КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Грим–Ингигерд («Сага о Хальвдане Эйнстейнссоне»)
Хривлинг и Аргхюрна («Сага о Хальвдане Эйнстейнссоне»)12. Пожилая чета Хривлинг и Аргхюрна (Д) из «Саги о Хальвдане Эйстейнссоне» представляют собой весьма характерный случай дарителя, хотя помощь и испытание и меняются своими местами в сюжете. Помощь (П) состоит в том, что Хривлинг и Аргхюрна вылечивают Хальвдана (Г) от тяжелых ран13, после чего снабжают его рядом волшебных предметов, которые должны помочь ему в его испытании14, после чего предлагают ему собственно испытание (И), в котором могут быть выделены два уровня: физический и этический. Физический состоит в том, что, чтобы успеть к месту битвы, к которому Хальвдан хочет успеть, он должен пройти через лес, населенный чудовищами и разбойниками (ВМ), одолев тех, кто встретится ему по пути15. Этический план испытания Хальвдана более сложен, для его понимания необходимо разобраться в почти детективном сюжете саги, который удобно представить на следующей схеме: I. Отец Хальвдана нападает на владения персонажа по имени ярл Скули. Повода для этого он не имеет, это грабительский поход. II. Ярл Скули позже убивает отца Хальвдана (Н), но тайно, так, что Хальвдан не узнает его имени. III. Хальвдан отправляется на поиски убийцы, но на него нападают викинги. Ярл Скули спасает его жизнь, сохраняя инкогнито. IV. На владения ярла Скули нападают враги. Выздоровевший Хальвдан тем временем пускается на поиски уже своего спасителя. V. Хальвдан обнаруживает, что ярл Скули — тот человек, который и убил его отца, и спас жизнь ему самому. VI. Собственно испытание: Хальвдан вынужден делать выбор (Р) между справедливостью и стремлением отомстить. Он признает, что правда на стороне ярла Скули. Это приводит к счастливому финалу: Хальвдан примиряется со Скули, защищает его от врагов и женится на его дочери16. Испытание, предложенное герою в «Саге о Хальвдане Эйстейнссоне», является сложносоставным. Наряду испытанием от ярла Скули и Хривлинга с Аргхюрной, рассмотренное выше, дополняется испытанием, предложенным Хальвдану (Г) дочерью ярла Скули, Ингигерд (Д). Переодетая Ингигерд под видом юноши по имени Грим-младший сопровождала своего отца, когда тот убил отца Хальвдана. Между ней и героем произошла следующая сцена: «Хальвдан увидел, что Грим-младший снял свою перчатку, и была рука открыта; ему показалось, что он никогда не видел такой красивой мужской руки. На ней было золотое украшение такой красоты, какой он никогда не видел, и в него был вправлен драгоценный камень, незнакомый ему. Он осторожно снимает кольцо с пальца и кладет в перчатку. А затем просит он поднять вверх факелы и садится подле Гримов; в то время в нижней части комнаты было темно. Перчатку он зажал в руке. Его быстро сморил сон, а проснулся он оттого, что в темноте младший Грим так ярко осветил его лицо, что он не мог видеть против света, и выхватил [Грим] перчатку из его руки и затем сказал: «Эту руку, это золото и эту перчатку ты будешь искать и страстно [к ним] стремиться, и не обретешь отдыха до тех пор, пока тот, кто взял все это сейчас, добровольно не вернет их тебе назад». С этими словами он отшвырнул факел к ближайшим дверям, а сам отпрыгнул к другим дверям и ушел»17. Как указывает Г.В. Глазырина, «рука, золото и перчатка» — это аллегорические символы, аналоги кеннингов, обозначающих женщину. Таким образом, Хальвдан на самом деле преследует Ингигерд, а связь, которая их соединяет — это любовь18. В своих странствиях он действительно ищет не только убийцу отца, но и «руку, золото и перчатку», в данном случае в них и заключается недостача (Н). За этой задачей стоит испытание — найти в себе силы примириться с отцом Ингигерд, которому Хальвдан стремится отомстить (И). Хальвдан, чья склонность помнить зло специально подчеркивается в саге19, все же находит в себе силы преодолеть стремление к мести (Р), и обретает свою награду — Ингигерд становится его женой (П)20. В данном сюжете слабо выражена тема загробного мира, хотя определенную компенсирующую роль могут выполнять странствия Хальвдана в поисках Грима-Ингигерд. Однако весь сюжет Хальвдана-Ингигерд носит явные черты заимствования из континентальной традиции рыцарских романов, поиска «прекрасной дамы», и этим, по-видимому, и объясняется его скорее ориентированность на внутренний мир героя, чем на внешний мир вокруг него.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |