Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

КАК ВЕРИТЬ 3 страница




Этот человек смог овладеть искусством подобного контроля, потому что очень хорошо осознавал его необходимость для того, чтобы преуспеть в той отрасли, где он работал. Поэтому, достаточно сильно желая обрести контроль, он заставил себя работать над тем, чтобы его достичь, и в итоге сделал это. Благодаря столь эффективным методам он смог преодолеть взрывную раздражительность. Я не удивился, когда недавно узнал, что он занял высокий пост в гостиничном бизнесе.

В жизни терпят неудачи те люди, которые дают волю своим эмоциям и остро реагируют на события, которым свойственны мстительность и раздражительность. Такие сверхчувствительные неуправляемые люди часто меняют место работы, потому что не умеют уживаться с людьми. Они находятся в перманентном личном конфликте или постоянно испытывают трудности с общением.

Если вы будете следовать методам, описанным в данной книге, то сможете повысить свою ценность как личности, овладев искусством вежливого и философского отношения к людям, постоянно контролируя свои реакции и демонстрируя внутреннее спокойствие. Без всякого сомнения, огромное количество людей упускают предоставленные им возможности, разрушают свое будущее из-за проявления раздражения и озлобленности больше, чем по любой другой причине.

Один человек, консультировавшийся у меня по поводу раздражительности, говорил: «Не могу этого понять. Злость вскипает во мне, и, прежде чем успеваю это осознать, я взрываюсь. В такие минуты я напрочь забываю обо всех нормам приличия и как следует даю всем прикурить. Но, — заметил он, — к счастью, люди понимают, что я нервный, и в такие моменты не придают значения моим словам и поступкам. А потом все идет по-прежнему».

Но если бы это было так, ему не пришлось бы приходить на консультацию. В действительности люди этого не понимают, не пропускают все мимо ушей и в дальнейшем не поддерживают с ним прежних отношений. Им просто не нравится такой человек, он больше не пользуется их уважением и расположением.

С глубоко укоренившейся раздражительностью справиться настолько трудно, что, как отмечалось выше, единственно верный путь преодолеть эту слабость — прибегнуть к контролю над раздражением с помощью Бога. Бог меняет алкоголиков, воров, лгунов и мошенников. Причина того, почему подобные типы меняются, причем очень часто, а эмоциональные калеки — нет, заключена в том, что последние реже признают свой изъян. Но Бог в состоянии изменить людей с необузданными эмоциями точно так же, как Oн изменяет людей с моральным изъяном.

На поезде дальнего следования, который идет ночью и на котором я иногда езжу, работает официант. Мы с ним хорошие друзья. Я никогда не забуду тот первый вечер, когда мы познакомились. Он обслуживал меня и еще нескольких человек. Я наблюдал за ним. У него было сердитое выражение лица.

Когда я расплачивался по счету, он нагнулся и спросил меня:

— Можно я через какое-то время зайду поговорить с вами?

— Конечно, заходите, — ответил я.

Когда его смена закончилась, он пришел ко мне в купе и присел рядом.

— Не знаю, сколько еще я смогу выдержать на этой работе, доктор, — сказал он, и по его лицу было видно, в каком отчаянии он находится.

— Что случилось? — спросил я.

— Дело в том, что все меня раздражают, — сказал он. — Я стараюсь держать себя в руках, но дело идет к тому, что в один прекрасный день я сорвусь, и это будет конец. Я хочу знать, что мне делать.

— В чем же ваша проблема? — спрашиваю я.

— К примеру, я в вагоне-ресторане подаю на стол, а тут заходит один бесцеремонный тип и обращается ко мне: «Эй, мальчик, иди сюда». Нет, вы мне скажите, какой я ему мальчик? Мне пятьдесят лет!

— Не забывайте, — говорю я ему, — все мы мальчики до самого последнего дня. К тому же бывают люди, — продолжаю я в надежде помочь ему перевести проблему из эмоциональной в интеллектуальную плоскость, — которые хотят отыграться за свой собственный комплекс неполноценности, унижая других людей.

— Тут есть еще одна проблема, — продолжал официант. — Я приношу человеку заказ в точности с его требованиями, а он говорит, что это не то, что он заказывал. В соответствии с правилами я должен сказать: «Да, сэр, извините, сэр» — и унести заказ обратно.

Он показал мне поднос, который принес с собой.

— Видите этот поднос? — спросил он. — В один прекрасный день я увенчаю им голову одного из этих типов.

При этом его голос звучал гораздо спокойнее, чем должен был. Я всерьез решил заняться проблемой этого официанта, так как было видно, что ситуация действительно серьезная.

— Давайте сперва разберемся с человеком, называющим вас мальчиком. Этот человек по сути младенец. Среди своих домочадцев он мало что из себя представляет, поэтому у него глубоко укоренившееся внутреннее ощущение собственной неполноценности, и он пытается компенсировать это напускным экстровертным поведением. Пожалейте его и воспринимайте как ребенка — вот и все. Теперь относительно того парня, который жалуется, что вы принесли ему не тот заказ. Вместо того чтобы бить его по голове подносом, я подскажу, чем вы могли бы огреть его, чтобы это на самом деле на него подействовало.

Официант заинтересовался. Поэтому я рассказал ему про Франка Лаубаха и его гениальный духовный метод запускать в людей молитвы.

— Закончится тем, что человек, в которого вы запускаете молитвы, повернется к вам и улыбнется, — заверил я его.

Мой друг задумался и пообещал:

— Я попробую.

На следующее утро за завтраком я наблюдал за ним. Он посмотрел на меня через голову пожилой дамы, которую он обслуживал, и подмигнул. Проходя мимо меня, он наклонился и прошептал: «В нее нужно запустить не одну молитву, чтобы она начала улыбаться».

А вот вам доказательство моего тезиса, что нужно пытаться понять человека, вместо того чтобы раздражаться по его поводу. Эта самая пожилая дама остановила меня в коридоре вагона, когда я выходил из поезда, и попросила помолиться за нее. «Я еду в Майами на похороны очень близкого мне человека», — сказала она.

Когда позже я рассказал об этом моему другу официанту, он задумчиво произнес: «Да, чужая душа — потемки». Было положено хорошее начало его борьбе с раздражением. «Терпением вашим» вы спасете души ваши, когда, подобно тому гостиничному клерку, овладеете собой, когда, подобно моему другу официанту, начнете молиться, вместо того чтобы отвечать ударом на удар.

Из соображений высокой работоспособности и хорошего здоровья исключительно важно постоянно держать под контролем свое раздражение и свои эмоции. В своем знаменитом бестселлере «Как жить 365 дней в году» доктор Джон А. Шиндлер подчеркивает, что внутри нас есть величайшая из всех целебных сил — сила добрых чувств. «Медицинскую» ценность добрых чувств невозможно переоценить.

Добрые чувства делают нас здоровыми, в то время как недобрые— больными.

Доктор Роберт С. Пил говорит: «Величайшая и самая эффективная фармацевтика содержится в нас самих. Но пока что мы не научились управлять нашими умственными и эмоциональными реакциями таким образом, чтобы максимально использовать их».

Это означает, что все необходимые элементы для здоровой жизни находятся внутри вас. Вам остается лишь поддерживать гармонию с ними. Бог дает нам все, что нужно, но мы должны научиться пользоваться этими дарами.

Один специалист в области человеческой психики утверждает, что в его личной практике раздражение является основной причиной большинства нервных срывов. «Люди стали настолько раздражительными, — отмечает он, — что личность больше не в силах выдерживать подобное напряжение и сдается».

Врачи констатируют, что злоба нарушает нормальный ритм сокращений маленьких мышечных волокон в стенках желудка и кишечника, вызывая спазмы пищеварительного тракта. Она может повысить частоту сердечных сокращений до 160 ударов в минуту, а кровяное давление — с нормальных 130 до более 200 единиц. В припадке ярости с людьми нередко происходит инсульт, когда в результате резкого повышения кровяного давления в мозгу лопается сосуд. Если вы будете подолгу держать в себе вяло тлеющую злобу в форме обиды, это может привести к реальному нарушению работы желез внутренней секреции с вытекающим отсюда расстройством всех биохимических реакций организма. Понятно, почему Библия советует нам: «...Солнце да не зайдет во гневе вашем» (к Ефесянам 4:26). Выбросьте из головы плохие эмоции — злобу, страх и ненависть — и вы явственно почувствуете прилив здоровья и жизненной энергии.

Даже если раздражение и не приводит к болезни, его результатом может являться потеря энергии или повышенная утомляемость. Один человек работал рабочим на заводе под руководством мастера, который ошибочно полагал, что лучший способ добиться уважения — это кричать на подчиненных. Грубый мастер унижал и изводил своих рабочих как только мог. Каждый день наш рабочий приходил домой настолько нервным и измотанным, что уже хотел просить перевести его на более легкую работу или в другую компанию. Врач не нашел никаких физических причин, которыми могла бы объясняться его утомляемость. Потом сурового мастера заменили на человека более толкового, который стремился заручиться поддержкой своих подчиненных и относился к ним с уважением.

Практически сразу же у нашего рабочего произошла полная перемена реакций, и теперь он мог работать, не ощущая усталости. Совершенно очевидно, что его утомляемость была вызвана не восьмичасовым рабочим днем, а переполнявшими его чувством обиды и раздражением, вызванными манерами его начальника.

Библия, в которой содержится наибольшее количество тех самых хороших мыслей, которые приводят к хорошим эмоциям, является источником рецептов для излечения от раздражения. Возьмите себе за правило выучивать наизусть некоторые из ее многочисленных терапевтических и лечебных отрывков. Вот один из них: «Терпением вашим спасайте души ваши» (от Луки 21:19). Терпение— великое слово, подразумевающее зрелость, такт и душевное здоровье.

Когда у вас появляется больше терпения, вы начинаете реагировать не одними только чувствами, но и разумом. Ваша мотивация будет иметь под собой духовную основу, а не бесконтрольные эмоции. Таким образом, вы станете человеком, управляющим собой по-философски и с терпением. Вы не будете легко расстраиваться, как те, кто не овладел этим духовным искусством.

Я как-то наблюдал за тем, как один человек пытается дозвониться по телефону. Несколько раз он набирал номер, но телефон был занят. Что же сделал этот видный бизнесмен? Он швырнул трубку так, что она отскочила от телефона и упала вниз. Это было проявление самого обыкновенного инфантилизма. Его лицо налилось кровью, он задыхался, без сомнения, у него подскочило давление. Этот человек так и не повзрослел. Эмоционально он все еще младенец, в то время как сосуды у него соответствуют его физическому возрасту, и подобные эмоциональные вспышки могут привести к такому повышению давления, что сосуды просто не выдержат.

Игрок в гольф никак не мог попасть мячом в лунку. С упрямством, порой присущим неодушевленным предметам, мячик просто не катился туда, куда хотел игрок. Конечно же, причина была не в неодушевленном предмете, а в человеке. И что же сделал этот человек? Он упорно сохранял хладнокровие, пока не загнал мяч в лунку, после чего, с выражением остервенения на лице, он достал мячик из лунки, положил его на траву и изо всех сил заехал по нему клюшкой, загнав глубоко в землю. Не знаю, какой результат показал он на следующей лунке, но когда выходишь из себя подобным образом, часто теряется тонкая координация, которая необходима для хороших ударов в гольфе.

«От этих обстоятельств никуда не денешься», — говаривал Джимми Дюранте по поводу раздражающих факторов. Действительно, мудрое замечание. Обстоятельства просто существуют, и с ними приходится мириться. Но если подходить к ним взвешенно, по-философски, по-духовному, вы будете управлять ситуациями, а не они вами.

Человеческий мозг обладает способностью отгораживаться от источника раздражения. Один врач рассказывал мне о своей пациентке, которая была вынуждена носить слуховой аппарат. Она его терпеть не могла и постоянно жаловалась на рев в ушах. «Я просто не могу этого выносить!» — возмущалась она.

«Нет, вы можете это выносить, — ответил на это врач, — но для этого вы должны натренировать свой мозг. Вы можете приучить себя больше не слышать этот шум. Человеческий мозг обладает способностью блокировать любой источник раздражения, если вы твердо решите для себя, что хотите этого».

Естественно, это дается нелегко. Для этого требуются терпение, усилие и время. Все действительно стоящее в этой жизни дается с трудом. Необходимы работа над собой и усилие воли. Будете сосредоточиваться на своих раздражениях — и они вырастут до невероятных размеров. Если же сконцентрировать всю силу ума на том, чтобы отгородиться от них, вы с успехом достигнете этого.

Молитва является основным подспорьем в таком блокировании от раздражителей. Попробуйте поэкспериментировать с молитвами, направленными вовне, с доброй волей по отношению к тем, кто раздражает или злит вас, и сами увидите, что обладаете поразительной силой, позволяющей избавляться от раздражения.

Я смог убедиться в этом на собственном опыте во время пребывания в великолепном отеле в Стрезе на берегу озера Лаго-Маджоре в Северной Италии. Это один из самых очаровательных уголков в Европе. Озеро и огромный отель напоминают старинную картину, невозмутимую и спокойную. Деревня — это настоящий фейерверк цветов. Зеркальная гладь озера простирается далеко-далеко— туда, где в дымке ее обступают горные громады, венчающие пейзаж. Милые деревушки на островках, которые как будто плавают в озере, словно взяты из красочной средневековой книги.

Той ночью я лег в постель в предвкушении мирного, спокойного сна в этом райском уголке. Но не тут-то было — отель, оказывается, был расположен на шоссе, огибающем озеро, и непрекращающийся поток трескучих мотоциклов превратил ночь в настоящий кошмар. Я лежал и прислушивался в надежде хотя бы на одну короткую тихую паузу между треском проносящихся мотоциклов и пронзительными гудками, но ее не было. Шум либо удалялся, либо приближался, обрушиваясь на меня с неистовой силой.

Я начал выходить из себя. Потом ко мне пришло осознание, что в действительности я злюсь на этих мотоциклистов. Я встал и закрыл окна, но жара была невыносимой. Надо было выбирать — либо жара, либо шум, а скорее всего, и то, и другое, поскольку звуки проникали даже через закрытые окна, несмотря на двойные стекла. Попытка заткнуть уши ватой не удалась, так как это оказалось очень неудобно. Я судорожно метался по кровати и в гневе сказал жене все, что я думаю о людях, гоняющих по ночам на мотоциклах без глушителей и совершенно не думающих при этом о тех, кто хочет спать.

Мало-помалу я привел себя в состояние такого раздражения, что сон как рукой сняло. И вдруг мне пришло в голову применить в той ситуации простые принципы христианства. Я решил посылать мысли доброй воли тем мотоциклистам. Почему, собственно, они ездили на своих мотоциклах? Просто чтобы получить какое-то удовольствие и радость от жизни. А может, они направлялись навстречу тому, что для них очень важно. Жизнь со всеми ее интересами, надеждами и проблемами звала этих мотоциклистов вперед, вдоль этого озера, покрытого ночной мглой и такого красивого в серебристом лунном свете. Поэтому каждый раз, слыша звук приближающегося мотоцикла, что происходило примерно раз в полминуты, я молился за данного конкретного человека, чтобы у него прекрасно сложилась жизнь, чтобы Бог вел и благословил его.

Я так увлекся своим духовным контактом с этими симпатичными итальянцами, несущимися на огромной скорости на своих оглушительно стрекочущих мотоциклах, что напрочь забыл о своем раздражении. Злобу как рукой сняло, и следующее, что я помню, — это как я проснулся, было уже 7:30 утра. После этого лихачи на мотоциклах меня больше не беспокоили на протяжении всего моего пребывания в Стрезе. А это еще раз доказывает то, что при помощи молитвы можно заблокировать раздражение, если по-настоящему хотеть этого и верить в это.

Применение научного подхода в отношениях с людьми также помогает справиться с раздражением. Под научным подходом я понимаю объективное и беспристрастное отношение к людям. Когда кто-то делает нечто ранящее или раздражающее вас, спокойно скажите себе: «Что ж, давай проанализируем его действия, чтобы разобраться, почему он так поступает». Затем выработайте стратегию, направленную на коррекцию ваших взаимоотношений.

К примеру, ко мне на консультацию пришел человек, который был оскорблен действиями другого человека. Заметив, что он находится в состоянии раздражения, я изложил ему этот научный подход и посоветовал воспользоваться им. Но он встретил это в штыки:

— Да, легко говорить о том, что надо подходить ко всему научно, но ведь оскорбили именно меня. Как, по вашему, он меня обозвал? — возмущенно спросил он.

— Как? — спросил я.

— Да ну, даже не хочу говорить! — ответил он. — Это ужас!

— Ничего страшного, скажите мне, как он вас обозвал.

— Хорошо, я вам скажу! — закричал он. — Он назвал меня скунсом! Он везде и всем говорит, что я — скунс.

— Что ж, давайте применим научный метод, — говорю я. — Вы — скунс?

— Разумеется, я не скунс! — гневно воскликнул он.

— Так разве оттого, что он назовет вас скунсом, вы станете скунсом? — продолжаю я.

— Ну конечно же нет, — отвечает он. — Я не скунс, и он это отлично знает. То, что он обо мне говорит, не делает меня скунсом.

— Значит, — говорю я, — то, что он говорит, — ложь, а у лжи, как гласит старая немецкая пословица, ноги коротки, и далеко она не убежит. Так что пусть себе говорит. Это неправда, и со временем люди поймут, что вы не скунс, может быть, они даже придут к выводу, что настоящий скунс — он. Так что ничего страшного для вас во всем этом нет.

Я мог наблюдать, как, применяя на практике научный объективный подход, этот человек, пусть не без труда, но поднялся на высокий уровень беспристрастности. По сути, он стал более спокойным и менее раздражительным. Затем он начал применять объективный метод к самому себе, чтобы выяснить, что в нем самом вызвало столь негативную реакцию того человека.

В результате такого честного и объективного самоанализа он выявил и устранил у себя некоторые непривлекательные личные качества, выработав дружелюбное отношение к людям. Его умение спокойно, без эмоций относиться к критике и ненависти к себе, его неподдельно доброжелательное отношение к своему обидчику в конце концов обезоружили

того человека, и нападки прекратились. Впоследствии между ними даже установились добрые отношения. Простая, но мощная правда заключается в том, что молитвой, любовью и разумом можно выяснить любое раздражение. И в результате ваша возможность преуспеть в жизни непременно возрастет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.