КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансы профессиональных союзов
Финансы общественных некоммерческих организаций, фондов, учреждений Финансы потребительских обществ (кооперативов) Финансы некоммерческих организаций Некоммерческие организации имеют существенное отличие от коммерческих организаций. Особенности некоммерческих организаций состоят прежде всего в целях их деятельности и формировании денежных ресурсов. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Однако некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов (потребительских обществ), общественных и религиозных организаций (объединений), фондов, учреждений благотворительных организаций (объединений) и иных формах, предусмотренных законом. Одной из распространенных форм некоммерческих организаций в России является потребительский кооператив. Потребительским кооперативом является добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Действует потребительский кооператив на основе устава, в котором отражаются размеры вступительных и паевых взносов. Потребительский кооператив как некоммерческая организация согласно ст. 116 и ст. 50 ГК РФ может быть создан в виде: кооператива, потребительского союза, потребительского общества. Потребительское общество создается и действует на основе следующих принципов: • добровольное вступление в потребительское общество и выход из него; • обязанность уплаты вступительного и паевого взносов; • демократичность управления потребительским обществом (один пайщик — один голос, подотчетность органов управления и контроля общему собранию пайщиков потребительского общества, свободное участие пайщика в выборных органа); • взаимопомощь и обеспечение пайщикам экономической выгоды; • ограничение размеров кооперативных выплат; • доступность информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков; • забота о более полном удовлетворении платежеспособного спроса населения в товарах народного потребления. Удовлетворение спроса населения — это социальная категория. В России на 1 января 2001 г. насчитывалось 3280 потребительских обществ, в том числе 1240 районных и 200 городских, остальные 1840 — сельские и рабочие. Все они объединяют 11,5 млн пайщиков. В среднем на одно потребительское общество (потребительский кооператив) приходится 3,5 членов-пайщиков. В отельных регионах России есть потребительские общества численностью, превышающей 10 тысяч пайщиков. Потребительские общества (сельские, рабочие, городские) объединены в районные, областные, краевые, республиканские союзы и Центросоюзы РФ, образуя систему организаций потребительской кооперации. Потребительская кооперация — социально-ориентированная организация. Она содействует развитию социально-бытовой инфраструктуры в сельских районах страны, активно участвует в международном кооперативном движении, обсуждении социальных проблем. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) к Российской Федерации" от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ основными задачами потребительской кооперации являются: • создание и развитие организаций торговли, удовлетворение спроса населения в товарах и торговых услугах; • закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продуктов и сырья, продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией; • производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли в целях удовлетворения платежеспособного спроса населения; • оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг. Поскольку потребительский кооператив является кооперативной некоммерческой организацией, его деятельность финансируется не из государственного бюджета, а главным образом за счет вступительных и паевых взносов членов кооператива. Однако Закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" гарантирует потребительским обществам и их союзам государственную поддержку с учетом их социальной значимости. В связи с изложенным следует отметить, что потребительский кооператив не сможет выполнить социальные задачи, стоящие перед ним, если будет убыточным, финансово неустойчивым. Источниками финансовых ресурсов потребительского общества являются: • вступительные и паевые взносы пайщиков; • прибыль, полученная от торговой и иной деятельности (этот источник не исключается, если получение прибыли — дополнительная цель деятельности кооператива, ради которой он создан); • заемные и привлеченные денежные средства и средства, полученные в порядке государственной поддержки. Таким образом, паевые взносы и прибыль являются основными источниками самофинансирования потребительского общества. Доходы потребительского общества, полученные от торговой или иной деятельности, после внесения обязательных платежей в бюджет направляются в фонды потребительского общества и на кооперативные выплаты. В потребительском обществе формируются денежные фонды: паевой фонд, неделимый, развития потребительской кооперации, резервный, социальной сферы и иные фонды в соответствии с уставом потребительского общества (подготовки кадров, стимулирования пайщиков, социального развития, фонд финансирования капитальных вложений, финансирования научных исследований и экспериментальных разработок). Финансы потребительского общества и его структурных подразделений включают следующие финансовые и денежные отношения: • между потребительским обществом (как юридическим лицом) и его пайщиками. Эти отношения носят двусторонний характер: с одной стороны, пайщики вносят в потребительское общество вступительные и паевые взносы, с другой — одни получают от него средства в виде кооперативных выплат; • потребительского общества с коммерческими предприятиями — поставщиками при расчетах за поставленные товарно-материальные ценности (товары, сырье, материалы, топливо и др.). При уплате и получении штрафов за нарушение условий договора; • потребительского общества с налоговыми органами при уплате налогов в бюджет и целевыми фондами при уплате взносов; • с организациями и учреждениями при поставке заготовительных сельскохозяйственных продуктов и сырья; • с банком при оплате процентовза кредиты, а также в процессе хранения денег в банке; • с вышестоящим кооперативным союзом и его структурными подразделениями при уплате внутрихозяйственных отчислений и формировании централизованных денежных фондов; • потребительского общества со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, инвестировании средств в воспроизводство основных фондов; • с транспортными организациями при оплате тарифов за перевозки различных грузов; • потребительского общества с вольнонаемными работниками — при выплате заработной платы, распределении и использовании прибыли от коммерческой деятельности; • со страховыми организациями и компаниями при страховании имущества потребительского общества и предпринимательских рисков; • с иными организациями и предприятиями, связанные с распределением и перераспределением дохода потребительского общества. Отношения, возникающие в системе потребительской кооперации РФ, основным звеном которой является потребительское общество, являются объектом гражданско-правового регулирования. В настоящее время наряду с ГК РФ регулирование деятельности потребительских обществ как некоммерческих организаций осуществляется Федеральным законом "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации". Высшим органом управления в потребительском обществе является общее собрание пайщиков. В период между общими собраниями действует совет, избираемый на общем собрании пайщиков. Исполнительный орган — правление потребительского общества. Исходя из структуры органов управления распределение прибыли (доходов) в потребительском обществе и формирование денежных фондов являются компетенцией общего собрания пайщиков. Общее собрание пайщиков полномочно решать все вопросы, касающиеся деятельности потребительского общества, в том числе принимать его устав. Пайщики потребительского общества имеют право: • добровольно объединяться в потребительское общество и свободно выходить из него с возвращением паевого взноса; • избирать и быть избранным в органы управления и контроля потребительского общества; • получать кооперативные выплаты в соответствии с решением общего собрания пайщиков. Общее собрание пайщиков может устанавливать и иные права пайщиков. Контролирующим органом финансово-хозяйственной деятельности потребительского общества является ревизионная комиссия, избираемая пайщиками. Федеральный закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" определяет пайщика как центральную фигуру в потребительской кооперации, законодательно закрепляя за ним статус социальной базы всей системы потребительской кооперации. Являясь центральной фигурой в потребительской кооперации, пайщик играет исключительно важную роль в финансово-экономической деятельности потребительского общества. Экономическая роль пайщиков в потребительском обществе заключается, прежде всего, в создании паевого фонда как одного из важнейших источников финансовых ресурсов. Экономическая роль пайщика заключается также в создании доходов путем приобретения им товаров преимущественно в магазинах своего потребительского общества, а также в сдаче в кооператив сельскохозяйственных продуктов и сырья со своего подсобного хозяйства по договору. Член потребительского общества привлекает и не пайщиков к покупке товаров в магазинах кооператива и заготовке сельскохозяйственных продуктов. Таким образом, пайщик как участник экономической жизни потребительского общества создает паевой фонд, обеспечивает розничный товарооборот, оборот по заготовкам сельскохозяйственных продуктов и сырья. В условиях рыночных отношений выживает на рынке то потребительское общество, которое имеет постоянных покупателей, доходы и оборотный капитал. Рост объемов товарооборота и заготовок при разумных методах работы обеспечивает потребительскому обществу получение доходов и выживаемость на рынке. Осуществляя розничный товарооборот в магазинах потребительской кооперации, пайщики удовлетворяют как свои потребности в товарах народного потребления, так и спрос на товары и услуги обслуживаемого населения. И как отмечалось выше, удовлетворение спроса населения — это социально-экономическая категория. Наличие в магазинах кооператива товаров в ассортименте, удовлетворяющем платежеспособный спрос, расширяет экономические и социальные задачи потребительской кооперации. В нынешних условиях потребительские кооперативы выполняют не только торговые и заготовительные, но и производственные функции, осуществляют связи между промышленным производством и сельским хозяйством, между городом и деревней, создавая тем самым экономический и социальный эффект. Для того чтобы потребительская кооперация в перспективе укрепляла свои позиции на внутреннем рынке товаров и услуг, она должна работать на увеличение численности пайщиков и размеров паевого фонда. Президентом Российской Федерации был издан Указ от 31 мая 1996 г. № 795 "О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами", согласно которому организации потребительской кооперации обязаны восстановить численность пайщиков, исключенных из потребительских обществ в 1991—1996 гг. В Указе провозглашена государственная поддержка потребительской кооперации. Правительство РФ приняло постановление от 24 июня 1996 г., определив в нем практические меры по реализации вышеозначенного Указа. Для того чтобы укрепить положение потребительской кооперации на российском рынке, потребительским обществам необходимо активизировать работу с пайщиками. Реализация этой задачи имеет сегодня особую актуальность еще и потому, что ослабление работы в этой области создает условия для нарушения демократических принципов кооперации. Проблема усиления активности пайщиков может решаться по двум главным направлениям. Первое направление и, пожалуй, самое значимое — это умение заинтересовать пайщиков материально и морально, чтобы они проявляли интерес к кооперативному делу. В теоретическом значении интерес — это сильная и относительно продолжительная направленность внимания к исполнению работы и на удовлетворение определенных потребностей, будь то материальные, культурные потребности или потребность в общении с другими людьми. Поэтому интересы выступают как реальные стимулы деловой активности, как двигатели экономического развития. Проблема развития заинтересованности пайщиков, на наш взгляд, может решаться по следующим направлениям: предоставление им преимущественного права приобретения товаров в кооперативных магазинах; предоставление им права гарантированного сбыта через кооперативы на договорной основе продукции личных подсобных хозяйств и промыслов; предоставление права покупки товаров в магазинах потребительской кооперации со скидкой с розничных цен; оплата услуг образовательных учреждений учебы членов-пайщиков и их детей; выплата дивидендов (кооперативных выплат) на вложенный в кооператив пай. Работа по этим направлениям в удельных потребсоюзах уже проводится. Главное в работе с пайщиком — утвердить в нем стремление быть хозяином потребительского общества, пробудить него экономический интерес. Вместе с тем экономические интересы должны быть основаны на взаимности: потребительское общество экономически стимулирует пайщика, но и пайщик выполняет определенные обязательства перед потребительским обществом: он должен "покрывать образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов", как записано в ст. 116 ГК РФ. Паевой фонд потребительских обществ в России на начало 2001 г. достигал 250 млн рублей. Средний размер паевого взноса по потребительской кооперации России составляет 21,7 руб. В отдельных потребительских обществах он варьирует от 15 до 50 рублей. Паевой фонд может быть увеличен и финансовое положение потребительских обществ улучшено, гели принять новых членов-пайщиков и с согласия пайщиков урегулировать размеры паевых и вступительных взносов. Потребительской кооперации предоставлены права создавать общества в городах с целью улучшения торгового обслуживания населения городов. До рыночных реформ во многих городах страны были открыты прекрасные магазины по торговле сельскохозяйственными продуктами, но в последующем они прекратили свое существование, значительно сократив возможности городского населения в приобретении высококачественных товаров. Представляется целесообразным возродить эту практику в городах, для чего организовать там потребительское общество в составе действующих потребсоюзов. Одной из важных проблем потребительской кооперации на современном этапе ее стабилизации и развития является укрепление финансового положения потребительских обществ, эффективное использование финансовых ресурсов. Решение этой проблемы зависит от применения экономических методов в управлении финансами, к основным из которых относятся, прежде всего, финансовое планирование и нормирование. Специфика финансового планирования состоит в том, что оно осуществляется только в денежной форме и позволяет проследить движение денежной массы, наметить объемы товарооборота и производимой продукции, спрогнозировать объемы финансовых ресурсов. Задача финансового планирования — достичь сбалансированности финансовых ресурсов с расходами финансовых средств как в целом, так и каждого предприятия в отдельности, обеспечив при этом их эффективное использование. Одним из упущений финансовых служб потребительских обществ является слабое применение финансового планирования для обеспечения финансовых ресурсов и развития всех отраслей деятельности. В известной степени было ослаблено внимание к планированию из-за высоких темпов инфляции, нестабильности налоговой системы, разрыва хозяйственных связей, которые затрудняли разработку планов в потребительских обществах. Сейчас, когда наметились стабилизация и некоторый экономический подъем, необходимо перейти к планированию финансов и всей деятельности потребительских обществ и их структурных подразделений. Ввести в практику годовое и квартальное составление бюджета доходов и расходов. Оплату труда работников увязать с выполнением плановых заданий, конечными результатами деятельности потребительских обществ и их структурных подразделений. Плановые задания должны в потребительских обществах стать предметом обсуждения на собраниях пайщиков, которые могут указать на финансовые резервы, имеющиеся в потребительском обществе. Поскольку финансовое планирование является завершающей стадией планирования финансово-хозяйственной деятельности, при составлении финансовых планов, на наш взгляд, целесообразно определять и рекомендовать пайщикам направлять долю распределяемой прибыли на пополнение собственных оборотных средств. Потребительский кооператив может существовать и как самостоятельная организационно-правовая форма юридического лица (дачные, садоводческие, жилищно-строительные, гражданские, кредитные и др.). По отношению к этим кооперативам применяются общие правила Гражданского кодекса РФ и подзаконные акты, регулирующие особенности создания и деятельности отдельных видов потребительских кооперативов. Они могут объединяться в ассоциации, союзы. В 1999 году в России образована Ассоциация кооперативных организаций России (АКОР). В нее вошли Центральный союз потребительских обществ (Центросоюз), Агропромышленный союз РФ, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств РФ, Союз старателей России, Союз производственных сельских кредитных кооперативов, Московский союз жилищно-строительных кооперативов и др. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, а также в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан. К некоммерческим организациям наряду с потребительскими обществами относятся общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Правовое положение общественных организаций регулируется их уставами. Для территориальных организаций рекомендуются примерные уставы. Так, примерный устав региональной организации объединения "Российское земское движение" опубликован 19 ноября 1994 г. в "Российской газете". Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Создание фонда нацелено на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целей. Финансовые ресурсы фонда формируются из средств, передаваемых фонду его учредителями. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Фонд действует на основе устава. Он вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей. Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая учредителями полностью или частично. Учреждения имеют смету, утверждаемую собственником, и отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник. Учреждения могут создаваться на основе любой формы собственности и соответственно принадлежать как государству, так и частным лицам. Наиболее распространенной категорией учреждений являются государственные учреждения. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. Так, правовое положение образовательных учреждений определяется типовыми положениями об учреждениях начального профессионального образования, об образовательном учреждении, о среднем специальном учебном заведении и др. Аналогично определяется правовое положение вузов, учреждений культуры, науки и др. Источниками формирования денежных средств и иного имущества некоммерческой организации являются: • поступления (регулярные и единовременные) от учредителей (участников, членов), установленные учредительными документами; • добровольные взносы и пожертвования; • выручка от реализации товаров, работ, услуг; • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам, вкладам; • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; • другие, не закрепленные законом поступления. Некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Юридические лица, являясь некоммерческими организациями, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы (ст. 50 ГК РФ). При отсутствии прибыли в некоммерческой организации ее финансирование осуществляют участники (учредители) либо иные собственники. Финансовые особенности некоммерческих организаций определены ГК РФ и Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ. Некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, а ее члены несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами. Финансовый капитал ассоциации (союза) состоит из взносов ее членов. Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор и устав. Некоммерческие организации могут функционировать и как благотворительные организации. В России получили распространение следующие формы некоммерческих благотворительных организаций: • благотворительная общественная организация (объединение); • благотворительный фонд; • благотворительное учреждение; • благотворительная ассоциация. Благотворительная общественная организация представляет собой основанное на членстве добровольное общественное объединение граждан на основе общности интересов для совместного осуществления благотворительной деятельности. Благотворительный фонд — благотворительная организация, не имеющая членства, учрежденная физическими или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, социальные и иные общественно полезные цели, закреплен-^ ные в уставе. Благотворительное учреждение — учреждение, созданное для расширения задач благотворительности собственником, финансирующим его полностью или частично и закрепляющим имущество на правах оперативного управления. Законом предусмотрено, что благотворительные организации могут создаваться в форме учреждений при условии, что учредителем является благотворительная организация. Благотворительная ассоциация (союз) — добровольное объединение благотворительных общественных организаций, фондов. ГК РФ для некоммерческих благотворительных организаций не предусмотрена необходимость формирования уставного капитала, в то же время регистрирующие органы государственной власти требуют его внесения для тех организаций, которые создаются за счет средств учредителей. При регистрации благотворительной некоммерческой" организации, создающейся за счет средств учредителей (согласно Указу Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации", уставный капитал должен составлять не менее 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. В процессе реализации уставных целей некоммерческие благотворительные организации используют денежные средства и иное имущество, источники формирования которых можно разделить на две группы: 1) целевые поступления в денежной и натуральной формах; 2) доходы от предпринимательской деятельности. Целевые поступления составляют вступительные и членские взносы, являющиеся источником финансирования для общественных объединений, их союзов и ассоциаций благотворительных организаций, основанных на членстве. За счет их средств покрываются административно-хозяйственные расходы. Членские взносы относятся к регулярным поступлениям от учредителей. Законодательством не предусмотрены требования к порядку сбора и размеру взносов. Размер взносов и перечислений определяется учредительными документами или решением органов управления либо в соответствии с решением собственника (для учреждений). Взносы учреждений могут быть в натуральной форме — учредители имеют право передать фонду право собственности на имущество, необходимое для осуществления уставных целей и задач. На осуществление отдельных проектов, программ, мероприятий могут быть направлены ассигнования из федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов. Основными формами поддержки благотворительных программ и проектов со стороны государства являются: • субвенции (бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной основе); • грант, разновидность субвенции, который может быть предоставлен в собственность или пользование как в виде денег, так и в виде имущества; • субсидии (бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению благотворительных программ, проектов); • бюджетный кредит (средства бюджета, предоставляемые на возвратной основе). Форма предоставления государственных и муниципальных средств на финансирование деятельности благотворительных организаций имеет прямой или косвенный характер. Прямое финансирование — это оплата социального заказа, выполняемого некоммерческой организацией; косвенное финансирование осуществляется в виде предоставления налоговых льгот. Доходы от предпринимательской деятельности благотворительной организации могут быть от производства товаров, Оказания услуг, от внереализационных операций.
Близки к финансам некоммерческих организаций финансы профессиональных союзов — массовых демократических организаций трудящихся, объединенных на основе общих интересов по роду их деятельности в производстве, сфере обслуживания, культуры, управления. Финансы профессиональных союзов сохраняют все черты финансов некоммерческих организаций, но имеют свою специфику, вытекающую из целей деятельности профессиональных союзов. Финансовые средства профессиональных союзов формируются из вступительных и ежемесячных членских взносов, вступлений от культурно-просветительных и иных источников. Профессиональные союзы ставят целью содействие гармоничному развитию общества, обеспечение достойных человеку условий жизни и безопасности условий труда в соответствии с принятыми международными социальными стандартами. Профессиональные союзы выступают в защиту прав работающих на предприятиях, прежде всего путем заключения коллективных договоров, в которых определяются взаимоотношения администрации и трудового коллектива в области экономического и социального развития. В соответствии с Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 1290-1 "О коллективных договорах" в коллективном договоре должны быть установлены обязательства администрации предприятия и коллектива рабочих и служащих по вопросам: • экономического и социального развития предприятия; • роста производительности труда, его материального и морального стимулирования; • снижения себестоимости и повышения качества продукции на основе внедрения новой техники и технологии; • улучшения использования основных и оборотных фондов, всех видов ресурсов; • создания условий для высокопроизводительного труда, более рационального использования, рабочего времени; • улучшения лечебно-оздоровительного, санаторно-курортного обслуживания рабочих и служащих предприятия; • иные вопросы, касающиеся администрации предприятия (организации) и профсоюзного комитета. Коллективный договор заключается ежегодно профсоюзным комитетом от имени трудового коллектива с администрацией в лице руководителя предприятия (организации), проект коллективного договора выносится на обсуждение общего собрания (конференции) трудового коллектива предприятия (организации). Профессиональные союзы — это иерархическая трехуровневая система организации. Верхний уровень — Федерация независимых профсоюзов России; второй — отраслевые и территориальные профсоюзы; третий уровень — низовые членские профсоюзные организации. Российские профсоюзы входят в международную организацию — Всемирную федерацию профсоюзов. Каждый уровень организации профессиональных союзов действует на основе своего устава, в котором излагаются задачи и функции, вопросы финансового обеспечения профсоюзных организаций. Для выполнения своих функций профсоюзы проводят оздоровительно-хозяйственную деятельность, на что требуется финансовое обеспечение. Они имеют оздоровительные и лечебные учреждения — пансионаты, дома отдыха, санатории. Профессиональные союзы для осуществления уставных функций используют собственные, а также привлеченные и заемные денежные средства. К собственным средствам профсоюзных организаций относятся членские взносы, доходы от деятельности собственных организаций и учреждений. В доход профсоюзных организаций членские взносы составляют более 2/3 их совокупного объема. Размер членского взноса с каждого члена профсоюза установлен в размере 1%. Финансы профессиональных союзов — это замкнутые перераспределительные отношения между их членами, отдельными первичными, отраслевыми, территориальными профсоюзными организациями при решении уставных задач и выполнении целей профсоюза. Финансы профсоюзов и входящих в эту систему организаций, учреждений, предприятий складываются из трех групп финансовых отношений. Первая группа — это отношения, возникающие между профсоюзными организациями и их членами, носящие двусторонний характер: члены профсоюза уплачивают вступительные и членские взносы и получают от профсоюзов материальную помощь. Вторую группу составляют финансовые отношения профсоюзов с предприятиями, организациями, учреждениями, по начислениям на заработную плату и отчисления в пользу профсоюзов на проведение культурно-массовой работы и др. Третья группа — это отношения внутри системы профсоюзов: между профсоюзными организациями и профсоюзными организациями и учреждениями (курортными, туристскими, лечебными). Члены профсоюзов уплачивают членские взносы в низовые организации, которые перечисляют определенную долю этих взносов в вышестоящие профсоюзные организации, а те в свою очередь оказывают финансовую поддержку низовым членским профсоюзным организациям. Профсоюзы обладают полной финансовой самостоятельностью и не несут перед государственным бюджетом никаких обязательств по своей основной деятельности (кроме собственных организаций, принадлежащих профсоюзам, которые вносят в бюджет налоговые платежи наравне со всеми организациями). Внутри финансовых отношений системы профсоюзов применяется сметное финансирование с использованием перераспределения собственных средств между звеньями профсоюзной системы. Сметы доходов и расходов профсоюзных организаций составляются на всех уровнях профсоюзной системы. Право распределения денежных средств профсоюзов принадлежит избранным профсоюзным органам, которые несут ответственность за своевременное поступление средств, их сохранность и правильное использование по смете.
[1] Особенности создания и деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов (колхозов) определяются Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации" от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |