Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение размеров зон потенциального сбыта продукции

 

Для определения размеров зон потенциального сбыта продукции торгового или промышленного предприятия рассмотрим следующий пример.

Пусть предприятие расположено в точке О, его конкуренты соответственно в точках А и B, потребитель - в точке P. При этом расстояние от предприятия до конкурента А составляет ТА, до конкурента В - ТВ, до потребителя - ТО. Удаленность потребителя от конкурента А определяет отрезок tA, а от конкурента В - tB. Расстояние АВ обозначим ТД (рисунок 2.5). В условиях выбора пункта приобретения товара покупатель имеет три варианта совершения сделки, соответственно, в точках О, А, В. Для каждого из этих вариантов затраты с учетом транспортных расходов могут быть представлены следующим образом:

Ci = Со+р-То, (3)

С2 = СА+Р4А, (4)

Сз = СВ+Р4В, (5)

где СО, СА, СВ - цена за единицу продукции у производителя и у конкурентов А и В, руб.;

р - транспортный тариф, руб./км.

 

Если у покупателя имеются некие дополнительные (кроме ценовых) приоритеты при приобретении продукции, то возникает необходимость в использовании величины Х, равной

Х = Cj - Ci. (6)

 

 

 

А и В, потребителя продукции Р

 

Величина Х представляет собой денежную сумму, которую согласен доплатить потребитель к цене продукции, назначенной одним из предприятий-поставщиков обладая полной информацией о ценовой ситуации на рынке, в том числе сведениями о том, что у конкурентов, возможно, цены на продукцию будут ниже.

Значения Cj и Ci соответствуют величинам Ci, С2, С3 в зависимости от сравниваемых вариантов, например,

Сз- Ci = (Cb+P-IB) - (Co+p-To) = X. (7)

Используя формулу (7), потребителю Р не сложно определить наиболее экономичный для него вариант приобретения продукции. Если же встать на позицию предприятий-поставщиков, то их в первую очередь интересуют места расположения потребителей, которые могут иметь выгоду от приобре-тения продукции именно у данных предприятий. Эти места входят в состав зоны потенциального сбыта продукции. Для определения размеров этих зон следует воспользоваться полярной системой координат.

Напомним, что полярные координаты - точки на плоскости, характеризуемые полярным радиусом р и полярным углом ф (он также называется фазой). Так, например, на рисунке 2.5:

ось ОХ является полярной осью;

координаты точки А описываются на плоскости полярным радиусом ТА и полярным радиусом а.

Уравнение (7) содержит две неизвестные величины tB и TO. По теореме косинусов:

tB = V TO2 + TB2 - 2 * TO * TB * cos p. (8)

Кроме того, удобно воспользоваться линейным показателем G, который в случае конкуренции между предприятиями О и В выглядит следующим образом

G = Св - Ca ± X (9)

Р

Подставляя выражения (6) и (7) в формулу (5), получим следующее соотношение

2 2 TB - G

TO = (10)

2 * (G + TB * cos P)

Уравнение (10) представляет собой полярное уравнение конических сечений - линий пересечения конической поверхности плоскостями, не проходящими через ее вершину.

В зависимости от конкретной ситуации линейный показатель G может быть представлен следующим образом:

при разграничении рынка между предприятием и его региональным дистрибьютором

SB ± X

G = TB +, (11)

P

при разграничении рынка между двумя региональными дистрибьюторами, реализующими продукцию одного предприятия

Sb - 5A ± X

G = TB - TA +, (12)

р

где 5В и 5А - надбавка к цене производителя, учитывающая прибыль и накладные расходы соответственно дистрибьюторов предприятий В и А.

- при разграничении рынка между дистрибьюторами, реализующими продукцию разных производителей

CB - CA + SB—SA ± X

G = TB - TA +, (13)

p

- при разграничении рынка между производителем O и дист-

*

рибьютором А, реализующим продукцию производителя-конкурента А

CO - CA — SA ± X

G = TA. (14)

p

Последовательность расчетов и построения линий разграничения зон потенциального сбыта продукции следующая:

исходя из условий конкуренции, по известным исходным данным рассчитывается линейный показатель G (формулы 9, 11 - 14);

при известных значениях расстояния между предприятиями - конкурентами ТВ, G и совокупности переменных значений в от нуля до 360 градусов (при необходимости) с определенным шагом, например, 10 градусов, определяется совокупность радиус - векторов ТО в полярной системе координат. В данном случае использование полярной системы координат является предпочтительным перед декартовой (прямоугольной) системой координат ввиду простоты и удобства построения линий разграничения зон потенциального сбыта продукции.

