Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 11




Лекция № 10

Исторические изменения в фонетике (1 час)

1. Исторические чередования в русском языке

2. Синхронические и диахронические фонетические законы

 

Исторические чередования в современном русском языке не зависят от фонетических условий, чем и отличаются от фонетических чередований.

Исторические чередования – это результат ранее действующих в языке фонетических законов, но прекративших свое действие. «Следы» действия в языке этих «умерших» фонетических законов и называют историческими чередованиями.

На протяжении всего существования языка на каждом его уровне, в том числе и на фонетическом, действуют определенные законы, при этом какое-то время они являются «живыми» законами, не знающими исключения, затем прекращают свое действие, оставляя при этом в системе языка результаты своего действия.

Законы, т.о., бывают современными, то есть синхроническими, и действующими ранее, но переставшими действовать, то есть диахроническими.

К диахроническим законам относятся закон открытого слога и закон слоговой гармонии, которые привели в действие разнообразные фонетические процессы: паление редуцированных гласных, утрату носовых гласных, смягчение заднеязычных согласных, смягчение согласных в сочетание с j, упрощение групп согласных, процесс палатализации и другие процессы.

Именно действия этих процессов и объясняют наличие в современном русском языке исторических чередований.

Исторические чередования гласных звуков встречаются двух видов: 1) чередование гласного с гласным и 2) чередование глас­ного с сочетанием гласный + согласный.

К историческим чередованиям первого вида относятся: е//о (после твердых согласных) - везу - воз, несу - ноша; е//о (после мягких согласных) - перст - наперсток [нап'•орстък], крест - перекресток [п'ьр'икр'•остък]; о//азадобрить - задабривать, поздно - опаздывать; о, е // нуль звука - сон - сна, день - дня (в школьной практике оно известно как чередование с беглым глас­ным).

К историческим чередованиям второго вида относятся: я [•а] // им, ин, ем, ен, м, н - снять - сниму, сжать - сжимать - сожму, сжать - пожинать - сожну; у, ю [- у ] //ов, ев - сновать - сную, плевать - плюю.

Графика русского языка (2 часа)

1. Значение письма в истории развития общества

2. Происхождение и основные этапы развития письма

3. Предметное письмо как предыстория

4. Графика и алфавит

Люди пользуются устной речью около 500 тысяч лет. Письмо возникло гораздо позднее. Первоначальные формы начертательного письма появились 5 тысяч лет тому назад, а буквенному письму менее 3 тысяч лет.

Письменность — одно из самых важных культурных за­даний человечества. Цивилизация возникает вместе с появлением письма. Без письма были бы невозможны те достижения науки, техники, культуры, которыми современный мир отличается от первобытного.

До возникновения письма человеческие знания передавались от одного поколения к другому устно. Поэтому накопление этих знаний происходило чрезвычайно медленно. Многие человеческие коллективы были разделены барьерами естественными, географическими — горами, морями, океанами — или социальными — религией, обычаями, языком разной государственной принадлежностью. Поэтому человеческие открытия, сделанные на одной территории, становились известными на другой территории спустя долгое время, а до некоторых мест и не доходили вовсе. Колесо и плуг появились в Америке вместе с проникновением туда европейцев. Аборигены Америки этих предметов не знали.

Устная речь ограничена во времени и пространстве. Произнесенное можно услышать только в момент речи. Разговаривать можно только на небольшом расстоянии. Письмо преодолевает эти ограничения. Мы можем прочесть то, что писалось вчера или тысячу лет тому назад. Мы читаем книги, написанные в разных странах мира, получаем письма из разных уголков Земли.

Изобретение радио, телефона, звукозаписи позволило пе­редавать на расстояние и хранить долгое время речь звучащую. Но письменная речь имеет много преимуществ перед устной речью. Что легче — прочесть книгу или прослушать ее в записи чтеца? Тем более если это не художественное произведение, а, например, учебник русского. Книгу можно быстро просмотреть, найти по оглавлению нужную страницу, взять с собой в дорогу.

Огромное значение письма в жизни людей вызывало у древних народов представление о его божественном
происхождении. Повсюду, как на Востоке, так и на Западе введение письма приписывается божеству.

Письмо, как и язык, представляет собой внешние символы нации. Именно поэтому многие завоеватели уничтожали письменные памятники покоренных народов. Испанцы завоевав Мексику в 1520 г., сожгли книги ацтеков: ведь они напоминали бы туземцам об их былом величии. По этой же причине нацисты и большевики, стремившиеся искоренить идеологии, враждебные их собственной, уничтожали книги своих противников.

Письмо возникло из потребности передать сообщение лю­дям, тсутствующим в данное время в данном месте. В дописьменную эпоху в этих целях могли использоваться раз­личные предметы. Охотник оставляет на развилке двух тро­пинок стрелу или ветку дерева, чтобы показать идущему за ним другому охотнику, куда идти. Известен случай, когда попавший в плен африканец послал жене камень, кусок угля, перец, зерно и лохмотья, чтобы передать следующее сообще­ние: как камень тверд, так твердо и сильно мое тело; как черен уголь, так темно и мрачно мое будущее; как жжет перец, так жжет и у меня внутри из-за мрачного будущего; как зерно иссохло при сушке, так и мое тело иссохло, опаленное жаром моего горя и моих страданий; каковы эти лохмотья, такова и моя одежда, превратившаяся в рвань. В Средней Азии было обнаружено любовное послание местной девушки молодому человеку, представлявшее собой мешочек с различными предметами, которые означали следующее: комочек чая — «я больше не могу пить чай»; соломинка — «потому что я пожелтела от любви к тебе»; красный плод — «я краснею, когда я думаю о тебе»; сушеный абрикос — «я сохну»; кусок древесного угля — «мое сердце сгорает от любви»; цветок – «ты прекрасен»; камешек — «разве ты камень?»; перо сокола — «если бы у меня были крылья, я бы полетела к тебе».

Значения предметов в таких посланиях должны быть известны отправителю и получателю. Иначе коммуникация состояться не может. Геродот пишет, что скифы послали напавшему на них персидскому царю Дарию птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Дарий так понял этот символический дар: скифы отдают ему свою землю и воду, где живут мыши и лягушки, птица по быстроте похожа на коня, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Но один из мудрецов Дария объяснил смысл даров иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или как мыши не зароетесь в землю, или как лягушки не спрячетесь в болоте, то будете поражены нашими стрелами, как только вступите на нашу землю».

Известно перуанское письмо кипу — палочка с навя­занными разноцветными шнурками с узелками, каждый из
которых имел определенное значение. Североамериканские
индейцы ирокезы использовали для передачи сообщений
вампум — широкий пояс, сделанный из нитей, унизанных раковинами или бусами, подобранными определенным
образом в соответствии с содержанием сообщения.

Предметным посланием, несущим определенную информацию, является в средневековой Европе перчатка как знак вызова на дуэль, цветок — белый как знак чистоты, красный как знак любви, голубой как знак памяти. На Суматре знаком дружбы служила посылка соли, знаком вражды и гнева — посылка перца. У славянских народов поднесение хлеба и соли является выражением дружбы. На Украине существует обычай, по которому девушка передает сватающемуся за нее юноше тыкву в знак несогласия выйти за него замуж.

Первым типом письма была пиктография, т. е. письмо рисунками (от лат. pictus «нарисованный» и греч. grapho «пишу»). До нас дошли многие рисунки древних людей, выбитые на скалах и камнях, нарисованные на стенах пещер. Но только некоторые из них являются пиктограммами — те, которые выполнены с целью передачи определенного сообщения. Художественная сторона для пиктограммы несущественна. Пиктограмма представляет собой рассказ в картинках, который передает целое сообщение, обычно не расчлененное на слова.

Пиктограммы используются и в настоящее время. Это изображения товаров на вывесках магазинов и мастерских: калач, бутылка молока, круг колбасы, сапог и т. п. Это и некоторые дорожные знаки, например изображение детей, означающее «Осторожно, дети!», рисунок руки с вытянутым указательным пальцем как знак направления и т. п. Эти рисунки понятны людям, говорящим на разных языках, пиктограмма не отражает речи.

Следующим этапом письма была идеография, т.е. письмо понятиями (от греч. idea «идея, понятие» и grapho «пишу»). При этом виде письма идеограмма — графический знак в виде отвлеченного рисунка или услов­ного изображения служит символом понятия, стоящего за словом. Каждое слово находит здесь свое обозначение. Поэтому такие знаки называют еще логограммами (от греч. logos «слово»).

Переход от пиктографии к идеографии вызван необходимостью передать на письме абстрактные понятия, которые не могут быть изображены с помощью конкретного рисунка. Можно, например, нарисовать дом, стрелу, сову, зайца. Но невозможно наглядно передать значение «родина», «лететь», «мудрость», «трусость».

При переходе от пиктографии к идеографии вначале используются те же рисунки, но значение их меняется. Рисунок глаза как пиктограмма обозначает «глаз», а как идеограмма может обозначать понятия «зоркость», «бодрствование», «видеть» и др. Рисунок солнца как идеограмма может обозначать «яркий», «белый», а также и «день» и «время».

На этом этапе письма связь между понятием и обозначающим его рисунком еще можно проследить, но связь уже условна, она не вытекает из рисунка. Знаки идео-графического письма превращаются в иероглифы (от греч. hieroglyphoi «священное письмо, которым владели египетские жрецы»), где реалистичность рисунка становится необязательной. Иероглифы из рисунков постепенна превращаются в абстрактные условные знаки. Эти изменения в начертании иероглифов прослеживаются по памятникам древнего письма. Иероглифическим было древнее шумерское письмо жителей Месопотамии — междуречья Тигра и Евфрата, древнее египетское, китайское письмо(письмо Инь).

Идеографическое письмо имеет то удобство, что идеограмма, иероглиф передает понятие вне конкретного звукового оформления в речи. Поэтому, например, в китайской иероглифической письменности омонимы передаются раз­ными иероглифами. Некоторые китайские диалекты настолько различны, что носители этих диалектов не понимают устную речь друг друга. Но письменную речь они понимают: китайское письмо построено на передаче понятий и не отражает особенностей произношения.

Но идеографическое письмо имеет и большое неудобство: в языке передается огромное количество понятий и каждое из нихдолжно иметь свой письменный знак. В полных словарях китайского языка содержится более 40 тысяч иероглифов. Запомнить их практически невозможно. Для понимания даже самых простых современных китайских текстов необходимо знание не менее 2 тысяч иероглифов, а более сложных - 5-6 тысяч. Поэтому обучение чтению и письму в Китае занимает много лет.

Элементы идеографии есть и в нашем письме: цифры, выражающие понятие числа, специальные научные символы, например математические +, -, х,: и др., химические H2SO4 и т. п. Идеография применяется в дорожных знаках: прямоугольник («кирпич»), обозначающий, что проезд запрещен, зигзаг как знак крутого поворота, крест как знак пересечения дорог и т. п. К идеографии относят условные обозначения на географических картах, где специальными знаками помечены леса, болота и т. п.

Дальнейшее развитие письма привело к возникновению фонографии, отражающей произношение слова. Первым этапом фонографии было слоговое, или силлабическое, письмо (от греч. syllabe «слог»). При этом виде письма графические знаки являются силлабемами, обозначающими слог.

Первыми к такому письму перешли шумеры и египтяне. Логограммы своего письма они стали использовать для обозначения слогов. Пути этого изменения можно пояснить таким примером. Если бы существовало логографическое письмо, в котором понятия «гусь» и «ком» обозначались двумя логограммами, то сочетание этих двух знаков стало бы читаться [гус'ком], обозначая наречие гуськом, сочетание знаков для слов пар и ус стало бы читаться [парус], обозначая существительное парус.

Слоговое письмо подразделяется на несколько типов - в зависимости от того, что обозначают силлабемы.

В современном индийском письме деванагари большин­ство знаков соответствует сочетаниям разных согласных с гласным а, т. е. слогам па, ба, та, да и т. п. Для обозначе­ния слогов, состоящих из согласного и другого гласного, кроме а, в деванагари используются дополнительные знач­ки, которые ставятся рядом с основным знаком, над или под ним. Для передачи слога, включающего два или боле согласных звука, используются соответствующие силлабемы, объединенные сверху одной общей чертой. Например, чтобы передать слог кта, используются соединенные чертой знаки для слогов ка и та.

Знаки японского письма кана, сформировавшиеся на основе китайских иероглифов, обозначают в большинстве случаев сочетания различных согласных с разными гласными: ра, ма, ха, ри, ми, хи, ру, му, ху, ро, мо, хо и т.п. таких знаков 39; кроме того, 5 знаков служат для передачи гласных.

Разновидностью слогового письма является консонантное письмо (от лат consonantis «согласный звук). В нем основными знаками передаются согласные, а гласные либо вовсе не обозначаются, либо передаются особыми дополнительными знаками. Таково, например, современное арабское письмо, в котором есть специальные знаки для согласных, а гласные могут передаваться при помощи надстрочных и подстрочных значков – комбинаций точек, кружков и черточек.

Вторым этапом развития фонографии было создание алфавитов, буквы которых отдельно передают согласные и гласные фонемы.

(Материал о составе современного русского алфавита и его особенностях изучается самостоятельно, обсуждение прочитанного выносится на практическое занятие).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.