Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии НПР




Психомоторное развитие

Наиболее интенсивное деление нервных клеток приходится на период 10-18 недель (критический период формирования нервной системы). К рождению головной мозг по своим размерам является наиболее развитым органом. Хотя имеются все структуры, функциональные возможности его снижены. Нервная клетка требует кислорода в 22 раза больше, чем любая соматическая клетка.

На процесс нормального образования нервных клеток влияют:

1. питание

2. импринтинг (от первого впечатления формируется характер его реагирования на факторы внешней среды)

3. воспитание ребенка, родственные связи, полноценность семьи и моральный климат в ней.

· Моторика (движение) - целенаправленная манипулятивная деятельность: физиологический мышечный гипертонус (сгибательная поза) - как и тремор, угасает после первого месяца жизни. Сначала координированными становятся движение мышц глаз (на 2-3 неделе), затем шейных мышц (поворот головы за игрушкой), рук (на 4-м мес.), мышц спины (на 4-5 мес. - со спины на живот, на 5-6 мес. - с живота на спину), ног (к концу года).

Двигательное развитие оценивается по:

- симметричности движений рук, ног и положения головы,

- способностью опираться в положении на животе,

- переворачиваться, сидеть, ползать, стоять.

· Статика - удержание определенных частей туловища в необходимом положении:

- удерживание головы (2-3 мес.),

- сидение (6-7 мес.),

- ползание (7 мес.),

- стояние (9-10 мес.),

- ходьба (к концу года).

· Условно-рефлекторная деятельность (1 сигнальная система) - адекватная реакция ребенка на раздражающие факторы окружающей среды и собственные потребности:

- пищевая доминанта,

- рассматривает лицо матери (к концу первого мес.),

- улыбка, слуховое и зрительное сосредоточение (на втором мес.),

- радостное движение конечностей при виде матери (на 3-м мес.),

- комплекс оживления (другой человек, кроме матери - на 4-5 мес.).

Кроме перечисленных критериев НПР, для оценки состояния нервной системы выясняют выраженность филогенетически закрепленных безусловных рефлексов:

- Стойкие (на протяжении всей жизни): глотательный, сухожильные рефлексы конечностей, роговичный, конъюнктивальный, надбровный;

- Транзиторные (постепенно исчезают): оральные (сосательный, поисковый, хоботковый, ладонно-рото-головной рефлекс Бабкина), спинальные (защитный, опоры, хватательный рефлекс Робинсона, Моро, Кернига, рефлекс ползания Бауэра, рефлекс Бабинского, Галанта, Переса), миелоэнцефальные позотонические (симметричный и асимметричный шейный тонический).

- Установочные (нет после рождения, а формируются в определенном возрасте): верхний и нижний рефлекс Ландау

· Речь (2 сигнальная система):

- сенсорная (понимание),

- гуление (4-6 нед.),

- отдельные слоги (лепет - 6 мес.),

- 8-10 слов (к концу года),

- до 300 слов (к 2 годам).

· Высшая нервная деятельность - созревание умственной деятельности и интеллекта человека. Окончательный вывод о состоянии ВНД можно сделать к 5-6 годам.

Оценка нервно-психического развития проводится:

0-6 мес 1 раз/мес

6 мес-2 лет 1 раз/квартал

2-3 лет 1 раз/полугодие

затем 1 раз/год

Критические периоды психомоторного развития: 3 года, 6-7 лет, 12-15 лет.

Оценка проводится по выраженности и соответствию возрасту 11 нервно-психических признаков-терминов, представленных их заглавными буквами:

Р – рефлексы

Ра – речь активная

Рп – речь пассивная

До – движения общие

Др – движения рук

Сп – социальное поведение

Н – навыки

А – анализаторы

Э – эмоции

Т – тонус

И - игра (основная форма поведения).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 2167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.