КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тактика проведения отдельных следственных действий
Особенность процессуальной регламентации ведения предварительного следствия по делам несовершеннолетних определяет специфику тактики проведения следственных действий, а также своеобразие методов воздействия на несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых. Производство неотложных следственных действий - ответственный момент расследования преступлений несовершеннолетних, во многом предопределяющий его дальнейший успех. Поэтому следователь не может перепоручить их производство органам дознания. После принятия следователем дела к своему производству органы дознания действуют только по его поручению и под его непосредственным руководством. Уголовно наказуемые действия несовершеннолетних и оставленные ими следы, как правило, отличаются от действий и следов взрослых преступников. Квалифицированный осмотр места происшествия в большинстве случаев позволяет определить, что данное преступление совершено подростками. О совершении криминального деяния несовершеннолетними могут свидетельствовать: 1) способ его совершения, размеры производственных разрушений. Небольшое отверстие или пролом, через которое преступники проникли в помещение, оставление различных надписей на стенах, потолке помещения, небольшой вес, количество похищенного - все это свидетельствует о том, что преступление совершено подростками; 2) характер похищенных объектов. Подростки проявляют повышенный интерес к радиотоварам, сладостям, сигаретам и т.д. Иногда на месте совершения преступления они оставляют более ценные вещи по сравнению с похищенными; 3) наличие непоследовательности в действиях преступников. Как правило, несовершеннолетние не продумывают подробные детали плана совершения предстоящего преступления, повреждение предметов, не вызванное необходимостью, излишняя разбросанность вещей на месте кражи и другие действия характерны для озорства несовершеннолетних; 4) особенность оставленных следов. На месте происшествия могут быть оставлены надкусанные конфеты, печенье, яблоки и другие продукты. Определить, оставлены ли обнаруженные следы подростками или взрослыми, можно по их размеру. Однако надо учитывать, что они могут быть оставлены женщинами. Характерные особенности тактики наиболее ярко проявляются при допросе несовершеннолетнего, который является наиболее сложным следственным действием, имеющим свою специфику, обусловленную возрастными особенностями, своеобразием психологии детей и подростков. Поэтому допрос несовершеннолетних обставлен дополнительными процессуальными гарантиями, обеспечивающими его объективность, а процесс его проведения - особыми тактическими приемами, разработанными криминалистикой. В уголовно-процессуальном законе нет указания, с какого возраста можно допрашивать детей. Следственная практика выработала правило, по которому ребенок может быть допрошен независимо от возраста, если предмет допроса ему понятен и он не является умственно отсталым. Цель допроса несовершеннолетнего - получение от него показаний, которые объективно отражали бы действительность, обстоятельства, подлежащие доказыванию в процессе следствия. Но не нужно упускать из виду и воспитательный момент, по возможности способствовать смягчению отрицательного воздействия обстановки допроса на неустойчивую психику несовершеннолетнего, соблюдение этого правила особенно важно по делам о преступлениях против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. Психика ребенка, испытавшего потрясение, не должна быть травмирована еще и неумелым ведением расследования. Специфика допроса несовершеннолетнего проявляется в его подготовке, в той обстановке, в которой он проводится, в форме вопросов, задаваемых несовершеннолетнему, а также в процессуальном оформлении результатов. Следователь в ходе подготовки к допросу определяет, кого пригласить для участия в допросе. В допросе несовершеннолетнего по усмотрению следователя или прокурора, либо по ходатайству защитника могут участвовать педагог, психолог, родители или другие законные представители. Педагог приглашается к участию в допросе как лицо, обладающее специальными познаниями в области педагогики, детской и юношеской психологии. Выбор лица, которое следует пригласить для участия в допросе, имеет важное тактическое значение. Одни несовершеннолетние охотно дают показания в присутствии родителей, другие - в присутствии педагога, которого хорошо знают, а третьи - в присутствии педагога из другой школы. Педагога или родителя следует проинструктировать о том, как надо вести себя в процессе допроса, Следственной практике известны случаи, когда лица, приглашенные для участия в допросе, неправильно поняв свои задачи, перехватывали инициативу у следователя и, не имея профессиональной подготовки ведения допроса, срывали его. Мальчиков желательно допрашивать с участием педагога-мужчины, а девочек - педагога женщины. Перед допросом следует выяснить у несовершеннолетнего, в присутствии кого он хотел бы давать свои показания. Готовясь к допросу несовершеннолетнего, желательно выяснить: а) анкетно-биографические сведения о допрашиваемом; 6) данные о лицах, воспитывающих его, и морально-психологическом климате в семье; в) сведения о внешнем окружении, знакомствах допрашиваемого и связях; г) отношение его к учебе и к труду; д) характер увлечения и привычки подростка; е) наличие поощрений, взысканий и правонарушений; ж) физическое и психическое состояние здоровья; з) способность его правильно воспринимать явления и события, давать о них достоверные показания. Всестороннее изучение личности несовершеннолетнего способствует эффективности допроса. Убедившись, что следователю известны не только основные, но и относительно мелкие факты его жизни и деятельности, подросток приходит к выводу о необходимости дать правдивые показания. А то обстоятельство, что следователь выясняет не только отрицательные, но и положительные стороны несовершеннолетнего, характеризует следователя как объективного человека и способствует установлению между следователем и допрашиваемым психологического контакта. Важными элементами подготовки к допросу подростков являются решение вопроса о способе вызова несовершеннолетнего, о месте его допроса и создание оптимальной обстановки для проведения этого следственного действия. Лица, не достигшие шестнадцати лет, вызываются на допрос, как правило, через родителей или других законных представителей. Иной порядок допускается лишь в тех случаях, когда он вызван обстоятельствами дела. При том следует сократить время между получением извещения и вызовом на допрос, что позволит избежать возможного разговора несовершеннолетнего с родителями, товарищами или соучастниками о факте вызова. Допрос несовершеннолетнего характеризуется определенными тактическими особенностями: 1) непродолжительностью допроса; 2) выбором правильного тона (недопустимы как суровость и сухость, так и панибратство или заискивание); 3) объективностью следователя, что способствует установлению психологического контакта с подростком; 4) проведением вступительной части допроса в форме беседы; 5) выяснением, кто из взрослых уже беседовал с подростком по существу дела и о чем конкретно; 6) максимальным упрощением (детализацией вопросов, расчленением событий на ряд составляющих); 7) фиксацией показаний подростка после завершения его рассказа; 8) использованием в качестве дополнительных средств фиксации показаний звукозаписи, видеозаписи, что позволит более полно отразить результаты допроса. Установление контакта с несовершеннолетним - одна из основных задач следователя. Если можно надеяться на установление контакта со взрослым, допрашиваемым в процессе последующих допросов, то такая возможность при допросе несовершеннолетних исключается. Они недоверчивы к людям, к которым не прониклись сразу симпатией. Обстановка допроса должна располагать к откровенной беседе. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого проводится следователем только в присутствии защитника, который имеет свои тактические особенности. Во-первых, в присутствии защитника сложнее устанавливается контакт с допрашиваемым. Обвиняемый видит в адвокате защитника своих интересов и, естественно, тяготеет к нему, а на его фоне видит в следователе человека, заинтересованного в изобличении. Во-вторых, обвиняемый, чувствуя определенную психологическую поддержку со стороны защитника, более уверенно ведет себя на допросе, иногда упорно отстаивает ложную линию поведения. Учитывая эти обстоятельства, следователь должен более тщательно готовиться к предстоящему допросу продумывать до мелочей его план, предварительно сформулировать в логической последовательности вопросы, быть готовым среагировать на непредвиденные варианты хода допроса, в совершенстве владеть всеми его тактическими приемами и методами воздействия на допрашиваемого. Тактика допроса зависит от позиции несовершеннолетнего по отношению к предъявленному обвинению. В бесконфликтной ситуации целесообразны следующие тактические приемы: • максимальная детализация обстоятельств совершенного преступления и роли каждого соучастника; • получение объяснений по поводу имеющихся в деле доказательств с целью устранения противоречий, стимулирования дальнейшей детализации показаний; • выявление обстоятельств, непосредственно предшествующих совершению преступления, и поведения соучастников после совершения общественно опасных деяний; • постановка дополнительных вопросов для уточнения мотива и цели преступления; • не рекомендуется требовать от раскаявшегося подростка, чтобы он сразу же во всех деталях рассказал о наиболее жестоких и циничных действиях. При допросе в конфликтных ситуациях, когда несовершеннолетний отрицает причастность к совершенному преступлению, кроме тех тактических приемов, которые были рекомендованы при допросе подозреваемых, целесообразно: • предъявлять в определенной последовательности собранные в процессе расследования доказательства, которые не должны представлять сложную схему улик, так как несовершеннолетний может в них не разобраться. Значение каждого из предъявленных доказательств несовершеннолетнему нужно разъяснить; • предъявлять только факты, непосредственно уличающие его в совершении преступления; • допущение легенды, если следователь располагает достаточными доказательствами для опровержения ложных показаний обвиняемого. Эффективность этого тактического приема заключается в том, что он убедит несовершеннолетнего в недопустимости ложных показаний и по другим вопросам; • психологический эффект внезапности можно применять в зависимости от возраста допрашиваемого, характера доказательств, которыми располагает следователь, и позиции допрашиваемого; • разъяснить значение чистосердечного раскаяния. Внешне эти приемы схожи с тактическими приемами, применяемыми при допросе взрослых, но по существу они отличны. Если допрашивается несовершеннолетний обвиняемый, вопрос о том, признает ли он себя виновным, целесообразно отнести на конец допроса, так как в противном случае этот вопрос может испугать допрашиваемого и ответ на него не будет логическим завершением, неизбежным выводом из всего допроса. При допросе несовершеннолетнего, не признающего себя виновным, следователь должен убедить его в необходимости дать правдивые показания. Для этого ему разъясняется важность такого шага, устанавливаются и устраняются причины, мешающие обвиняемому сказать правду. А ими, как правило, являются ложная романтика, стыд. Следует отметить, что при допросе несовершеннолетних возможен самооговор и при этом гораздо чаще, чем при допросе взрослых. Поэтому следователю необходимо избегать проявления какого бы то ни было нажима, настойчивости. Если несовершеннолетний обвиняемый на вопрос о том, признает ли он себя виновным, отвечает утвердительно, следователь проверяет, не вызвано ли это признание целью сокрытия другого преступления, совершенного иным лицом (чаще всего взрослым), не преувеличивает ли он свою роль в содеянном. Проверка достигается путем детализации показаний несовершеннолетнего обвиняемого, постановки перед ним контрольных вопросов, установления в ходе допроса таких обстоятельств преступления, которые может знать только лицо, действительно совершившее преступление. Следователь не должен ограничиваться признанием обвиняемым своей вины. Он обязан собрать доказательства, объективно подтверждающие показания несовершеннолетнего. С этой целью он устанавливает источник осведомленности, условия восприятия, психическое состояние обвиняемого. Показания несовершеннолетнего не следует записывать по ходу допроса. Когда следователь начинает сразу записывать то, о чем он говорит, обвиняемый из страха и подозрительности ко всему происходящему начинает давать неверные показания. Запись показании в протоколе должна соответствовать уровню развития ребенка, полно отразить его рассказ, стиль и выражения, свойственные несовершеннолетнему. Чтобы избежать в суде ссылок обвиняемого на то, что следователь в протоколе "не все" или “ не так" записал его показания, целесообразно дать прочитать ему самому, о чем делается отметка в протоколе допроса. Существенную помощь в дословной фиксации показаний несовершеннолетнего может оказать видеозапись. В ходе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, достаточно часто проводится такое следственное действие как очная ставка. Подготовка к очной ставке включает: а) изучение показаний, данных ранее лицами, между которыми предполагается провести очную ставку; имеющихся противоречий; личности несовершеннолетнего и второго участника очной ставки; характер их взаимоотношений; 6) составление плана ее проведения; в) формулировку вопросов, определение последовательности их выяснения; г) определение очередности допроса участников очной ставки; д) выбор места и времени; е) подбор документов и вещественных доказательств, которые целесообразно предъявить в ходе очной ставки. Психологическая подготовка к очной ставке включает изучение особенностей отношений, существующих между допрашиваемыми лицами. Важным моментом является выбор следователем лица, которое будет допрашиваться первым. Здесь возможно несколько вариантов. 1. Если в первоначальных показаниях одного лица содержится утверждение об имевшем место событии и факте, а в показаниях другого этот факт отрицается, то первым целесообразно допросить подростка, который утверждает, что факт имел место. 2. Целесообразно первым допрашивать то лицо, показаниями которого изобличается виновный. 3. Если очная ставка проводится по ходатайству кого-либо из ранее допрошенных несовершеннолетних, то при определении очередности нужно исходить из содержания ходатайства. По общему правилу первым на очной ставке должен допрашиваться несовершеннолетний, показания которого следователь считает более правильными, основанными на собранных по делу доказательствах. Большое тактическое значение для расследования имеет выбор момента проведения очной ставки между несовершеннолетними. В одних случаях целесообразно проводить ее сразу после допроса, на котором выявлены существенные противоречия с другими показаниями. Это лишит допрошенного- возможности повлиять на соответствующих лиц с целью изменения показаний, а внезапно проведенная очная ставка может способствовать получению от несовершеннолетних правдивых показаний. В других случаях, наоборот, не следует торопиться проводить очную ставку, чтобы избежать преждевременного осведомления допрашиваемых о показаниях друг друга. В ходе очной ставки могут быть использованы следующие приемы: а) детализация показаний участников с целью обнаружения в них противоречий; б) предъявление доказательств; в) использование правдивых показаний ранее допрошенных лиц; г) повторение очной ставки; д) производство очной ставки на месте происшествия. Здесь могут быть использованы фактор внезапности, временная маскировка цели очной ставки, создание у недобросовестного участника преувеличенного представления об объеме и значении собранных по делу доказательств или, наоборот, сокрытие осведомленности следователя, привлечение к участию в очной ставке лица (родственника, педагога и т.д.), присутствие которого затрудняет допрашиваемому дачу ложных показаний. Проведение очной ставки между несовершеннолетним и взрослым обвиняемым целесообразно проводить лишь тогда, когда нет оснований опасаться, что в результате отрицательного воздействия взрослого подросток изменит свои правдивые показания. Чтобы избежать внушения со стороны взрослого, на очной ставке со взрослым подростка целесообразно допрашивать первым. С еще большей осторожностью нужно проводить очную ставку между несовершеннолетним и взрослым обвиняемым из числа близких родственников. Опасность внушающего воздействия на подростка в таких случаях возрастает. Обыск по делам несовершеннолетних проводится с целью изъятия вещественных доказательств по месту жительства или на рабочем месте. Ими могут быть: 1 - орудия преступления, предметы, несущие на себе следы криминальных деянии или являющиеся продуктами противоправной деятельности; 2 - похищенное имущество, животные, документы, деньги или ценности; 3 - скрывающийся несовершеннолетний правонарушитель; 4 - спрятанный труп или его части; 5 - документы, указывающие на важные для дела обстоятельства; 6 - имущество и ценности, подлежащие изъятию для возмещения материального ущерба или обеспечения возможной конфискации; 7 - предметы, изъятые из гражданского оборота. При обыске присутствует законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого). Если его присутствие невозможно, приглашаются представители домоуправления, районной или сельской администрации, а при обыске по месту работы, учебы, в общежитии - представитель администрации, воспитатель. Необходимыми элементами подготовки к обыску являются изучение места производства этого следственного действия, личности несовершеннолетнего или лиц, у которых предполагается его провести. Целесообразно при этом получить следующие сведения: а) возраст, место учебы или работы несовершеннолетнего; 6) образ жизни, поведение в быту; в) склонности и увлечения; г) наличие родителей несовершеннолетнего, состав семьи, отношения в семье или режим работы; д) связи, знакомства; е) наличие судимостей. Чтобы легче было спрогнозировать поведение несовершеннолетнего, нужно также заранее узнать, подвергался ли он ранее обыскам. Обыск по месту жительства несовершеннолетнего часто сочетается с его личным обыском, в ходе которого могут быть обнаружены не только похищенные мелкие предметы, но и оружие, записные книжки с адресами, письма, дневники, наркотики. Необходимо учитывать, что несовершеннолетние обычно хуже владеют собой, чем взрослые. Поэтому в состав оперативной группы, производящей обыск, целесообразно выделить лицо, которому специально поручается внимательное наблюдение за подростком. Прежде чем приступить к обыску очередного объекта, об этом объявляют обыскиваемому и наблюдают за его реакцией. Проводя обыск по делам несовершеннолетних, надо обращать внимание на причинную связь объекта и места его нахождения. Здесь может быть выявлено резкое несоответствие между характером найденных предметов и личностью обыскиваемого (например, предметы женского туалета у подростка). Способ хранения объектов может не соответствовать их назначению и характеру (деньги - в тайниках, дорогостоящие предметы - в мусорном ящике). Иногда может наблюдаться неправдоподобность объяснений обыскиваемого по поводу обнаруженных у него вещественных доказательств. Задержание несовершеннолетнего должно производиться лишь в исключительных случаях и, как правило, в дневное время. При этом родителям либо законным представителям несовершеннолетнего сразу же сообщается о факте его задержания и о месте нахождения в данный момент. Самому несовершеннолетнему объясняются причины задержания, его права и обязанности. Одним из условий результативности задержания является его внезапность. Чтобы задержать несовершеннолетнего преступника, необходимо точно установить место его нахождения. Бывают случаи, когда родители, желая оградить свое чадо от уголовной ответственности, скрывают его у родственников, знакомых, соседей или определяют в лечебное учреждение. Задержание несовершеннолетнего осуществляется таким образом, чтобы не привлечь внимания заинтересованных лиц и не травмировать излишне психику подростка. Следует учитывать возможность оказания подростком сопротивления с применением оружия. Предъявление для опознания по данной категории дел, как правило, производится в присутствии педагога, законного представителя или близких родственников несовершеннолетнего. Подготовка к проведению этого следственного действия включает: а) предварительный допрос несовершеннолетнего, которому будут предъявлены объекты для опознания; б) создание условий, максимально приближенных к тем, в которых подросток воспринимал объект; в) подбор объектов, в числе которых несовершеннолетнему будет предъявляться объект, интересующий следствие; г) подготовка научно-технических средств, которые целесообразно использовать в ходе опознания; д) привлечение специалистов для участия в предъявлении для опознания; е) психологическая подготовка несовершеннолетнего опознающего; ж) подбор и инструктаж понятых; з) обеспечение охраны несовершеннолетнего от влияния со стороны опознаваемого. Первоначальный допрос опознающего является важным условием качественного проведения следственного действия. Если он проведен полно, выяснены признаки опознаваемого объекта, условия восприятия, состояния органов чувств подростка, нет необходимости проводить специальный допрос. И, наоборот, если эти данные поверхностны или вообще не установлены, допрос перед опознанием необходим. Большую сложность для несовершеннолетнего представляет восприятие отрезков времени, скорости движения различных объектов, размеров отдаленных объектов, внешности людей, оценка их возраста. Существенным элементом подготовки к этому следственному действию является выбор условий, благоприятных для опознания. Необходимо, чтобы их площадь позволила участникам предъявления для опознания совершить в случае необходимости определенные действия. Доказательственное значение результатов опознания во многом зависит от того, насколько правильно подобраны объекты, в числе которых будет предъявляться опознаваемый. Известно, что предъявляемых объектов должно быть не менее трех. Однако закон это требование не распространяет на случаи опознания трупа. Чтобы избежать психических травм, не следует предъявлять малолетним свидетелям и потерпевшим труп или его части. Рекомендуется использовать в этом случае фотоизображения. Если несовершеннолетний затрудняется опознать предъявленные для опознания объекты, нужно посоветовать ему не торопиться, сосредоточиться, вспомнить, взвесить все известные фактические данные. В зависимости от характера совершенного несовершеннолетними преступления в процессе расследования могут назначаться различные виды судебной экспертизы. Специфическими для дел данной категории являются судебно-медицинская экспертиза по установлению возраста несовершеннолетнего и судебно-психологическая экспертиза. Судебно-медицинские экспертизы в обязательном порядке проводятся для установления возраста обвиняемого, подозреваемого и потерпевшего в тех случаях, когда это имеет значение для дела, а документы о возрасте отсутствуют (п.5 ст.196 УПК), а также для определения половой зрелости потерпевших по делам о преступлениях, предусмотренных ст.131 УК. Для определения степени умственного развития подростка назначается судебно-психологическая экспертиза. Перед экспертом могут быть поставлены вопросы: - какова степень умственного развития несовершеннолетнего; - имеются ли в умственном развитии подростка отклонения от нормального уровня, характерного для данного возраста; - чем вызваны эти отклонения, не являются ли они результатом психического заболевания; - мог ли несовершеннолетний правильно воспринять конкретное обстоятельство и дать о нем адекватное показание; - мог ли несовершеннолетний полностью осознавать значение своих действий, руководить ими и в какой мере. В ходе данной экспертизы может быть изучен уровень интеллектуально-волевого развития личности подростка, его способность правильно воспринимать и излагать определенные факты, а также степень выраженности отдельных психологических черт и свойств личности несовершеннолетнего. При этом исследуются процессы формирования личности, взаимоотношения в семье, в школе, нравственно-психологический климат в формальных и неформальных группах, в которые был включен подросток, и другие факторы, способные оказать на него негативное воздействие. В то же время эта экспертиза не может определить лживость или правдивость его показаний, поскольку лишь следствие или суд устанавливают в процессе расследования, достоверны ли данные показания. По данной категории дел достаточно часто назначается судебно-психиатрическая экспертиза, при назначении экспертизы должны быть представлены сведения о подростке (о перенесенных им в детстве заболеваниях и черепно-мозговых травмах, о фактах его неправильного поведения в прошлом и в момент, предшествующий совершению преступления), а также медицинские документы, (в подлиннике) из лечебных учреждений. В Московской области за последние пять лет произошло несколько десятков убийств, совершенных психически больными несовершеннолетними, действовавшими либо в группе, либо в одиночку. Так, в подмосковной Сходне пятнадцатилетний подросток, страдавший врожденной олигофренией, подстрекаемый взрослым соучастником, задушил удавкой пожилого мужчину. Убийство было совершено с целью сокрытия грабежа. В Воскресенске шестнадцатилетний олигофрен, опять-таки по указанию взрослого и психически здорового соучастника, буквально “разделал” собутыльника, нанеся тому свыше двухсот ран кухонным ножом. Именно с такими “трудными” подростками иногда приходиться работать следователям. Для правильного, эффективного расследования им необходимо обладать знаниями не только в юриспруденции, но и в психологии, психиатрии и педагогике. Если вовремя определить болезненное состояние ребенка и отправить его на судебно-психиатрическую экспертизу, то можно сразу решить множество проблем расследования, в том числе и помочь, ребенку, требующему лечения. Заключение Совершенствование процесса расследования преступлений несовершеннолетних должна вестись в нескольких основных направлениях: 1. Разработка методик расследования отдельных категорий преступлений, совершенных подростками, путем глубокого изучения криминалистических характеристик этих преступлений, типичных криминальных и следственных ситуаций и определение тактических комплексов для разрешения сложных следственных ситуаций. Главный акцент в таких исследованиях должен быть сделан на выявлении закономерных связей между отдельными элементами криминалистической характеристики преступлений. 2. Разработка путей оптимизации организационной структуры следствия по делам несовершеннолетних, обеспечивающей специализацию дознавателей и следователей, организацию взаимодействия с органами дознания и аппаратом специальной профилактики в условиях, ограждающих следователя от влияний и воздействий, могущих отрицательно сказаться на его объективности. 3. Дифференциация тактических и методических рекомендаций, основанная на сочетании территориальной и предметной компетенции, выделении этапов следствия, разграничении задач, решаемых в процессе проверки версии об участии несовершеннолетнего и после ее подтверждения, а также задач доказывания в отношении несовершеннолетних и взрослых участников преступления. 4. Комплексная разработка проблем использования знаний в области детской и юношеской психологии в процессе расследования преступлений несовершеннолетних, в том числе: а) в организации судебно-психологической экспертизы, определении ее задач и компетенции; б) в использовании специалиста в области детской и юношеской психологии при проведении отдельных следственных действий; в) в создании психолого-диагностических центров, которые бы обеспечивали социально-психологическую диагностику подростков и меры их ресоциализации. 5. Исследование, в плане сравнительного правоведения, методики расследования преступлений несовершеннолетних в зарубежных странах.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |