. 342 УК (неуважение к суду).
Преступление считается оконченным с момента публичного оскорбления представителя власти при исполнении им своих служебных обязанностей или в связи с их исполнением. В тех случаях, когда оскорбление было совершено в отсутствие потерпевшего – с момента сообщения ему другими лицами высказанных в его адрес оскорблений. Любые последствия лежат за рамками данного преступления.
С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом, которым должны охватываться сам факт оскорбления именно представителя власти при исполнении им своих служебных обязанностей или в связи с его служебной деятельностью.
Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Термин «при исполнении» является признаком не столько объективной стороны, сколько субъективной. Он означает, что факт оскорбления связан во времени и пространстве с фактом исполнения представителем власти своих служебных обязанностей. С субъективной стороны следует доказать, что мотивом оскорбления послужила именно законная служебная деятельность. Оскорбление представителя власти по мотивам личных неприязненных отношений не образует состава рассматриваемого преступления. Выражение «в связи с исполнением обязанностей» означает, что мотив оскорбления связан с прошлой деятельностью представителя власти либо с его будущей деятельностью, по злобе на представителей власти вообще.
Часть 2 ст. 320 УК РК устанавливает уголовную ответственность за те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации. Под этим следует понимать публичные оскорбления представителя власти по телевидению, радио, в газетах и так далее.
В пункте 2 Примечания к данной статье указывается, что публичные выступления, содержащие критические высказывания о служебной деятельности представителя власти не влекут уголовной ответственности по настоящей статье.
Изучение судебной практики показывает, что оскорблениям представителей власти часто предшествуют хулиганские действия. Как правило, посягательство на честь и достоинство представителей власти является следствием вмешательства последних в пресечение хулиганства. Такие факты порождают сложности при квалификации совершенных действий. Оскорбление, представляющее одну из форм противодействия представителям власти, в отмеченных случаях, на мой взгляд, следует квалифицировать по п. «б» ч. 2 ст. 257 УК – как более тяжкое преступление – хулиганство. Если же был разрыв во времени между хулиганством и оскорблением, то на лицо реальная совокупность преступлений: ст. 320 и 257 УК.
Преступление, предусмотренное ст. 320 УК следует отличать от ст. 130 УК. Эти преступления во многом сходны, а ст. 130 и 320 УК соотносятся между собой как общая и специальная нормы. Данные преступления отличаются по основному объекту: если оскорбление (ст. 130) посягает на честь и достоинство личности, то оскорбление представителя власти (320) – на нормальную деятельность органов управления и дополнительным объектом является честь и достоинство личности.
По объективной стороне эти преступления различаются тем, что оскорбление представителя власти должно носить публичный характер, в то время как оскорбление (ст. 130 УК) не имеет такого обязательного признака.

Статья 321. Применение насилия в отношении представителя
власти

1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей —
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, —
наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Объектом рассматриваемого преступления является нормальная деятельность органов управления. Дополнительным объектом – здоровье и личная неприкосновенность представителей власти и их близких.
Объективная сторона преступления, характеризуется применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозой применения насилия.
Под насилием, не опасным для жизни и здоровья следует понимать нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль. Эта форма насилия не должна повлечь причинение кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности или иных более тяжких последствий. Под физическим насилием следует понимать и ограничение свободы: связывание, запирание представителя власти или его близких.
Под угрозой применения насилия понимаются высказывания или иные действия виновного, выражающие реальные намерения применить насилие в отношении представителя власти или его близких. Виновный при этом может угрожать убийством или причинением любого вреда здоровью, тяжкого вреда здоровью потерпевшего (ст. 112 УК). Для квалификации содеянного не имеет значения, намеревался виновный реализовать угрозу или нет. Любой вид угрозы применения насилия в отношении представителя власти или его близких охватывается ч.1 ст. 321 УК и не требует дополнительной квалификации по ст. 112 УК.
Угроза должна быть реальной, т.е. у потерпевшего должны возникнуть опасения подвергнуться немедленному или скорому насилию. По форме выражения угроза может быть устной, письменной, а также выраженной с помощью мимики, демонстрации оружия и иных опасных предметов. Не имеет значения, намеревался ли виновный реализовать высказанные угрозы немедленно или в будущем, либо вовсе не имел намерения применять насилие.
Следует отметить, что термин «в связи с исполнением должностных обязанностей», используемый в диспозиции ч.1 ст. 321 УК, шире понятия «при исполнении служебных обязанностей», о котором говорится в ст. 320 УК. Он охватывает как применение насилия по отношению к представителям власти во время исполнения ими своих должностных обязанностей, так и тогда, когда они эти обязанности не исполняют. Разрыв во времени между исполнением представителем власти своих должностных обязанностей и применением в отношении него или его близких физического или психического насилия в данном случае на квалификацию не влияют. Если насилие не было связано с исполнением лицом своих должностных обязанностей, то оно квалифицируется по соответствующим статьям о преступлениях против личности.
Преступление считается оконченным с момента применения физического и психического насилия в отношении представителя власти или его близких в связи и исполнением им своих должностных обязанностей.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный сознает, что он применяет насилие в отношении представителя власти (в связи с исполнением последним его должностных обязанностей) или его близких, и желает это сделать. Мотив преступления не имеет значения для квалификации.
Субъект преступления общий – физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
В части 2 ст. 321 УК РК предусмотрен квалифицирующий признак данного преступления – применение насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевших. Опасным для жизни и здоровья следует считать насилие, которое причинило здоровью реальный вред любой тяжести: легкий, средней тяжести или тяжкий (согласно приказа Министра здравоохранения РК № 875\1 «Об утверждении Правил организации и производства судебно-медицинской экспертизы» от 20.12.2004 г.), а также насилие, которое не причинило вреда здоровью, но по способу применения ставило жизнь и здоровье потерпевшего в реальную опасность. Причинение вреда охватывается ч. 2 ст. 321 УК РК и дополнительной квалификации по другим статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против личности, не требует. Дополнительная квалификация требуется в случае умышленного убийства.
Комментируемую статью следует отграничивать от состава преступления, предусмотренного ст. 341 УК «Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования». Различие состоит в объекте: объектом преступления предусмотренного ст. 321 УК является нормальная деятельность органов управления, а объектом преступления (ст. 341) нормальная деятельность органов правосудия. Различие состоит также в круге потерпевших и в характере осуществляемой ими деятельности. В рамках ст. 341 УК речь идет не просто о представителях власти, а о лицах, связанных с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (перечень дан в диспозиции данной статьи).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.