КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
От переводчика 37 страница
[24] Gerson. Tractatus II super Magnificat // Opera. IV. P. 248. [25] 65 nutte artikelen van der passien ons heren // Moll W. Op. cit. II. P. 75. [26] Gerson. De monte contemplationis // Opera. III. P. 562. [27] Gerson. De distinctione... I. P. 49. [28] Ibid. P. 49. [29] Acta Sanctorum. Mart. I. P. 562. [30] Ibid. I. P. 552. [31] Froissart (ed. Kervyn). XV. P. 132; Rel. de S. Denis. И. Р. 124; Joannis de Varennis Responsiones ad capita accusationum // Gerson. Opera. I. P. 925, 926. [32] Joannis de Varennis Responsiones... P. 936. [33] Ibid. P. 910 ff. [34] Gerson. De probatione spirituum // Opera. I. P. 41. [35] Gerson. Epistola contra libellum Joh. de Schonhavia // Opera. I. P. 82. [36] Gerson. Sermo contra luxuriam // Opera. III. P. 924. [37] Gerson. De distinctione... I. P. 55. [38] Gerson. Opera. III. P. 589. ff. [39] Ibid. P. 593. [40] Gerson. De consolatione theologiae // Opera. I. P. 174. [41] Gerson. Epistola... super tertia parte libri Joannis Ruysbroeck De ornatu nupt. spir. // Opera. I. P. 59, 67 etc. [42] Gerson. Epistola contra defensionem Joh. de Schonhavia (полемика против Рюйсбрука) // Opera. I. P. 82. [43] Подобное чувство описывает и современный автор: "I committed myself to Him in the profoundest belief that my individuality was going to be destroyed, that He would take all from me, and I was willing" ["Я вверился Ему с глубочайшею верою, что личность моя вот-вот уничтожится, что Он все отберет у меня, и я жаждал этого"] (James W. Op. cit. P. 223). [44] Gerson. De distinctione etc. I. P. 55; De libris caute legendis. I. P. 114. [45] Gerson. De examinatione doctrinarum // Opera. I. P. 19; De distinctione. I. P. 55; De libris caute legendis. I. P. 114; Epistola super Joh. Ruysbroeck De ornatu. I. P. 62; De consolatione theologiae. I. P. 174; De susceptione humanitatis Christi, I. P. 455; De nuptiis Christi et ecclesiae. II. P. 370; De triplici theoloqia. III. P 869. [46] Moll W. Joh. Brugman. I. P. 57. [47] Gerson. De distinctione etc. I. P. 55. [48] Moll W. Jon. Brugman. I. P. 234, 314. [49] Ср.: Meister Eckhart. Predigten. № 43. P. 146, 26. [50] Ruusbroec. Die Spieghel der ewigher salicheit, Cap. 7; Die chierheit der gheesteleker brulocht. Lib. II. Cap. 53. Werken, ed. David en Snellaert (Maatsch. der Vlaemsche bibliophilen), 1860[2], 1868. III. P. 156-159; VI. P. 132. Ср.: Melline d'Asbeck. La mystique de Ruysbroeck l'Admirable, un echo du neoplatonisme au XIV[e] siecle. P., 1930. [51] По рукописи, цит. по: Oulmont. Op. cit. P. 227. [52] Ср. оспаривание этого мнения: James. Op. cit. P. 10, № 1; 191, 276. [53] Moll W. Brugmann. II. P. 84. [54] Oulmont. Op. cit. P. 204, 210. [55] Alanus redivivus (ed. J. A. Coppenstein, 1642). P. 29, 31, 105, 108, 116 etc. [56] Alanus redivivus. P. 209, 218.
ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ
[1] Seuse. Leben. Kap. 4, 45 // Deutsche Schriften. S. 15, 154; Acta Sanctorum. Jan II. P. 656. [2] Hefele. Op. cit. S. 167; cp. S. 259, Об имени Иисусовом, о защите такого обычая Бернардином Сиенским. [3] Eug. Demole. Le soleil comme cimier des armes de Geneve // Revue historique CXXIII. P. 450. [4] Hospinianus Rod., De templis etc., ed. secunda. Tiguri, 1603. P. 213. [5] James. Op. cit. P. 474-475. [6] Irenaeus. Adversus haereses libri V, lib. IV, cap. 213. [7] О неибежности такого реализма ср.: James. Op. cit. P. 56. [8] Goethe. Spruche in Prosa (Maximen und Reflexionen). № 742, 743. [9] St. Bernard. Libellus ad quendam sacerdotem // Dion. Cart. De vita et regimine curatorum. Opera. XXXVII, P. 222. [10] Bonaventura. De reductione artium ad theologiam / Opera, ed. Paris. 1871 VII P. 502. [11] Rousselot P. Pour l'histoire du probleme de l'amour (Baumker & von Hertling, Beitr. zur Gesch. der Philosophie im Mittelalter. VI. 6. Munster, l 908). [12] Sicard. Mitrale sive de officiis ecclesiasticis summa, Migne, Patr. lat. CCXIII. Col. 232. [13] Gerson. Compendium Theologiae / Opera. I. P. 234, 303 ff., 325; Meditatio super septimo psalmo poenitentiali. IV. P. 26. [14] Alanus redivivus. Passim. [15] Ha p. 12 fortitude приравнивается к abstinentia, но на р. 201 в ряду добродетелей отсутствует temperantia, вероятно намеренно. Есть и другие различия. [16] Froissart. Poesies (ed. Scheler). I. P. 53. [17] Chastellain. Traite par forme d'allegorie mystique sur l'entree du roy Loys en nouveau regne,?uvres, VII. P. 1; Molinet. II. P. 71; III. P. 112. [18] Ср.: Coquillart. Les droits nouveaux / Ed. d'Hericault. I. P. 72. [19] Opera. I. P. XLIV ff. [20] Usener Н. Gotternamen, Versuch zu einer Lehre von der religiosen Begriffsbildung. Bonn, 1896. S. 73. [21] Mangeart J. Catalogue descriptif et raisonnee des mss. de la bibl. de Valenciennes. P., 1860. P. 687. [22] Journal d'un bourgeois. P. 96. [23] La Marsche. II. P. 378. [24] Histoire litteraire de la France (14[e] siecle). XXIV (1862). P. 541; Grobere Grundri?. Н. 1. S. 877; II, 2. S. 406; ср.: Cent nouvelles nouvelles. Н. P. 183; Rabelais. Pantagruel. I, IV. Chap. 29. [25] Grotefend Н. Korrespondenzblatt des Gesamtvereins etc., 67 (1919). S. 124. [26] De captivitate babylonica ecclesiae praeludium // Weimarer Ausgabe. 1888. VI. P. 562. 17 ff.
ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ
[1] Petri de Alliaco Tractatus I adversus cancellarium Parisiensem. Цит. по: Gerson. Opera. I. P. 23. [2] Dion. Cart. Opera. XXXVI. I. P. 200. [3] Dion. Cart. Revelatio. II // Opera. I. P. XIV. [4] Dion. Cart. Opera. XXXVII, XXXVIII, XXXIX, P. 496. [5] Anecdotes historiques etc. d'Etiennes de Bourbon / Ed. A. Lecoy de la Marsche, Soc. d'hist. de France, 1877. P. 24. [6] Alain Chartier.?uvres. P. XI. Этот анекдот имеет ценность лишь как свидетельство взглядов эпохи. Ален Шартье умер в 1429 г., а Маргарита прибыла во Францию только в 1435 г., в возрасте 11 лет. Ср.: Champion P. Histoire poetique du 15[e] siecle. I. P. 131, № 4. [7] Gerson. Opera. I. P. 17. [8] Dion. Cart. Opera. XVIII. P. 433. [9] Ibid. XXXIX. P. 18 ff; De vitiis et virtutibus. P. 363; De gravitate et enormitate peccati // Ibid. XXIX. P. 50. [10] Ibid. XXXIX. P. 37. [11] Ibid. P. 56. [12] Dion. Cart. De quatuor hominum novissimis // Opera. XLI. P. 545. [13] Ibid. P. 489 ff. [14] Moll W. Brugman. I. P. 20, 23. 28. [15] Ibid. P. 320, № 1. [16] Примеры из житий свв. Эгидия, Германа, Кирика см.: Gerson. De via imitativa // Opera. III. P. 777; ср.: Contra gulam sermo // Ibid. P. 909; Olivier Mailard. Serm. de sanctis. Fol. 8a. [17] Innocentius Ш. De contemptu mundi. Lib. I, cap. 1 // Patrologiae cursus completus. Series latina. CCXVII. Col. 702 ff. [18] Wetzer und Welte. Kirchenlexicon. XI. 1601. [19] Extravag. commun. Lib. V, tit. IX. cap. 2: "Quanto plures ex eius applicatione trahuntur ad iustitiam, tanto magis accrescit ipsorum cumulus meritorum" ["Чем больше их чрез употребление его побуждается к праведности, тем более множится сумма оных заслуг"]. [20] Bonaventura. In secundum librum sententiarum, dist. 41, art. l, qu. 2; 30, 2, l, 34; in quart, lib. sent. d. 34, a. 1 qu. 2, Breviloquii pars II // Opera / Ed. Paris. 1871, III. P. 577a, 335. 438; VI. P. 327b, VII. P. 271a, b. [21] Dion. Cart. De vitiis et virtutibus // Opera. XXXIX. P. 20. [22] MacKechnie. Magna Carta. P. 401. [23] Та же мысль высказывается в уже упоминавшейся булле Unigenitus. Ср. слова из Фауста Марло: "See, where Christ's blood streams in the firmament! One drop of blood will save me" ["Смотри, струится кровь Христа в небесной тверди! Меня спасет и капля этой крови"]. [24] Dion. Cart. Dialogion de fide cath. // Opera. XVIII. P. 366. [25] Dion. Cart. Opera. XLI. P. 489. [26] Dion. Cart. De laudibus sanctae et individuae trinitatis // Opera. XXXV. P. 137; De laud. glor. Virg. Mariae et passim. Употребление превосходных степеней восходит еще к Дионисию Ареопагиту. [27] James. Op. cit. P. 419. [28] Joanis Scoti De divisione naturae. Lib. III. Cap. 19 // Patrologiae cursus completus. Series latina. CXXII. Col. 681. [29] Cherubinischer Wandersmann. I. 25. [30] В упомянутой выше (прим. 50 к гл. XIV) работе М. d'Asbeck, как об этом свидетельствует уже само название, неоплатонический элемент в немецкой мистике и у Рюйсбрука подчеркивается в гораздо большей степени, чем это обычно стали делать после того, как были обнаружены томистские основы этой мистики. [31 ]Opera. I. P. XLIV. [32] Seuse. Leben. Kap. 3 / Ed. К. Bihlmeyer // Deutsche Schriften. Stuttgart, 1907. S. 14. Ср.: Кар. 5. S. 21, Zeile 3. [33] Meister Eckchart. Predigten. № 60, 76 / Ed. F. Pfeiffer // Deutsche Mystiker des XIV. Jahrhunderts. Leipzig, 1857. II. S. 193. Z. 34 ff.; S. 242, Z. 2 ff. [34] Tauler. Predigten. № 28 / Ed. F. Vetter (Deutsche Texte des Mittelalters. XI). B., 1910. S. 117, 30 ff. [35] Ruusbroec. Dat boec van seven sloten. Cap. 1 9 // Werken / Ed. David. IV. P. 106-108. [36] Ruusbroec. Dat boec van den rike der ghelieven. Cap. 43 / Ed. David. IV. P. 264. [37] Ibid. Cap. 35. P. 246. [38] Ruusbroec. Van seven trappen in den graet der gheesteliker minnen. Cap. 14 / Ed. David. IV. P. 53. Здесь "ontfonken" прочитано как "ontsonken" ["выпавших"]. [39] Ruusbroec. Boec van der hoechster waerheit / Ed. David. P. 263; ср.: Spieghel der ewigher salicheit. Cap. 25. P. 231. [40] Spieghel der ewigher salicheit. Cap. 19. P. 144; Cap. 23. P. 227. [41] 2 Пар., 6,1: "Dominis pollicitus est, ut habitaret in caligine" ["Господь вещал, что обитает во мгле"]; Пс., 17 (18), 12: "Et posuit tenebras latibulum suum" ["И содеял мрак покровом Своим"]. [42] Dion. Cart. De laudibus sanctae et individuae trinitatis per modum horarum // Opera. XXXV. P. 137 f.; XLI. P. 263 etc.; ср.: De passione dei salvatoris dialogus // Ibid. XXXV. P. 274: "ingrediendo caliginem, hoc est ad supersplendidissimae ac prorsus incomprehensibilis Deitatis praefatam notitiam pertingendo per omnem negationem ab ea" ["вступая во мрак, сиречь достигая вышепоименованного ведения преблистательной и всецело непостижимой Божественной природы чрез отвержение всякого об оной высказывания"]. [43] Jostes F. Meister Eckhart und seine Junger. Freiburg (Schw.), 1895. S. 95. [44] Dion. Cart. De contemplatione. Lib. III, art. 5 // Opera. XLI. P. 259. [45] Ibid. P. 269. -- Вслед за Дионисием Ареопагитом. [46] Seuse. Leben. Kap. 4; цит. по: Вihlтеуеr. Deutsche Schriften. 1907. S. 14. [47] Eckhart. Predigten. № 40. S. 136, 23. [48] Ibid. № 9. S. 47 ff. [49] Soliloquium animae // Thomas a Kempis. Opera omnia / Ed. М. J. Pohl. Freiburg, 1902-1910. 7 vol. I. P. 230. [50] Thomas a Kempis. Op. cit. I. P. 222.
ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ
[1] Alienor de Poitiers. Les honneurs de la cour. P. 184, 189, 242, 266. [2] La Marsche. L'Estat de la maison etc. //?uvres. IV. P. 56. О подобных вопросах см. выше, с. 51-- 52. [3] Round J.H. The king's serjeants and officers of state with their coronation services. L., 1911. P. 41. [4] О сокровищах Карла ср.: Burckhardt R.F. Anzeiger f. Schweiz. Altertumskunde, 1932. S. 247 ff.; там же имеется изображение "трех братьев" ("trois freres"). [5] Что примечательным образом распространилось на локомотивы, автомобили и (по крайней мере в Америке) лифты. [6] Le livre des trahisons. P. 27. [7] Rel. de S. Denis. III. P. 464 ff.; Juvenal des Ursins. P. 440; Noel Valois. La France et le grand schisme d'occident. P., 1896-1902. 4 vol. III. P. 433. [8] Juvenal des Ursins. Op. cit. P. 342. [9] Monstrelet. I. P. 177-- 242; Coville. Le veritable texte de la justification du duc de Bourgogne par Jean Petit // Bibliotheque de l'Ecole des chartes. 1911. P. 57. О предварительных набросках второй оправдательной речи, в которой Жан Пти должен был ответить на высказанные 1 1 сентября 1408 г. возражения аббата Фомы из Черизи, см.: Cartellieri O. Beitrage zur Geschichte der Herzoge von Burgund. V. Sitzungsberichte der Heidelberger Akademie der Wissenschaften. 1914. № 6; кроме того, см.: Seiferth W. Der Tyrannenmord von 1407 // Leipziger Dissertation. 1922. Далее обо всем касающемся Жана Пти подробно см.: Coville A. Jean Petit, la question du tyrannicide au commencement du 15[e] siecle. P., 1932. [10] Leroux de Lincy. Le proverbe francais; ср.: Langlois E. Bibl. de L'Ecole des chartes. 1899. LX. P. 569; Ulrich J. /l Zeitschr. fur franz. Sprache u. Lit. 1902. XXIV. P. 191. [11] Les grandes chroniques de France / Ed. Paris. IV. P. 478. [12] Alain Chartier (ed. Duchesne). P. 717. [13] Les Fortunes et adversitez de feu noble homme Jean Regnier; ср.: Champion P. Histoire poetique du 15[e] siecle. I. P. 229 ff.; Molinet. Faictz et Dictz / Ed. Paris. 1537. Fol. 80, 119, 152, 161, 170, 194; Coquillart.?uvres. I. P. 6; Villon (ed. Longnon). P. 134. [14] Roberti Gaguini Epist. et orat. (ed. Thuasne). II. P. 366. [15] Gerson. Opera. IV. P. 657; I. P. 936; Camahan. The Ad Deum vadit of Jean Gereon. P. 61, 71; ср.: Leroux de Lincy. Le proverbe francais. I. P. LII. [16] Geffroi de Paris I Ed. de Wailly et Delisle, цит. по: Bouquet. Requeil des Historiens des Gaules et de la France. XXII. P. 87; см.: Index rerum et personarum, s.v. Proverbia. P. 926. [17] Froissart (ed. Luce). XI. P. 119; (ed. Kervyn). XIII. P. 41; XIV. P. 33; XV. P. 10; Le Jouvencel. I. P. 60, 62, 63. 74, 78, 93. [18] "Je l'envie" -- "приглашаю", "вызываю" (термин карточной игры); "ic houd" -- "принято!" (в ответ на это). "Cominus et eminus" -- намек на поверье, что дикобраз способен также метать свои иглы. [19] См.: Huizinga J. Aus der Vorgeschichte des niederlandischen Nationalbewu?tseins // Im Bann der Geschichte. Amsterdam, 1942. S. 213-302. [20] См. выше, с. 126 - 127. [21] Piaget A. Le livre Messire Geoffroy de Charny // Romania. 1897. XXVI. P. 369. [22] L'abre des batailles. P. 1515; Michel le Noir; см. о Боне: Molinier. Sources de l'histoire de France. № 3861. [23] Chap. 35, 85 bis (номера глав 80-90 в издании 1515 г. встречаются дважды), 124-126. [24] Chap. 56, 60, 84, 132; Coopland G. Wt. The tree of battles and some of its sources, Tijdschrift voor rechtsgeschiedenis. V (1923). P. 173, подчеркивает явную зависимость Боне от Иоанна из Леньяно (ум. 1383). Однако именно те места, которые здесь рассматриваются, представляются изначально принадлежащими Боне. Об Иоанне из Леньяно см.: Ermini G. I trattati delia guerra e delia pace di G. da Legnano // Studi e memorie per la storia dell'universita di Bologna, 1924, VIII. В испанском рыцарском романе Tirante el Blanco [Тиранme Белый] отшельник вручает оруженосцу L'arbre des batailles как пособие по изучению рыцарства. [25] Chap. 82, 89, 90 bis ff. [26] Le Jouvencel. I. P. 222; II. 8, 93, 96, 133, 214. [27] Les vers de maitre Henri Baude, poete du 15[e] sieecle, ed. Quicherat (Tresor des pieces rares ou inedites). 1856. P. 20-25. [28] Champion. Villon. II. P. 182. [29] Еще сильнее такой формализм у племен южноамериканских индейцев, где каждый, кто случайно поранится, должен выплатить своему клану вено за пролитие крови, ибо он пролил кровь клана. См.: Farrand L. Basis of American history. P. 198 (The American nation. A history. Vol. II). [30] La Marche. II. P. 80. [31] Ibid. P. 168. [32] Chastellain. IV. P. 169. [33] Chron. scand. II. P. 83. [34] Petit-Dutaillis. Documents nouveaux sur les m?urs populaires etc.; ср.: Chastellain. V. P. 399; du Clercq. Passim. [35] Du Clercq. IV. P. 264; ср.: HI. P. 180, 184, 206, 209. [36] Monstrelet. I. P. 342; V. P. 333; Chastellain. II. P. 389; La Marche. II. P. 284, 331; Le livre des trahisons. P. 34, 226. [37] Thomas Basin (ed. J. Quicherat). P. XLIV. [38] Chastellain. III. P. 106. [39] Gerson. Sermo de nativ. dimini // Opera. III. P. 947. [40] Le Pastoralet. Vs. 2043. [41] Jean Jouffroy. Oratio. I. P. 188. [42] La Marche. I. P. 63. [43] Gerson. Querela nomine Universitatis... // Opera. IV. P. 574; ср.: Rel de S. Denis. III. P. 185. [44] Chastellain. II. P. 375; cp. p. 307. [45] Commynes. I. P. 111, 363. [46] Monstrelet. IV. P. 388. [47] Basin. I. P. 66. [48] La Marche. I. P. 60, 63, 83, 88, 91, 94, 134, № 1; III. P. 101. [49] Commynes. I. P. 170, 262, 391. 413, 460. [50] Basin. II. P. 417, 419; Molinet. Faictz et Dictz. Fol. 205. В третьей строке прочитано "sa" вместо "la". [51] Deschamps.?uvres. IX. [52] Ibid. P. 219 ff. [53] Ibid. P. 293 ff. [54] Ср.: Marett. The threshold of religion. Passim. [55] Monstrelet. IV. P. 93; Livre des trahisons. P. 157; Molinet. II. P. 129; ср.: du Clercq. IV. P. 203, 273; Theod. Pauli. P. 278. [56] Molinet. I. P. 60. [57] Molinet. IV. P. 417; Пантуфль -- туфелька, Курто (коротышка) -- деревенский духовой инструмент, Морнифиль (оплеуха) -- четверка (в картах). [58] Gerson. Opera. I. P. 205. [59] Le songe du vieil pelerin. Цит. по: Jorga. Phil. de Mezieres. P. 69, № 1. [60] Juvenal des Ursins. P. 425. [61] Ibid. P. 415. [62] Gerson. Opera. I. P. 206. [63] Gerson. Sermo coram rege Franciae // Opera. IV. P. 620; Juvenal des Ursins. P. 415, 423. [64] Gerson. Opera. I. P. 216. [65] Chastellain. IV. P. 324, 323, 314, № 1; ср.: du Clercq. III. P. 236. [66] Chastellain. II. P. 376; III. P. 446, 447, № 1, 448; IV. P. 213; V. P. 32. [67] Monstrelet. V. P. 425. [68] Chronique de Pierre le Pretre. Цит. по: Bourquelot. La vauderie d'Arras (Bibl. de l'ecole des chartes, 2[e] ser., III). P. 109. [69] Du Clercq. III Passim; d'Escouchy. II. P. 416 ff. [70] Martin le Franc. Le Champion des dames. Цит. по: Bourquelot. Op. cit. P. 86; также цит. по: Thuasne. Gaguin. Н. P. 474. [71] Froissart (ed. Kervyn). XI. P. 193. [72] Ср.: Stadelmann R. Vom Geist des ausgehenden Mittelalters. Halle, 1929. S. 46. Anm. 2. [73] Gerson. Contra superstitionem praesertim Innocentum // Opera. I. P. 205; De erroribus circa artem magicam // Ibid. I. P. 211; De falsis prophetis // Ibid. I. P. 545; De passionibus animae // Ibid. III. P. 142. [74] Journal d'un bourgeois. P. 236. [75] Ibid. P. 220 [76] Dion. Cart. Contra vitia superstitionum quibus circa cultum veri Dei erratur // Opera. XXXVI. P. 211 ff.; ср.: Franz A. Die kirchlichen Benediktionen im Mittelalter. Freiburg, 1909. 2 Bde. [77] См., например: du Clercq. III. P. 104-107.
ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ
[1] Barante A. de. Histoire des ducs de Bourgogne de la maison de Vallois. 12 vol. P., 1824-1826. [2] Rel. de S. Denis. II. P. 78. [3] Ibid. P. 413. [4] Ibid. I. P. 338. [5] Ibid. P. 600; Juvenal des Ursins. P. 379. [6] La Came de Ste. Palaye. I. P. 388; ср. также: Journal d'un bourgeois. P. 67. [7] Journal d'un bourgeois. P. 179 (Карл VI); P. 309 (Изабелла Баварская); Chastellain. IV. P. 42 (Карл VII); I. P. 332 (Генрих V); Lefevre de S. Remy. II. P. 65; M. d'Escouchy. II. P. 424, 432; Chron. scand. I. P. 21; Jean Chartier. P. 319 (Карл VII); Quatrebarbes.?uvres du roi Rene. I. P. 129; Gaguini compendium super Francorum gestis / Ed. Paris, 1500. Fol. 164 (похороны Карла VIII). [8] Martial d'Auvergne. Vigilles de Charles VII; Les poesies de Martial de Paris, dit d'Auvergne. P., 1724. 2 vol. II. P. 170. Столь же известны еще и по сей день хранящиеся в Вестминстерском аббатстве восковые изображения, некогда использовавшиеся во время торжественных погребений королей Англии; изображение Карла II -- древнейшее из них. С этим схож обычай знатных флорентийцев еще при жизни вывешивать в церкви Сантиссима Аннунциата свои изображения, выполненные из воска в натуральную величину, о чем так превосходно рассказывает: Warburg A. Gesammelte Schriften. I. S. 99, 346, 350. [9] Fredericq P. Codex documentorum sacratissimarum indulgentiarum Neerlandicarum (RGP. Малая cep. XXI). s'Gravenhage, 1922. P. 252. [10] Такой проникнутый духом Ренессанса Папа, как Пий Н, к званию художника относится подобным же образом: он заказывает своему любимому скульптору Паоло Романо два портретных изображения Сиджисмондо Малатесты только для того, чтобы торжественно предать их сожжению! В своих Commentarii (VII. Р. 185) Папа восхваляет их разительное сходство с оригиналом. Ср.: Muntz E Les arts a la cour des papes etc. 1878. P. 248. [11] Замечательным обогащением нашего материала явился бы Охотничий праздник Бургундского двора, оригинал которого в замке Пардо в окрестностях Мадрида погиб при пожаре; в Версале имеется копия этой картины, как указывает: Post Paul. Ein verschollenes Jagdbild Jan van Eycks // Jahrbuch der Preu?ischen Kunstsammlungen. 1931. S. 120 ff. [12] См., например: Froissart (ed. Luce). VIII. P. 43. [13] Froissart (ed. Kervyn). XI. P. 367. В одном месте здесь стоит proviseurs [поставщики] вместо peintres [художники], однако по смыслу более вероятно последнее. [14] Kurth Betty. Die Blutezeit der Bildwirkerkunst zu Tournay und der Burgundische Hof // Jahrbuch der Kunstsammlungen des Keiserahauses. 1917. 34. S. 3. [15] Пьер де Фенен (р. 624) говорит о Бонн д'Артуа: "...et avec ce ne portoit point d'estat sur son chief comment autres dames a elle pareilles" ["...