КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственный бюджет, бюджетный дефицит и государственный долг
Государственный бюджет является ведущим звеном государственных финансов. С его помощью осуществляется распределение и перераспределение ВНП между территориями и отраслями. Госбюджет – совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими, юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственных фондов денежных средств. Бюджет – это смета (баланс) доходов и расходов. Доходные статьи бюджета: налог на прибыль предприятий, налог с продаж, местные налоги, доходы от внешнеэкономической деятельности, рентные платежи, неналоговые доходы, подоходный налог, средства ссудного фонда и др. Расходные статьи бюджета: финансирование экономики, социально-культурные программы НИОКР и НТ-программы, оборона, управление, целевые программы, кредиты и помощь другим государствам. Структура бюджета определяется государственным устройством: при унитарном государстве – центральный и местные бюджеты, при федеративном – центральный, региональные и местные бюджеты. В центральном бюджете концентрируется основная часть денежных средств государства, которые используются для финансирования общегосударственных нужд. Расходная и доходная части его могут быть использованы в целях регулирования экономики. Бюджет выполняет следующие функции: 1) распределительную – через госбюджет перераспределяется 20-60% национального дохода; 2) контрольную – движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать; 3) регулирующую – изменения расходов и доходов госбюджета позволяют смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т.е. стабилизировать экономику. Бюджет составляется как на краткосрочный, так и на среднесрочный периоды. Бюджет состоит из расходной и доходной частей и в каждой стране имеет свои особенности. Расходы бюджета связаны с функциями государства и показывают направления бюджетных ассигнований (финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны, управления, ВЭД и т.д.). Основным источником доходов бюджета являются налоги. В доходах центрального бюджета они составляют от 80-90%. В местных бюджетах развитых стран на долю налогов приходится до 50% всех поступлений. Различают три состояния госбюджета: а) нормальное, если расходная часть госбюджета равна доходной; б) дефицитное, когда расходы превышают доходы; в) профицитное, если доходы превышают затраты. Бюджетный дефицит – сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Причины дефицита: необходимость осуществления крупных государственных программ развития экономики; милитаризация страны (наращивания военной мощи государства); война и стихийные бедствия; экономический кризис и т.д. Существуют четыре традиционных способа покрытия дефицита бюджета: 1) выпуск госзаймов; 2) ужесточение налогообложения; 3) секвестр, т.е. пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям; 4) производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег. Однако в настоящее время сеньораж не является простым печатанием денег, так как это вызывает инфляцию. Современный сеньораж выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны. В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита. Первая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит, доходы населения упали, и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция. Образуются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию. Таким образом, ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим. Вторая концепция: бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла. Например, в стране наблюдается экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т. е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада. Следовательно, бюджет сбалансируется не за один год, а в период цикла. Третья концепция: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства – поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит. Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые точки. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию. Помимо бюджетных средств каждая страна практикует использование внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, привлекаемых помимо бюджета для финансирования различных решаемых государством задач. К числу основных внебюджетных фондов в России относятся: 1) фонд государственного социального страхования предназначен для выплаты пособий по временной нетрудоспособности. Он создается страховым методом при обязательных отчислениях предприятий и организаций; 2) пенсионный фонд обслуживает пенсионеров. Доходы пенсионного фонда формируются за счет страховых взносов предприятий, организаций и граждан, занимающихся трудовой деятельностью; 3) фонд обязательного медицинского страхования предназначен для оказания бесплатной медицинской помощи. Следует заметить, что иногда средства из внебюджетных фондов используются не по их прямому назначению, что создает острую социальную напряженность. Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга. Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в то же время положительных сальдо бюджета. Государственный долг может быть внешним и внутренним. Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, так как страна отдает за рубеж свои ценные бумаги и перекладывает груз долга на последующие поколения. Внутренний долг – это задолженность правительства данной страны ее гражданам. В случаях, когда государство прекращает платежи по своим долгам, наступает дефолт. Дефолт – это банкротство государства-должника. Примером дефолта в новейшей российской истории является прекращение оплаты государством своих обязательств по ГКО в августе 1998 г. Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство доходов разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно, те, кто обладает государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче. Повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или их снижение могут подорвать действие экономических стимулов развития производства. Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по государственному долгу, так как это обстоятельство приводит к росту сокращения капиталовложений внутри страны. Наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом и каждого гражданина в отдельности.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |