КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Техника тестирования
С большее распространение получили в старших классах общеобразовательной школы и вузах. По своей распространенности и многочисленности тесты этого типа занимают одно из первых мест. Используются некоторые такие тесты для профессионального отбора (в военные училища и институты, школы милиции и др.). Ведь координированность движений рук, широта поля зрения, цветовая чувствительность, скорость сен-сомоторных реакций, вид памяти (образная, логическая, эмоциональная) и мышления (наглядно-действенное, абстрактно-логическое) влияют на успешность освоения людьми той или иной профессии. Вопросы, входящие в тест достижений, предполагают знание конкретных фактов, они применяются для оценки успешности овладения знаниями, практическими навыками и умениями, т.е. диагностируют прошлый опыт, достигнутый результат, степень усвоения тех или иных дисциплин и методов работы. Однако нельзя отрицать и тот факт, что полученный с помощью тестов достижения результат тоже может в определенной степени предсказывать темпы продвижения учащегося в области усвоения конкретной области знаний или практического навыка, так как имеющийся на момент тестирования высокий или низкий уровень овладения ими отразится на дальнейшем процессе обучения. Тесты способностей направлены на выявление предпосылок к тем или иным видам деятельности и помогают в выборе наиболее подходящих профессий. Образцом типичного теста достижения является Стэн-фордский (SAT), разработанный еще в 1923 г. Он неоднократно модернизировался и последний его вариант появился в 1973 г. На его примере можно продемонстрировать, как, сочетая отдельные тесты и объединяя их в батареи, можно получать показатели успешности обучения по разным школьным предметам, также целостную картину успешности обучения за несколько лет. Например, в батарею SAT для учащихся 5—6 классов включают следующие субтесты: 1. «Словарь». Основан на изучении словарного запаса с 2. «Понимание прочитанного». По ответам на систематизи
3. «Навыки анализа слов». Ученик должен правильно про 4. «Математические понятия». Задания позволяют выяс 5. «Математические вычисления». Оцениваются умения 6. «Применение математики». Субтест содержит типичные 7. «Грамотность». Ученик должен найти неправильно на 8. «Язык». Демонстрируются разнообразные языковые 9. «Социальные науки». Выясняются знания основ соци
10. «Естественные науки». Субтест позволяет определить 11. «Понимание прослушанного». Испытуемый отвечает на При обработке результатов теста достижений в качестве точки отсчета берется статистическая норма. Индивидуальные результаты в ориентированных на норму тестах сопоставляются с результатами, полученными в выборке стандартизации, при этом в качестве сопоставительных величин используют величины процентной ранговой шкалы. Недостатком ориентированных на норму тестов являются, во-первых, ориентация только на уровень усвоенного ребенком материала по сравнению с другими детьми, во-вторых, возможность предварительного «натаскивания» испытуемого на достижение желаемого результата. В какой-то степени эти недостатки можно преодолеть путем разработки критериально-ориентированных тестов достижений, которые получили распространение в западных странах в последней четверти XX века. Подобные тесты позволяют выявить индивидуальную структуру знаний, умений и навыков, слабые и сильные стороны в усвоении учебной программы конкретным учеником. Это позволяет учителю внести необходимые изменения в учебные цели и помочь ученику, испытывающему трудности в обучении, проработать недостаточно усвоенный материал. Необходимо учитывать, что чрезмерная ориентация учебного процесса в образовательных учреждениях различных ступеней (ДОУ, школа, колледж, вуз) только на результаты педагогического тестирования не позволяет оценить передовую педагогическую практику. Традиционно тесты достижений оценивают компетентности, которые учащиеся могли приобрести, выполняя ту или иную учебную работу. Эти компетентности включают стандартные школьные навыки: чтение, письмо, орфографию и счет. Однако для того чтобы успешно освоить любую учебную дисциплину, учащемуся необходимо научиться осуществлять эффективный поиск информации, убеждать своих оппонентов, проявлять изобретательность, приобретать первоначальные организаторские навыки и умение руководить (воспитывать у себя лидерские качества). Таким образом, если в процессе обучения надо сформировать у учащихся некоторые компетентности, необходимые для исследователя, то осуществить это посредством стандартной батареи тестов достижений невозможно. Для этого требуется использовать, наряду с другими, психологические тесты. Они делятся на интеллектуальные, способностей, социально-психологические и личностные. Интеллектуальные тесты. Предназначены для исследования и качественной оценки уровня интеллектуального развития индивида. Наиболее известные и широко применяемые из них: — тесты Д. Векслера — используются для измерения памяти и др.); — Стэнфорд—Бине — включают задания, направленные — шкалы умственного развития Бине—Симона; — шкала когнитивного развития Н. Бейли. Тесты интеллекта занимают ведущее место в зарубежной психологической диагностике. Первая шкала Бине—Симона появилась еще в 1905 г. Она несколько раз пересматривалась авторами, которые стремились исключить из нее все задания, требующие специального обучения, и расширить возраст испытуемых. Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который мог превышать или точно соответствовать реальному, в ряде случаев — быть значительно ниже его. Умственный возраст определялся по успешности выполнения тестовых заданий, начиная с точно соответствующих возрасту ребенка, до тех пор, пока не вы- являлся возраст, все задания которого решаются испытуемым. Этот возраст назван базовым умственным возрастом. Одна из редакций шкалы Бине легла в основу научно-исследовательской работы, проведенной в Стэнфордском университете коллективом психологов под руководством Л.М. Термена. Предложенный этими исследователями новый вариант настолько отличался от шкалы Бине, что получил двойное название — шкала Стэнфорд—Бине (1916). Основными отличиями были следующие нововведения: — использование в качестве показателя коэффициента — применение статистического критерия оценки тести Коэффициент IQ рассчитывается по формуле: В шкале Стэнфорд—Бине средний показатель выполнения заданий был равен 100, а средние отклонения индивидуальных значений равнялись 16. Это значит, что индивидуальные значения показателя коэффициента IQ по тесту, попадавшие в интервал от 84 до 116, считались соответствующими возрастной норме. Введение коэффициента IQ позволило преодолеть существенный недостаток показателя умственного развития, связанный с тем, что одинаковая разность между умственным и реальным возрастом имеет различное значение для разных возрастных ступеней. Статистическая норма стала тем критерием, с которым начали сравнивать индивидуальные тестовые показатели, оценивая их и давая им психологическую интерпретацию. Д. Векслер, исходя из положения о нормальном распределении статистических показателей, предложил всех испытуемых классифицировать по количественным показателям коэффициента IQ. Такая классификация интеллекта представлена в таблице. Тесты способностей. Это методики, диагностирующие уровень развития способностей человека, от которых зависят его успешное обучение, профессиональная и творческая деятельность. Известные на сегодняшний день тесты помогают определять общие (например, вербальные) и специальные (про- фессиональные) способности (музыкальные, математические, спортивные и т.п.). Тесты способностей включают задания не только на интеллект, но и на внимание, память, восприятие, общую и тонкую (пальцевую) моторику. Такие тесты находят чрезвычайно широкое применение. Это связано, во-первых, с тем, что существует необходимость ранней диагностики одаренных детей и их своевременной ориентации на ту или иную творческую (спортивную) деятельность. Во-вторых, традиционные тесты интеллекта сосредоточены на изучении, в основном, академических способностей. Однако интеллектуальное развитие находится в тесной зависимости от уровня развития ряда специальных способностей. Например, сведения об индивидуальных сенсорных способностях позволяют понять особенности формирования интеллекта ребенка. В этом случае психолог получает более полную характеристику личности испытуемого и ряд сведений, дополняющих данные о его интеллекте. Для диагностики моторного развития часто применяется двигательный тест Н.И. Озерецкого (1936). В этот тест входят субтесты на определение следующих моторных способностей: статической и динамической координации, скорости движений и их силы, сопровождающих движений (мимика, движение кистей рук и др.). Эта методика предназначена для изучения моторных движений по возрастным уровням. Она была стадартизирована в США под названием «Шкала моторного развития Линкольна—Озерецкого». Для оценки выполнения большинства моторных тестов требуется специальная аппаратура, однако возможно проведение и бланковых тестов. Моторные функции в норме поддаются быстрой тренировке, поэтому даже повторное проведение одной и той же тестовой методики может показать различные результаты, что существенно усложняет процесс создания высоко надежных и валидных тестов. Тесты диагностики сенсорных способностей, наоборот, отличает достаточно высокая надежность — они изначально применялись для клинического тестирования, направленного на выявление дефектов в развитии сенсорных функций. В психологии изучают сенсорные способности человека во всех модальностях (слуховое и зрительное восприятие, обоняние, тактильная чувствительность и др.), однако стандартизированные методы созданы в основном для исследования сохранности слуховой и зрительной функций, которые имеют чрезвычайно важное значение для нормального психического развития человека. Эти тесты различаются в зависимости от того, на измерение каких характеристик восприятия они ориентированы. Например, для измерения слухового восприятия применяются аудиологические методы диагностики остроты слуха, а также специальные тесты на различение громкости, высоты, тембра звуков. В качестве слуховых раздражителей используют чистые звуки и различные шумы, слоги, слова, текстовые отрывки. Широко известен тест Сишора для изучения музыкальных способностей школьников и взрослых. Он представляет собой батарею из шести тестов на различение высоты звука, громкости, ритма, длительности, тембра и на тональную память. Методики, подобные тесту Сишора, все же не могут дать исчерпывающую характеристику музыкальным способностям человека, которые можно отнести к группе профессионализированных. К ним же можно отнести художественные, артистические и другие способности, связанные с различными видами творческой деятельности. Поэтому чаще всего диагностика творческих способностей осуществляется путем экспертных оценок (членами приемных комиссий при соответствующих учебных заведениях). Интересно отметить, что диагностика технических способностей, необходимых для работы с современной техникой, претерпела серьезные изменения. Первоначально испытуемым предлагалось за ограниченное время собрать конструкцию из отдельных деталей. Однако современная техника настолько усложнилась, что работа с ней требует не только высокого уровня развития сенсомоторных навыков, ловкости, физической силы, но и особых умственных способностей, как, например, пространственное представление и техническое понимание. Сегодня большинство тестов технических способностей ориентировано именно в этом направлении. Разновидностью тестов способностей являются тесты креативности, представляющие собой, как правило, совокупность тестовых методик, направленных на изучение и оценку общих творческих способностей человека. Они помогают выявить способности испытуемого порождать необычные идеи, быстро решать проблемные ситуации, принимать нестандартные решения. Однако тесты креативности не достаточно надежны, так как творческие достижения требуют оптимального сочетания как способностей, так и других качеств личности. Социально-психологические тесты. Тестирование в области социальной психологии проводится с помощью личностных и социометрических тестов. Последние предназначены для определения особенностей межличностных взаимоотношений в группе. Основоположником социометрии был Дж. Морено. Социометрические тесты применяют для изучения динамики внутренних межличностных отношений в различных возрастных и профессиональных группах, выявления внутригрупповых лидеров и изгоев, мотивационных установок группы и ее конфликтных зон. Актуальным вопросом социальной психологии является создание личностных методик, ориентированных на социально-психологический норматив. Такие методики, в частности, позволяют выявить детей и подростков «группы риска», склонных к асоциальному поведению или противоправным действиям. Личностные тесты. Это психодиагностические методики, направленные на выявление устойчивых индивидуальных особенностей человека и оценку его личностных качеств. С помощью таких тестов выявляются основные эмоционально-волевые компоненты психической деятельности испытуемого, мотивация его поступков, доминирующие интересы, переживаемые эмоции, особенности поведения в определенных социальных условиях. По предмету и цели психологического диагностирования личностные тесты можно разделить на три группы: — многофакторные личностные опросники (16-фактор- — проективные тестовые методики (тематический аппер — методики, выявляющие отдельные устойчивые особенности (темперамент, характерологические черты, мотивационные и эмоциональные проявления личности и др.), агрессивное поведение личности, самооценки («Нарисуй себя», рисуночный тест фрустрации Рознецвейга и др.). В современных психодиагностических методиках человек как объект изучения описывается в терминах, используемых в естественных науках, и предстает в виде набора параметров, который принято называть профилем личности (отдельный показатель из профиля личности называется чертой). Р. Кэттелл выделил и описал ряд реально существующих черт (факторов) личности. Согласно его теории, люди отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных независимых черт. Р. Кэттелл выявил 16 различных личностных черт, на основе которых был создан многофакторный личностный опросник, позволяющий комплексно оценить степени развитости психологических свойств личности. Перечень черт, используемых в опроснике Р. Кэттелла, не является окончательным. Он неоднократно пересматривался и дополнялся. Так, например, Р. Мейли считал, что для полного психологического описания личности количество черт (факторов) можно довести до 33. Полярные значения этих 33 факторов приведены в учебнике психологии Р. С. Немова. Перечислим их. Уверенность в себе — неуверенность. Интеллектуальность, аналитичность — ограниченность, отсутствие развитого воображения. Зрелость ума — непоследовательность, алогичность. Рассудительность, сдержанность, стойкость — суетность, подверженность влиянию. Спокойствие, самообладание — нервозность, невротичность. Мягкость — черствость, цинизм. Доброта, терпимость, ненавязчивость — эгоизм, своеволие. Дружелюбие, покладистость, гибкость — ригидность, ти- раничность, мстительность. Добросердечие, мягкость — злобность, черствость. Реализм — мечтательность (аутизм). Сила воли — безволие. Добросовестность, порядочность — недобросовестность, непорядочность. Последовательность, дисциплина ума — непоследовательность, разбросанность. Уверенность — неуверенность. Взрослость — инфантилизм. Тактичность — бестактность. Открытость, контактность — замкнутость, уединенность. Веселость — уныние. Очарованность — разочарованность. Общительность — необщительность. Активность — пассивность. Самостоятельность — конформность. Экспрессивность — сдержанность. Разнообразие интересов — узость интересов. Чувственность — холодность. Серьезность — ветреность. Честность — лживость. Агрессивность — терпимость. Бодрость — депрессия. Оптимизм — пессимизм. Смелость — трусость. Щедрость — скупость. Независимость — зависимость. Как видим из этого перечня, личностное развитие каждого индивидуума представляет собой неисчерпаемый источник для психодиагностики. Предлагаемые в этой книге материалы, не претендуя на всеобъемлемость и исчерпанность, позволяют практическому психологу достаточно полно и всесторонне провести многие психодиагностические исследования. Публикуемые материалы, формы бланков для проведения тестирования максимально упростят организацию психологического исследования. Совместная деятельность психодиагноста и клиента в процессе тестирования будет успешной только при точном соблюдении исследовательской техники. Процесс тестирования принято разделять на три взаимосвязанных этапа: выбор методики, само проведение тестирования, интерпретация результатов. Методику выбирают в зависимости от той области деятельности, в которой используется тестирование: педагогика, психолого-диагностическая практика, профессиональный отбор и профориентация, консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, судебная экспертиза и др. Выбор конкретной тестовой методики зависит от общих целей и частных задач, которые ставит перед собой психолог, работающий в той или иной области.
Существуют определенные правила, которые следует соблюдать при проведении тестирования. 1. Психодиагност использует только те тестовые методи 2. Перед выполнением проводят тщательный инструктаж 3. Во время тестирования испытуемые должны работать 4. Если проведение теста регламентируется временем, то Анализ и интерпретация данных психодиагностического исследования проводятся с целью точной оценки свойств, состояний или уровня психического развития испытуемых. Любая тестовая методика имеет определенную программу обработки и интерпретации результатов. Прежде всего это методы статистической обработки первичных данных. Однако интерпретация полученных результатов во многом зависит от области применения, целей и задач психологического консультирования, а также характера взаимодействия между клиентом и психологом-диагностом. Например, в ситуации судебно-психологической экспертизы испытуемый ориентирован на обнаружение у себя только социально одобряемых качеств, поэтому не настроен на конструктивное сотрудничество с психологом, стремится представить себя в лучшем свете, сознательно «корректируя» ответы. Психодиагност вынужден применять различные методические приемы и способы для получения дополнительной информации об испытуемом (использовать специальные клинические и психофизиологические методы, проективные тестовые методики, вести скрытое наблюдение за поведением, мимикой, тембром и ритмом речи и др.). Только комплексное применение дополняющих друг друга методик психодиагностики позволяет получить достоверную психологическую информацию о таком испытуемом. При оказании психологической помощи взаимодействие пациента с психодиагностом строится по-другому. В этом случае нет необходимости скрывать свои чувства и намерения. Он открыт и готов к сотрудничеству. Однако и в этом случае от психолога требуются профессионализм и корректность, чтобы не перейти тонкую грань взаимоотношений, не вторгнуться в мир интимных тайн и сокровенных переживаний пациента, а тем более использовать полученную доверительную информацию в собственных целях. Полученная в результате тестирования психологическая информация позволяет решать следующие задачи: — выявлять текущее состояние и определять динамику — устанавливать реальные изменения в поведении ин — проводить целенаправленную психологическую рабо — определять пригодность индивида или группы тести — разрабатывать рекомендации для дальнейшей психо- — составлять прогнозные оценки развития качеств лич — разрабатывать психологические рекомендации для ин Результаты проведенного с помощью различных методик психодиагностического тестирования являются отправной точкой для решения целого комплекса психологических и социальных задач, основанием для организации дальнейшего взаимодействия психолога и испытуемого, если в jtom есть необходимость, а также фундаментом для позитивного влияния на личность в целях ее дальнейшего развития и самореализации. Далее предлагаем читателям ознакомиться с различными тестовыми методиками и тестами.
Тест-пиктограмма «Вы и ваше окружение» Со всеми ли вам удается найти взаимопонимание? Кого вы избегаете? Кто вам симпатичен? Ответы на эти вопросы даст тест-пиктограмма, он поможет определить качество ваших взаимоотношений с окружающими людьми.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |