Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чувства




Травма

Травма – это витальное переживание дисбаланса между угрожающими обстоятельствами и индивидуальными возможностями побороть их, сопровождающееся чувством беспомощности и незащищенности и вызывающее длительное потрясение в понимании себя и мира. Она может привести к болезненным реакциям в психической и вегетативной сферах (депрессия, неврозы и др.).

Классические душевные травмы: экзистенциальная травма (т.е. с угрозой существованию) – например, тяжелая авария, попытка убийства и травма потери – например, смерть любимого человека.

 

Главная причина нарушения привязанности и путаницы в отношениях между родителями и детьми – родительские травмы, так как травма разрушает способность родителей создавать отношения. Они не могут полностью эмоционально открыться ребенку как мать или как отец, потому что их пугает контакт с травмированными частями себя (экстренный механизм травмы состоит в основном в замораживании и диссоциации – расщеплении своей личности на травмированную, выживающую и здоровую части – и служит выживанию).

Феноменология
Напрвление философии, в более узком рассмотрении - определенного рода взгляд на явления и способ их описания. В основе феноменологического метода лежит именно дескрипция, основанная на чистом восприятии, а не конструкция или воображение. Феноменологическая стратегия состоит в том, чтобы отказаться редукционизма и описать вещи (в самом широком смысле) такими, какими они проявляют себя, не отсылая к чему-то другому и не оценивая, т.е. описать их как феномены.

Фокус
В структурных расстановках: заместитель клиента. Такое обозначение подчеркивает, что заместитель в расстановке представляет не все аспекты клиента, а только те, которые имеют непосредственное отношение к запросу.

 

В рамках системно-феноменологического подхода принято выделять четыре уровня чувств:

1. Первичные чувства. Непосредственно вызванные каким-либо событием, не опосредованные социально и обычно очень сильные чувства. Часто подавляются из соображений безопасности, морали или для сохранения "социального лица". Например, муж после измены жены не признает, что чувствует боль. В случае вытеснения, непроживания первичного чувства ему на смену приходят вторичные, например, обида или желание отомстить.

2. Вторичные чувства. Это циклические, драматичные по выражению чувства, которые не ведут к решению. Смысл вторичного чувства оградить себя от глубокого переживания первичного. Человек может жить исходя из вторичных чувств очень долго, по сути, ценой постоянного напряжения избегая быстрого, но, возможно, болезненного проживания первичных чувств и разрешения ситуации.

3. Системные (перенятые) чувства. Именно с этим видом чувств работает расстановка. Это чувства, "доставшиеся" человеку как члену системы (семьи, организации...), так как, принадлежа ей, он вынужден быть лояльным и может попасть в переплетение. Испытывая такие чувства, человек часто не понимает их природы и ищет им внешнее объяснение, иногда проявление таких чувств приписывают характеру и врожденным особенностям человека.

4. Мета-чувства. В повседневной жизни мы очень редко сталкиваемся с чувствами такого рода. По большому счету мы даже не можем управлять этими чувствами. Мы можем лишь входить в мета-чувства и выходить из них, подобно тому, как человек входит и выходит из реки. Мета-чувства – это проявление в человеке нечто большего, чем его личность. Эта категория чувств проживается как некая отрешенность и в то же время растворенность наряду с сосредоточенностью. Мета-чувства часто связаны с духовными переживаниями.

Г. Вебер так пишет о четырех уровнях чувств: "Чувства, ведущие к действию — это первичные чувства, и они очень просты. Их не нужно долго объяснять, это чувства без всякой драмы. Поэтому они обладают определенным покоем, кроме тех случаев, когда речь идет действительно о драматических вещах. Тогда чувство тоже драматично, но это совершенно адекватно.

Большинство тех чувств, которые демонстрируются, — это чувства вторичные, они являются подменой действия. Так как они призваны убеждать других в том, что человек действовать не может, они должны быть преувеличены и драматизированы. Человек, испытывающий вторичные чувства, чувствует себя слабым, как, кстати, и другие присутствующие, которые тоже чувствуют себя слабыми и призванными что-то сделать, но при этом видят, что здесь все равно ничего не поможет.

Если чувства первичны, то те, кто при этом присутствуют, испытывают сочувствие, но чувствуют себя свободными, потому что человек, который демонстрирует подобные чувства, силен. Распознать это очень легко. Человеку, испытывающему вторичные чувства, приходится затемнить реальность, потому что это чувство он поддерживает с помощью внутренних образов.

Так как первичные чувства ведут к цели, они кратки. Они сразу оказываются у цели, тут нет окольных путей. Вторичные же чувства, напротив, длятся долго. Они направлены на то, чтобы сохранить ситуацию бездействия. И если позволить человеку их выражать, то будет становиться все хуже. Поэтому так долго длятся те терапии, где пестуют подобные чувства. У вторичных чувств есть также титул чувств «прекрасных». Они драматичны и волнующи, но человека они обессиливают и являются ложными.

Я хотел бы привести один пример, касающийся первичной и вторичной печали. Первичная печаль — это, к примеру, очень сильная боль разлуки. Если человек переживает эту боль, то печаль быстро проходит, и тогда человек снова свободен и может начать действовать. Вторичная печаль проявляется, например, в жалости к самому себе. Такое чувство может длиться всю жизнь. Эта печаль не служит новому началу. Она является подменой первичной боли.

Месть — это тоже вторичное чувство и нередко реакция на прерванное движение любви к... Но это чувство может быть и системно перенятым из какой-либо вышестоящей системы. Упреки — это всегда подмена принятия. Человек часто начинает испытывать злость, причинив вред другому, хотя все основания злиться должны бы быть у другого. Злость зачастую является подменой просьбы в отношениях.

Третью категорию составляют системно перенятые чувства. В этом случае человек не в себе. Он отчужден от себя самого, и сделать с ним тоже ничего нельзя, так как он находится в чужом чувстве. Здесь сразу можно распознать, что человек находится в некой совершенно иной ситуации.

Есть и еще одна, четвертая, категория чувств, которые я называю мета-чувствами. Эти чувства обладают совершенно иным качеством. Это чувства без эмоций. Они являются чистой, сосредоточенной силой. К этим чувствам относятся, например, мужество, смирение (как согласие с миром таким, какой он есть), спокойствие. Существует также мета-любовь, некая вышестоящая любовь. Когда один человек что-либо причиняет другому, не будучи при этом на него злым, как, к примеру, хирург, а иногда и психотерапевт, это я называю мета-агрессией. Раскаяние, например, также является мета-чувством. В этом случае человек сосредоточен, и он знает о том, что ему положено. Он чувствует это, и этому он следует.

Если же человек уклоняется от того, что ему положено, тогда он фиксирует что-то, что опять же является родом совести, духовной совести в отличие от ну, скажем, совести действий. Она как-то связана с мета-чувствами, к примеру, когда человек изменяет самому себе.
Венцом всех мета-чувств является мудрость. Она связана с мужеством, смирением и силой. Мудрость — это чувство, с помощью которого человек может различать, что имеет значение, а что — нет. Мудрость не означает, что я что-то знаю, она означает, что в определенной ситуации я распознаю, что возможно, а что — нет и что мне нужно делать. Мудрость всегда ориентирована на действие. Действия человека мудрого не являются следствием неких выводов, он непосредственно воспринимает то, что правильно. Поэтому люди мудрые всегда поступают не так, как от них ожидают.
Когда возникают мета-чувства, они воспринимаются как подарки. Их нельзя достичь, добиться, они даются нам как милость. Они являются вознаграждением за опыт, за усилия — как спелый плод.
То, что человек всегда, во всех областях и, прежде всего в отношениях испытывает чувства, является частью того, из чего складывается полнота жизни. Мета-любовь придает отношениям силу и безопасность, из нее вытекают ответственность, надежность и верность".

Чудесный вопрос
Такая "настойчивая" постановка терапевтом вопроса, в ответ на которую клиент самостоятельно точно и кратко формулирует свой запрос к терапии, представляя желаемую ситуацию и порождая непроблемные поведенческие модели. Термин введен Стивом де Шейзером.
Возможны различные конкретные формулировки "чудесного вопроса", но в любом случае, это вариации на тему "Что будет, если произойдет чудо и проблема будет решена". Смысл такой постановки вопроса и главная идея применения этого приема терапевтом - иной ракурс рассмотрения ситуации: не через проблему, а через решение. Таким образом, энергия и внимание направляется не столько на преодоление препятствия, сколько на достижение результата.

 

http://www.constellator.ru/terms

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.