Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельности и средства индивидуализации 11 страница




6. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает, что порядок государственной регистрации указанных объектов авторского права, формы и содержание выдаваемых в результате государственной регистрации свидетельств, а также перечень сведений, публикуемых в официальном бюллетене федерального органа по интеллектуальной собственности, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. До принятия этого акта сохраняет силу ведомственный нормативный правовой акт, указанный в абз. 2 п. 4 комментария к данной статье.

7. Пункт 5 настоящей статьи предусматривает, что если программа для ЭВМ или база данных зарегистрированы, то регистрироваться должны также и договоры об отчуждении исключительного права на такой зарегистрированный объект, а также иные случаи перехода (не на основе договора) этого исключительного права к другому лицу. Сведения об изменении правообладателя исключительного права вносятся в соответствующий реестр, а в указанном официальном бюллетене осуществляется соответствующая публикация.

Кто и как будет определять порядок такой регистрации, остается не совсем ясным. Можно полагать, что на этот случай будут распространены нормы, содержащиеся в п. 4 комментируемой статьи, хотя такое толкование является спорным.

Не ясен также и вопрос, в течение какого срока должна быть осуществлена регистрация перехода исключительного права к другому лицу. Если исходить из нормы, содержащейся в п. 1 комментируемой статьи, то следует считать, что такая регистрация может быть осуществлена "в течение срока действия исключительного права".

Хотя в ГК РФ указывается, что переход исключительного права (в том числе по договору) "подлежит" государственной регистрации, не ясны последствия отсутствия такой регистрации. Необходимо отметить, что содержащаяся в п. 2 ст. 1234 ГК РФ норма, в соответствии с которой несоблюдение требования о государственной регистрации договора влечет его недействительность, относится лишь к случаям, указанным в п. 2 ст. 1232 ГК РФ, и не распространяется на случаи, указанные в комментируемой статье, в том числе на те, которые указаны в п. 5 этой же статьи. Поэтому следует сделать вывод, что такой (незарегистрированный) переход исключительного права является действительным.

Пункт 5 комментируемой статьи не предусматривает государственной регистрации лицензионных договоров, касающихся зарегистрированных программ для ЭВМ и баз данных.

8. В пункте 6 данной статьи раскрывается правовое значение регистрации, о которой говорится в данной статье: сведения, внесенные в реестр, являются достоверными (т.е. доказательствами prima facie), поскольку не доказано иное.

Таким образом, произведенная регистрация подтверждает, что на определенную дату заявитель сделал заявление о том, что он владеет исключительным авторским правом на объект, представленный им на регистрацию (на задепонированный материал). При этом "ответственность за достоверность предоставленных для государственной регистрации сведений (а точнее - за достоверность зарегистрированных сведений) несет заявитель".

Это означает, что никакие требования и претензии к федеральному органу по интеллектуальной собственности не могут быть предъявлены. Все споры подлежат рассмотрению в суде, и лишь судебное решение может обязать федеральный орган по интеллектуальной собственности внести какие-либо изменения в соответствующие реестры, в частности исключить из них запись о произведенной государственной регистрации.

 

Статья 1263. Аудиовизуальное произведение

 

Комментарий к статье 1263

 

1. В пункте 1 комментируемой статьи содержится определение аудиовизуального произведения. Впервые этот термин в отечественном законодательстве появился 3 августа 1992 г., когда на территории России стали применяться Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., где термин "аудиовизуальное произведение" был употреблен в ст. 134. Гражданский кодекс РФ воспринял основные нормы, касающиеся правового регулирования аудиовизуальных произведений, содержавшиеся в ст. 4 и 13 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах".

2. Тремя основными видами произведений, входящих в понятие "аудиовизуальные произведения", являются кинофильмы, телефильмы и телепрограммы.

Аудиовизуальное произведение состоит из серии связанных между собой изображений, которые при просмотре с помощью соответствующих технических устройств создают иллюзию движения.

Основное предназначение аудиовизуального произведения - зрительное восприятие. Но в настоящее время подавляющее большинство аудиовизуальных произведений сопровождаются звуком, имеют звуковое сопровождение. Отсюда и название: аудио (воспринимаемые на слух) и визуальные (т.е. воспринимаемые зрительно) произведения.

Аудиовизуальные произведения не являются составными (сборными) произведениями. Это единые произведения, хотя и сложные, вобравшие в себя большое число первоначальных произведений.

Использование отдельных произведений для создания аудиовизуального произведения не является их механическим сложением. Более того, такое использование не является переделкой, переработкой отдельных произведений. Поэтому нельзя говорить, что при использовании аудиовизуального произведения в нем сохраняются и используются отдельные вошедшие в него произведения.

Использование отдельных произведений для создания аудиовизуального произведения, строго говоря, выходит за рамки, указанные в ст. 1270 ГК РФ.

Отдельные произведения, вошедшие в аудиовизуальные произведения, как существовавшие ранее, так и созданные в процессе создания аудиовизуального произведения (сценарий, музыка, результаты работы режиссера-постановщика, оператора и т.д.), "поглощаются" аудиовизуальным произведением, "растворяются" в нем. Аудиовизуальное произведение - это новое, единое и самостоятельное произведение; это "сплав", "сгусток", вобравший в себя ранее существовавшие произведения.

3. В пункте 2 комментируемой статьи названы лица, которые считаются авторами аудиовизуального произведения. Это режиссер-постановщик (именуемый также "режиссер"), автор сценария (сценарист) и композитор, создавший музыкальное произведение специально для этого аудиовизуального произведения (композитор оригинальной музыки).

Они считаются соавторами аудиовизуального произведения (ст. 1258 ГК РФ). Если сценарист не принимает участия в работе по созданию аудиовизуального произведения, он становится соавтором в силу закона. В процессе создания аудиовизуального произведения результаты творческого труда (произведения) вносят различные лица: как те три лица, которые указаны в п. 2 комментируемой статьи, так и иные лица - оператор-постановщик, художник-постановщик, лица, занимающиеся монтажом, авторы "вставных" песен. Сценарий часто основывается на литературном произведении (романе, повести), в этом случае творческий труд автора этого литературного произведения также входит в состав аудиовизуального произведения.

Но авторами аудиовизуального произведения в целом признаются только три лица, указанные в п. 2 комментируемой статьи. Объясняется это тем, что именно эти три лица внесли наибольшие вклады в создание аудиовизуального произведения.

Поэтому очевидно, что указанные три лица не "являются авторами аудиовизуального произведения", как об этом сказано в ГК РФ, а признаются (считаются) авторами аудиовизуального произведения. Иными словами, здесь есть доля условности.

4. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет за композитором - автором музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, право на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения.

Это право распространяется как на автора оригинальной музыки, так и на автора известной музыки, использованной в аудиовизуальном произведении.

Указанное право не является исключительным, это лишь право на получение вознаграждения. Оно может реализовываться посредством организаций по управлению правами на коллективной основе (ст. 1242 - 1244 ГК РФ), в том числе посредством одной такой организации, получившей государственную аккредитацию (подп. 2 п. 1 ст. 1244 ГК РФ).

В комментируемой норме установлено, что автор музыкального произведения в указанных случаях "сохраняет" право на вознаграждение. Это свидетельствует о том, что данная норма является исключительной, а потому, как и любая исключительная норма, должна толковаться ограничительно. Это, в частности, означает, что данная норма не может применяться при других случаях использования аудиовизуального произведения, а именно при воспроизведении, распространении, импорте, прокате экземпляров, при доведении произведения до всеобщего сведения (подп. 1, 2, 4, 5 и 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Более того, эта норма не должна применяться и в том случае, если показ аудиовизуального произведения осуществляется без сопровождения звука, как упоминается в подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ.

5. Пункт 4 комментируемой статьи посвящен правам изготовителя аудиовизуального произведения.

При этом абз. 1 этого пункта относится к имущественным, а абз. 2 - к личным неимущественным правам изготовителя.

Абзац 1 п. 4 содержит определение изготовителя аудиовизуального произведения: это лицо, организовавшее создание такого произведения.

Дается и второе название такого лица - продюсер. Толковые словари определяют продюсера как доверенное лицо кинокомпании, осуществляющее идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма (Большой энциклопедический словарь, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая российская энциклопедия, 1998).

Однако для гражданского права доверенное лицо - это представитель, не являющийся самостоятельным субъектом гражданского права (ст. 182 ГК РФ).

Между тем, как вытекает из содержания ст. 1240 ГК РФ, лицо, организовавшее создание сложного произведения (т.е. в данном случае - изготовитель, продюсер), самостоятельно приобретает исключительные авторские права, а потому является самостоятельным субъектом гражданского права.

Поэтому следует считать, что в данном случае изготовителем (продюсером) выступает само представляемое лицо, т.е. юридическое или физическое лицо, которое само организует и финансирует создание аудиовизуального произведения.

Объем прав изготовителя (продюсера) на созданное аудиовизуальное произведение определяется положениями ст. 1240 ГК РФ, к которой содержится отсылка к абз. 1 п. 4 комментируемой статьи.

Изготовитель (продюсер) заключает договоры с авторами и иными правообладателями результатов интеллектуальной деятельности о включении этих результатов в аудиовизуальное произведение. При этом если речь идет о специально созданном или создаваемом для включения в аудиовизуальное произведение результате (произведении), то предполагается (презюмируется), что заключаемый договор является договором об отчуждении исключительного права, а не лицензионным договором.

Но даже в тех случаях, когда такой договор либо договор о включении в состав аудиовизуального произведения тех произведений, которые не были специально для этого созданы, является лицензионным договором, такой лицензионный договор не может содержать условий, ограничивающих право использования аудиовизуального произведения; кроме того, предполагается, что такой договор заключается на весь срок действия передаваемых прав и в отношении территории всех стран, где они получают охрану (см. также п. 1 и 2 ст. 1240 ГК РФ и комментарий к ним).

6. Абзац 2 п. 4 комментируемой статьи посвящен личным неимущественным правам изготовителя (продюсера).

Поскольку права изготовителя не являются первоначальными авторскими правами, изготовитель не имеет права авторства.

Однако изготовитель приобретает право на имя. Это не то право на имя, которое указано в ст. 1265 ГК РФ, это - иное право.

Объем прав изготовителя на имя прямо указан в абз. 2 п. 4: при любом использовании аудиовизуального произведения изготовитель вправе указывать свое имя или наименование, а если аудиовизуальное произведение используется другим лицом - требовать от этого лица такого указания.

Отметим, что в данной норме ГК РФ говорится об "имени или наименовании" изготовителя (продюсера). Это значит, что им может быть как физическое, так и юридическое лицо.

7. Во второй фразе абз. 2 п. 4 комментируемой статьи содержится отдельная, самостоятельная норма, устанавливающая, что лицо, имя или наименование которого указано на экземпляре аудиовизуального произведения "обычным образом" (т.е., вероятно, в титрах или в конце произведения), считается изготовителем аудиовизуального произведения при отсутствии доказательств иного.

8. Пункт 5 данной статьи относится ко всем авторам тех произведений, которые вошли составной частью в аудиовизуальное произведение. Как прямо указано, к числу этих авторов относятся: автор произведения, положенного в основу сценария; оператор-постановщик; художник-постановщик. Поскольку указывается, что данная норма относится к "каждому" такому автору, очевидно, что данная норма распространяется и на тех авторов, которые перечислены в п. 2 комментируемой статьи.

Основная норма, содержащаяся в п. 5, предусматривает, что после того, как то или иное определенное произведение вошло составной частью в аудиовизуальное произведение, автор этого определенного произведения "сохраняет" исключительное право на свое произведение.

Это означает, что само по себе включение определенного произведения в аудиовизуальное произведение не приводит к прекращению исключительного права на любое произведение, вошедшее составной частью в аудиовизуальное произведение.

Но это только общая норма - из нее есть исключения, которые общим образом указаны в конце п. 5.

Прежде чем переходить к рассмотрению этих исключений, отметим, что указанная выше общая норма применяется как к тем отдельным произведениям, которые были созданы независимо от создания аудиовизуального произведения, так и к тем отдельным произведениям, которые были специально созданы для включения в состав аудиовизуального произведения.

