Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Части четвертой гражданского кодекса 1 страница




О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 202-ФЗ)

 

Статья 1

 

Комментарий к статье 1

 

1. Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон (СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5497)) детально регулирует вопросы, связанные со вступлением в силу части четвертой ГК РФ, состоящей из единственного раздела VII.

Кроме того, и это очень важно, Вводный закон внес многочисленные изменения и дополнения в предшествующие части ГК РФ, а также многие законодательные акты Российской Федерации, в связи с чем можно констатировать существенное изменение режима правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, услуг и предприятий.

2. В комментируемой статье предусмотрено введение в действие части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 г.

Большинство положений Вводного закона также введены в действие с 1 января 2008 г., за исключением некоторых его статей, которые вступают в силу в иные сроки (см. комментарий к ст. 36 Вводного закона).

 

Статья 2

 

Комментарий к статье 2

 

В соответствии с положениями комментируемой статьи признаны утратившими силу с 1 января 2008 г. 48 нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, а также более 10 пунктов и статей таких актов.

Наиболее значимые из них следующие: Гражданский кодекс РСФСР 1964 г., Патентный закон РФ 1992 г., Закон РФ 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", Закон РФ 1992 г. "О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных", Закон РФ 1992 г. "О правовой охране топологий интегральных микросхем", Закон РФ 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах", Закон РФ 1993 г. "О селекционных достижениях".

Таким образом, в комментируемом ГК РФ инкорпорированы по сути положения всех специальных Законов в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности, за исключением разве что положений Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283), который в результате внесенных в него изменений потерял, по сути, свою содержательную часть (см. комментарий к ст. 34 Вводного закона).

 

Статья 3

 

Комментарий к статье 3

 

В соответствии с положениями комментируемой статьи нормативные правовые акты бывшего СССР признаны не действующими с 1 января 2008 г. на территории Российской Федерации, в том числе Положение о фирме 1927 г., Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.

Следует особо указать, что Россия не правомочна признавать утратившими силу нормативные правовые акты бывшего СССР, поскольку они могут действовать на территории бывших республик Союза ССР.

 

Статья 4

 

Комментарий к статье 4

 

На территории Российской Федерации продолжают применяться законы и иные правовые акты России (например, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), а также акты законодательства Союза ССР, поскольку они не противоречат части четвертой ГК РФ и будут действовать впредь до введения в действие соответствующих законов.

Следует иметь в виду, что в советский период и в период до принятия части первой ГК РФ понятие гражданского законодательства трактовалось расширительно, т.е. в это понятие включались и подзаконные акты, например акты, утвержденные Советом Министров СССР.

В связи с вышеизложенным возникает вопрос о применении на территории России Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, утвержденного Советом Министров СССР 21 августа 1973 г. (СП СССР. 1973. N 19. Ст. 109), в части, касающейся открытий и рационализаторских предложениях, поскольку указанное Положение не признано не действующим на территории Российской Федерации согласно ст. 3 Вводного закона.

Следует полагать, что, поскольку открытия и рационализаторские предложения не вошли в закрытый перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, предусмотренный ст. 1225 ГК РФ (см. комментарий к указанной статье), правила об открытиях и рационализаторских предложениях, закрепленные в указанном Положении, не применяются на территории России.

Уместно отметить, что указанные правила относительно открытий и рационализаторских предложений, хотя и не применялись на практике в России, все же формально сохраняли свою юридическую силу вплоть до 2008 г.

В связи с тем экстраординарным обстоятельством, что на дату вступления в силу части четвертой ГК РФ не были приняты соответствующие Административные регламенты, подлежат применению подзаконные нормативные акты федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатента) вплоть до введения в действие указанных Административных регламентов.

 

Статья 5

 

Комментарий к статье 5

 

1. Комментируемая статья регламентирует действие части четвертой ГК РФ во времени.

По общему правилу часть четвертая ГК РФ применяется к правоотношениям (более корректно применение термина "отношения", как это сделано в ст. 4 ГК РФ), возникшим после введения ее в действие. Иными словами, как правило, положения части четвертой ГК РФ обратной силы не имеют.

В соответствии с общими нормами гражданского права действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Один из таких случаев, предусмотренный абзацем вторым комментируемой статьи, связан с частичным применением части четвертой ГК РФ к отношениям, возникшим до введения ее в действие. Этот случай относится к применению части четвертой ГК РФ к правам и обязанностям, возникшим после введения ее в действие.

Так, например, к возникшим до 1 января 2008 г. отношениям, связанным с признанием патента недействительным, должны применяться материальные нормы ранее действующего патентного законодательства; при этом должны использоваться новые процессуальные нормы, предусмотренные частью четвертой ГК РФ или подзаконными актами, принятыми на ее основе.

2. В абзаце третьем данной статьи предусмотрено, что права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, охраняющие на день введения в действие части четвертой ГК РФ, продолжают охраняться в соответствии с правилами части четвертой ГК РФ.

Сказанное означает, например, что в тех случаях, когда срок действия патента на полезную модель или промышленный образец еще не истек, патентообладатели могут пользоваться более длительными, по сравнению с ранее действовавшим патентным законодательством, сроками действия исключительного права на полезную модель или промышленный образец, установленными в ст. 1363 ГК РФ (см. комментарий к указанной статье), которые в настоящее время достигают (с предоставляемой возможностью продления соответственно на три и десять лет) 13 лет для полезной модели и 25 лет для промышленного образца.

3. В абзаце четвертом комментируемой статьи закреплено правило, согласно которому автор произведения или иной первоначальный правообладатель (имеется в виду юридическое лицо, признанное таковым в соответствии с советским авторским правом) определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения.

Комментируемая норма перекликается с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 8): если произведение было создано до 3 августа 1992 г., вопрос о том, кто является обладателем прав на него, следует решать в соответствии с нормами ГК РСФСР 1964 г. В случае, если произведение было создано после 3 августа 1992 г., но до 3 августа 1993 г., вопрос о том, кто является обладателем прав на произведение, следует устанавливать по нормам Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.

Нормы ГК РСФСР 1964 г. - это ст. 484 - 486, наделяющие организации, являющиеся юридическими лицами, первоначальным авторским правом на произведение (периодические и другие издания, т.е. научные сборники, энциклопедические словари, журналы или другие периодические издания; кинофильмы и телефильмы, радио- и телевизионные передачи).

При определении обладателя авторских прав в отношении периода времени до 1 октября 1964 г. (дата вступления в силу ГК РСФСР 1964 г.) следует применять законодательство СССР об авторском праве 1928 г., включая, в случае необходимости, ведомственные нормативные правовые акты.

 

Статья 6

 

Комментарий к статье 6

 

В соответствии с правилами комментируемой статьи сроки охраны прав, предусмотренные ст. 1281 ("Срок действия исключительного права на произведение"), ст. 1318 ("Срок действия исключительного права на исполнение, переход этого права по наследству и переход исполнения в общественное достояние"), ст. 1327 ("Срок действия исключительного права на фонограмму, переход этого права правопреемникам и переход фонограммы в общественное достояние"), ст. 1331 ("Срок действия исключительного права на сообщение радио- или телепередачи, переход этого права к правопреемникам и переход сообщения радио- или телепередачи в общественное достояние") ГК РФ, применяются в случаях, когда 50-летний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 г.

Кроме того, авторское право юридических лиц, возникшее до даты вступления в силу Закона РФ об авторском праве и смежных правах (т.е. до 3 августа 1993 г.), прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародованного произведения, а если оно не было обнародовано - со дня его создания. При этом к соответствующим правоотношениям по аналогии применяются правила части четвертой ГК РФ, а для целей их применения такие юридические лица считаются авторами произведений.

 

Статья 7

 

Комментарий к статье 7

 

По общему правилу, сформулированному в ст. 4 ГК РФ, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Один из таких случаев, предусмотренный в комментируемой статье, связан с частичным применением норм части четвертой Кодекса к отношениям, возникшим до введения ее в действие. Этот случай относится к применению норм части четвертой Кодекса о порядке заключения и форме договоров, а также об их государственной регистрации к договорам, предложения заключить которые направлены до 1 января 2008 г. и которые заключены после 1 января 2008 г.

Иными словами, если отношения между сторонами возникли до введения в действие части четвертой ГК РФ (направление оферты контрагенту как стадия заключения договора), то к такому договору, заключенному после введения в действие части четвертой ГК РФ, применяются новые требования относительно порядка заключения, формы договора, государственной регистрации (если таковая предписана).

Следует также иметь в виду, что моментом заключения договоров, в отношении которых требуется государственная регистрация, считается момент их государственной регистрации.

 

Статья 8

 

Комментарий к статье 8

 

Эффект обратной силы закона закреплен в абзаце первом данной статьи, согласно которому обязательные для сторон договора нормы части четвертой ГК РФ об основаниях, о последствиях и порядке расторжения договоров применяются также к договорам, которые продолжают действовать после введения в действие части четвертой ГК РФ независимо от даты их заключения.

В абзаце втором комментируемой статьи предписано, что обязательные для сторон договора нормы части четвертой ГК РФ об ответственности за нарушение договорных обязательств применяются, если соответствующие нарушения были допущены после введения ее в действие, за исключением случаев, когда в договорах, заключенных до 1 января 2008 г., предусматривалась иная ответственность за такие нарушения.

 

Статья 9

 

Комментарий к статье 9

 

Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения науки, литературы и искусства, а также авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются в соответствии с правилами ст. 1228 ("Автор результата интеллектуальной деятельности"), ст. 1267 ("Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора"), ст. 1316 ("Охрана авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя") ГК РФ независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания, и такая охрана осуществляется в соответствии с упомянутыми выше статьями ГК РФ, если соответствующее посягательство совершено после введения в действие части четвертой ГК РФ.

 

Статья 10

 

Комментарий к статье 10

 

Комментируемая статья является воспроизведением (за исключением слов "за счет средств федерального бюджета") п. 2 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" (СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 2), что в принципе излишне для столь обширного по объему Вводного закона.

Правительством РФ принято Постановление от 2 декабря 2004 г. N 726 "О порядке распоряжения исключительным правом Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии" (СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4917).

В соответствии с указанным Постановлением принадлежащим Российской Федерации исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии (в основном это картографические произведения) распоряжаются от имени России в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся государственными заказчиками по государственным контрактам на разработку, изготовление и поставку геодезической, картографической и топографической продукции для федеральных государственных нужд.

Передача хозяйствующим субъектам принадлежащего России исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии осуществляется указанными органами на основании гражданско-правового договора в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, исключительное право Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии, входящие в состав Государственного картографо-геодезического фонда РФ, не подлежат приватизации в составе имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия.

 

Статья 11

 

Комментарий к статье 11

 

Положения комментируемой статьи, по сути, представляют собой воспроизведение пунктов 7 и 8 Постановления Верховного Совета РФ от 23 сентября 1992 г. N 3518-1 "О введении в действие Патентного закона Российской Федерации" (Ведомости СНД и ВС. 1992. N 42. Ст. 2320).

Так, в этой статье предусмотрена возможность преобразования авторских свидетельств СССР на изобретение, свидетельств СССР на промышленные образцы, а также патентов СССР на имя Государственного фонда изобретений СССР в патенты Российской Федерации. Такое право реализуется путем совместной подачи ходатайства заявителями и авторами при условии, если не истекли соответственно 20-летний срок с даты подачи заявки на изобретение и 15-летний срок с даты подачи заявки на промышленный образец по состоянию на 14 октября 1992 г., т.е. на момент введения в действие Патентного закона РФ.

По заявкам на изобретения и промышленные образцы, по которым были вынесены решения о выдаче патентов на имя Государственного фонда изобретения СССР, заявителям и авторам предоставляется льгота по уплате патентных пошлин, согласно которой они могут ходатайствовать о выдаче патента с отсрочкой уплаты патентных пошлин до начала получения доходов от использования изобретения или промышленного образца, но не более чем на пять лет.

Кроме того, любое лицо, правомерно начавшее до даты подачи ходатайства о выдаче российского патента на использование изобретения или промышленного образца, на которое была подана заявка на выдачу авторского свидетельства (свидетельства) или выдано авторское свидетельство (свидетельство), сохраняет право дальнейшего использования этого изобретения или промышленного образца без заключения лицензионного договора (по сути, это право преждепользования). При этом выплата авторского вознаграждения производится в порядке, установленном для выплаты вознаграждения за использование изобретений (промышленных образцов), охраняемых авторскими свидетельствами (свидетельствами).

Вполне очевидно, что указанные выше положения за давностью лет не имеют практического значения, поскольку нормы о преобразовании авторских свидетельств СССР на изобретения в патенты РФ потеряли свою актуальность (кто мог или считал необходимым, наверняка воспользовался этим правом), а в отношении свидетельств СССР на промышленные образцы такое преобразование неосуществимо (к 1 января 2008 г. истек 15-летний срок для подачи ходатайства о преобразовании).

 

Статья 12

 

Комментарий к статье 12

 

Комментируемая статья, по сути, воспроизводит абзац первый п. 6 вышеуказанного Постановления Верховного Совета РФ от 23 сентября 1992 г. N 3518-1 "О введении в действие Патентного закона Российской Федерации": положения п. 1, 3 и 5 ст. 32 ("Вознаграждение автору изобретения, не являющемуся патентообладателем"), ст. 33 ("Ответственность за несвоевременную выплату вознаграждения") и ст. 34 ("Вознаграждение лицам, содействовавшим созданию и использованию изобретения") Закона СССР от 31 мая 1991 г. N 2213-1 "Об изобретениях в СССР", п. 3 ст. 21 ("Государственное стимулирование использования промышленных образцов"), п. 1 и 3 ст. 22 ("Вознаграждение за использование промышленного образца автору, не являющемуся патентообладателем") и ст. 23 ("Ответственность за несвоевременную выплату вознаграждения") Закона СССР от 10 июля 1991 г. N 2328-1 "О промышленных образцах" о льготах и материальном стимулировании применяются на территории Российской Федерации до принятия законодательных актов Российской Федерации о развитии изобретательства и художественно-конструкторского творчества.

Такое удивительное "долголетие" советских Законов, которые, кстати, в соответствии с Вводным законом не признаны утратившими силу на территории России, вызвано невыполнением в течение многих лет указанного выше абзаца первого п. 6 Постановления Верховного Совета РФ. Приходится только надеяться на более оперативное принятие законодательных актов Российской Федерации о развитии изобретательства и художественно-конструкторского творчества.

 

Статья 13

 

Комментарий к статье 13

 

1. В соответствии со ст. 36 Вводного закона комментируемая статья вступила в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 22 декабря 2006 г.

С тех пор данная статья лишилась своей части второй в результате принятия Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 202-ФЗ (СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 3999).

2. По здравому размышлению, законодателю следовало бы исключить не часть вторую, а часть первую комментируемой статьи ввиду явного ошибочного ее содержания.

Часть первая комментируемой статьи, по сути, представляет собой п. 4 Постановления Верховного Совета РФ от 23 сентября 1992 г. N 3521-1 "О введении в действие Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (Ведомости СНД и ВС. 1992. N 42. Ст. 2323).

Согласно комментируемой статье произведенная ранее в бывшем СССР регистрация товарных знаков и знаков обслуживания продолжает действовать на территории Российской Федерации. Действие этой регистрации может быть прекращено на территории России в случае нарушения предусмотренных действующим на дату подачи заявки законодательством условий регистрации в порядке, установленном ст. 1513 ГК РФ ("Порядок оспаривания и признания недействительным предоставления правовой охраны товарного знака"), а также в случаях и в порядке, которые установлены п. 1 ст. 1514 ГК РФ ("Прекращение правовой охраны товарного знака").

Механический перенос положений из постановлений Верховного Совета РФ, которые были необходимы в период после принятия в 1992 г. Закона РФ о товарных знаках, в настоящее время лишен смысла. Дело в том, что действие на территории России произведенной ранее в бывшем СССР регистрации товарного знака не могло длиться до бесконечности, поскольку это входило в противоречие с концептуальным положением права на товарный знак о необходимости периодической перерегистрации товарного знака (или продления срока действия регистрации товарного знака), как правило, через каждые десять лет. Так, согласно ст. 17 Закона СССР "О товарных знаках и знаках обслуживания" и ст. 16 Закона РФ о товарных знаках срок действия регистрации товарного знака мог быть продлен по заявлению владельца, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет. По сути, аналогичная норма закреплена и в п. 2 ст. 1491 части четвертой ГК РФ: срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права, а продление этого срока возможно неограниченное число раз.

Таким образом, по прошествии более 14 лет с даты введения в действие Закона РФ о товарных знаках и до даты вступления в силу комментируемой нормы не может сохраниться действие, произведенное ранее в бывшем СССР, регистрации товарных знаков и знаков обслуживания. Более того, буквальное толкование комментируемой нормы может стать причиной многочисленных судебных споров.

3. Бывшая часть 2 комментируемой статьи была попыткой введения своеобразного эквивалента одновременно и права преждепользования, и права послепользования (в зависимости от конкретных обстоятельств дела) в сфере товарных знаков: лицо, которое до даты приоритета позднее зарегистрированного знака производило продукцию под обозначением, тождественным такому товарному знаку, сохраняет право на дальнейшее использование этого обозначения на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии для производства однородных товаров при условии, что такое использование осуществлялось в соответствии с действовавшим законодательством и началось до 17 октября 1992 г., т.е. до вступления в силу Закона РФ о товарных знаках.

Надо признать, что указанная попытка являлась более плодотворной, поскольку она связана с урегулированием коллизии интересов, возникшей вследствие обвального перехода к рыночным отношениям, которая не преодолена и поныне. К сожалению, до сих пор не создан эффективный механизм распределения прав на известные в СССР обозначения, используемые различными предприятиями какой-либо отрасли в отношении однородной продукции.

Такая ситуация сложилась исторически вследствие чрезмерного вмешательства социалистического государства в хозяйственные отношения предприятий, в том числе в сфере использования товарных знаков. Так, несмотря на п. 27 Положения о товарных знаках от 8 января 1974 г. об исключительном праве предприятий, организаций или объединений на использование зарегистрированных товарных знаков и о запрете такого использования без разрешения (лицензии) владельца товарного знака, на практике указанный пункт об исключительном праве на зарегистрированный товарный знак игнорировался, поскольку министерства и ведомства своими волевыми решениями предоставляли права на использование указанных товарных знаков другим предприятиям, организациям или объединениям той или иной отрасли народного хозяйства. В результате указанной практики к началу 90-х гг. прошлого века в СССР многие предприятия выпускали одноименную продукцию, маркированную одним и тем же товарным знаком, что постепенно привело к превращению таких товарных знаков в видовые наименования товаров (либо наметилась тенденция к такому превращению).

Переход к рыночным отношениям послужил толчком к многочисленным спорам, как в административном, так и в судебном порядке, непрекращающимся и поныне, в отношении указанной категории товарных знаков, поскольку присвоение товарных знаков в результате их регистрации по российскому праву одними организациями входит в противоречие с естественным желанием других организаций продолжить изготовление продукции, которая длительное время выпускалась под спорным товарным знаком. Ситуацию осложнили также противоречивые приказы Госпатента СССР (1991 г.) и Роспатента (1994 г.), которыми сначала аннулировалась регистрация некоторых товарных знаков, а затем действие такой регистрации восстанавливалось (например, 12 товарных знаков в отношении алкогольных напитков) <1>.

--------------------------------

<1> Однако эпопея с противоречивыми приказами Роспатента, при участии Арбитражного суда г. Москвы и Генеральной прокуратуры РФ, продолжалась еще достаточно долго. Точку в этой эпопее поставило Постановление Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 494 "О товарных знаках на алкогольную и спиртосодержащую продукцию", согласно которому от имени Российской Федерации права пользования и распоряжения (без права уступки) товарными знаками на алкогольную и спиртосодержащую продукцию согласно приложению (17 наименований) осуществляет федеральное казенное предприятия "Союзплодоимпорт".

 

Вполне очевидно, что отмененную норму можно и нужно было сохранить, внеся в нее существенное уточнение, согласно которому право на дальнейшее использование обозначения действует только при условии использования такого обозначения на территории России.

Такое уточнение было необходимо в целях исключения несанкционированного ввоза с территорий сопредельных (бывших республик Союза ССР) продукции, маркированной такими обозначениями, однако законодатель не воспользовался благоприятной возможностью для сохранения баланса между интересами всех российских производителей.

 

Статья 14

 

Комментарий к статье 14

 

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (т.е. хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия), должны выступать в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

И хотя законодатель отошел от системы регистрации собственно фирменных наименований, которая была предусмотрена в ст. 54 ГК РФ в ранее действовавшей редакции, формальные требования к самому фирменному наименованию претерпели незначительные изменения.

Поэтому комментируемая статья обязывает юридические лица, фирменные наименования которых не соответствуют правилам параграфа 1 главы 76 ГК РФ ("Право на фирменное наименование"), приводить их в соответствие с этими правилами не в течение какого-то конкретного срока, а при наступлении определенного события - при первом после 1 января 2008 г. изменении учредительных документов юридического лица.

Такие изменения могут быть связаны, например, с реорганизацией юридического лица, с инициативным изменением фирменного наименования по решению высшего органа юридического лица, со сменой адреса или состава акционеров.

Следует также иметь в виду норму п. 5 ст. 1473 ГК РФ ("Фирменное наименование"), согласно которой, если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям п. 3 или 4 данной статьи, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.

Следовательно, у государства имеется инструмент, позволяющий в случае необходимости скорректировать любое фирменное наименование, не прибегая к дорогостоящей процедуре массовой перерегистрации юридических лиц, поскольку конечные сроки перерегистрации не установлены.

 

Статья 15

 

Комментарий к статье 15

 

1. В комментируемой статье предусмотрены изменения и дополнения в ст. 7 и 10 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности".

2. По тексту ст. 7 указанного Закона, в том числе и ее названия, в соответствующих случаях слова "наименование кредитной организации" дополнены словом "фирменное".

Кроме того, данная статья дополнена двумя нормами.

Во-первых, указано, что фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипции языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.