КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тайные общества и рождение ересей
Так сложилось, что когда люди средневековья стали более грамотными, начали сочинять и читать книги, думать и размышлять, возникло множество инакомыслящих тайных сообществ, названных в последствии еретическими. Е́ресь (др.-греч. αἵρεσις — «выбор, направление, мнение») — сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новойобщины Википедия. Прообразом многих возражающих католической церкви обществ послужили идеи манихейства. Манихейство – персидское учение, зародившееся в 3-4 веке н.э., представляет собой смесь вавилонско-халдейских, иудейских, христианских, иранских (зороастризм) гностических представлений.Центральной идеей манихейства был дуализм природы, то есть в мире существуют в гармонии на равных правах как добро, так и зло. Самые крупные еретические общества сформировались к Х веку. Это движение патаренов (патаров) и катары. Патарены боролись против богатства и роскоши церкви, пороков священно - служителей и продажи индульгенций. Говорят, что их методы порой были чересчур грубыми, жестокими, экстремистскими, как сказали бы сейчас. Но, нельзя забывать, что и сама церковь в то время использовала далеко не гуманные методы. По религиозным воззрениям они следовали традициям манихейства, подчас смешивая и взаимно заменяя личности Бога и Дьявола. Дальше патаров по совершенствованию идей манихейства продвинулись катары - еретическая секта, просуществовавшая примерно с Х11 до Х1V века, распространенная в основном на юге Франции в Италии и Германии. Катары признавали священность Нового Завета, при этом полностью отвергая Ветхий. Ветхозаветный Бог в их представлении — «Не кто иной, как бог гнева, «Князь мира сего», злое начало. Чтобы вернее ввести людей в заблуждение и отвратить от спасительного пути, он заставил их поклоняться себе». Доводом в пользу того, что Ветхий Завет инспирирован «князем мира сего», катары считали изобилие в нём жестокости и чрезмерное внимание к плотской стороне бытия. Позднейшие ответвления от этого течения привели к появлению сект сатанистов, считавших, что раз ветхозаветный Бог - Дьявол, значит нет ничего зазорного в том, чтоб поклоняться Сатане. Кстати эту же идею о «Князе мира сего» позднее воплотила в своих трудах модам Блаватская. Хотя церковные служители всегда категорично относились к подобным мыслям, не позволяя критично изучать Ветхий Завет. Католическая церковь видела реальную угрозу в ереси катаров, набиравшей множество сторонников, и затеяла инквизицию с целью уничтожения прежде всего именно катаров. В 1208 году папа Иннокентий III подписал буллу о начале крестового похода против еретиков. Церковь поставила «под ружьё» более 20.000 конных и 200.000 пеших. Эта «зачистка» длилась по разным оценкам от 20 до 40 лет. «Освободители» действовали неторопливо, выжигая всё под корень. Начали, естественно, с юга Франции, с «рассадника» иноверия. Очень показателенслучай, произошедший при штурме г. Безье – когда один из рыцарей подошёл к епископу и спросил «Отче! Как отличить католиков от неверных?», на что ему был дан ответ – «Убивайте всех, Господь Сам разберётся, кто – друг Ему, а кто враг!» Кстати, этот город был сожжён дотла.… И, как итог – движение катаров пошло на убыль, а к XV веку они уже были истреблены почти полностью.
