Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие № 2. Предмет и задачи фонетики (2 часа)




Занятие № 1

Предмет и задачи фонетики (2 часа)

Диктант.

Фонетика как раздел науки о языке.

Цель занятия: написание стартового диктанта; обсуждение предмета и задач фонетики.

Литература: [3] - стр. 288-289.

Диктант на группу орфограмм и пунктограмм, изучаемых в школе.

Контрольные вопросы:

1. Что изучает фонетика как раздел науки о языке?

2. Что является предметом рассмотрения фонетики?

3. В каких аспектах изучаются звуковые единицы языка?

4. Какие научные подразделения функционируют в рамках фонетики как науки?

5. Какие задачи ставит перед собой фонетика?

 

Фонетические средства русского языка (2 часа)

Акустическая и артикуляционная характеристика звуков речи. Методы артикуляционных и акустических исследований. Речевой аппарат, его устройство, функции отдельных частей.

Цель занятия: рассмотрение основных характеристик звука речи; изучение устройства речевого аппарата и анализ функционирования отдельных его частей.

Литература: [3] - стр. 289-297.

Контрольные вопросы:

1. Какие звуковые (фонетические) единицы выделяются в звучащем речевом потоке, и на какие группы они делятся?

2. Что представляет собой звук как фонетическая единица?

3. Что такое звук с акустической точки зрения?

 

Вопросы для обсуждения:

1. Какова акустическая характеристика звуков речи?

2. С помощью каких методов изучается акустическая сторона звуковых единиц?

Акустическая фонетика развивается с конца XIX начала XX века. Ее появление стало возможно после изобретения специальной техники, с помощью которой измеряются показатели физических свойств звука. Это прежде всего осциллограф (лат. oscillum – качание, колебание и grapho – пишу) – прибор, в котором звук переводится в электрические колебания и по силе тока составляется график амплитуды для отдельных звуков; и спектрограф (spectrum – видимое, видение) – прибор, в котором звуковые колебания переводятся в световые колебания.

3. Что такое звук с артикуляционной точки зрения?

4. Какова артикуляционная характеристика звуков речи?

5. С помощью каких методов изучается артикуляционная сторона звуковых единиц?

Артикуляционная фонетика имеет давние традиции. Этот раздел выделен уже в первых русских грамматиках (М.В. Ломоносова, А.Х. Востокова).

Артикуляционная сторона звуков речи изучается с помощью самонаблюдения – основной метод. в настоящее время применяются приборы (например, искусственное небо), используют рентгеносъемки, киносъемки.

6. Что представляет собой речевой аппарат и каковы функции отдельных его частей?

Звуки образуются в речевом аппарате за счет выдыхаемой струи воздуха. К речевому аппарату относятся гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, мягкое небо, которое заканчивается небным языком.

В речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряженными голосовыми связками, которые периодически сближаются и расходятся, сообщая воздушной струе ритмичные колебания. Далее воздушная струя попадает в глотку, а оттуда в носовую или ротовую полость, которая при этом может менять свою форму. Если воздушная струя не встречает на своем пути преграды в виде языка, губ, зубов, то образуются гласные звуки, которые состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти либо через рот, либо через нос. Так образуются согласные звуки, которые состоят из шума, а некоторые из голоса и шума.

По своей роли в образовании звуков речи органы речи делят на активные (подвижные органы речи: голосовые связки, небные занавеска, язык, губы) и пассивные (твердое небо, зубы).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.