Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первичное интервью




Первичная терапия, терапия первичного крика

Метод психотерапии, разработанный в 60-е годы XX века американским психологом Артуром Яновом. Основные положения этого подхода заключаются в следующем: базовой потребностью ребёнка является потребность в принятии и уважении. Но в нашей культуре вместо любви человек зачастую получает обиды и оскорбления. Выражение злости по отношению к родителям запрещено. В результате она подавляется, что ведет к усилению травматичности нашего опыта. К 5-7 годам эта боль становится нестерпимой, и ребёнок принимает решение «исказить себя так, чтобы родители могли полюбить его». Этот процесс называется «замораживанием боли». Подавленная боль выражается в виде телесных симптомов – заикание, поверхностное дыхание, напряжение мышц и т.п. Первичная боль снимается механизмами психологической защиты. В частности, нам помогает в этом такое образование, как характер. Таким образом, человек живёт не в реальном, а в символичном мире. Боль из прошлого воздействует на наше настоящее. Чтобы изменить это, нужно разрядить эту первичную травму. Для этого её нужно прожить заново. Происходит катарсическая разрядка, осознание и включение этого опыта в личность человека. Теоретические посылки первичной терапии были подтверждены исследованиями, которые проводились в Копенгагенском и Калифорнийском университетах.

 

Первичное интервью перед расстановкой — это половина работы с клиентом, вторая половина — это сама расстановка. Интервью можно разделить на несколько этапов.

1. Приветствие и присоединение к клиенту и его системе. Присоединение предполагает состояние терапевта, которое можно описать как «быть в контакте», быть добродетельным, готовым ко всему в настоящем моменте событий. Для того, чтобы присоединение произошло, необходим хороший контакт на более глубоком, чем словесный, уровне. Если клиент, садясь на стул рядом с терапевтом, сразу начинает говорить, то последний может предложить ему немного «побыть в тишине», «подышать», «подождать», «внутренне довериться скрытому решению и предстоящему процессу». Тихий контакт-восприятие нужен терапевту, чтобы настроиться на клиента и его семью, освобождает от предубеждений. В это время важно, чтобы раскрылось внимание, сила и напряжение между клиентом и психологом, между клиентом и группой, между клиентом и его близкими людьми, между клиентом и его запросом. Важно внимание психолога к движениям, дыханию, жестам, позам, вегетативным проявлениям клиента.

2. Запрос. На этапе определения темы, или запроса, клиента «количество задаваемых (терапевтом) вопросов прямо пропорционально невежеству в жизни» (Ш. Хаузнер). Терапевт задает обычно простые короткие вопросы, например: "О чём речь?", "Что с Вами?", "В чём потребность?", "Что у Вас?", "Чем Вы озабочены?", "В чём запрос?", "Что для Вас было бы хорошим результатом?". Подобные вопросы позволяют клиенту сосредоточиться на самом главном. Короткие вопросы очерчивают "поле" расстановки (то есть лиц, которые будут расставлены, душевную динамику отношений). Критериями хорошего запроса являются: краткость (одно предложение), открытая формулировка в отношении проблемы и решения, ясность, наличие энергии для изменения, запрос должен быть связан с первичными чувствами клиента, соответствующими ситуации, опора на факты. В идеале запрос должен быть позитивным (таким, где отсутствуют языковые средства отрицания) и сформулированным в я-терминах.

3. Сбор информации, необходимой для прояснения ситуации клиента. Психолог задает вопросы о семейном положении («кто входит в вашу семью?», или «кто входит в вашу родительскую семью?», «кто принадлежит семье?», «кто входит в систему?»), о настоящем («что происходит?», «как это проявляется, приведите пример»), о прошлом («кто в семье делал так?», «кто был исключён?», «как было раньше, что происходило?»). Информация собирается о фактических событиях, людях, судьбах, а не о переживаниях. Показателями качественной информации служат сила, напряжение и близость к запросу в ответах клиента. Информации нужно немного, чем меньше знают заместители, тем убедительнее для клиента прочувствованное знание и больше свободного движения души (заместителей) в расстановке. Информация может собираться и в ходе расстановки, дополнительно проясняя определенные моменты, давая импульс к продолжению. На основе информации клиента интуиция и опыт терапевта рождают гипотезы, внутренние образы, благодаря которым углубляется и облегчается ход расстановки и интервенции терапевта. Иногда в конце расспроса терапевт может коротко воспроизвести, резюмировать сказанное клиентом.

4. "Чудесный вопрос". После сбора информации психолог спрашивает клиента о хорошем для него решении. Терапевт задает вопрос о результате работы, ориентированный в будущее клиента: «Что для Вас будет хорошим результатом работы?», «Если мы хорошо поработаем, что для Вас изменится?», «Что Вы ждёте или хотите получить в результате работы?», «Можно ли измерить, положить в тачку этот результат?». Другими словами, результат должен быть измеримым, зависящим от клиента, ясным, понятным, чётким. Это способствует проявлению порядка в жизни клиента и прояснению цели.

Затем терапевт принимает решение о проведении (или нецелесообразности проведения) расстановки и, в случае положительного решения, определяет совместно с клиентом, кто должен быть расставлен, и следует собственно расстановка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.