Вместе с тем среди этих последних произведений имеется группа произведений, которые создаются (возникают в объективной форме) только в процессе создания аудиовизуального произведения, только вместе с аудиовизуальным произведением. К числу этих произведений относятся результаты творческого труда режиссера-постановщика, оператора-постановщика и, по-видимому, художника-постановщика. Эти произведения существуют только в составе аудиовизуального произведения, и потому у их авторов не может возникать никакого отдельного исключительного права на эти произведения. Попытка сконструировать исключительные права на идеи, использованные режиссером-постановщиком, оператором-постановщиком (и художником-постановщиком), наталкивается на норму, содержащуюся в п. 5 ст. 1259 ГК РФ, в соответствии с которой на идеи авторское право не распространяется.

Таким образом, ГК РФ допускает неточность, говоря о сохранении исключительного права за авторами таких произведений.

9. Из общей нормы, содержащейся в п. 5 комментируемой статьи, устанавливающей, что автор определенного произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, сохраняет исключительное право на свое произведение, имеются следующие исключения:

1) в отношении использования этих отдельных произведений в составе этого аудиовизуального произведения - исключительное право перешло к изготовителю на основании норм, содержащихся в ст. 1240 ГК РФ (см. также п. 6 комментария к данной статье);

2) в отношении использования этих отдельных произведений не в составе этого аудиовизуального произведения - исключительное право могло перейти к изготовителю или к другому лицу на основании договора об отчуждении исключительного права (ст. 1234 ГК РФ), лицензионного договора (ст. 1235 ГК РФ) или без договора (ст. 1241 ГК РФ).

При этом нормы, содержащиеся в п. 1 и 2 ст. 1240 ГК РФ, не применяются.

Таким образом, если между изготовителем (продюсером) и автором определенного произведения заключен (или считается заключенным - абз. 1 п. 1 ст. 1240 ГК РФ) договор об отчуждении исключительного права, то к изготовителю переходят все права на это определенное произведение, в том числе исключительное право на его использование не в составе аудиовизуального произведения.

Если же между изготовителем (продюсером) и автором определенного произведения заключен лицензионный договор, этот договор может особо предусматривать предоставление изготовителю права использования этого определенного произведения не в составе аудиовизуального произведения, а также условия такого использования.

10. Нормы, содержащиеся в ст. 1263 ГК РФ, не применяются к аудиовизуальным произведениям, созданным за пределами России (см. п. 3 ст. 1256 и комментарий к нему).

11. В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент воздания произведения.

Исходя из этой нормы, авторы и первоначальные правообладатели:

1) аудиовизуальных произведений, созданных в России в период с 3 августа 1993 г. по 31 декабря 2007 г., определяются на основе Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (ст. 13 и др.);

2) аудиовизуальных произведений, созданных в России в период с 3 августа 1992 г. по 2 августа 1993 г., - на основе Закона СССР от 31 мая 1991 г. "Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик" (ст. 134 и др.);

3) кинофильмов и телефильмов, созданных на территории СССР (России) в период с 1 октября 1964 г. по 2 августа 1992 г., - на основе гражданских кодексов союзных республик бывшего СССР (в частности, ГК РСФСР - ст. 484, 486);

4) кинофильмов, созданных в СССР в 1928 - 1964 гг., - на основе законодательства об авторском праве 1928 г.

(См. также: Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Экзамен, 2005. С. 93 - 106.)

 

Статья 1264. Проекты официальных документов, символов и знаков

 

Комментарий к статье 1264

 

1. Комментируемая статья посвящена проектам официальных документов, символов и знаков. Эта статья неразрывно связана с нормой, содержащейся в п. 6 ст. 1259 ГК РФ, в соответствии с которой не являются объектами авторского права официальные документы, а также государственные и муниципальные символы и знаки.

Замена ранее примененного для символов и знаков определения "государственный (муниципальный)" на "официальный" никакого правового значения не имеет: речь идет об одних и тех же объектах. Эта замена лишь подтверждает, что данные термины используются как синонимы.

2. В пункте 6 ст. 1259 ГК РФ речь идет об объектах, которые уже признаны официальными, утверждены как официальные. А комментируемая статья посвящена тем же объектам, которые еще не признаны в качестве официальных, но, вероятно, будут ими признаны в дальнейшем.

Нет никаких оснований сомневаться в том, что если такой объект, который еще не признан официальным, отвечает требованиям, предъявляемым к объектам авторского права, то он автоматически охраняется авторским правом как произведение науки, литературы или искусства, несмотря на то что автор назвал его проектом официального документа, символа или знака. При этом необходимо подчеркнуть, что никогда не бывает наверняка известно, что данный проект станет официальным объектом.