Вплоть до сер.XIV-нач.XVI века инквизиция осуществляла свою жестокую деспотичную деятельность на территории почти всей Европы. Подчас влияние инквизиторов превышало власть епископов и королей, так как они олицетворяли собой «Суд Божий». Как и приказывали папы, в руках инквизиторов «меч не высыхал от крови». Смрадные тюрьмы, чудовищные пытки, изощренные издевательства, костры становились все более привычными в христианском мире, забывшем о евангельской заповеди о любви к ближнему и прощении. Усердия инквизиторов часто подвергались отнюдь не только стремлением «защитить веру». Инквизиция становилась средством сведения личных счетов, обогащения за счет имущества осужденных. Помимо инакомыслия в вере гнев святой инквизиции обрушивался на ученых, философов, художников, в творчестве которых церковь усматривала опасные для себя ростки свободомыслия. Особый размах святая инквизиция приобрела в позднем средневековье с его печально известной охотой на ведьм. С конца XV века охота на ведьм обрела чёткую схему. Как раз примерно в то время, выходит в свет самое тёмное и мрачное произведение по демонологии «Молот Ведьм» Якова Шпренгера и Генриха Крамера. Издание, которое пересдавалось несчётное число раз до начала XVIII века, затмив собой даже последующие работы классиков средневековой демонологии дель Рио и Николаса Реми…. «Молот ведьм» представляет собой грандиозное принесение логики и здравого смысла, общей истерии того времени. Так безупречна логика параноика, вот только посылка не верна с самого начала. Книга состоит из трёх частей: в первой части идут рассуждения на тему «А есть ли колдовство?» и «Является ли существование ведьм и колдунов настолько католически правоверным, что его отрицание является ересью?». Это обвинение было настолько серьёзным, что теоретически по нему мог быть привлечён к суду кто угодно, по нему допускались любые свидетельствования, в том числе и преступников, а так же людей отуреченных от Церкви, так как это преступление против основы общества – Церкви. Во второй части рассматриваются 3 основных типа злодейства и методы, которыми им можно противостоять. В третьей были приведены формальные правила для возбуждения дела, тактика ведения допросов и пыток, а так же разграничивалась юрисдикция светских, епископальных и инквизиторских судов. Заметим, что суд Инквизиции никогда не приговаривал вероотступников к смерти – этим всегда занимались светские суды, Церковь лишь «отпускала на волю», то есть снимала с себя всякую ответственность за тело и душу обвиняемого. И на протяжение всей книги, авторы стремились воплотить в жизнь один из стихов Ветхого Завета: «Ворожеи не оставляй в живых», проявляя при том, поразительную нетерпимость ко всему, что выходит за рамки их кругозора…. Следуя указаниям «Молота ведьм», были измучены и казнены тысячи женщин и мужчин. Но, как же прекратились процессы?На этот вопрос однозначно ответить невозможно. Здесь, как и в случае возникновения охоты на ведьм, действовал целый комплекс причин. Обычно ссылаются на идеологию Просвещения, подъем науки и торжество разума, но при этом забывают, что не только мракобесы обвиняли ученых в связях с демонами, но и сами ученые нередко увлекались магией. За колдовство сжигали и безымянных рыночных торговок, и университетских профессоров. В действительности против охоты на ведьм довольно рано начали выступать и дворяне, и сами же богословы, только их голоса долго не были слышны. В 1584 году кентский дворянин Реджинальд Скотт издал на свои средства «Открытие колдовства» — важнейший английский трактат, отрицающий могущество дьявола и реальность ведьм. Иезуит Фридрих фон Шпее в своем знаменитом сочинении «Предостережение судьям, или о ведовских процессах» (1631 год) резко выступил против этого безумия. Прежде всего, утверждал он, надо отменить ужасные пытки и тогда ведьмы исчезнут сами собой. Протестантский проповедник Балтазар Беккер в книге «Околдованный мир» (1691 год) сурово осудил собратьев по вере за разжигание ведовской истерии. Прусский правовед и философ КристианТомазий в сочинении «Краткие тезисы о грехе колдовства» (1704 год) аргументированно доказал абсурдность ведовских процессов. Авторитет Томазия был чрезвычайно высок при дворе прусского короля, и уже через два года Фридрих I сократил количество ведовских процессов, но лишь к середине XVIII века в Пруссии перестали полыхать костры. К окончанию охоты вело и изменение социального портрета ведьмы. Если первыми «козлами отпущения» становились слабые и увечные, старые нищенки и бедные служанки, то с ростом ведовской паники доносчики уже не считались ни с социальным положением, ни с полом и возрастом обвиняемых. Смертные приговоры за колдовство стали выноситься школьным учителям, дамам с безупречной репутацией, пасторам, младенцам благородных кровей и даже членам семей судей. Неудивительно, что в такой ситуации скептицизм судей рос, они уже менее рьяно вершили свою миссию и рассуждали о том, что настоящую ведьму определить сложно. В конце концов, в образованных кругах стало немодным и даже неприличным верить во всю эту чепуху о ведьмах. Были и другие факторы, способствовавшие уменьшению веры в колдовство среди простолюдинов. Постепенно улучшались медицинское обслуживание и социальное обеспечение, с развитием медицинских знаний появилось представление о психических заболеваниях и прежних одержимых и «порченых» начали запирать в сумасшедшие дома. Рост промышленности приводил к оттоку сельских жителей в города, что снижало социальную напряженность в деревне. В городах же с ростом населения начинал доминировать иной тип взаимоотношений — больше индивидуализма и независимости, меньшая роль репутации, чем в небольшом сообществе, где все про всех все знают и друг от друга зависят. Однако в действительности охота на ведьм прекратилась далеко не сразу после изменений в законодательстве и условиях жизни.