Далее, принимая в = 10 градусов, находим значение ТОЮ, которое следует отложить на осях, «повернутых» относительно нулевой оси на данные 10 градусов и так далее;

соединить полученные точки окончаний радиус - векторов ТО единой линией гиперболической формы в полярной системе координат, которая позволяет разграничить зоны потенциального сбыта каждого предприятия - конкурента. При этом следует точно определиться, какой населенный пункт берется за нулевую точку отсчета.

Анализируя формулу (10), можно отметить наличие на прямой, соединяющей места расположения конкурирующих организаций, точки разграничения - значения функции ТО = f (в) при в = 0. При этом формула (10) сводится к выражению

То = (ТВ - G) / 2. (15)

Пример 1 - Рассчитать параметры линии разграничения зон потенциального сбыта продукции по следующим исходным данным:

Таблица 2.1 - Исходные данные для построения линии разграничения зон потенциального сбыта продукции Параметр Предприятие А Предприятие В Цена за единицу продукции, р./ ед. 4915 5120 Расстояние между предприятиями - 450 км. Транспортный тариф - 1,0 р. / км, Х = 0.

Решение: Определяем значение линейного показателя G (формула (9)). G = (5120 - 4915) / 1 = 205 км.

Используя формулу (10), вычисляем радиус - векторы зоны потенциального сбыта продукции предприятия В.

2 2

tB0 =(450 - 205) / (2 * (205 + 450 * 1)) = 122,5 км;

2 2

tB10 =(450 - 205) / (2 * (205 + 450 * 0,9848)) = 124,2 км;

2 2

tB20 =(450 - 205) / (2 * (205 + 450* 0,9397)) = 127,8 км и т. д. Результаты расчета заносим в таблицу 2.2.

Таблица 2.2 - Данные расчета размеров зоны потенциального сбыта продукции предприятия В в, град. 0 10 20 30 40 50 60 70 90 tB, км 122,5 124,2 127,8 134,5 145,5 162,8 186,6 224,1 285,0 Размеры зоны потенциального сбыта продукции можно определить на основе неценовых критериев (рисунок 2.4). Рассмотрим пример 2.

Пример 2 - Предположим, что ОАО «Ново-Липецкий металлургиче-ский комбинат» реализует материал «А», а ОАО «НОСТА» (ОХМК) г. Ново- троицка Оренбургской обл. - материал «Б». Технические характеристики данных материалов и коэффициенты их весомости, полученные по результатам маркетинговых исследований, приведены в таблице 3. Стоимость одного тонно-километра транспортировки груза составляет 0, 75 р. / т*км.

Составляем уравнение, характеризующее баланс предпочтений потребителей:

840 530 10 4 3

----- * 0, 25 + ----- * 0, 15 + * 0, 05 + — * 0, 20 + — * 0, 10 +

800 510 12 5 4

1800 + 0, 75* tA

+ * 0, 25 = 1

2025 + 0, 75* tB После соответствующих преобразований получим: tA - 1, 2196 * tB - 892,92 = 0

Таблица 2.3 - Технические характеристики и коэффициенты весомости материалов «А» и «Б» Характеристики Материал «А» Материал «Б» Коэффициент весомости 1) Предел прочности, ау, МПа 800 840 0,25 2) Предел текучести, ат, МПа 510 530 0,15 3) Относительное удлинение, 5, % 12 10 0,05 4) Пригодность для дуговой свар- ки, балл* 5 4 0,20 5) Пригодность для высокочас- 4 3 0,10 тотной закалки, балл* 6) Цена, р./тонна 1800 2025 0,25 * Примечание. Технологические свойства материалов определены в баллах: 5 - дает отличные результаты, 4 - дает хорошие результаты, 3 - приемлем, 2 - приемлем при ограниченных условиях, 1 - неприемлем.

Поскольку

tA = ^ +1] - 2* Тд * te *cos в,

где Тд - расстояние между городами Липецком и Новотроицком, равное 1290 километров

0,487 * tB2 - tB * (2580 * cos в + 2178) - 866 794 = 0, откуда

- 2580 * cos в -2 178 + ^/(2580* cosfi + 2178)2 +1688515

tB =

0,974

Подставляя в данную формулу значения в е (0, п/2), можно рассчитать ряд значений радиус - векторов tB, которые позволяют построить кривую 1 на рисунке 5. Если бы технические характеристики материалов «А» и «Б» не принимались бы во внимание (т. е. использовались только цены на них и транспортный тариф), то кривая 1 переместилась бы в положение 2. На основании расчета можно сделать вывод о том, что предпочтения большинства клиентов склоняются в пользу материала «А».

Предположим, что ОАО «НОСТА» (ОХМК) изыскало резервы для снижения цены на материал «Б» до 1650 р./т. и одновременно улучшило его технологические свойства до уровня материала «А». В этом случае кривая 1 переместится в положение 3.

Для определения размеров зон потенциального сбыта продукции на основе остальных факторов, приведенных на рисунке 4, используются формулы расчета линейного показателя G (таблица 2.4).

Алгоритм определения размеров зоны потенциального сбыта продукции приведен на рисунке 2.7.

После проведения работ по определению размеров зоны потенциального сбыта определяется количество региональных дистрибьюторов про-

мышленного либо коммерческого предприятия. Для этого используются методы, представленные на рисунке 2.8.

Таблица 4 - Формулы для определения линейного показателя G, входящего в формулу 10 Условия конкуренции Линейный показатель G*, км Сырье, полуфабрикаты, детали

Производитель В-Производитель А Производитель В-Дистрибьютор В* Производитель В-Дистрибьютор А* Дистрибьютор В*- Дистрибьютор А* Дистрибьютор В1*- Дистрибьютор В2* Однофункциональное оборудование Производитель В-Производитель А

Ограничения международного рынка

Производитель В-Производитель А

Производитель В-Дистрибьютор В* Время обслуживания клиентов

Производитель В-Производитель А

Дефицит продукции у производителя А

Производитель В-Производитель А (Св - Са ±Х) / p Тв + (5В±Х) / p (Св -Са-5а±Х) / p -Та Тв-Та +(Св -Са+5в-5а±Х) / p Тв1-Тв2 +(5в1-5в2±Х) / p

(sb-sa+еН*(Ca-cb) ±Х) / (E^p)

(?*(СВ+ТБ*СВ)-СА±Х) /pv+ +tBW*(?*pv/pW-1) tBw *(?*pw/pv-1)+(±Х-5) /pv

сис сис VAB/2*(TB - ТА ±Лт)

k* в/p*q*((Fв/Nв+vв)* (1+ГВ)- (FA/(NA-nA*TOж)+VA)*(1+rA) ±Х

k - количество изделий, перевозимых транспортным средством (в нашем случае - автомобилем);

в - коэффициент использования пробега транспортного средства; q - грузоподъемность транспортного средства;

FA и FB - суммарные величины постоянных затрат поставщиков А и В;

VA и VB - переменные затраты поставщиков А и В в расчете на единицу продукции;

NA и NB - количество продукции, производимой (реализуемой) поставщиками А и

В;

ГА и ГВ - рентабельности единицы продукции поставщиков А и В; ПА - производительность поставщика А, испытывающего дефицит продукции для ее реализации региональным дистрибьюторам;

тож - время ожидания потребителем заказанной продукции, в течение которого происходит сокращение размеров зоны ее потенциального сбыта.

 

 

 

Рисунок 2.6 - Разграничение зон потенциального сбыта между пред-приятиями гг. Липецка и Новотроицка

 

 

 

 

Рисунок 2.7- Процесс расчета размеров зон потенциального сбыта продукции пре дприятия

 

Оптимизации времени обслуживания потребителей

Минимизации совокупных затрат на движение ресурсов

Предельного уровня себестоимости продукции

Использование ЗПС по ценовому фактору

Распределение продукции - равномерное.

Учет транспортных расходов и количества реализуемой продукции.

Использование ЗПС по временному фактору.

Распределение продукции - равномерное.

Учет времени доставки продукции и обслуживания потребителя.

Использование ЗПС по ценовому фактору

Индивидуальный подход к потребителю.

Предпосылки

Сопоставление себестоимости изготовления и приобретения продукции.

О

О

N, ед.

О

 

Графическая интерпретация метода

 

Обслуживание

Ожидание

Zmin

 

 

Уопт Уровень сервиса к Количество \ продукции Транспортные расходы Zmin \ —. 1

^ 1 ь. Попт

 

Топт

Т, км

 

Определение оптимальных значений радиуса ЗПС и объема реализуемой продукции посредством дифференцирования функции совокупных затрат

 

Игнорирование определенных выгод потребителя.

Игнорирование условий распределения продукции.

Игнорирование конфигурации реальных транспортных коммуникаций.

Аппарат теории массового обслуживания в зависимости от условий взаимодействия субъектов, характера распре-деления времени обслуживания и при- бытия клиентов

1. Игнорирование определенных выгод потребителя.

Игнорирование условий распределения продукции.

Наличие погрешностей, связанных с оценкой вероятностных процессов

Теоретический аппарат

Недостатки метода

Расчет вариантов себестоимости изготовления продукции потенциальным потребителем и приобретения данной продукции у торгового посредника с учетом объемов его оборота

1. Трудоемкость расчетов.

Игнорирование определенных выгод потребителя.

Наличие погрешностей, связанных с колебаниями спроса на продукцию.

Рисунок 2.8 - Сущность методов определения количества торговых посредников

.

 

http://учебники-бесплатно.рф/osnovy-logistiki/222-opredelenie-razmerov-zon-potentsialnogo.html

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Добавим три отделения | Теоретические основы работы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.