Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мультипликатор инвестиций




Рост инвестиций со стороны фирм оказывает прямое воздействие на объем ВНП, занятость населения и доходы. Согласно кейнсианской теории, при росте инвестиций происходит увеличение ВНП, причем в большей степени, чем первоначальные дополнительные инвестиции. Этот множительный, нарастающий эффект в размере ВНП и называют мультипликационным эффектом. Следовательно, мультипликатор (лат. multiplico – множитель) – это числовой коэффициент, который показывает размеры роста ВНП при увеличении объема инвестиций.

Мультипликатор инвестиций(МР) – отношение изменения равновесного выпуска, вызванного изменением инвестиционного спроса, к размерам последнего или величина, обратная предельной склонности к сбережению:

МР = DВНП / DI = 1 / MPS.

Предположим, прирост инвестиций составляет 10 млрд руб., что привело к росту ВНП на 20 млрд руб. Следовательно, мультипликатор = 2.

Отсюда мультипликатор, умноженный на приращение инвестиций, показывает приращение ВНП:

ΔВНП = МР × ΔI.

Чем определяется величина мультипликатора? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к примеру, который поможет понять, почему мультипликатор всегда больше единицы. Допустим, что на имеющиеся средства (100 млн. руб.) предприниматель решил построить небольшой кирпичный завод. Благодаря осуществлению данного инвестиционного проекта участвующие в строительстве работники получат 100 млн. руб. дополнительного дохода. Что же произойдет дальше? Если каждый человек в экономике характеризуется предельной склонностью к потреблению 0,8, то 80 млн. руб. они потратят на покупку новых товаров и услуг. Именно на эту сумму у продавцов сократятся товарные запасы. Реакцией производителей на сокращение запасов будет увеличение объема производства на 80 млн. руб., вслед за чем 0,8 этой суммы получившие ее другие работники потратят на свое потребление (64 млн. руб.). Этот процесс будет непрерывно продолжаться таким образом, что на каждой следующей стадии расходы составят 80% расходов на предыдущей стадии.

Эта бесконечная цепь вторичных расходов вызвана лишь тем, что наш предприниматель осуществил первоначальные инвестиции в размере 100 млн. руб. Однако хотя теоретически эта цепь и не имеет конца, нетрудно заметить, что на практике она стремится к конечной величине, которая поддается арифметическому расчету:

100 млн. руб. дохода 100 млн. × 0,8 (потребление)

80 млн. руб. дохода 80 млн. × 0,8 (потребление)

64 млн. руб. дохода 64 млн. × 0,8 (потребление)

.............................

 

Сумма увеличивающегося дохода составит:

100 млн. + 80 млн. + 64 млн. +... = 100 млн. (1 + 0,8 + 0,82 + 0,83 + …).

Предел суммы геометрической прогрессии будет выглядеть следующим образом:

В этом выражении 100 тыс. руб. – прирост инвестиций ΔI, знаменатель дроби (1 – 0,8) – величина, равная 1 – МРС.

Таким образом, расчет показывает, что если МРС = 0,8, мультипликатор равен 5 (500 млн. руб.: 100 млн. руб.). Он включает единицу первоначальных инвестиций и четыре единицы дополнительных (вторичных) потребительских расходов. Тот же результат можно получить, если воспользоваться концепцией предельной склонности к сбережению MPS. Если МРС = 0,8, то MPS = 0,2:

Общая формула мультипликатора имеет следующий вид:

Из данной формулы следует, что, чем больше предельная склонность к потреблению (меньше предельная склонность к сбережению), тем больше мультипликатор. А это значит, что тем большим будет итоговый прирост национального дохода за счет прироста инвестиций.

Следовательно, экономический рост, происходящий на основе принципа мультипликатора, способствует росту доходов и соответственно повышению предельной склонности к сбережению (MPS). Рост сбережений в условиях высокой деловой активности служит основой новых, индуцированных инвестиций, а значит, ускорения экономического роста, что получило название эффекта акселератора.

Акселератор (лат. accelero – ускоритель) – это коэффициент, указывающий на количественное отношение прироста инвестиций данного года к приросту национального дохода прошлого года:

А = DI / DВНП.

Рассмотрим эффект акселератора на примере. Предположим, имеется текстильное предприятие, стоимость оборудования которого в 10 раз превышает стоимость реализуемых в течение года тканей. Если в течение какого-то периода реализуется тканей на $6 млн, то предприятие должно располагать капитальным оборудованием на $60 млн. Допустим, оборудование состоит из 20 машин, каждый год снашивается и подлежит возмещению 1 машина, или $3 млн. Предположим, что в течение четвертого года продажи возросли на 50%: с $6 млн до $9 млн. В этом случае число машин должно также возрасти на 50% – с 20 до 30 единиц. Следовательно, в этом году будет приобретено 11 машин: 10 новых и одна для возмещения изношенной. Продажи возросли на 50%, а производство машин – на 100%. Это и есть эффект ускоряющегося (акселеративного) воздействия изменения в потреблении на уровень инвестиций, который дал принцип акселерации.

Следовательно, под принципом акселерации понимают процесс, показывающий, что спрос на инвестиции может быть вызван ростом продаж и дохода.

Познакомившись с такими понятиями, как потребление, сбережения и инвестиции, можно рассмотреть существующую между ними связь. Так, склонность к сбережениям оказывает существенное влияние на экономическое равновесие общества, что проявляется, в частности, в парадоксе бережливости.

Парадокс бережливости состоит в том, что высокие инвестиции и высокое потребление (низкие сбережения) не противоречат, а подчас помогают друг другу. Бережливость не всегда добродетель. Бережливость отдельных лиц может обернуться социальной трагедией. Стремление каждого увеличить свои сбережения может иметь своим результатом уменьшение фактического сбережения всех членов общества в совокупности. Сберегая, человек сокращает потребление. Тем самым снижаются доходы других лиц, поскольку расход одного формирует доход другого. Сокращение доходов, в свою очередь, ведет к падению уровня сбережений. Все это в конечном итоге приведет к сокращению инвестиций и торможению развития экономики. Так происходит в условиях неполной занятости и кризисного состояния экономики. Напротив, в условиях полной занятости, войн и инфляции рост бережливости дает возможность увеличить инвестиции. В этих условиях рост сбережений – благо.

Таким образом, парадокс бережливости показывает, что все попытки увеличить сбережения ведут к снижению инвестиций и производства, сокращению доходов и, следовательно, уменьшению сбережений. Объем производства будет сокращаться до тех пор, пока доход не упадет настолько, что желаемый объем сбережений уравняется с желаемой величиной инвестиций.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.