Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие № 12




Орфография (4 часа)

Орфография – как наука о передаче буквами фонемного состава слов и морфем. Традиционный, фонетический и морфологический принципы русской орфографии. Вопрос об основном принципе русской орфографии. Дифференцирующие написания. Орфографический анализ слова.

Контрольная работа.

Цель занятия: обсуждение особенностей русской орфографической системы; выполнение итоговой контрольной работы.

Литература: [3] - стр. 435-452.

Вопросы для обсуждения:

1. Что является предметом орфографии как науки?

2. Каких основные принципы легли в основу русской орфографии?

3. Какой из принципов является основным принципом русской орфографии?

4. Что понимают под дифференцирующими написаниями?

Орфографический анализ слова.

Порядок орфографического анализа:

1. Найти орфограмму или орфограммы в слове.

2. Соотнести данную орфограмму с соответствующим правилом и дать определение этому орфографическому правилу.

3. Графически обозначить орфограмму в слове.

Образец: в слове предполагать четыре орфограммы: безударная гласная буква в приставке пред-;последняя согласная буква в приставке пред-; безударная гласная буква в приставке по-; безударная гласная буква в корне -лаг-;

пред - - в данной приставке независимо от произношения всегда пишется буква е и на конце буква д (ср.: предвыборный, представить, предугадывать);

по - - в данной приставке независимо от произношения всегда пишется буква о (ср.: помнить, посланный);

-лаг- - в чередующихся корнях –лаг-// -лож- перед буквой г пишется буква а, а перед буквой ж – буква о (ср.: предполагать // предположить, прилагать // приложить).

Задание 1: произвести орфографический анализ следующих слов

Загорать, изложение, касаться, возраст, подросли, стереть, приклеить, низкий, кровяной, бесчувственный, резчик, преподаватель, подыскать, преграда, рассказ, зверолов, бескозырка, объездчик, горошек, борются.

Образец объяснения и комментария орфограммы:

приз…млиться – з е /млю (чтобы правильно написать корень данного слова, в котором корневой гласный звук находится в слабой позиции, т.е. является безударным, нужно подобрать такое проверочное слово или форму слова, где бы этот гласный оказался ударным).

стро…вший строить + -вш- (действительное причастие прошедшего времени строивший образовано с помощью суффикса –вш- от основы инфинитива строи-, в которой содержится суффикс –и-; данный суффикс сохраняется и в причастии перед суффиксом –вш-).

 

Задание 2: объясните и прокомментируйте орфограммы в следующем тексте

 

ОХОТА НА ПЕРЕПЕЛА

Июнь. Солнце теперь почти не уходит с неба (в) течени… всех суток.

Если взглян…те на (северо) запад в (тот) час когда дог…рает вечерняя з…ря и небо становится (по) ночному темным вы увид…те у г…ризонта уз…нькую полоску света. Она не и…чезнет совсем, только передвинется на восток и начнет (в) новь разг…раться.

Выйд…те на утре…ей или вечерней зорьке в поля, там вы (на) верняка услыш…те (не) затейл…вую песенку перепела.

Первые лучи солнца едва к…снулись верхушек сосен, а Сергей Иванович школьный учитель и его верный помо…ник второкла…ник Володя то (же) страс…ный любитель птиц уже вышли в поле что (бы) достать для живого уголка перепела.

Разо…лали совершенно (не) заметную сеть (по) верх стеблей высокой еще 9не) кош…ной травы. Сергей Иванович вынув из плет…ной сумки перепел…ную дудочку принялся манить перепела. Дело (с) разу пошло (на) лад. Где (то) (в) близи откликнулся мал…нький луговой петуш…к. но попробуй (ка) заманить жела…ного гостя под сеть! Если он почу…ствует (не) ладное ни (за) что не пойдет сюда. Ни ш…роха, ни ш…пота!.. А вот и он. Володя почти не дыш…т, прикрыл глаза и только в щ…лочку между рес…ницами и… (под) тишка наблюдает за птичкой.

 

Контрольная работа № 2: тест по всему разделу «Фонетика и фонология»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.