Когда такой проект становится официальным (закон подписан, судебное решение оглашено, орден утвержден в качестве официального), то все авторские права на такой объект - как имущественные, так и личные - прекращаются, "погашаются".

Но такое прекращение авторских прав, конечно, может иметь место только с согласия автора.

Само это прекращение авторских прав, осуществляемое при наличии согласия автора, по мнению многих специалистов, противоречит неким "принципам", в частности принципу, состоящему в том, что автор якобы не может отказаться от своих личных прав, прежде всего от права авторства: в п. 1 ст. 1265 ГК РФ торжественно провозглашается, что отказ от права авторства и от права на имя ничтожен.

Запрет такого отказа вполне обоснован, поскольку такой отказ обычно связан с появлением "лжеавтора": отказ действительного автора приводит к присвоению авторства другим лицом.

Однако в данном случае никакого присвоения авторства не происходит, а потому нормы, содержащиеся в ст. 1264 ГК РФ, вполне обоснованны и имеют право на существование.

3. В пункте 1 комментируемой статьи предусматривается, что лицо, создавшее проект официального документа, официального символа или знака, имеет право авторства на этот проект и вправе обнародовать этот объект.

Обнародование такого проекта может быть, однако, запрещено государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией, если такой проект был разработан по заказу этого органа или организации. Из нормы, содержащейся в первой фразе абз. 2 п. 1 комментируемой статьи, вытекает, что если в договоре заказа, в соответствии с которым разработан проект официального документа или официального символа или знака, не содержится запрета на обнародование этого проекта, то разработчик вправе его обнародовать.

Следует, однако, учитывать, что к данному отношению применимы нормы ст. 1295 ГК РФ, касающиеся служебных произведений.

В отношении служебных произведений никакой презумпции права автора на обнародование служебного произведения не предусмотрено. Поэтому и в данном случае следует полагать, что должно применяться предположение о том, что обнародование проекта может быть произведено при наличии согласия со стороны государственного органа, органа местного самоуправления муниципального образования или международной организации. Таким образом, норма, содержащаяся в первой фразе абз. 2 п. 1, не совсем точна.

4. Пункт 2 комментируемой статьи исходит из того, что когда такой проект обнародован разработчиком либо направлен разработчиком в государственный орган, орган местного самоуправления или в международную организацию, то это означает, что разработчик проекта (автор) выразил согласие на то, чтобы этот проект был утвержден и превратился в официальный документ, официальный символ или знак.

Иными словами, разработчик (автор) выразил свое согласие на то, чтобы авторские права на этот объект прекратились, перестали существовать.

В этих условиях соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или международная организация имеют право осуществлять подготовку официального документа, разрабатывать официальный символ или знак и использовать этот проект по своему усмотрению без дальнейшего согласия разработчика (автора). Это использование может выражаться в опубликовании, воспроизведении, распространении экземпляров. При этом в проект могут вноситься изменения и дополнения - также без согласия автора.

Гражданский кодекс РФ не устанавливает обязанности выплачивать вознаграждения разработчику (автору) за такое использование проекта. После официального принятия проекта к рассмотрению государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией он может использоваться ими без указания имени разработчика (автора), хотя его авторство сохраняется.

Отметим, что для всех других лиц (кроме соответствующего государственного органа, органа местного самоуправления и международной организации) такой проект вплоть до его официального принятия остается охраняемым объектом авторского права.

5. В отношении любого произведения, как обнародованного, так и необнародованного, между автором произведения и государственным органом (органом местного самоуправления, международной организацией) может быть заключен договор, в соответствии с которым это произведение будет рассматриваться как проект официального документа, символа или знака либо сразу будет утверждено в качестве официального такого объекта.

 

Статья 1265. Право авторства и право автора на имя

 

Комментарий к статье 1265

 

1. Статьи 1265 - 1269 ГК РФ посвящены личным неимущественным правам авторов произведений. Эти права не имеют экономического содержания и тем отличаются от имущественных прав. Данное отличие личных неимущественных прав от имущественных сохраняет свое значение и в настоящее время, несмотря на введение положений о материальной компенсации за причинение морального вреда при нарушении личных прав (ст. 151 ГК РФ).

2. Право авторства - это право признаваться, считаться автором произведения. Оно не совпадает с правом на имя.

Право авторства является закреплением и правовым отражением фактической работы автора по созданию произведения.

Опираясь на право авторства, а не на иные принадлежащие ему правомочия, автор защищает свои права и интересы в случае прямого присвоения авторства другим лицом (плагиат - ч. 1 ст. 146 УК РФ) или если авторство приписывается другому лицу.

Право авторства может осуществлять только автор, только он может утверждать: "Я - автор произведения". После его смерти право авторства прекращается. О защите авторства после смерти автора см. ст. 1267 ГК РФ.

3. Право на имя есть право на выбор способа указания имени автора при использовании произведения. При этом имеется в виду использование, которое осуществляется как самим автором, так и иными лицами.

В пункте 1 комментируемой статьи указываются три возможных способа указания имени автора: указание подлинного имени (абз. 1 п. 1 ст. 19 ГК РФ); указание вымышленного имени (псевдонима); использование произведения без обозначения имени (анонимно).

Авторское право на имя не совпадает с общегражданским правом на имя, принадлежащим любому физическому лицу.

Способ указания имени автора определяется в лицензионном или ином договоре. Разумеется, указание псевдонима может осуществляться только с согласия автора. Псевдоним не должен вводить потребителей в заблуждение, он не должен совпадать с именем известного лица.

В деле Игорь Волгин против Игоря Волознева и др. (рассмотрено Замоскворецким районным судом г. Москвы; решение оставлено без изменения коллегией по гражданским делам Мосгорсуда) ответчик использовал псевдоним Игорь Волгин для своих детективных романов. Истец требовал запретить использование этого псевдонима, заявляя, что он совпадает с его подлинным именем и фамилией, которые широко известны; истец требовал также выплаты ему денежной компенсации. Суд вынес решение об отказе в иске, поскольку было установлено, что имя истца не является широко известным, тем более что на книгах ответчика помещалась его фотография, а также указывалось отчество ответчика, не совпадающее с отчеством истца.

Верховный Суд РФ указал, что только автор может разрешить использовать свое произведение без указания имени (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2000 г. // Бюллетень ВС РФ. 2001. N 7. С. 9). Вместе с тем следует учитывать сложившуюся практику: во многих случаях (например, при радиотрансляциях) указание имен всех авторов произведений практически невозможно. Кроме того, надо отличать случаи неуказания имени автора, не приводящие к присвоению авторства, от случаев неуказания имени, приводящих к присвоению авторства.

При отсутствии особого указания со стороны автора произведение обозначается либо фамилией, именем и отчеством автора, либо его фамилией и инициалами (инициалом). Требования автора об изменении этих условий являются законными.

Порядок проставления имен соавторов определяется соглашением соавторов, которое должно соблюдаться пользователями как одно из проявлений права на имя. При отсутствии такого соглашения имена соавторов указываются в алфавитном порядке.

Автор вправе в любое время раскрыть или снять свой псевдоним (аноним).

Автор может иметь несколько псевдонимов. Он может пользоваться псевдонимом лишь для некоторых своих произведений.

Если произведение используется под псевдонимом или без указания имени автора (анонимно), то лица, которым из заключенного автором договора стало известно подлинное имя автора (работники издательства, редакции журнала, телевещательной организации), не вправе раскрывать имя автора.

Однако не совершает никакого нарушения личных авторских прав ученый, который в результате своих исследований приходит к выводу, что автором определенного произведения является какое-то лицо, и публикует этот вывод.

4. В первой фразе п. 1 комментируемой статьи устанавливается, что право авторства и право на имя являются неотчуждаемыми и непередаваемыми другим лицам не только в том случае, когда автор предоставляет другим лицам право использования произведения по лицензионному договору, но и в том случае, когда автор отчуждает свои исключительные права.

Во второй фразе п. 1 указано, что отказ автора от права авторства и права на имя ничтожен. Из этой нормы, однако, имеется одно исключение, оно указано в ст. 1264 ГК РФ (см. также комментарий к этой статье).

5. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает право издателя произведения в определенном случае защищать права автора и обеспечивать их осуществление.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.