Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тверь 2009 1 страница




ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для четвертого курса дневного отделения филологического факультета

 

Теория литературы представляет собой фундаментальную филологическую науку, имеющую своей целью исследование основных закономерностей как литературного процесса, так и отдельно взятого художественного текста. Овладение теорией необходимо прежде всего потому, что только она дает необходимый понятийный и терминологический аппарат для профессионального анализа и интерпретации художественного произведения. Несомненна также и ее интегрирующая функция: завершая историко-литературные и литературно-критические общие и специальные курсы, теория литературы соединяет автономные курсы филологического образования, придавая получаемому знанию системный характер.

Цель и задачи курса. Целью курса является дать целостное представление о такой фундаментальной филологической науке, как теория литературы: проследить основные этапы ее становления, связать историю теоретических учений с научной современностью. Благодаря сопряжению времен и сопоставлению учений студент получает возможность видеть проблему как в ее становлении, так и в ее сегодняшней специфике. Овладевая методикой анализа разных школ, начинающий филолог обретает способность видеть с разных точек зрения природу художественного текста и функции отдельных его уровней, т.е. те особенности произведения, которые провоцируют определенную аналитическую логику.

Задача теории - исследование основных закономерностей развития литературы в аспекте проблемы авторства. Связь отдельного произведения и литературного процесса в целом обусловлена как доминирующими общеэстетическими установками, так и литературными взглядами конкретных авторов. Не менее важной задачей является формирование профессиональной этики филолога, с ее установкой на объективное исследование, а не оценку фактов литературной жизни.

 

История теории литературы

Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин.

Соотношение теории литературы и истории литературы: “теоретичность” истории - понятие “канона”, его своеобразие в религиозной и светской литературах; понятие жанрового канона и канона как свода значимых дли литературы текстов. Соотношение критики и теории; “теоретичность” критики - понятие “литературный процесс”. Особенности методики анализа литературного процесса в зависимости от избранного в качестве основного понятия: литературный процесс как «история эпитета», «поэтика сюжетов», проблема автора и авторства и т.д.

Анализ литературного процесса в зависимости от методологического подхода: развитие литературы в соответствии со сменой культурно-идеологических координат; эволюция литературы и эволюция художественных систем; литературный процесс как “перераспределение жанров”; как соотношение “высокой” и массовой литературы, “официальной” и “запрещенной” и т.д.

Позднее рождение критики как ответ на потребность общества в социально-эстетическом контроле над ценностями. Различные виды критики как специфические “инструменты” этого контроля: собственно литературно-критические статьи, примечания и комментарии, цензура. Публицистика как вариант критики. Жанры литературной критики. Субъект письма в критике и в литературоведении.

Введение в литературоведение и теория литературы - многоуровневость знания. Сюжет в разных филологических дисциплинах: система событий и их организация - авторская “концепция действительности” - столкновение смысловых констант - философия сюжета (развитие сюжета от трехчленного с явной или скрытой мифологической ориентацией на “спасительно-искупительную” модель мира к четырехчленному, с иной смысловой доминантой, знаменующей невозможность классической модели разумного и умопостигаемого мира) - рождение множественности равноправных, но по-разному разрешаемых сюжетов, акцентирующих невозможность определенной модели мира вообще.

Композиция – от простого к сложному: как построение произведения; как соотношение уровня событий и уровня повествования; как смена стилевых пластов; как смена точек зрения; как реконструирование авторской модели мира; композиция как отражение религиозно-эстетических взглядов времени. Разграничение близких композиции понятий в зависимости от представления о сознательном и бессознательном в искусстве; конкретизация общего понятия “композиция” в родственных терминах “архитектоника” и “тектоника” в зависимости от конструирования текста, проблема сознательного/бессознательного в композиции (тектоничность “Божественной комедии” Данте и пушкинского романа “Евгений Онегин” с его пропущенными строфами; тектоничность визуальной лирики и романа М.Павича «Геро и Леандр»). Архитектоника как выражение общего для разных видов искусства принципа развития художественной формы от закрытой - к открытой, одного из фундаментальных оснований для анализа литературного процесса.

Жанр: типологическая общность формально-содержательных компонент; “память жанра”; жанр как вневременной метаязык с особой коммуникативной функцией; жанр как “концепция мира”; жанр как выражение авторской точки зрения и жанры как разные формы выражения авторского присутствия и его отношения к созданному поэтическому миру. Соотношение жанрового и авторского сознания. Литературный процесс как движение от максимального сближения жанрового и авторского сознания к высвобождению авторского сознания и разрушению жанрового канона.

Поэтика и ее разновидности: нормативная, описательная, историческая, теоретическая. Движение филологической мысли: «объективное» исследование литературы в описательной - императивность нормативной поэтики - познание того, что создано и почему – тождество языка и образа (как сделано). Жанры филологического исследования, преимущества и ограниченность каждого (эссе, статья, книга, диссертация). Позиция исследователя в ее зависимости от жанра.

 

Литература

Аверинцев С.С. Филология. - КЛЭ. Т.7. М., 1972.

Аристотель. Поэтика. // Аристотель. Соч. в 4 тт. Т.4. М., 1984.

Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Т.1. С-П., 1995.

Тамарченко Н.Д. Поэтика. // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008.

Потебня А.А. Слово и его свойства. Речь и понимание. Три составные части поэтического произведения. // А.А. Потебня. Теоретическая поэтика. М., 1990.

Руднев В. Сюжет. - Словарь культуры ХХ века. М., 1998.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. (предисловие Н.Тамарченко и комментарий С. Бройтмана).

Тынянов Ю.Н. Литературный факт. О литературной эволюции. // Ю.Н. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

Лекции.

 

Академические школы и современные методы литературоведения

Биографическая, культурно-историческая, сравнительно-историческая, мифологическая, психологическая, социологическая школы. Формализм. Структурализм. Предмет исследования в зависимости от концепции искусства. Проблема автора. Образ как отражение конкретной личности (биографическая), эпохи (культурно-историческая), взаимодействия исторических времен в их сюжетном преломлении (сравнительно-историческая), взаимодействие временного и вечного начал (мифологического), отражение доминирующих идей времени, формирующих гегемонию определенного класса - “социальный дарвинизм” или “биологизированная социология” (социологический).

Имманентные законы развития теории литературы: культурно-историческая школа – теория хронотопа Бахтина; сравнительно-историческая школа – теория интертекста; биографическая школа – автобиографический миф.

Осознание категории “автор“ как литературоведческой проблемы: тождество автора и героя - нарушение авторско-персонажного тождества - интерес к автору как биографической личности - “литературная личность” - автобиографический миф об авторе - культурологический миф об авторе.

Концепция автора в работах формальной школы и в структурализме. Сюжет как комбинация приемов – автор как «комбинатор». Автор между фабулой и сюжетом. Произведение и текст. Текст как “сделанная” вещь.

Постструктурализм. Независимость образа от автора. “Смерть автора”. Рождение читателя.

Объективные и субъективные основания выбора научного метода. “Провокация” текста: параметры текста, обязывающие к работе в русле сравнительно-исторической школы, культурно-исторической, мифологической и т.д. “Нейтральный” текст и проблема выбора аналитического метода.

Литература

Академические школы в литературоведении. М., 1975.

Барт Р. Смерть автора. // Р. Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

Выготский Л.С. Искусство как прием. // Психология искусства. М.., 1968.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970

Магомедова Д.М. Автобиографический миф в творчестве А.Блока. М., 1997.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

Миловидов В.А. Текст, контекст, интертекст. Введение в проблематику сравнительного литературоведения. Тверь, 1998.

Овсянико-Куликовский Д.Н. Введение в ненаписанную книгу по психологии умственного творчества (научно-философского и художественного). // Литературно-критические работы. Т. 1. М., 1989.

Его же. Печорин. - Литературно-критические работы. Т.2. М., 1989.

Потебня А.А. Слово и его свойства. Речь и понимание. Три составные части поэтического произведения. - А.А.Потебня. Теоретическая поэтика. М.., 1990.

Руднев В. Текст. // В. Руднев. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001.

Шкловский Б. Искусство как прием. Связь приемов сюжетосложения с общими приемами стиля. // Б.Шкловский. О теории прозы. М., 1983.

Эйхенбаум Б. Как сделана “Шинель” Гоголя. – Поэтика. М., 1992.

Его же. Лермонтова. Опыт историко-литературной оценки. - Б.Эйхенбаум. О литературе. М., 1987.

Якобсон Р. и Леви-Стросс К. “Кошки” Бодлера. - В кн.: Структурализм: “за” и “против”. М., 1975.

Лекции.