Инквизиция на Руси. О существовании инквизиции в православной Руси информации совсем не много, но она все же есть. Встречаются упоминания и о сожжении книг и о жестоких гонениях на не признающих власть церкви. Обобщенно еретические движения называют Новгородско-московскими ересями. Эти движения конца XV века были очень похожи на еретические движения в Европе и представляли собой первую попытку образованных людей вырваться за предписанные церковью и созданные самим средневековым бытом рамки. Еретики отрицали иконопочитание, считали воплощенной несправедливостью церковное землевладение вообще – православные монастыри владели на Руси тогда огромными территориями – и церковную организацию в частности, как не соответствующую евангельским принципам равенства. Их критика носила как моральный, так и рациональный характер, особенно ярко проявившийся в истории с “концом света” в 1492 году. По старому летоисчислению “от сотворения мира” наступал 7000 год. Как сейчас, так и в средневековье люди с непонятным пиететом относились к круглым датам, и среди церковников стала распространяться идея, что обещанное “второе пришествие” не за горами. Еретики же были твердо уверены, что ничего в этом году не случится. Споры разгорелись нешуточные, и уверенные в себе православные священники даже расчеты пасхальных дней довели только до 1492 года. Естественно, никакого “конца света” не случилось и официальной церкви пришлось объяснять пастве свою ошибку. Кончилось все, конечно, ссылками на “божью волю”, а вместе с тем резко усилилась ненависть к шибко образованным еретикам. Те же оказались правы еще и потому, что изучали по арабским и античным книгам астрономию, которую ортодоксы объявляли “чернокнижием”. Яркими представителями русской ереси являлись стригольники. Стригольникам было не чуждо дуалистическое мировоззрение, хотя они, в отличие от катаров, и не разработали целостной системы, включавшей космогонические, христологические и эсхатологические представления. Сильнейшее впечатление в их проповеди производили острые нападки на духовенство. Подобно катарам стригольники отрицали институт церкви и считали церковное сословие излишним. Они проповедовали, что священникам вообще не подобает приобретать имущества и богатства, и утверждали, что, если священнослужитель дурной и порочный человек, совершаемые им обряды ничего не стоят. Они скептически относились к учению о воскресении мертвых и сомневались даже в евангельском рассказе о воскресении Христа. В одном из полемических сочинений, известном под заголовком "Сказание о новопоявившейся ереси", против них направлено обвинение, что они считали Христа не Богом, а обычным человеком. В случае, если это обвинение соответствует истине, их взгляды отличны от представлений богомилов и катаров и очень радикальны по своему характеру. Стригольники не признавали причастия, в котором не находили ничего святого; отвергали культ икон; считали излишним посещать церкви, так как там обитала злая сила. Верующий, говорили они, может молиться, где пожелает. Подобно катарам, стригольники считали, что основой истинного христианства являются новозаветные писания и особенно четыре евангелия, которые они знали очень хорошо. Но почитание евангельского текста носило совершенно иной характер по сравнению "с тем почитанием книг, которое проповедовалось православной церковью". Стригольники читали Евангелие не слепо и без рассуждения, а размышляли о нём, чтобы иметь возможность обосновать и убедительно подтвердить своё понимание. Подобный критический взгляд на "святые книги" считался опасным отклонением и свободомыслием. Борьба с ересями на Руси не была такой жестокой, как в Европе, большинство еретиков были сосланы в различные отдаленные монастыри. Однако основателей различных еретических движений церковники все де казнили через сжигание на костре, и вообще не редко прибегали к европейским методам расправы с отступниками. Инквизиция и запрещенная литература Для эффективной борьбы с инакомыслием, католисеская церковь решила ввести жестую цензуру и разработала Индекс (список) запрещенных книг (Index Librorum Prohibitorum). Первое официальное издание Индекса вышло в Риме в 1559 г. Первый Индекс был составлен римской инквизицией под непосредственным наблюдением папы Павла IV (Караффы), занимавшего пост верховного инквизитора до своего избрания на папский престол. Павел IV поручил дальнейшее издание Индекса конгрегации римской инквизиции. У папского индекса, как и у самой инквизиции, были свои предшественники. Папы римские и епископы с незапамятных времен считали своим святым долгом и божественным правом подвергать цензуре, запрещать и уничтожать неугодные им богословские, научные и литературные произведения. Христианские первосвященники уничтожали произведения древней греческой и римской литературы; после составления канонического текста Библии все другие библейские варианты были истреблены. Такой же участи подверглись творения раннехристианских и средневековых еретиков - от Ария до катаров включительно: их сжигали вместе с еретиками. Талмуд, Коран и прочие церковные произведения иудеев и мусульман также уничтожались на протяжении столетий. Первым известным литературным произведением, уничтоженным церковниками, была поэма Талия ересиарха Ария, преданная огню по решению Никейского собора в 325 г. В 405 г. папа Иннокентий I составил первый список еретических писаний, подлежавших уничтожению. Преследование крамольной литературы в средние века не представляло особой проблемы, так как грамотных людей было мало, а сочинений и того меньше. Но с началом книгопечатания, воспринятого церковниками как дьявольская затея, проблема сразу осложнилась. Последнее издание Индекса вышло в 1948 г. С XVI по XX в. включительно вышло 32 издания списка запрещенных книг. В XVI в. вышло четыре издания (1559, 1590 1593, 1596); в XVII в.-три (1632, 1665, 1681); в XVIII в.-семь (1704, 1711, 1716, 1744, 1758, 1786, 1787); в девятнадцатом веке - шесть (1819, 1835, 1841, 1877, 1881, 1887); за первую половину XX в. - двенадцать (1900, 1901, 1907, 1911, 1917, 1922, 1924, 1929, 1930, 1938, 1940, 1948). Как следует из этих цифр, наиболее плодотворными в работе конгрегации Индекса столетиями были XVIII и XX. Рекорды принадлежат последнему столетию, а с 1917 по 1948 г. вышло восемь изданий Индекса, то есть на одно больше, чем за весь активный восемнадцатый век. В Индексе нет Дарвина и многих других естествоиспытателей, произведения которых опровергали догматы церкви, потому что считалось запрещение их само собой разумеющимся. Так как церковь осудила коммунизм и социализм, то и все книги, пропагандирующие и защищающие это учение, были запрещены в целом. Это объясняет, почему в Индексе нет произведений Маркса, Энгельса, Ленина и книг других выдающихся деятелей международного революционного рабочего движения, а также книг советских авторов.
Канон 1384 провозглашал: Церковь имеет право требовать от верующих, чтобы они не публиковали книг без ее предварительной цензуры, и запрещать, если на то имеются достаточные основания, любые книги любого автора. Сказанное относилось также к любого рода публикации - газетной, журнальной и прочей. Канон 1385 запрещал печатать без предварительной церковной цензуры священные книги и любые комментарии к ним; книги по библеистике, теологии, церковной истории, каноническому праву, прочим религиозным и моральным дисциплинам, и вообще любую печатную продукцию, имеющую непосредственное отношение к религии или к благочестивым обычаям, а также любого рода священные изображения. Кроме того, в том же каноне отмечалось, что церковникам для публикации своих работ требуется предварительное разрешение их непосредственного начальника. Запрещалось без особого разрешения печатать все, что относится к канонизации святых и блаженных, к индульгенциям. Также запрещалось печатать или перепечатывать без особого на то разрешения постановления римских конгрегаций, молитвенники, Библию на местных языках. Для издания в переводе на другой язык ранее одобренной церковной цензурой книги требовалось повторное разрешение церковной цензуры. Канон 1393 устанавливал во всех епархиях католической церкви должность церковного цензора, заключение которого, подтвержденное епископом, являлось основанием для разрешения или запрещения рукописи. Согласно канону 1395, церковь провозглашала свое право и обязанность в интересах дела (ex justa causa) запрещать книги, этим правом наделялись, кроме папы римского, кардиналы, епископы и главы монашеских орденов. Канон 1397 обязывал всех верующих и церковников доносить местным духовным властям или непосредственно в Ватикан о всех появляющихся на свет вредных книгах. Особенно это вменялось в обязанность папским дипломатическим представителям, епископам и ректорам католических университетов, причем эти доносы полагалось держать в строгом секрете. Запрещение книги (папским престолом.- И. Г.) означает,- гласил канон 1398,- что без особого на то разрешения ее нельзя издавать, читать, хранить, продавать, переводить на другой язык, ни каким-либо другим образом сообщать ее содержание другим. В официальных комментариях к этому канону было сказано: Любой, читающий запрещенную книгу, совершает серьезный грех, даже если он прочтет только один абзац. Некоторые авторы, однако, отмечают, что серьезный грех будет совершен, если из запрещенной книги прочесть от 6 до 10 страниц; в тех же случаях, когда содержание книги особенно опасно, серьезный грех будет совершен и при чтении меньшего числа страниц. Владелец запрещенной книги, узнав о ее запрещении, обязан уничтожить ее или отдать тому, кто имеет разрешение читать запрещенные книги, или по крайней мере отдать ее на хранение до получения разрешения читать ее.
Какие же книги запрещались церковью в целом, то есть без необходимости на то специального в каждом отдельном случае решения? Их перечислял канон 1399: · Все тексты священного писания, изданные не католиками. · Книги любого автора, защищающие ересь и раскол или стремящиеся любым способом разрушить самые основы христианства. · Книги, специально направленные против церкви или христианских обычаев. · Книги всех не католиков, посвященные вопросам религии, если указано, что в них есть что-то противоречащее католической вере. · Книги и брошюры, в которых говорится о новых видениях, явлениях, пророчествах, чудесах или которые пропагандируют новых святых, если таковые были опубликованы без соблюдения канонических правил. · Книги, оспаривающие или высмеивающие любой католический догмат; защищающие ошибки, осужденные папским престолом; низвергающие авторитет божественного культа; стремящиеся разрушить церковную дисциплину; умышленно оскорбляющие церковную иерархию или клир и церковь. · Книги, поучающие или рекомендующие любые суеверия, колдовство, гадание, предсказания, магию, вызов духов и тому подобное. · Книги, провозглашающие законными дуэль, самоубийство, развод и доказывающие, что масонство и им подобные организации не только не вредные, но и полезные для церкви и гражданского общества. · Порнографические книги. · Литургические книги, апробированные папским престолом, если в них имеются изменения. · Книги, распространяющие апокрифические, или запрещенные, или отмененные папским престолом индульгенции. · Любого рода изображения Христа, девы Марии, ангелов, святых и других божьих слуг, если они не отвечают духу и наставлениям церкви. Канонический кодекс запрещал пользоваться отлученными книгами всем верующим и церковникам, за исключением кардиналов, епископов и других высших церковных чинов, без особого на то разрешения соответствующих церковных властей. Получавшие разрешение ими пользоваться обязывались не передавать их третьим лицам. Конгрегация Списка была упразднена в 1917 году, после чего списком стал заниматься Святейший Кабинет. При этом правила чтения книг были перенесены в новый Кодекс канонического права (Codex Iuris Canonici). Список продолжал регулярно обновляться и после этого. Последнее, 32-е издание списка вышло в 1948 году. Туда попали около 4000 книг, запрещённых из-за ереси, аморальности, элементов порнографии, политической некорректности и т. д. В последнем издании Индекса фигурируют не только отдельные произведения, но и десятки авторов, все сочинения которых запрещены. Этой высокой чести удостоились Оноре де Бальзак, Джордано Бруно, Вольтер, Томас Гоббс, Гольбах, Д'Аламбер, Рене Декарт, Дени Дидро, Эмиль Золя, Жан Лафонтен, X. А. Льоренте, Жан Мелье, Морелли, Эрнест Ренан, Жан Жак Руссо, Бенедикт Спиноза, Жорж Санд, Давид Юм. Запрещены отдельные произведения Ф. Бэкона, Пьера Бейля, Иеремии Бентама, Генриха Гейне, Гельвеция, Э. Гиббона, Виктора Гюго, Эммануила Канта, Этьена Кабэ, М. Ж. Кондорсе, Виктора Консидерана, Ламенне, Ламеттри, Джона Локка, Мармонтеля, А. Мицкевича, Д. С. Милля, Ж. Б. Мирабо, М. Монтеня, Ж. Монтескье, Паскаля, Прудона, Л. Ранке, Рейналя, Робинэ, Стендаля, Флобера и многих других выдающихся мыслителей, писателей, ученых. Прав был Э. Золя, когда писал: Нет почти что книг, на которые не извергала бы свои громы церковь. Если порой и создается впечатление, что церковь закрывает глаза на некоторые книги, то это лишь потому, что она не в силах преследовать и уничтожать все, что выходит в свет.
То, что действительно заслуживало преследования, так это книги, якобы научающие магии и колдовству. Их называли гримуары. Гримуар, или гримория (фр. grimoire, от фр. grammaire) — книга, описывающая магические процедуры и заклинания для вызова духов (демонов), или содержащая ещё какие-либо колдовские рецепты. Учебники магии, «колдовские книги», или гримуары, пользовались в XIII—XVII вв. огромным спросом. Из этих книг читатель якобы мог узнать, как вызывать демонов, не рискуя при этом собственной душой. Большинство «колдовских книг» претендовали на древнее происхождение, и на самом деле во многих использовались греческие, египетские, древнееврейские и латинские тексты. О самой известной и влиятельной книге «Ключ Соломона» говорили, что она написана самим царем Соломоном. В это трудно поверить, тем не менее известно, что вариант этой книги существовал уже в I в. н.э. Говорят, что первоначальный текст вскоре изменился до неузнаваемости, поскольку более поздние авторы, не стесняясь, вносили собственные дополнения. Среди самых известных гримуаров обычно перечисляют:
Завещание Соломона Самый древний гримуар "магии Соломона". Содержит подробное описание демонов, их свойств и указывает ангелов, которые имеют над ними власть. Этот текст - ветхозаветный апокриф, содержащий список демонов, вызванных царем Соломоном, здесь также рассказывается о том, как им можно противостоять с помощью инвокаций ангелов и других магических техник. Это один из самых старых магических текстов, который приписывают Царю Соломону, очевидно, появившийся в период с первого по пятый век нашей эры.
Гримуар Гонория Знаменитый текст по христианской магии. Техника в нем изложенная достаточно опасная, но больше для того кто попытается поработать с этими заклинаниями.
Великий Гримуар Великий Гримуар - наиболее причудливая книга из рассматриваемого цикла, которую с большой пышностью представляет редактор с вымышленным именем Antonio Venitiana del Rabina, что указывает на итальянское происхождение работы. Автор для подготовки своего издания воспользовался копией подлинных записей могущественного Царя Соломона, которые чудом сохранились..
Шестая книга Моисея Гримуар охватывает всё Белое и Чёрное Искусство (Чёрную Магию) или Некромантию. Книга была скрыта от Давида (отца Соломона) первосвященником Садоком (Sadock) из-за Великих Тайн, содержащихся в ней. И только в 330 году н. э. этот гримуар получил "второе рождение" при первом христианском императоре Константине Великом, который отправил его в Рим папе Сильвестру для перевода. Затем эта книга попала к императору Карлу Великому и была опубликована (как ни странно, с согласия церкви).
Седьмая книга Моисея Гримуар содержит прямые указания по работе с духами воздуха, огня, воды, земли, Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия и формулы магической каббалы вместе с извлечением из "Ключа Соломона". Так же в работе представлены надписи с табличек, которые Моисей со своими единомышленниками якобы использовали при выполнении магических ритуалов в качестве дополнения к основному одеянию.
Некрономикон Это не совсем гримуар, скорее демонологический трактат. Если он вообще когда-либо существовал. Эта книга неоднократно упоминается в произведениях знаменитого фантаста Г.Лавкрафта. Скептики считают, что писатель выдумал эту книгу, однако энтузиасты доказывают, что она реальна, описывая ее историю, включая то, как сведения о ней попали к Лавкрафту. Согласно выдержкам из произведений мастера фантастики, Некрономикон первоначально назывался "Аль Азиф" (что можно вольно перевести, как "Вой ночных демонов"). Основу для нее, по приданию, написал Абдул Альхазред, безумный поэт Санаа, провинции Йемена. В поисках истин и просветлений он обошел весь Ближний Восток: два года жил у развалин Вавилона, пять лет изучал подземные и тайные пещеры Мемфиса, десять лет скитался по южной пустыне Аравии, которая в ту пору называлась Руб аль Кхалии ("Пустая В предисловии он заявлял, что видел сказочный Ирем -- Город Колонн. И еще писал, что нашел в пустыне безымянный город, под руинами которого находится святилище с манускриптами о знаниях расы, предшествовавшей человечеству. Эту расу многие народы Востока называют Древними, причем, по мнению Альхазреда, это была раса очень злых жестоких существ. Изза своего низменного поведения они были заточены в другом измерении, но с помощью магии их можно вызывать в наш мир. Арабские мистики считали Ирем очень важным и священным местом. Его полное название -- Иремзат аль Имад. Согласно старым легендам, этот город был построен джинном по повелению шаха Шаддада -правителя племени, которое иудеи называли "нефилим" (гигантами). Магррибы (арабские маги) верили, что Ирем располагался на другом уровне реальности, а не в физическом месте, таком, как например, Дамаск, Нью-Йорк или Рига. Они были убеждены, что колонны -- это символ существ прежней расы, и называли Ирем "Городом Колонн", то есть городом Древних. Согласно арабским мифам, джинны некогда предшествовали людям на Земле. По каким-то причинам, они перешли в другую реальность и теперь "заморожены" в ней, то есть находятся в латентном ("спящем") состоянии. Маг, коснувшийся Пустоты, может ввести одного или нескольких джиннов в земную реальность. Есть множество легенд, указывающих на пристрастие джиннов к женской половине человечества. Для мужчин -в основном, магов и волшебников -джинны становились верными союзниками. В 10 веке "Аль Азиф" была переведена на греческий язык и получила новое называние -- Некрономикон. "Некро", по-гречески, означает "мертвый", а "номос" -- "опыт", "обычаи", "правила" (как в словах "астрономия" или "экономика"). Около 1230 года книгу перевели на латинский язык, но она сохранила свое греческое название. В 16 веке рукопись попала в руки доктора Джона Ди, который перевел ее на английский язык. Считается, что после этого рукопись попала в коллекцию ЭлиасаАшмола, а затем — в библиотеку Бодлея в Оксфорде. Известный демонолог Алистер Кроули скорее всего читал в Оксфорде перевод "Некрономикона", сделанный Джоном Ди: слишком много фрагментов написанной Кроули "Книги Закона" напоминают пересказ отдельных частей этой книги. Почему писатель Г.Ф.Лавкрафт утверждал, что ему принадлежит авторство "Некрономикона"? Для ответа на этот интересный вопрос следует обратиться к истории взаимоотнощений Алистера Кроули и бруклинской миллионерши Сони Грини (жены Лавкрафта). В 1918 в клубе под названием "Клуб Восхода Солнца Путешественника" Соня впервые встретилась с Кроули, который пригласил ее побеседовать о современной поэзии. В том, что касалось женщин, Кроули обычно не терял времени даром; несколько месяцев у них продолжались нерегулярные свидания. В 1921 году Соня встретилась с Г.Ф.Лавкрафтом, и в этом же году Лавкрафт опубликовал свой первый роман с упоминанием Абдула Альхазреда ("Безымянный город"). В 1922 году он впервые упоминает "Некрономикон" ("Гончая"). 3 марта 1924 года Лавкрафт женится на Соне Грини. Неизвестно, что именно Кроули рассказал Соне Грини и что она рассказала Лавкрафту. Однако считается, что именно с подачи Кроули у Лавкрафта появляются знания о Некрономиконе. Что же именно написано в этой книге? В первую очередь, "Некрономикон" известен своими рассуждениями об "изначальных временах". Альхазред, якобы имел доступ ко множеству ныне утраченных источников и смог детально изучить события, на которые лишь намекают Книга Бытия, апокрифическая Книга Еноха и прочие традиции. Он считал, что до того, как появился род человеческий, Землю населяли другие виды живых существ, и что человечество приобрело множество знаний благодаря встречам с существами иных "сфер". Он разделял с некоторыми неоплатониками веру в то, что звезды подобны нашему Солнцу и вокруг них обращаются невидимые с Земли планеты, на которых существуют особые формы жизни. Но эти верования Альхазред значительно усложнил и расширил метафизическими спекуляциями, представляющими эти формы жизни частями космической иерархии духовной эволюции. Он был убежден в том, что общался с этими существами — "Древними" (злыми джинами, населявшими ранее Землю) — при помощи магических заклинаний(которые и приведены в книге), и предупреждает о том, что эти чудовищные силы ожидают часа, чтобы вернуться и вновь заявить свои права на Землю. Причем вернуться они тогда, когда люди станут похожи на Древних в своей порочности и бессмысленной жестокости. Вот, что пишет об этом сам Лавкрафт в рассказе "Зов Ктулху" (1926): "…Культ этот не умрет до тех пор, пока звезды вновь не придут в правильное положение и тайные жрецы не призовут Ктулху из Его могилы, дабы Он вдохнул жизнь в Своих подданных и снова воцарился на земле. Время это будет легко распознать, ибо тогда человечество уподобится Великим Древним: вольным и диким, не ведающим различия между добром и злом, не признающим законов и морали; и все люди станут кричать, убивать и веселиться. Освобожденные Древние научат их новым способам кричать, бивать и веселиться, и вся земля запылает в огне экстаза и свободы".
Существовал ли когда-либо Некрономикон? Этому нет никаких материальных подтверждений. Однако, произведения Лавкрафта, упоминающие о нем несут в себе важный посыл человечеству: «утратив человеческий облик, мы потеряем главенство на планете и исчезнем навсегда с лица Земли». Интересен тот факт, что, не смотря на отсутствие реальных изданий Некрономикона, сегодня в Интернете можно найти много отрывков из этой книги. Ложь? Скорее всего - да! Но, вот любопытное наблюдение. … Автор электронной версии таинственной книги призывает желающих пообщаться с духами «Древних» делать 4 знака руками. Два знака, как раз вызывающие духов, болезненно напоминают символы, распространенные сегодня в народных массах. Другие же два, призванные защитить человека от влияния духов, в массы не пошли… Первый из них — знак Вур; по природе своей это — истинный символ Древних. Делай его всегда, когда бы ты ни стал призывать Тех, кто вечно ожидает за Дверью. Второй — знак Киш. Он разрушает все преграды и открывает врата Предельных Сфер. Неужели, с распространением символики рока и манеры посылать друг друга на…, при помощи среднего пальца, мы вызвали полчища злых джинов в наш мир, и именно от того кругом столько насилия и жестокости? В таком случае пророчество сбывается, Древние возвращаются, а мы, погрязшие в распутстве просто самоуничтожаемся… Нет, это не может быть правдой, Лавкрафт все выдумал, и кое-что за него домыслили сумасшедшие фанатики зла! … А если нет? Если это не вымысел? В любом случае нам следует поостеречься сорить бранью и излишне жестикулировать!
Еще со средних веков так повелось, что литература будоражит умы и заставляет людей задуматься над разными вечными вопросами. Не редко книги помогают нам лучше понять, что мы хотим, какими мы хотим стать и какими не хотим. По-прежнему книги бывают чересчур вольнодумными, и сегодняшняя власть запрещает их, называя экстремистскими. Но это уже совсем другая история.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |