Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие № 7. Интонация и её функции (2 часа)




Интонация и её функции (2 часа)

Функции интонации. Понятие об интонационной конструкции и типах интонационных конструкций.

Контрольная работа.

Цель занятия: рассмотрение основных функций интонации и получение общего представления об интонационной конструкции и типах интонационных конструкций; выполнение контрольной работы.

Литература: [3] - стр. 335-339.

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой интонация как суперсегментная фонетическая единица?

2. Перечислить и охарактеризовать тональные средства интонации.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие функции выполняет интонация в русском языке?

Вывод: одной из главных функций интонации является оформление целой фразы и частей фраз. Кроме того, интонация выражает общее целевое назначение высказывания, она оформляет основные типы предложения.

Так, повествовательные предложения оформляются интонацией сообщения (понижение тона к концу фразы); вопросительные предложения оформляются с помощью интонации вопроса (повышение тона к концу фразы и постановка логического ударения на слове, которое называет предмет вопроса); побудительные предложения оформляются интонацией побуждения, которая сходна с интонацией сообщения, но начало побудительного предложения произносится более высоким тоном, чем повествовательное.

И, наконец, с помощью интонации обеспечивается эмоциональная, экспрессивная окраска речи. Эмоционально – экспрессивную функцию выполняет восклицательная интонация, с которой могут произноситься и повествовательные и вопросительные, и побудительные предложения. Восклицательная фраза отличается от невосклицательной повышением тона к концу фразы и большей интенсивностью. Ср., например: Сегодня замечательная погода. - Сегодня замечательная погода!

2. Какие типы интонационных конструкций характерны для русского языка?

Интонационная система русского языка

Основой для описания интонационной системы служит учебный стиль русского литературного произношения. Типы русских интонационных конструкций (ИК) реализуются в пре­делах синтагм [Брызгунова, 1977]. В русском языке функционирует 7 типов интонационных конструкций:

 

ИК-1: Студенты вернулись. – ИК повествовательного предложения;

 

ИК-2: Когда студенты вернулись? - ИК вопросительного предложения, начинающегося с вопросительного слова;

 

 

ИК-3: Студенты вернулись?- ИК вопросительного предложения без вопросительного слова;

 

 

ИК-4: (В среду я не могу прийти.) - А не в среду? - ИК вопросительного незавершенного предложения с официальным оттенком;

ИК-5: Сколько хорошего сделал! - ИК восклицательного предложения с восклицательной частицей;

 

ИК-6: А что мы сегодня узнали! - ИК восклицательного предложения с оттенком торжествования;

 

ИК-7: А что он умеет!- ИК восклицательного предложения с оттенком разочарования.

 

 

Контрольная работа № 1 «Фонетические средства русского языка: фонетическая транскрипция». На материале пяти вариантов текстов выполнить следующие задания:

1. затранскрибировать текст;

2. выявить сильные и слабые позиции звуков в выделенных словах;

3. осуществить деление затранскрибированного текста на слоги;

4. выписать пять случаев ассимиляции согласных звуков;

5. обнаружить случаи, где возможны отступления от орфоэпических и акцентных норм;

6. указать тип интонационной конструкции выделенного предложения.

I вариант

Я возвращался с охоты в тряской тележке и, подавленный душным зноем летнего облачного дня (известно, что в такие дни жара бывает иногда еще несноснее, чем в ясные, особенно когда нет ветра), дремал и покачивался, с угрюмым терпением предавая всего себя на съедение мелкой белой пыли, беспрестанно подни­мавшейся с выбитой дороги из-под рассохшихся и дребезжавших колес, - как вдруг внимание мое было возбуждено необыкновен­ным беспокойством и тревожными телодвижениями моего кучера, до этого мгновения еще крепче дремавшего, чем я. Он задергал вожжами, завозился на облучке и начал покрикивать на лошадей, то и дело поглядывая куда-то в сторону.

II вариант

Я осмотрелся. Мы ехали по широкой распаханной равнине; чрезвычайно пологими, волно­образными раскатами сбегали в нее невысокие, тоже распаханные холмы; взор обнимал всего каких-нибудь пять верст пустынного пространства; вдали небольшие березовые рощи своими округлен­но-зубчатыми верхушками одни нарушали почти прямую черту небосклона. Узкие тропинки тянулись по полям, пропадали в ло­щинках, вились по пригоркам, и на одной из них, которой в пяти­стах шагах впереди от нас приходилось пересекать нашу дорогу, различил я какой-то поезд., На него-то поглядывал мой кучер.

III вариант

Погода была прекрасная, еще прекраснее, чем прежде; но жара все не унималась. По ясному нёбу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как весенний запоздалый снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, пушистые и легкие, как хлопчатая бумага, медленно, но ви­димо изменялись с каждым мгновением; они таяли, эти облака, и от них не падало тени. Мы долго бродили с Касьяном по ссечкам. Молодые отпрыски, еще не успевшие вытянуться выше аршина, окружали своими тонкими, гладкими стебельками почерневшие, низкие пни

IV вариант

Мы долго бродили с Касьяном по ссечкам. Молодые отпрыски, еще не успевшие вытянуться выше аршина, окружали своими тонкими, гладкими стебельками почерневшие, низкие пни; круглые губчатые наросты с серыми каймами, те са­мые наросты, из которых вываривают трут, лепились к этим пням; земляника пускала по ним свои розовые усики; грибы тут же тес­но сидели семьями. Ноги беспрестанно путались и цеплялись в длинной траве, пресыщенной горячим солнцем; всюду рябило в глазах от резкого металлического сверкания молодых, красноватых листьев на деревцах; всюду пестрели голубые гроздья журавли­ного гороху, золотые чашечки куриной слепоты, наполовину лило­вые, наполовину желтые цветы Ивана-да-Марьи.

V вариант

Кое-где, возле заброшенных дорожек, на которых следы колес обозначались по­лосами красной мелкой травки, возвышались кучки дров, потем­невших от ветра и дождя, сложенные саженями; слабая тень пада­ла от них косыми четвероугольниками,— другой тени не было ни­где. Легкий ветерок то просыпался, то утихал: подует вдруг прямо в лицо и как будто разыграется,— все весело зашумит, закивает и задвижется кругом, грациозно закачаются гибкие концы папорот­ников,— обрадуешься ему... но вот уж он опять замер, и все опять стихло. Одни кузнечики дружно трещат, словно озлобленные,— и утомителен этот непрестанный, кислый и сухой.звук. Он идет к не­отступному жару полудня; он словно рожден им, словно вызван им из раскаленной земли.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.