Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лиц, товаров, работ, услуг и предприятий 3 страница




Это случай добровольного прекращения исключительного права на фирменное наименование, например, по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, вызванного различного рода причинами.

При этом прекращение исключительного права на одно фирменное наименование сопровождается возникновением у юридического лица исключительного права на другое (измененное) фирменное наименование.

Происходит это в форме государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, по правилам главы VI Закона о государственной регистрации.

 

Статья 1476. Соотношение прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение и на товарный знак и знак обслуживания

 

Комментарий к статье 1476

 

1. Комментируемая статья посвящена вопросам соотношения права на фирменное наименование с правами на другие средства индивидуализации - правами на коммерческое обозначение, на товарный знак и на знак обслуживания.

Правоприменительная практика показывает, что наиболее часто случаются коллизии между правами на фирменное наименование и правами на товарный знак или знак обслуживания.

2. В абзаце первом п. 1 данной статьи указано, что фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения.

Коммерческое обозначение является сравнительно новым объектом исключительных прав. Его правовой режим обозначен в ст. 1538 - 1541 ГК РФ (см. комментарии к указанным статьям).

Для целей комментария п. 1 данной статьи целесообразно указать, что коммерческое обозначение, не подлежащее обязательному включению в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц, призвано индивидуализировать предприятие юридического лица в пределах определенной территории путем его указания, как правило, на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации. Его использование является факультативным. Исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу, но только вместе с предприятием, которое оно индивидуализирует.

Целесообразно напомнить, что фирменное наименование призвано индивидуализировать юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступающее в гражданском обороте. Это не только право, но и обязанность коммерческого юридического лица. Фирменное наименование определяется в учредительных документах юридического лица и включается в Единый государственный реестр юридических лиц. Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование не допускается.

В государствах с развитым правопорядком иное соотношение между фирменным наименованием и коммерческим обозначением. В этих государствах фирменное наименование индивидуализирует предприятие, принадлежащее юридическому лицу. Оно может быть передано другому лицу, но только вместе с предприятием, которое оно индивидуализирует. Коммерческое обозначение играет вспомогательную роль, оно призвано индивидуализировать внешнее проявление деятельности предприятия (например, вывеска торгового заведения), поэтому оно имеет локальную (или региональную известность) и не нуждается в регистрации.

В абзаце первом п. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что фирменное наименование или его отдельные элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения.

Сказанное означает, что полное фирменное наименование, включающее его основную часть (указание на организационно-правовую форму) и специальную (отличительную) часть, необходимую для отличия одного юридического лица от другого юридического лица, можно включать в состав коммерческого обозначения. В этом случае фирменное наименование юридического лица сливается с коммерческим обозначением предприятия, которое принадлежит этому юридическому лицу.

Например, общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Кристалл", являясь фирменным наименованием, может целиком входить в коммерческое обозначение одного или нескольких торговых предприятий указанного юридического лица.

Но чаще всего коммерческое обозначение состоит из отдельного элемента фирменного наименования, его специальной (отличительной) части, в данном случае: "Торговый дом "Кристалл" в качестве вывески торгового предприятия.

Реже встречаются случаи, когда фирменное наименование юридического лица не совпадает с коммерческим обозначением предприятий, принадлежащих этому юридическому лицу. В качестве условного примера можно назвать фирменное наименование "Общество с ограниченной ответственностью "Амфин" и коммерческое обозначение "Партия", играющее роль вывески в торговой сети указанного юридического лица.

3. Абзац второй п. 1 комментируемой статьи содержит правило, согласно которому фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение, охраняется независимо от коммерческого обозначения.

Согласно данной норме охрана фирменного наименования автономна от охраны, предоставляемой коммерческому обозначению. Иными словами, действие исключительного права на фирменное наименование неразрывно связано с государственной регистрацией юридического лица, которое оно индивидуализирует (в том числе при его создании, реорганизации или прекращении).

Факт включения фирменного наименования (а скорее всего, его части, хотя такая возможность ошибочно не указана в комментируемой норме) в состав коммерческого обозначения не приводит, например, к одновременному прекращению такого фирменного наименования (или его части) с прекращением коммерческого обозначения, если правообладатель, согласно п. 2 ст. 1540 ГК РФ (см. комментарий к указанной статье), не использовал его непрерывно в течение года.

Прекращение исключительного права на фирменное наименование подчиняется другим правилам, например, при исключении юридического лица, прекратившего свою деятельность по решению регистрирующего органа на основании ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431).

4. В абзаце первом п. 2 комментируемой статьи устанавливается, что фирменное наименование или отдельные его элементы могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке и знаке обслуживания.

Для усиления своих позиций на рынке хозяйствующие субъекты зачастую прибегают к регистрации товарных знаков, включающих элементы своих фирменных наименований. Такая практика существовала задолго до принятия комментируемой нормы.

Между тем вполне очевидно, что полное фирменное наименование, включающее указание на организационно-правовую форму юридического лица, не может служить основой для регистрации товарного знака. В подобных случаях, помимо нежелательного эффекта громоздкости, заявленное обозначение не обладало бы различительной способностью, требование которой закреплено в п. 1 ст. 1483 ГК РФ. В принципе, указанные элементы могут быть включены в товарный знак только как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.

Следовательно, в качестве товарного знака предпочтительней использовать специальную (отличительную) часть фирменного наименования в целях выполнения функции индивидуализации производимых хозяйствующим субъектов товаров или оказываемых им услуг.

5. В абзаце втором п. 2 комментируемой статьи установлено, что фирменное наименование, включенное в товарный знак или знак обслуживания, охраняется независимо от охраны товарного знака или знака обслуживания.

Прежде всего следует отметить, что в товарный знак включается все же не полное фирменное наименование, а его специальная (отличительная) часть, способная более эффективно выполнять функции товарного знака.

В комментируемой норме речь идет об автономии охраны фирменного наименования от охраны товарного знака или знака обслуживания.

Указанная норма должна быть истолкована таким образом, что если, например, товарный знак, содержащий элементы фирменного наименования, не используется правообладателем, то последствия неиспользования такого товарного знака, которые могут наступить в соответствии со ст. 1486 ГК РФ (возможность досрочного прекращения правовой охраны товарного знака), не влияют на действительность правовой охраны данного фирменного наименования.

 

§ 2. Право на товарный знак и право на знак обслуживания

 

1. Основные положения

 

Статья 1477. Товарный знак и знак обслуживания

 

Комментарий к статье 1477

 

1. Товарный знак представляет собой наиболее широко распространенное и самое важное средство индивидуализации товаров, работ и услуг. Он является в то же время средством индивидуализации участников гражданского оборота, в основном коммерческого.

Товарный знак - действенное оружие в конкурентной борьбе за рынки сбыта товаров.

Ежегодно в России появляется около 50 тысяч новых товарных знаков. Из них - около 40 тысяч национальных регистраций и около 10 тысяч - международных.

В арбитражных судах рассматриваются ежегодно свыше одной тысячи споров по товарным знакам.

2. Термин "знак" означает предмет, который выступает как представитель другого предмета. Поэтому "товарный знак" - это "знак товара".

3. Из пункта 1 комментируемой статьи следует, что товарный знак представляет собой определенное "обозначение, служащее для индивидуализации товаров", т.е. "обозначение товара".

В связи с этим может сложиться мнение, что выражение "товарный знак" употребляется как синоним слова "обозначение". На самом деле это не так: товарный знак - это "обозначение", которое получило правовую охрану, уже признано товарным знаком. Этот вывод вытекает из других статей ГК РФ: см. п. 1 ст. 1482, ст. 1483, п. 3 ст. 1484, п. 3 ст. 1492 и др.

4. Обозначение признается товарным знаком, если оно служит для индивидуализации товаров.

Индивидуализировать - значит выделять, отделять от подобных, сходных товаров. В этом заключается основная функция товарного знака.

5. Для выполнения этой функции (этой задачи) само обозначение должно обладать "различительной способностью", т.е. способностью индивидуализировать товар.

Различительная способность не является раз и навсегда данной, имманентно присущей тому или иному обозначению: с течением времени эта способность может быть утрачена либо, наоборот, приобретена. См., например, последний абзац п. 1 ст. 1483, п. 1 ст. 1508, подп. 6 п. 1 ст. 1514 ГК РФ.

6. Указывается, что товарный знак служит для индивидуализации товаров "юридических лиц или индивидуальных предпринимателей", т.е. тех товаров, которые либо принадлежат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, либо находятся в их владении. Об указанных здесь субъектах права см. ст. 1478 ГК РФ и комментарий к ней.

7. Указывается, что на товарный знак признается исключительное право. Об этом см. ст. 1484 ГК РФ и комментарий к ней.

8. В пункте 1 комментируемой статьи устанавливается, что исключительное право на товарный знак удостоверяется свидетельством на товарный знак. Это верно только для национальных (российских) товарных знаков. Исключительное право на товарный знак, действующее в России на основе международной регистрации, свидетельством не оформляется.

9. В пункте 2 речь идет о знаках обслуживания, т.е. о тех признанных обозначениях, которые служат не для индивидуализации товаров, а для индивидуализации выполняемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

Следует считать, что во всех случаях, если иное прямо не вытекает из нормы закона, термин "товарный знак" включает и "знак обслуживания".

10. Под "обозначением, признанным товарным знаком" и под "товарным знаком" имеются в виду нематериальные объекты.

 

Статья 1478. Обладатель исключительного права на товарный знак

 

Комментарий к статье 1478

 

1. Обладателем исключительного права на товарный знак, указывается в комментируемой статье, может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. (Исключение составляет коллективный знак - ст. 1510 ГК РФ.)

Это положение последовательно отстаивается в ГК РФ.

В частности, лицом, подающим заявку на товарный знак, может быть только организация или индивидуальный предприниматель (п. 1 ст. 1492 ГК РФ). Прекращение юридического лица или прекращение предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя, являющихся владельцами права на товарный знак, влекут прекращение охраны товарного знака (подп. 6 п. 1 ст. 1514 ГК РФ). См. также комментарий к ст. 1514 ГК РФ.

Очевидно, что аналогичные последствия должны иметь место и на стадии рассмотрения заявки на товарный знак.

2. Вместе с тем указанная норма является дискриминационной по отношению к российским гражданам, не являющимся предпринимателями: у них может возникать потребность стать обладателями исключительного права на товарный знак в отношении товаров, которые время от времени могут изготовляться и продаваться ими. Что касается иностранных граждан, не являющихся предпринимателями, то они могут получать исключительные права на свои товарные знаки, зарегистрированные на основе международных договоров России.

3. Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 124 ГК РФ к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и к муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, нет препятствий к тому, чтобы указанные субъекты гражданского права являлись обладателями исключительного права на товарный знак.

4. Обладателем исключительного права на товарный знак может быть любое юридическое лицо - как коммерческое, так и не коммерческое, в том числе то юридическое лицо, которое не имеет права осуществлять предпринимательскую деятельность.

Объем дееспособности юридического лица и получение (или неполучение) им специального разрешения на право заниматься отдельными видами деятельности (лицензии) не влияет на возможность быть владельцем права на товарный знак в отношении любых товаров, работ и услуг.

Сохраняет свое значение следующее разъяснение:

"Действующее законодательство не ограничивает возможность регистрации товарных знаков и знаков обслуживания видом осуществляемой деятельности, выданной лицензией или специальной правосубъектностью" (п. 3 приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 29 июля 1997 г. N 19 "Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак").

5. Индивидуальный предприниматель может обладать исключительным правом на товарный знак, относящийся к любым товарам, работам, услугам.

6. Исходя из общего смысла комментируемой статьи, следует считать, что в лицензионном договоре (ст. 1489 ГК РФ) лицензиатом может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

 

Статья 1479. Действие исключительного права на товарный знак на территории Российской Федерации

 

Комментарий к статье 1479

 

1. Комментируемая статья состоит из одной фразы, написанной "не по-русски", с элементарными нарушениями грамматики русского языка.

2. В статье фактически указывается на то, что на территории Российской Федерации исключительное право на товарный знак возникает и действует в двух следующих случаях:

- если товарный знак зарегистрирован федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности;

- если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3. Нормы, содержащиеся в ст. 1480 - 1515 ГК РФ, посвящены первому названному случаю (национальная регистрация).

4. Второй случай возникновения и действия исключительного права на товарный знак на территории России - на основе "международного договора" России.

Фактически в настоящее время существует не один, а два таких международных договора:

- Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г.;

- Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков от 28 июня 1989 г.

В соответствии с этими международными договорами, участницей которых является Россия, лицо, подавшее заявку в зарубежное национальное ведомство страны происхождения знака, может ходатайствовать о международной регистрации этого знака. В этом случае данная заявка направляется в Международное бюро по интеллектуальной собственности (оно находится в структуре аппарата ВОИС - Всемирной организации интеллектуальной собственности) в г. Женева (Швейцария). Международное бюро производит международную регистрацию товарного знака в Международном реестре. Сведения о такой международной регистрации (которая может действовать и в России, если в заявке будет указана Россия) направляются в страны - участницы этих договоров. Такой товарный знак пользуется с момента его международной регистрации такой же охраной в России, как если бы он был зарегистрирован в России на основе национальной заявки и государственной регистрации, т.е. в соответствии с первым случаем.

Срок действия международной регистрации по вышеупомянутому Международному соглашению - 20 лет; по Протоколу - 10 лет; этот срок может неограниченное число раз продлеваться на такие же последующие периоды.

Ежегодно в России на основе указанных международных договоров получают охрану около 10 тысяч иностранных товарных знаков. В этих договорах участвуют около 60 стран, в том числе Великобритания, Германия, Италия, Испания, Казахстан, Польша, Европейский союз, США, Украина, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария, Япония.

 

Статья 1480. Государственная регистрация товарного знака

 

Комментарий к статье 1480

 

1. В комментируемой статье речь идет о государственной регистрации товарного знака в соответствии с первым случаем предоставления охраны, указанным в ст. 1479 ГК РФ (см. п. 2 комментария к ст. 1479).

2. В соответствии с комментируемой статьей государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности. В настоящее время его функции фактически исполняет Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

Роспатент регистрирует товарный знак в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (далее кратко именуется "Государственный реестр товарных знаков").

3. Порядок ведения Государственного реестра товарных знаков определяется, в частности, в ст. 1503 и 1505 ГК РФ.

 

Статья 1481. Свидетельство на товарный знак

 

Комментарий к статье 1481

 

1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что правоустанавливающим документом на товарный знак является свидетельство на товарный знак. Указывается, что свидетельство выдается на товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков.

2. Из этой нормы есть исключение: свидетельство на общеизвестный товарный знак выдается на товарный знак, внесенный в Перечень общеизвестных товарных знаков (п. 3 ст. 1509 ГК РФ).

3. О форме свидетельства см. п. 2 ст. 1504, п. 3 и 4 ст. 1505 ГК РФ.

Форма свидетельства на общеизвестный товарный знак имеет свои отличия - см. п. 3 ст. 1509 ГК РФ.

Форма свидетельства на коллективный товарный знак имеет свои отличия - см. п. 2 ст. 1511 ГК РФ.

4. См. пункт 5 ст. 1513 ГК РФ.

5. В пункте 2 комментируемой статьи указывается, что свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак.

6. В пункте 2 устанавливается, что исключительное право на товарный знак действует в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Из этой нормы вытекает, что в свидетельстве обязательно должны быть указаны товары, для которых товарный знак зарегистрирован.

