Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Государственное регулирование экономики




MV MV

MV = PY, отсюда Y = или P =, где

P Y

 

Y – реальный объем выпуска на который предъявлен спрос;

P – уровень цен в экономике;

M – количество денег в экономике;

V – скорость обращения денег.

Совокупный спрос иллюстрируется графической моделью в виде кривой совокупного спроса (AD), которая показывает количество товаров и услуг, которые потребители, бизнес и правительство готовы приобрести при каждом данном уровне цен.

Кривая AD носит убывающий характер, при объяснении которого отмечают три важнейшие причины. Во-первых, действие эффекта процентной ставки (эффект Кейнса). Чем выше процентная ставка тем ниже, при прочих равных условиях величина совокупного спроса предъявляемого на реальный объем выпуска, в т.ч. и в силу того, что растет цена кредита и сокращается реальный доход. Соответственно более низкая процентная ставка поощряет к заимствованиям как население, так и фирмы, что ведет к увеличению расходов на потребительские и инвестиционные товары. Данный эффект иногда называют именем Дж.М.Кейнса, поскольку он анализировал последствия изменений процентной ставки.

Вторая причина – эффект богатства (эффект Пигу). Рост цен приводит к уменьшению (обесценению) реальной стоимости финансовых активов. Это касается как самих денег, так и накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью например, счета в банках или облигации. Соответственно падение цен ведет к увеличению реальной стоимости денег, т.е. потребители могут приобрести большее количество товаров и услуг. Этой закономерности придавал особое значение Артур Пигу (1877-1959), отсюда и название – эффект Пигу.

Третья причина – эффект импортных закупок или эффект обменного курса. В результате снижения курса национальной валюты товары произведенные в данной стране становятся относительно более дешевыми. Подобное изменение относительных цен ведет к уменьшению импорта и увеличению экспорта, т.е. увеличивается чистый экспорт (разность между экспортом и импортом) а следовательно растет совокупный спрос. Приведенные выше причины объясняют конфигурацию кривой AD, отражающую обратную зависимость между уровнем цен и совокупным спросом.

Рис.2.

Смещение кривой, показанное на рис. 2 может быть вызвано разнообразными причинами, влияющими на изменения расходов домашних хозяйств, бизнеса и правительства. Так рост налогов при прочих равных условиях, отразится левосторонним сдвигом (кривая AD3), что будет отражать сокращение и инвестиционного и потребительского спроса. Рост государственных расходов, напротив, может привести к правостороннему сдвигу (кривая AD1).

Среди факторов, влияющих на сдвиг кривой AD следует отметить:

1) уровень благосостояния, адаптивные ожидания, налоги и трансфертные платежи; 2) процентные ставки, субсидии и льготные кредиты, налоги, технологии, инновации; 3) изменения государственных расходов; 4) колебания валютных курсов, изменения в мировой политике.

Под совокупным предложением понимают все конечные товары и услуги, которые производит экономика или реальный объем производства при каждом возможном уровне цен. Графическая модель совокупного предложения - кривая совокупного предложения (AS), которая отражает прямую или положительную зависимость т.е. такую зависимость, когда более высокому уровню цен соответствует и больший объем производства. Неценовые факторы влияющие на предложение и вызывающие сдвиг кривой AS в сторону увеличения или сокращения могут быть связаны с изменениями технологий, колебаниями цен на ресурсы, изменениями в налоговой политике, в структуре рынка производительности труда, правовых нормах и проч.

Рис.3

 

По вопросу формы кривой AS не существует единства мнений. В частности, она по разному интерпретируется в классической и кейнсианской школах. (см. рис.3). Вертикальный отрезок кривой AS отражает ситуацию, когда экономика приближается к состоянию полной занятости (уровню потенциального ВНП). Этот отрезок кривой AS принято называть "классическим". Горизонтальная или пологая часть кривой соответствует объему производства значительно ниже потенциального ВНП. Этот отрезок кривой часто называют "кейнсианским".

Следует отметить, что классическая и кейнсианская модели анализируют экономику в разных временных интервалах. Классический подход анализирует экономику в долгосрочном периоде, в котором номинальные цены на ресурсы и товары являясь относительно "гибкими" успевают приспособиться друг к другу. Для краткосрочного периода, рассматриваемого в кейнсианской модели характерна относительная "жесткость" номинальных цен.

 

3. Теория мультипликатора-акселератора

Любое изменение расходов, составляющих совокупный спрос – потребительских, инвестиционных, государственных приводит в действие т.н. мультипликативный процесс, выражающийся в превышении приращения реального национального дохода над приращением автономного спроса.

Простейшая модель мультипликатора может быть представлена в виде

 

DY = Mp DE, где

DY - прирост национального дохода (продукта)

D E – прирост совокупных расходов

Mp – числовой коэффициент, именуемый мультипликатором.

Мультипликатор можно определить как коэффициент, показывающий на сколько возрастет равновесный доход при увеличении совокупного спроса.

Механизм действия мультипликатора несложно понять, если вспомнить, что любой дополнительный расход (DE) становится в экономическом кругообороте доходом тех лиц, которые предоставляют товары или услуги, а следовательно, на следующем витке экономического кругооборота может вновь стать расходом, увеличивая тем самым совокупный спрос на товары и услуги. Затухание «волн» при действии механизма мультипликатора связано с тем, что в каждом экономическом обороте часть дополнительного дохода не пускается вновь в оборот – она сберегается. Эта связь мультипликатора с поведением потребителя, его склонностью к потреблению и сбережению находит свое отражение в формуле мультипликатора:

1 1

Mp = =, где

1 – MPC MPS

Mp – мультипликатор;

MPC – предельная склонность к потреблению;

MPS – предельная склонность к сбережению.

Из приведенной формулы следует, что чем больше дополнительные расходы на потребление и меньше на сбережения, тем больше при прочих равных условиях величина мультипликатора. И соответственно данный коэффициент становится меньше при увеличении доли сбережения и уменьшения доли потребления в доходе.

Предположим, что в течении какого-то периода прирост инвестиций (DI) составил 100 млн. руб, предельная склонность к сбережению (MPS) равна 1/3 и соответственно мультипликатор равен 3. Тогда согласно формуле:

D ВНП = D IxMp – произойдет прирост национального продукта на 300 млн. руб.

Однако эффект мультипликатора действует при любом изменении совокупных расходов т.е. не только тогда, когда они растут, но и когда уменьшаются.

С эффектом мультипликатора тесно связано действие эффекта акселерации. Согласно последнему существует связь между приростом спроса (дохода и продаж) и приростом инвестиций для расширения мощностей производящих товары на которые вырос спрос. Иначе говоря, изменения в спросе на инвестиции рассматриваются как функция от изменения дохода, при этом инвестиции увеличиваются в большей степени, чем прирост дохода:

I = h DY, где

h - коэффициент акселерации;

DY – изменение дохода;

I – производные (стимулированные) инвестиции.

В самом общем виде описывая эффект акселератора можно сказать, что изменения в объемах продаж готовой продукции ведет к изменениям в спросе на средства производства, производящие эту продукцию. Инвестиционный акселератор – коэффициент, показывающий зависимость изменения инвестиций от изменения дохода. Аналогично мультипликатору воздействие механизма акселерации двухсторонне, т.е. проявляться его действие может не только в приросте инвестиций, но и в их сокращении. Так снижение объема продаж ведет к сокращению дохода и уменьшению инвестиций в n-ное количество раз равное величине акселератора.

Между мультипликатором и акселератором существуют и различия. Если мультипликатор характеризует некое разовое непосредственное воздействие на доход со стороны спроса в текущем году, то эффект акселератора показывает связь между инвестициями текущего года и расширением производства в следующем году.

 

Контрольные вопросы

1. Что означает понятие макроэкономическое равновесие?

2. Какие явления характерны для экономики, находящейся в состоянии неравновесия?

3. В чем суть классического подхода к проблеме макроэкономического регулирования?

4. Перечислите и объясните причины отрицательного наклона кривой совокупного спроса.

5. Какими причинами можно объяснить:

а) уменьшение совокупного предложения;

б) увеличение совокупного предложения.

6. Что показывают функции потребления и сбережения?

7. Какими причинами объясняется действие мультипликационного эффекта?

8. Какие факторы влияют на размер и динамику инвестиций?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.