 

Теория литературы. Поэтика слова

Слово как предмет филологии

Слово как изначальный поэтизм. Концепция изначального “символизма” слова (А. Потебня, М.Хайдеггер). Концепция слова П. Флоренского: звук - звучание - значение. Г. Гадамер - “язык и понимание”, окказиональность и контекст. Триадность концепций слова и ее мистериальное значение – «религиозность» языка.

Образ, аллегория, символ. Олицетворение как простой вид метафоры - нарушение границ одушевленного и неодушевленного мира - изменение модели мира. Теория метафоры: семантическое движение - усложненное и “гипертрофированное” олицетворение - тотальный метафоризм поэтического мира. Деметафоризацая как “игра” с метафорой. Образное и безóбразное поэтическое слово. Символ и образ; символ и знак; символ и метафора. Символ и аллегория в поэтическом тексте, их природа и функция.

Слово монологическое и диалогическое - формально-лингвистическое отличие монолога от диалога. Относительность разделения речи на монолог и диалог. Форма их взаимопроникновения: диалогизированный монолог, монологизированный диалог, значение интонации и паузы для формирования представления о смысле высказывания. Внутренняя диалогичность слова

Концепция “чужого слова”. Слово персонажа и автора. Автор - повествователь - рассказчик. Автор как персонаж. Сказ - стилизация. Стилизация и пародия – речь автора и «речевая поза» (Тынянов) автора Понятие “языковой личности”- язык как персонаж.

Читатель как персонаж. Возникновение читателя как персонажа - изменение системы образов - деформация структуры повествования - соотнесенность образа автора как персонажа и читателя как персонажа - взаимодействие текста и внетекстовой реальности - имплицированный и эксплицированный читатель - разрушение закрытого типа структуры.

Читатель в тексте - способы конструирования образа, его функции и значение. Читатель и автор в системе персонажей. Читатель как организующее начало многоуровневого текста. «Мнимый» автор и «реальный» рассказчик.

 

Литература

Бахтин М. Слово в романе. - В его кн.: Вопросы литературы и эстетики. М., 1976.

Виноградов В.В. Проблемы стиля пародии и ее оригиналов. - В его кн.: В.В. Избранные труды. Поэтика русской литературы. М., 1976.

Лавлинский С.П. Читатель. // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008.

Лосев А.Ф. Символ и соседние с ним структурно-семантические категории. - В его кн.: Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

Потебня А.А. Мысль и язык. - В его кн.: Эстетика и поэтика. М., 1976.

Тынянов Ю.Н. О пародии. // Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

Фарыно Е. Введение в литературоведение. Варшава, 1991.

Флоренский П.А. Строение слова. - П..А..Флоренский. Т. 2. “ У водоразделов мысли”. М., 1990.

 

Автор и авторство

Образ автора: автор и гений, этимология слова и формирование представления об авторе - избранность, провидчество, обреченность.

Автор и его судьба: "доавторская" древняя литература - рождение автора в западноевропейской средневековой литературе - пик авторства в эпоху романтизма - первые представление об авторстве в значении авторского права - "смерть автора" в ХХ веке.

Общеевропейское и восточное (конфуцианское) понятие авторства. Творчество как “сочинение” и творчество как интерпретация. Типы культуры - закрытая и открытая, традиционалистская и “авторская”. Авторство как “вторичное” творчество, взаимодействие традиционного и индивидуального. Специфика авторства в его отношении к “авторскому праву” в культуре конфуцианского типа. Особенность слова в культуре закрытого типа.

Специфика русской культуры с точки зрения авторства. Позднее рождение авторства при частотном бытовании “соавторства”. Этапы рождения авторства: летописное “интерпретаторство” - публицистика - соавторство - псевдоним (“литература царей”) - автор в публицистике - автор в художественном тексте.

Понятие “стиль”. Стиль автора и стиль эпохи. Почерк - манера - стиль. Стиль “тенденциозной” и “нетенденциозной” литературы в соотношении с закрытым и открытым типом словесного творчества. Стиль как проявление авторской концепции искусства. Стиль как проявление авторской модели мира.

Литературный процесс как смена различных стилей. Эволюция искусства как смена художественных систем: античность, Возрождение, готика, барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм. Проблема реализма как художественного стиля. Натурализм и символизм - закономерности стилевого развития.

Литературный процесс как становление авторства. Способы выражения точки зрения автора в разные художественные эпохи: античность и Возрождение в их отношениях к закрытому и открытому типу слова, “жанровость” классицизма и “стильность” сентиментализма, имплицирование автора в романтизме и реализме.

Понятие “мировая литература”. Диалог культур. Взаимодействие “высокой” и “массовой” литературы. Перераспределение жанров. “Официальная” и “тайная” литература. Судьба автора в ее отношении к эксплицированному и имплицированному читателю.

 

Литература

Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. - М.М.Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Виноградов В.В. Рудый Панько и рассказчики из романов Вальтера Скотта. // Указ. соч.

Конрад Н.И. Об эпохе Возрождения. - Н.И.Конрад. Запад и Восток: Статьи. М., 1972.

Руднев В.Массовая культура. // Энциклопедический словарь культуры ХХ века. Изд. то же.

Тамарченко Н.Д. Автор. // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. Изд. то же.

Тынянов Ю.Г. Литературный факт. О литературной эволюции. - Ю.Н.Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.

Лекции.

Автор – род - жанр

Организация текста в соответствии с жанрово-родовым принципом. Современные психо-лингвистические концепции литературного рода, основанные на доминировании определенного психологического понятия или грамматической категории. Принципиальное отличие современных концепций литературного рода от классических теорий (Гегель, Белинский). Значимость первой, аристотелевской, теории рода.

Категория рода как форма выражения авторского присутствия. Лирика - род литературы, где автор “все время остается самим собой и не меняется”. Эпос - род, где “автор или то ведет повествование со стороны, то становится в нем кем-то иным подобно Гомеру”. Драма - род, где автор “выводит всех подражаемых в виде лиц действующих и деятельных” (Аристотель)

Организация эпического повествования в соответствии с основным принципом родового авторского “отсутствия”: эпический стиль, эпическая дистанция, эпическая картина мира. “Вненаходимость” автора и принципиальная невозможность авторских “посредников” (повествователь/рассказчик). Развитие эпоса от имперсональности к разным формам выражения авторского начала: “личная”, индивидуально окрашенная интонация; приближение к тексту и самоотождествление автора с романным героем; отчуждение автора от героя и структурирование образа автора в качестве самостоятельного персонажа; “отчуждение” героя от “биографических” событий и эманация мыслей и идей, персоницифицированных в герое; многогеройность в отношении к типу романа (“монологический” и “диалогический” типы романа); полифонизм как высшая степень отчуждения автора от героя. Параллельно развивающаяся тенденция проникновения в структуру текста через мистифицированного автора (издатель, повествователь, рассказчик). Авторский “голос”, обращенный к эксплицированному читателю; “авторство” как более или менее сознательная работа с “чужим словом“. Рассказ-повесть-роман в их эстетическом своеобразии.

Лирика как род, предполагающий “неизменение” автором своего лица: отождествление поэта с лирическим персонажем на ранних этапах лирики - дистанцирование автора от лирического персонажа - лирический герой - ролевая лирика.

Литературный род как способ организации текста: монологичность лирики, диалогичность драмы, соотношение монологичности и диалогичности в эпосе (монологический диалог, диалогический монолог, несобственно-прямая речь, точка зрения автора и персонажа). Диалог и монолог в лирике, эпосе и драме.

Жанр как теоретическая проблема: понятие жанрового канона и жанровой «реальности» текста. Жанровый канон и авторская воля. Жанр как способ эстетической коммуникации и жанр как выражение авторской точки зрения.

Монологический и диалогический типы романа. Монологический и диалогический типы культуры в их отношениях к открытому и закрытому типу культуры. Концепция поэтического слова в разных типах культуры.

 

Литература

 

Аверинцев С.С. Жанр как абстракция и жанры как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости. // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. М., 1989.

Бахтин М.М. Слово у Достоевского.// Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.

Бахтин М.М. Слово в романе. // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. // М.М.Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Гинзбург Л.Я. Проблема личности. // Лидия Гинзбург. О лирике. Л., 1974.

Корман Б.О. Лирический герой. Ролевая лирика. // Б.О. Корман. Лирика Некрасова. Ижевск, 1978.

Кургинян М. Драма. - Теория литературы в 3 тт. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964.

Шталь И.В. Рассказ. Эпические «все» и «каждый». Человек – народ – племя – герой. Заключение. // И.В. Шталь. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.

 

Художественный мир автора

Понятие творческого метода и проблема творческой индивидуальности. Проблема метода и стиля.

Авторский стиль: лексика - синтаксис - фраза - период - абзац. Организация повествования. Герой как “отчужденный” автор - мир глазами автора. Понятие “хронотоп”. Герой и хронотоп. Авторский стиль как моделирование мира. Архитипический мотив, сквозной мотив. Предметный мир. Понятие о поэтическом мире автора.

Литературный процесс как диалог авторов.

 

Литература

Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе.// В его кн.: Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Гаспаров М.Л. Художественный мир писателя: тезаурус формальный и тезаурус функциональный. // Проблемы структурной лингвистики. М., 1987.

Жирмунский В. Историко-литературный процесс. - В его кн.: Введение в литературоведение. С.-П., 1969.

Зусман Н.Д., Зусман В.Г. Художественный мир. // Культурология. Энциклопедия. Т.2. М., 2007.

Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения. // Вопросы литературы, 1968. № 8.

Лихачев Д.С. Поэтика литературы как системы целого. Поэтика художественного времени. Поэтика художественного пространства. // Д.С. Лихачев. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка. // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста. Антология. М., 1997.

Хализев В.Е. Художественный мир писателя и бытовая культура (на материале произведений Н.С. Лескова). // Контекст 1981. Литературно-критические исследования. М., 1982.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

К практическим занятиям по теории литературы для студентов четвертого курса дневного отделения филологического факультета

 

1. Культурно-историческая школа, ее методология и принципы анализа

- Когда и где возникла культурно-историческая школа?

- Каковы ее принципы анализа?

- Какова судьба культурно-исторической школы в России?

- Проанализируйте «Бэлу» («Максим Максимыч») в логике культурно-исторической школы.

Литература

Академические школы в литературоведении. Изд. то же.

Тэн И. Степень важности характера. // И. Тэн. Философия искусства. М., 1996.

 

2. Сравнительно-историческая школа и ее принципы анализа

- Каковы принципы анализа сравнительно-исторической школы? - Назовите основных представителей школы и их работы.

- Какова судьба сравнительно-исторической школы в ХХ веке?

- Сформулируйте основные постулаты интертекстуальности.

- Проанализируйте «Тамань» Лермонтова («Бэлу») в логике СИШ.

Литература

Академические школы в литературоведении. Изд. то же.

Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы. М., 1979.

Жирмунский В.М. Проблемы сравнительно-исторического изучения литератур. // В.М. Жирмунский. Сравнительное литературоведение. Л., 1979.

 

3. Мифологическая школа и логика ее развития.

- В чем своеобразие теории «первых мифологов»?

- В чем специфика мифологического анализа?

- Что такое архетип?

- Сделайте мифологический анализ повести «Тамань» («Княжна Мери»).

 

Литература

Руднев В.П. Введение в прагмасемантику «Вини Пуха». // Вини Пух и философия обыденного языка. М., 1994.

4. Психологическая школа и ее направления.

- Когда, где и кем была основана психологическая школа? Какие направления психологической школы представляют А. Потебня, Л. Выготский, Д.Овсянико-Куликовский?

- Проанализируйте стихотворение «Смерть поэта» с позиций теории Потебни.

- Прокомментируйте анализ образа Печорина в работе Д.Овсянико-Куликовского.

- Как работает теория Л. Выготского при анализе баллады «Морская царевна»?

Литература

Выготский Л.С. Психология искусства. // Л.С. Выготский. Психология искусства. М., 1968.

Овсянико-Куликовский Д.Н. Печорин. // Д.Н. Овсянико-Куликовский. Литературно-критические работы. Т.1. М., 1989.

Потебня А.А. Три составные части поэтического произведения. // А.А. Потебня. Теоретическая поэтика. М., 1990.

 

5. Принципы анализа формальной школы.

- Когда, где и кем была создана формальная школа?

- Каковы принципы «формального» анализа?

- Каковы основные понятия формализма в теории Шкловского? Покажите, как работает инструментарий идеолога формализма на примере повести Лермонтова «Бэла».

- В чем Вы видите главное достоинство теории Эйхенбаума?

- «Как сделан «Фаталист» Лермонтова»?

 

Литература

Шкловский В. Метафора и сюжет. // Повести о прозе. М., 1966.

Эйхенбаум Б. Как сделана «Шинель» Гоголя. // Б.Эйхенбаум. О прозе. Л., 1969.

 

6. С труктурализм.

- Что наследует структурализм от формализма?

- Какова методика структуралистского анализа?

- Проанализируйте стихотворение «Выхожу один я на дорогу» по модели Р. Якобсона в его статье «Кошки» Бодлера».

Литература

Якобсон Р. и Леви-Стросс К. “Кошки” Шарля Бодлера. // Структурализм: “за” и “против”, с.231-255. М., 1975

 

7. Слово в лирике и лиро-эпике.

- Что собой представляет “я” и “ мир” в лирике и лиро-эпике? (“Бородино”)

- Что такое лирический герой? (“Пророк”, “Гляжу на будущность с боязнью”, “Дума”, “Как часто пестрою толпою окружен”, “Молитва”, “Сосед”, “Узник”, “Соседка”, “Кавказ”, “Утес”, “Горные вершины”, “На севере диком”, “Тучки небесные”, “Выхожу один я на дорогу”, “Листок”, “Три пальмы”, “Небо и звезды”, “Звезда” и т.д..)

- В чем специфика лирического слова в его отличии от лиро-эпического? (стихотворение «Мой демон» и поэма «Демон»).

Литература

Специфика слова в лирике. // Образцы изучения лирики. II. Ижевск, 1997.

8. Слово в эпосе.

- Как вы понимание эпическое миросозерцание?

- Что такое эпическая дистанция и объективность?

- Как формально создается в эпосе иллюзия объективности? (на материале романа «Герой нашего времени»)

Литература.

Формы выражения авторского сознания. // Образцы изучения текста. Выпуск I. Эпическое произведение. Ижевск, 1995.

9. «Формы времени и хронотопа в романе».

- Что такое хронотоп?

- Какие типы хронотопа выделяет М. Бахтин?

- Какие типы хронотопа определяют своеобразие романа М. Лермонтова «Герой нашего времени»?

Литература

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. // М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

10. Композиция как «точка зрения» в эпике.

- Как определяет композицию точка зрения?

- Какие типы точек зрения выделяет Б.Успенский?

- Проанализируйте композицию «Фаталиста» как смену точек зрения.

Литература

Успенский Б. Поэтика композиции. С-П., 2000.

11. Поэтика жанра.

- Как определяет композицию Бахтин?

- Каково соотношение композиции и жанра?

- Время и пространство в повести «Фаталист».

- Меняется ли прочтение рассказа «Фаталист» как самостоятельного произведения и как «главы» романа?

Литература

Время и пространство в эпическом произведении. // Образцы изучения текста.

 

12. Сюжет и герой в драме.

- В чем принципиальное отличие драматического героя от эпического?

- В чем особенность драматического сюжетосложения? Чем отличаются понятия «драматический» и «драматургический»?

- Проанализируйте особенность драматического сюжета и героя в их жанровом отличии в драме «Маскарад» и поэме «Демон».

Литература

Жирмунский В.М. Сюжет и композиция. // В.М. Жирмунский. Байрон и Пушкин. Л., 1978.

Фадеева Н.И. Драматический герой и его модификация в трагедии и комедии. // Филологические науки. 1984, №4.

Эйхенбаум Б. “Мцыри” и “Демон”. // О литературе. М., 1987.

13. Специфика драматического слова.

- В чем специфика слова в драме?

- В чем отличие драматического монолога от лирического и драматического диалога от эпического?

- Что такое паратекст?

- Проанализируйте драму «Маскарад».

Литература.

Кургинян. Драма. Изд. то же.

Лекции.

14. Поэтический мир автора.

- Что такое авторский стиль?

- Что такое хронотоп?

- Каково пространство и время у Лермонтова?

- Опишите поэтический мир Лермонтова, т.е. тип героя, помещенного в определенный хронотоп.

 

Литература.

Жирмунский В. Проблема стиля. // В. Жирмунский. Введение в литературоведение, с.403-419. С.-П., 1996.

Эйхенбаум Б. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки. // Б.Эйхенбаум. О литературе, с.155-276. М., 1987.

Эйхенбаум Б. Литературная позиция Лермонтова. // Б.Эйхенбаум. О прозе. О поэзии. Сборник статей, с.118-124. Л., 1986.

 

 

ВОПРОСЫ

для экзамена по теории литературы для студентов четвертого курса дневного отделения филологического факультета

 

1. Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин.

2. Теория литературы в системе теоретических дисциплин

3. Понятие сюжета на разных уровнях филологического знания

4. Композиция: от определения в курсе «Введение в литературоведение» до трактовки понятия в теории литературы.

5. Поэтика и ее разновидности – логика их появления.

6. Нормативная поэтика.

7. Историческая поэтика.

8. Теоретическая поэтика.

9. Академические школы литературоведения и логика их смены.

10. Культурно-исторический метод литературоведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.163 сек.