Однако сама норма о том, что исключительное право на товарный знак действует в отношении товаров, указанных в свидетельстве (и, следовательно, не действует в отношении других товаров), является неточной: см. п. 3 ст. 1484 ГК РФ.

О сфере действия правовой охраны общеизвестного товарного знака см. п. 3 ст. 1508 ГК РФ.

О сфере действия свидетельства при признании правовой охраны товарного знака частично недействительной см. ст. 1512 и 1513 ГК РФ.

Сфера действия свидетельства изменяется при прекращении правовой охраны товарного знака (ст. 1514 ГК РФ), если прекращение является лишь частичным.

 

Статья 1482. Виды товарных знаков

 

Комментарий к статье 1482

 

1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы самые различные обозначения: перечень видов этих обозначений сформулирован как открытый, не исчерпывающий.

Требуется лишь одно: чтобы такое обозначение было способным индивидуализировать товар (п. 1 ст. 1477 ГК РФ).

Обозначение, регистрируемое в качестве товарного знака, указывается в заявке на товарный знак. Требования к документам заявки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности (п. 7 ст. 1492 ГК РФ). Следует полагать, что эти требования не могут ограничивать виды обозначений, регистрируемых в качестве товарных знаков.

2. Виды обозначений, которые не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков, указаны в ст. 1483 ГК РФ. Все иные виды и категории обозначений должны считаться (предполагаться) способными быть зарегистрированными как товарные знаки.

Комментируемая норма составлена так широко, что лицо, желающее зарегистрировать определенное обозначение в качестве товарного знака, не обязано доказывать, что данное обозначение может быть зарегистрировано как товарный знак. Обязанность доказать, что определенное обозначение не может быть зарегистрировано как товарный знак, возлагается на регистрирующий орган либо на лицо, возражающее против произведенной регистрации. Так, например, если регистрирующий орган заявляет, что заявленное обозначение не подлежит регистрации, так как оно непроизносимо (заявлено сочетание букв "БВГДЖ") или примитивно (заявлена буква "З" для ножей), то заявитель не должен доказывать, что данные обозначения все же являются словесными знаками, поскольку кроме словесных могут охраняться и иные обозначения. Иными словами, в данной ситуации регистрирующий орган обязан указать основание отказа - норму ГК РФ.

3. Смысл п. 2 комментируемой статьи состоит в том, что заявитель может требовать регистрации определенного обозначения в каком-либо цвете либо в цветовом сочетании.

В этом случае обозначение регистрируется в этом цвете или цветовом сочетании.

Под "цветовым сочетанием" имеются в виду цвета (расцветки) отдельных элементов обозначения либо, возможно, цветовые варианты.

Если цвет (цветовое обозначение) не указан, товарный знак считается зарегистрированным в черно-белом варианте.

4. Поскольку ГК РФ не устанавливает, что могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков лишь новые обозначения, следует учитывать, что словесные, изобразительные и иные обозначения могут быть зарегистрированы, по общему правилу, и в том случае, если они представляют собой уже известные слова, рисунки и т.п.

 

Статья 1483. Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака

 

Комментарий к статье 1483

 

1. Комментируемая статья озаглавлена "Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака".

Следовательно, эта статья относится к той стадии, когда заявка на товарный знак подана, но товарный знак еще не зарегистрирован. На самом деле нормы, содержащиеся в данной статье, применяются и в тех случаях, когда регистрация товарного знака уже осуществлена, но затем выясняется, что она была произведена с нарушением закона. О таких ситуациях говорится также в ст. 1512 ГК РФ. См. также п. 50 комментария к настоящей статье.

2. В пункте 1 комментируемой статьи перечислены четыре категории обозначений, которые не могут охраняться как товарные знаки.

Однако понять из абз. 1 п. 1, почему именно эти обозначения не могут получать правовую охрану, совершенно невозможно: то ли потому, что они не обладают различительной способностью, то ли потому, что они состоят только из указанных элементов. Таким образом, это одна из попавших в ГК РФ норм, которую логически освоить нельзя!

В связи с этим следует считать, что в выражении "не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов" союз "или" употреблен ошибочно; его следует заменить союзом "и".

3. Первая категория обозначений, которая не может охраняться в качестве товарных знаков в соответствии с п. 1 комментируемой статьи, - это "обозначения, которые вошли во всеобщее употребление для обозначения товаров, определенного вида". Под этим пышным выражением скрываются обычные названия товаров.

Так, например, если мы говорим: "обувь", "ботинки", "туфли", "туфли-лодочки" - то все эти термины ясно и недвусмысленно обозначают определенные товары. Напротив, такие названия для обуви, как "корочки" (устарелое), "шузы" (современное), не должны считаться вошедшими во всеобщее употребление и под этот запрет не подпадают.

Таким образом, обозначение "Цемент" не может быть зарегистрировано как товарный знак для цемента, бетонных изделий. Но нет препятствий к тому, чтобы это обозначение было зарегистрировано как товарный знак для иных товаров, например для хлебобулочных изделий.

В соответствии с этой нормой слово "Вояж" может быть названием и товарным знаком для журнала о туристической деятельности; но оно не может быть знаком обслуживания для туристической фирмы, даже если она называется "ООО "Вояж".

4. Некоторые обозначения, подпадающие под подп. 1 п. 1 комментируемой статьи, могли ранее, до того как они вошли во всеобщее употребление, ассоциироваться с определенными производителями ("Термос", "Ксерокс") и могли быть зарегистрированы как товарные знаки. Если после такой регистрации они стали входить во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида, чему владелец товара не препятствовал, то они теперь подпадают под подп. 1 п. 1. Но если владелец товарного знака этому препятствовал или не мог препятствовать по объективным причинам, то комментируемая норма не должна применяться.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в судебном споре, касающемся превращения товарного знака ("Phenazepamum" - для лекарственных препаратов) в обозначение товаров определенного вида, указал, что "для признания обозначения вошедшим во всеобщее употребление необходимо длительное использование спорного обозначения, что недостаточно установления общеупотребимости обозначения только среди производителей товара, что активные и адекватные нарушениям действия правообладателя по защите прав на товарный знак [он направлял претензии в адрес нарушителей, а одно судебное дело - выиграл] препятствуют прекращению правовой охраны товарного знака" (Постановление Президиума ВАС РФ от 6 июля 2004 г. N 2606/04).

5. Вторая категория обозначений, не обладающих различительной способностью и потому не охраняемых как товарные знаки, - это обозначения, "являющиеся общепринятыми символами и терминами".

Символ - это графическое изображение, обозначающее отрасль хозяйства, область деятельности, условное обозначение, применяемое в науке и технике, например "змея над чашей" - символ медицины.

Термин - это лексическая единица, относящаяся к науке и технике (например, термины "гражданская правоспособность", "эксцесс исполнителя", относящиеся к праву).

Данную норму следует понимать как запрет регистрации в качестве товарного знака такого символа или термина, но только для соответствующей области науки или техники. Иными словами, символ "Змея над чашей" не может быть зарегистрирован как товарный знак для лекарств и как знак обслуживания для продажи лекарств. Но этот символ вполне может быть зарегистрирован, например, как знак обслуживания юридической конторы, занимающейся бракоразводными процессами.

6. В подпункте 3 п. 1 комментируемой статьи названа третья категория обозначений, которые не могут охраняться как товарные знаки по причине отсутствия у них различительной способности. Это обозначения, "характеризующие товары", т.е. содержащие определенные характеристики товара или определенные данные о товаре, предназначенные для покупателей (потребителей).

Примеры таких характеристик прямо установлены в данной норме. Прежде всего - это указание на вид товара, например слова "любительская" и "докторская" для колбасы (но само слово "колбаса" под эту норму не подпадает), а также указания на качество, количество, свойства товара, назначение, ценность, время, место и способ их производства и сбыта. Сюда же следует отнести указания о составе (ингредиентах) товара, об условиях хранения, способе потребления, сроке годности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.