Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 308. Превышение власти или должностных полномочий 8 страница




Общественная опасность указанных в статье незаконных общественных объединений обусловлена характером и целью деятельности этих объединений.
Конституция РК (ч.3 ст. 5) запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой, а также создание непредусмотренных законодательством военизированных формирований.
В Республике Казахстан не допускается деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями (ч.4 ст. 5 Конституции РК).
В Законе РК «Об общественных объединениях» от 31 мая 1996 г. устанавливается, что запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности РК, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание непредусмотренных законодательством военизированных формирований.
Не допускается деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями.
Не допускается создание и деятельность общественных объединений, посягающих на здоровье и нравственные устои граждан, а также деятельность незарегистрированных общественных объединений.
В соответствии со ст. 5 Закона РК «О политических партиях» от 15 июля 2002 г. на территории РК не допускается деятельность политических партий других государств (п. 6).
Запрещается создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности РК, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни (п. 7).
Запрещается создание и деятельность военизированных политических партий, а также военизированных формирований при политических партиях (п. 9).
Объектом этого преступления является нормальная деятельность религиозных и общественных объединений.
В случаях воздействия на граждан насилием или причинением вреда их здоровью можно выделить еще и факультативный объект – здоровье, честь и достоинство потерпевших.
Объективная сторона данного преступления заключается в:
1) создании или руководстве: религиозным или общественным объединением, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний;
2) создании или руководстве партией на религиозной основе либо политической партией или профессиональным союзом, финансируемыми из запрещенных законами РК источников.
Преступление будет считаться оконченным уже в процессе организации указанных незаконных общественных объединений или при осуществлении руководства ими.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления выражается в умышленной форме вины в виде прямого умысла.
Субъектом преступления может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, создавшее или руководившее религиозным или общественным объединением либо политической партией.
Ответственность по ч. 2 ст. 337 УК РК наступает в случае создания общественного объединения, провозглашающего или на практике реализующего расовую, национальную, родовую, социальную, сословную или религиозную нетерпимость или исключительность, призывающего к насильственному ниспровержению конституционного строя, подрыву безопасности государства или посягательством на территориальную целостность Республики Казахстан, а также руководство таким объединением.
В случае активного участия в деятельности объединений, указанных в частях 1 или 2 ст. 337 УК РК, уголовная ответственность наступает по ч. 3 ст. 337 УК РК.

Статья 337-1. Организация деятельности общественного
или религиозного объединения, либо иной
организации после решения суда о запрете
их деятельности или ликвидации в связи с
осуществлением ими экстремизма

1. Организация деятельности общественного или иного религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма, -
наказывается штрафом в размере до трехсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Участие в деятельности общественного или религиозного объединения или иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма, -
наказывается штрафом в размере до двухсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до десяти месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Примечание. Лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Общественная опасность данного преступления заключается в осуществлении экстремизма общественными, религиозными или иными организациями, проявления которого создают угрозу основам государственности и национальной безопасности Республики.
Объектом рассматриваемого преступления является нормальная деятельность общественных, религиозных или иных объединений.
Факультативным объектом является нормальная деятельность органов правосудия по обеспечению исполнения приговора, решения или иного судебного акта.
Объективная сторона данного преступления заключается в организации деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Казахстан «Об общественных объединениях» общественными объединениями в Республике Казахстан признаются политические партии, профессиональные союзы и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству. Общественные объединения являются некоммерческими организациями.
Согласно ст. 7 Закона Республики Казахстан от 15 января 1992 года «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» религиозными объединениями в Республики Казахстан признаются местные религиозные объединения (общины), религиозные управления (центры), а также духовные учебные заведения и монастыри.
Местными религиозными объединениями (общинами) в Республике Казахстан являются добровольные формирования граждан, образованные в целях совместного удовлетворения религиозных интересов и потребностей.
Религиозные управления (центры) в соответствии со своими уставами (положениями) вправе основывать духовные учебные заведения, монастыри и иные религиозные объединения, действующие на основе своих уставов (положений).
Религиозные объединения в Республике Казахстан, имеющие руководящие центры вне пределов республики, могут руководствоваться их уставами (положениями), если при этом не нарушается законодательство Республики Казахстан и их уставы (положения) зарегистрированы Министерством юстиции Республики Казахстан.
Под организацией деятельности общественного, религиозного или иного объединения, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма необходимо понимать совокупность всех действий (в том числе руководство, финансирование, вербовку лиц), направленных на функционирование общественных, религиозных или иных объединений, признанных судом экстремистскими.
В соответствии со ст. 1 Закона РК «О противодействии экстремизму» от 18 февраля 2005 г. под экстремистскими действиями понимается непосредственная реализация действий в экстремистских целях, включая публичные призывы к совершению таких действий, пропаганду, агитацию и публичное демонстрирование символики экстремистских организаций.
Экстремизм — организация и (или) совершение:
1) физическим и (или) юридическим лицом, объединением физических и (или) юридических лиц действий от имени организаций, признанных в установленном порядке экстремистскими;
2) физическим и (или) юридическим лицом, объединением физических и (или) юридических лиц действий, преследующих следующие экстремистские цели:
3) насильственное изменение конституционного строя, нарушение суверенитета Республики Казахстан, целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости ее территории, подрыв национальной безопасности и обороноспособности государства, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, создание, руководство и участие в незаконном военизированном формировании, организация вооруженного мятежа и участие в нем, разжигание социальной, сословной розни (политический экстремизм);
4) разжигание расовой, национальной и родовой розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию (национальный экстремизм);
5) разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан (религиозный экстремизм).
Под экстремистской организацией следует понимать юридическое лицо, объединение физических и (или) юридических лиц, осуществляющие экстремизм и признанные судом экстремистскими.
Таким образом, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 337-1 УК РК необходимо наличие вступившего в законную силу решения суда о запрете деятельности или ликвидации общественного или религиозного объединения либо иной организации в связи с осуществлением ими экстремизма.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла.
Субъектом рассматриваемого состава преступления является вменяемое, физическое лицо, достигшее 16-го возраста. Необходимо отметить, что ч. 1 ст. 337-1 УК РК устанавливается уголовная ответственность организатора преступных действий.
В ч.2 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за участие в деятельности общественного или религиозного объединения или иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма. Причем закон не разделяет «участие» в деятельности экстремистских общественных или религиозных объединений или иных организаций по степени активности такого участия. Под таковым участием понимается непосредственное выполнение лицом действий, указанных в ч. 1 рассматриваемой статьи.
Мотивы участия в деятельности общественного или религиозного объединения или иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма (как и его организация), многообразны: идеологические, политические, разжигание расовой, национальной, родовой, социальной, сословной розни (политический экстремизм).
Для квалификации по ч. 2 ст. 337-1 УК РК, помимо общих признаков, субъект преступления должен обладать таким дополнительным признаком как участник деятельности общественного или религиозного объединения или иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма.
Преступление считается оконченным с момента начала преступных действий.
Согласно примечанию к ст. 337-1, лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Статья 338. Оказание содействия политическим партиям и
профессиональным союзам иностранных государств

Финансирование, предоставление помещения или имущества, а равно оказание иного содействия политическим партиям или профессиональным союзам других государств, если эти деяния повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —
наказываются штрафом в размере от трехсот до одной тысячи месячных расчетных показателей, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Учитывая, что политическая партия создается в целях представления интересов ее членов в представительных и исполнительных органах государственной власти, местного самоуправления и участия в их формировании общественная опасность данного преступления заключается в оказании содействия политическим партиям и профессиональным союзам иностранных государств, в результате чего возникает реальная угроза национальной безопасности государства.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Конституции РК в республике не допускается деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями.
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 15 июля 2002 г. «О политических партиях» на территории Республики Казахстан не допускается деятельность политических партий других государств.
Объектом рассматриваемого преступления является нормальная деятельность органов государственного управления, религиозных или общественных объединений, партий или профессиональных союзов.
Объективная сторона преступления выражается в финансировании, либо в предоставлении помещения или имущества, а равно в оказании иного содействия политическим партиям или профессиональным союзам других государств.
Обязательным условием наступления уголовной ответственности является то, что эти деяния повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых интересов общества или государства.
Преступление считается оконченным в момент наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых интересов общества или государства.
В случае если указанные последствия не наступили и причиненный вред был признан несущественным, то состав оказания содействия политическим партиям и профессиональным союзам иностранных государств в качестве преступления против порядка управления исключается.
При решении вопроса о том, является ли причиненное нарушение существенным необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т.п.
Существенным нарушением следует признавать нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина.
При оценке имущественного вреда, причиненного гражданину, в качестве существенного следует учитывать как стоимостное выражение имущественного ущерба, упущенной выгоды, так и материальное положение, значимость ущерба для потерпевшего.
Оценивая имущественный вред, причиненный юридическим лицам, в качестве существенного следует учитывать стоимостное выражение материального ущерба, его значение для функционирования предприятия, организации, материальные потери (упущенная выгода), связанные с нарушением функционирования юридического лица.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления выражается в умышленной форме вины в виде прямого или косвенного умысла. Лицо сознает, что своими действиями по финансированию, предоставлению помещений или имущества, а равно оказанию иного содействия политическим партиям или профессиональным союзам других государств нарушает права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества, или государства, желает или сознательно допускает их наступление.
Субъектом преступления может быть гражданин РК, иностранный гражданин и лицо без гражданства, достигшее 16-летнего возраста.

Глава XV. Преступления против правосудия
и порядка исполнения наказаний

Статья 339. Воспрепятствование осуществлению правосудия и
производству предварительного расследования

1. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия —
наказывается штрафом в размере от двухсот до трехсот минимальных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела —
наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, —
наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок или без такового.

В соответствии со ст. 77 Конституции РК судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции и закону. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны.
Независимость судей — конституционный принцип правосудия, означающий, что судьи разрешают уголовные и гражданские дела на основе закона в соответствии с их правосознанием, в условиях исключающих постороннее воздействие на них.
В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу конституционного закона, «О судах и статусе судей в Республике Казахстан» от 20 декабря 1995 г. № 2694 правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Суды осуществляют принадлежащую им власть от имени Республики, независимо от чьей-либо воли, в точном соответствии с Конституцией и законами Республики. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие на судью. Такие действия преследуются по закону. Z00
Общественная опасность вмешательства в деятельность суда, органов предварительного расследования и дознания состоит не только в том, что нарушается нормальное функционирование этих органов, но вместе с тем подрываются конституционные основы правосудия, следствия, страдает авторитет суда, следователя, дознавателя, а законность превращается в беззаконие.
Объектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 339 УК, является нормальная деятельность суда по осуществлению правосудия.
Непосредственным объектом вмешательства в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание (ч. 2 ст. 339 УК), является нормальная деятельность органов прокуратуры, следствия и дознания по осуществлению правосудия.
Объективную сторону преступления образует вмешательство в деятельность суда. Под вмешательством следует понимать любые формы воздействия на судью или присяжного заседателя с целью воспрепятствования осуществлению ими правосудия по конкретному делу. Оно может выражаться в различных формах: в даче прямого указания, в виде просьбы, шантажа, уговоров, обещаний оказать какие-либо услуги, покровительствовать и т.п. Вмешательство в деятельность суда, может быть осуществлено в устной форме (по телефону, при встрече), в письменной форме и т.п. Воздействие может быть оказано как в открытой, так и в скрытой форме. Например, на совещании – путем критики решения, которое собирается принять судья по конкретному делу или материалу. Оно может быть осуществлено путем обращения непосредственно к судье, присяжному заседателю либо их близким с просьбой оказать воздействие, направленное на то, чтобы суд принял решение по делу в пользу конкретной стороны судебного процесса.
Для признания в деянии наличия рассматриваемого состава преступления требуется установление того, что вмешательство в деятельность суда было неправомерным, т.е. когда лицо, оказывающее воздействие на решение вопроса в суде, не имело на это право.
Правомерным считается воздействие на работу суда в виде рекомендации по рассмотрению уголовных, гражданских или административных дел, а также в виде указаний, которые содержатся в постановлениях судебных коллегий, при рассмотрении дел в апелляционном порядке или в порядке надзора. Правомерными также можно признать, например, консультации, указания в устной или письменной форме, которые даются опытным судьей молодому судье, проходящему стажировку, при рассмотрении им конкретного дела или материалов, если они даны с целью избежать судебных ошибок. Исключается уголовная ответственность, когда суд дает указания по конкретным делам при возвращении уголовного дела на доследование либо когда прокурор или начальник следственного отдела либо отдела дознания дает указания, направленные на обеспечение полного, всестороннего и объективного расследования уголовного дела. Правомерными признаются ходатайства участников процесса, высказывания ими своего мнения во время прения сторон. Такое поведение имеет внешнее сходство с вмешательством в деятельность суда, но оно правомерно, поскольку предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством.
Вмешательство может выражаться в оказании влияния на судью, судей или присяжных заседателей при рассмотрении уголовных, гражданских или административных дел (в том числе по хозяйственным спорам, при рассмотрении иных материалов). Например, ходатайство или требование оправдать виновного или осудить невиновного, назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено законом, назначить наказание условно или применить отсрочку отбывания наказания, вынести решение в пользу истца или ответчика, возвратить дело на дополнительное расследование и т.п.
Способы незаконного воздействия могут быть также разными: путем уговоров, обмана, злоупотребления доверием, шантажа, угрозы разглашения сведений компрометирующего характера.
Воспрепятствованием осуществлению правосудия можно признать, например, отключение электроэнергии в помещении, где проходит судебный процесс, повреждение транспортного средства, которое необходимо для суда и участников процесса для осуществления процессуальной деятельности. Верховный Суд Республики расценивает как вмешательство в деятельность суда взятие на контроль дела, находящегося в производстве суда, государственными органами или их должностными лицами.
Состав рассматриваемого преступления охватывает вмешательство в деятельность суда как с целью смягчения, так и с целью ужесточения ответственности и наказания.
Вмешательство в деятельность суда предполагает противозаконное воздействие на лиц, осуществляющих правосудие. Таким лицом может быть судья, работающий в суде любого звена судебной системы нашей страны: районном, городском, областном или в Верховном Суде. После того, как в нашей стране будет функционировать суд присяжных, лицом, осуществляющим правосудие на стадии судебного разбирательства, будет признаваться присяжный заседатель. Противозаконное воздействие на иных работников суда (секретаря судебного заседания, консультанта, судебного исполнителя, судебного пристава) не образует состава данного преступления. Такое деяние, при наличии необходимых признаков, может квалифицироваться как преступление против порядка управления (ст.ст. 321, 327 УК) или как преступление против личности. Вмешательство в деятельность третейского суда не предусматривает ответственности по рассматриваемой норме, т.к. третейский суд не входит в судебную систему, которая составляет часть государственного аппарата страны.
К должностным лицам, в отношении которых может быть оказано противоправное воздействие в соответствии с частью второй ст. 339 УК, относятся прокурор, следователь, лицо, производящее дознание. Понятие «прокурора» охватывает не только прокуроров любого звена (района, города, области, Генерального прокурора Республики Казахстан), но и их заместителей, помощников, а также прокуроров отделов и управлений.
Под вмешательством в деятельность прокурора следует понимать в какой бы ни было форме неправомерное воздействие на него с просьбой или требованием выполнить действия противозаконного характера или воздержаться от совершения действий, которые прокурор по долгу службы обязан совершить. Ответственность по рассматриваемой уголовно-правовой норме наступает, если имело место вмешательство при осуществлении прокурором таких функций, которые способствуют осуществлению правосудия. Например, по надзору за производством дознания, предварительного следствия, за рассмотрением в суде гражданских, уголовных дел, административных материалов.
Вмешательство в деятельность прокурора по осуществлению общего надзора может содержать признаки объективной стороны рассматриваемого вида преступления в случаях, когда в результате общенадзорной прокурорской проверки выявляются факты совершения преступления или другие факты и события, которые должны стать предметом рассмотрения в суде. Вмешательством в деятельность прокурора можно признать, например, требование чиновника не брать под стражу лица, подозреваемого в совершении преступления, просьба при рассмотрении уголовного дела в суде не рекомендовать назначение подсудимому строгих мер наказания, воздержаться от принесения протеста и т.п.
Вмешательство в расследование уголовного дела возможно в виде оказания давления на прокурора, следователя или лицо, производящее дознание, при решении вопросов об избрании меры пресечения, о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации совершенного виновным преступления, об освобождении от уголовной ответственности, о прекращении уголовного дела или приостановлении производства по делу.
Вмешательство означает воздействие или оказание влияния на деятельность органов предварительного расследования. Вмешательство может быть и на законном основании. Например, вышестоящий начальник может вмешиваться в ход предварительного следствия или дознания, осуществляемого следователем или дознавателем, в связи с неправильным ходом предварительного расследования путем дачи письменных указаний (статьи 63, 66 УПК) с целью устранения недостатков. Поэтому ст. 339 УК предусматривает ответственность только за незаконное вмешательство.
Состав рассматриваемого преступления имеет место лишь в случаях вмешательства в работу суда, в деятельность следователя или лица, производящего дознание, по конкретному делу или материалу. Призывы или требования, например, со стороны прокурора, акима активнее бороться с преступностью, чаще брать под стражу виновных, строже наказывать преступников, которые носят общий характер и не касаются конкретных дел, не образуют состава рассматриваемого преступления.
Вмешательство в деятельность суда и органов, участвующих в осуществлении правосудия, считается оконченным в момент совершения указанных действий независимо от того, добился ли виновный своей цели или его попытка повлиять на осуществление правосудия оказалась неудачной. Наступление последствия в виде вынесения неправосудного приговора или незаконного освобождения лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности влечет квалификацию действий виновного как совокупность преступлений: по ст. 339 и статьям 345 или 350 УК.
Не будет содержать признаков данного преступления вмешательство в деятельность суда, прокурора, следователя или дознавателя при осуществлении правосудия или предварительного расследования путем применения психического насилия, т.к. угроза в отношении указанных лиц, а также применение физического насилия с целью воспрепятствования осуществлению правосудия влечет ответственность по ст. 341 УК.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется умыслом. Виновный сознает, что совершает общественно опасное деяние, препятствуя осуществлению правосудия.
В статье 339 УК в качестве обязательного признака указывается цель воспрепятствования осуществлению правосудия или всестороннему, полному, объективному расследованию дела. Поэтому при применении ст. 339 УК суду и правоохранительным органам следует устанавливать наличие именно этой цели, поскольку так предусмотрено законом. Если вмешательство имело место с иной целью, то ответственность по ст. 339 УК исключается. Например, когда осуществляется вмешательство с целью избежать судебных ошибок, не допускать нарушений законности.
Мотивы воспрепятствования осуществлению правосудия могут быть разные и на квалификацию они не влияют. Это преступление может совершаться по личным мотивам, по мотиву ложно понимаемых интересов службы, из корысти и т.п. Они могут повлиять только на наказание.
Субъектом данного преступления признается вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Часть 3 рассматриваемой статьи УК предусматривает ответственность за совершение указанного деяния лицом с использованием своего служебного положения. Данное преступление с использованием своего служебного положения может совершить как должностное лицо, так и иные служащие государственных органов, органов местного самоуправления или Вооруженных Сил Республики Казахстан. Субъектом преступления, предусмотренного частью третьей ст. 339 УК, чаще всего бывает лицо, от которого судья или принимающие решение по уголовному делу работники иных правоохранительных органов находятся в зависимом положении. Например, прокурор находится в зависимом положении от вышестоящего по должности прокурора. Следователи и дознаватели ОВД находятся в зависимом положении как от своих непосредственных начальников – начальников следственного отдела или отдела дознания, так и от руководителей ОВД – РОВД – ГУВД.
В случаях, когда вмешательство в деятельность суда, прокуратуры, следователя или лица, производящего дознание, сопровождалось убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений: по ст.ст. 339, 340, 341 или 187 УК.
В тех случаях, когда вышестоящее должностное лицо, наделенное полномочиями давать указания по конкретному уголовному делу, злоупотребляя своими служебными полномочиями, будучи заинтересованным в исходе дела, дает указания, противоречащие закону, его деяние также следует рассматривать как незаконное вмешательство в деятельность суда по осуществлению правосудия или в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание, по всестороннему, полному и объективному расследованию дела. Преступное поведение такого лица должно квалифицироваться по части третьей указанной статьи УК.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.