и притом она не носила сословие свое на голове, как то делали другие дамы, ей равные"]. [16] Le livre des trahisons. P. 156. [17] Chastellain. III. P. 375; La Marche. II. P. 340; III. P. 165; d'Escouchy. II. P. 116; Laborde. II; см.: Molinier. Les sources de l'hist. de France. № 3645, 3661, 3663, 5030; Inv. des arch. du Nord. IV. P. 195. [18] См. выше, с. 39. [19] La Marche. II. P. 340 ff. [20] Laborde. II. P. 326. [21] La Marche. III. P. 197. [22] Laborde. II. P. 375, № 4880. [23] Ibid. P. 322, 329. [24] Хотя наиболее аутентичное свидетельство, клеймо мастера, ясно указывает имя Клаус Слютер, все же трудно согласиться с тем, что неголландское Клаус (вместо Клаас) было первоначальной формой имени, под которым его крестили. Предположение о происхождении Слютера из Харлема стало равнозначно уверенности, когда имя его было обнаружено в брюссельском перечне членов гильдии, относящемся приблизительно к 1380 г. [25] Уже в 1405 г. оно было отдано под залог ее брату, герцогу Людовику, и вскоре после этого очутилось в Баварии, где и хранится в церкви в Альтеттинге под названием Das goldene Ro?l [Золотой конь]. [26] Kleinclausz A. Un atelier de sculpture au 15[e] siecle // Gazette des beaux arts. 1903. 29. I. [27] Утраченные цвета точно установлены по отчету 1832 г. [28] Kleinclausz A. L'art funeraire de la Bourgogne au moyen age // Gazette des beaux arts. 1902. 27. [29] См.: Etienne Boileau. Le livre des metiers / Ed. de Lespinasse et Bonnardot // Histoire generale de Paris. 1879. P. XI (III, № 2). [30] Cohen G. Le livre de conduite du regisseur et le compte de depenses pour le mystere de la Passion joie a Mons en 1501 (Publ. de la Fac. des lettres de Strasbourg. 23). 1925. [31] Chastellain. V. P. 26, № 2; Doutrepont. P. 156. [32] Juvenal des Ursins. I. P. 378. [33] Jacques du Clercq. II. P. 280; Foulquart, цит. по: d'Hericault.?uvres de Coquillart. I. P. 23, № 1. [34] Lefevre de S. Remy. II. P. 291. [35] В Национальной галерее в Лондоне и в музее Кайзера Фридриха в Берлине. [36] Как бы ни хотелось перевести подпись: "Это был Ян ван Эйк", а в портретном изображении мужчины увидеть самого художника, доводы "за" и "против" этого, приведенные недавно (см.: Revue de l'art. 1932. 36. P. 187, Gazette des beaux arts. 1932. 74. P. 42; Burlington Magazine. 1934. III, IX, X, XII), пока что, как кажется, не дают оснований для пересмотра уже утвердившегося мнения. [37] Froissart (ed. Kervyn). XI. P. 197. [38] Durrieu P. Les tres riches heures de Jean de France, duc de Berry (Heures de Chantilly). P., 1904. P. 81. [39] Moll W. Kerkgesch. II, 2. P. 313 ff.; Acquoy J. G. R. Het klooster van Windesheim en zijn invloed. Utrecht, 1875-1880. 3 vol. II. P. 249. [40] Thomas a Kempis. Sermones ad novitios. № 29 // Opera (ed. Pohl). VI. P. 287. [41] Moll W. Kerkgesch. II. 2. 321; Acquoy J. G. R. Op. cit. P. 222. [42] Ср. выше, с. 187. [43] Chastellain. IV. P. 218. [44] Ia Marche. II. P. 398. [45] Ibid. II. 369. [46] Chastellain. IV. P. 136, 275, 359, 361; V. P. 225; du Clercq. IV. P. 7. [47] Chastellain. III. P. 332; du Clercq. III. P. 56. [48] Chastellain. V. P. 44; P. 281; La Marche. Н. P. 85; du Clercq. III. P. 56. [49] Chastellain. III. P. 330. [50] Du Clercq. III. P. 203. [51] См. выше, с. 178. [52] Издатели Бонавентуры в Кваракки приписывают это сочинение Иоанну де Каулибусу, францисканцу из Сан-Джиминьяно, умершему в 1376 г. [53] Facius. Liber de viris illustribus / Ed. L. Mehus. Fir., 1745. P. 46; см. также: Weale. Hubert and Jonn van Eyck, their life and work. L. -- N. Y., 1908. P. LXXIII.
ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ
[1] Dion. Cart. Opera. XXXIV. P. 223. [2] Ibid. P. 247, 230. [3] Zockler O. Dionys des Kartausers Schrift De venustate mundi // Beitrag zur Vorgeschichte der Asthetik (Theol. Studien und Kritiken). 1881. S. 651; ср.: Anitchkoff E. L'esthetique au moyen age. // Le Moyen Age. 1918. XX. P. 271; Grabmann M. Des Ulrich Engelberti von Stra?burg О. Pr. Abhandlung De Pulchro // Sitzungsb. d. Bayer. Akademie, Phil. hist. kl. 1925; Seiferth W. Dantes Kunstlehre // Arch. f. Kulturgeschichte. 1927. XVII. S. 194 ff.; 1928. XVIII. [4] Summa theologiae. Pars la, q. 39, art. 8. [5] Dion. Cart. Vita // Opera. I. P. XXXVI. [6] Dion. Cart. De vita canonicorum, art. 20 // Opera. XXXVII. P. 197: "An discantus in divino obsequio sit commendabilis" ["Уместно ли пение дискантом при богослужении"]; ср.: Thomas Aquinati Summa theologiae. Па, IIае, q. 91, art. 2: "Utrum cantus sint assumendi ad laudem divinam" ["Должно ли принимать пение при славословиях Господу"]. [7] Molinet. I. Р. 73; ср. р. 67. [8] Petri Alliaci De falsis prophetis. Цит. по: Gerson. Opera. I. P. 538. [9] La Marche. II. P. 361. [10] De venustate mundi // Dion. Cart. Opera. XXXIV. P. 242. [11] Froissart (ed. Luce). IV. P. 90; VIII. P. 43, 58; XI. P. 53, 129; (ed. Kervyn). XI. P. 340, 360; XIII. P. 150; XIV. P. 157, 215. [12] Deschamps. I. P. 155; II. P. 211, 208, № 307; La Marche. I. P. 274. [13] Livre des trahisons. P. 150, 156; La Marche. II. P. 12, 347; III. P. 127, 89; Chastellain. IV. P. 44; Chron. scand. I. P. 26, 126. [14] Lefevre de S. Remy. II. P. 294, 296. [15] Couderc. Les comptes d'un grand couturier parisien au 15[e] siecle // Bulletin de la soc. de l'hist. de Paris, 1911. XXXVIII. P. 125 ff. [16] Blason des Couleurs / Ed. Cocheris. P. 113, 97, 87, 99, 90, 88, 108, 83, 110. [17] См., например: Monstrelet. V. P. 2; du Clercq. I. P. 348. [18] La Marche. II. P. 343; Graves F. M. Deux inventaires de la maison d'Orleans. P. 28, № 1. [19] Chastellain. VII. P. 223; La Marche. I. P. 276; II. P. 11, 68, 345; du Clercq. II. P. 197; Jean Germain. Liber de virtutibus. P. 11; Jouffroy. Oratio. P. 173. [20] D'Escouchy. I. P. 234. [21] См. выше, с. 126. [22] Le miroir de mariage. XVII. Vs. 1650; Deschamps.?uvres. IX. P. 50. [23] Chansons francaises du quinzieme siecle / Ed. Paris (Soc. des anciens textes francaises). 1875. XLIX. P. 50; ср.: Deschamps.?uvres. III. P. 217, № 415; P. 223, № 419; P. 227, № 423; P. 302, № 481; IV. P. 199, № 728; L'Amant rendu cordelier. P. 23, huitain 62; Molinet. Faictz et Dictz. Fol. 176. [24] Blason des couleurs (ed. Cocheris). P. 110. О символике цвета в Италии см.: Bertoni. L'Orlando furioso. P. 221 f. [25] Cent ballades d'amant et de dame. № 92 // Christine de Pisan.?uvres poetiques. III. P. 299. Ср.: Deschamps.?uvres. X. P. 52; L'histoire et plaisante chronicque du petit Jehan de Saintre / Ed. G. Helleny. P., 1890. P. 415. [26] Le Pastoralet. P. 636, vs. 2054; ср.: Les cent nouvelles nouvelles. II. P. 118: "craindroit tres fort estre du rang des bleux vestuz, qu'un appelle communement noz amis" ["он весьма опасался быть причисленным к рангу тех, кто одевается в синее и кого обыкновенно зовут рогоносцами"].
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |