Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метафизика




Вильям Оккам

Реализм и номинализм.

Спор о существовании универсалий (общих понятий).

Реализм И.С.Эриугена и Ф.Аквинского.

Номинализм (Расцелин и Оккам).

 

О соотношении веры и знания (наука и богословие).

Августин Блаженный, Фома Аквинский и Вильям Оккам.

Августин Блаженный (354-430 гг)

Знания на основе веры совершеннее научного знания. Истины Откровения превыше истин науки. Учение о «Граде земном» и «Граде Божьем». Апология палача.

Номинализм (терминализм) и защита науки от религиозной догматики. «Бритва Оккама».

Фома Аквинский (1221-1274 гг)

Разум и философия - преамбула веры. Разница между философией и теологией не в том, что первая занята одним, вторая - другим: обе говорят о Боге, человеке, мире. Но первая дает знание несовершенное по поводу того, о чем теология в состоянии говорить более внятно, ведя к вечному спасению. Благодать морально облагораживает людей и разумеется философию. Вера совершенствует разум, а теология - философию. Философия служанка богословия. Благодать не подменяет, но облагораживает природу. Вера ориентирует разум без вытеснения последнего и подмены его. Разум - сущностная характеристика человека.

“Есть некоторые истины, которые превосходят сколь угодно мощный разум: например, Бог един, но в Трех Лицах. Другие истины вполне доступны разуму: например, что Бог существует, что Бог един и подобные этому”. Разум в своей универсальности способен примирить всех. Это незаменимый инструмент в борьбе с язычниками, это единственный источник и мотив истины для человека.

Не все мыслимое существует реально. Быть - это функция, объединяющая понятия. Универсалии проистекают из абстрактной силы интеллекта, а не из опыта, в котором существуют лишь отдельные вещи. Быть существующим приписывается как миру, так и Богу, но лишь по аналогии, ибо Бог - само бытие, а мир обладает бытием. Лишь в Боге бытие совпадает с сущностью, Бог - самодостаточное бытие, это - чистый акт.

Поскольку нет полного совпадения бытия с сущностью у отдельных компонентов мира, то и весь мир может быть, а может и не быть в своей совокупности, ибо он не необходим, а лишь возможен и случаен. Мир существует не сам по себе, а благодаря чему-то иному, чье бытие тождественно сущности, и это иное - Бог. Это метафизическое ядро всех доказательств бытия Бога у Ф.Аквинского. Бытие есть акт реализующий сущность, сама же сущность есть реализация бытия.

“Все сущее есть одно”. Бытие есть единое, истинное и благое. Бытие едино, так как нераздельно, внутренне непротиворечиво. Чем выше уровень бытия, тем выше единство.

“Все сущее истинно”. Все сущее постижимо рационально. Всякая вещь несет в себе печать зодчего. Онтологическую истину (адекватность вещи божественному интеллекту) следует отличать от логической (адекватности вещи человеческому интеллекту), произведенной человеческим умом.

“Все сущее есть благо, потому что все сущее - сущее”. Все сущее благословенно, оно несет благо, стремится к совершенству. Три вида благого: благо само по себе, его желают ради него самого; благо полезное, ибо его хотят ради чего-то иного; благо-наслаждение, оно несет счастье. Первое и третье благо - Бог, все земные блага - блага второго типа, ибо относятся к целям, которые преследуют.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.